ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА

НА МОГИЛЕ ВЕЛИКОГО ИМАМА

Челябинская область известна на всю Россию тем, что здесь жил и творил Зайнулла Расулев, выдающийся мусульманский богослов и просветитель.
В Троицке, где прошли зрелые годы Расулева, память о нем и его свершениях до сих пор жива, люди едут за многие сотни километров, чтобы посетить могилу ишана и почтить его память.
Корреспонденты «МК-Урал» побывали на родине почитаемого ишана Зайнуллы Расулева и попытались понять, чем вызвано неподдельное уважение к этому человеку.
Троицк удивительный город. Пожалуй, такая история и такая городская «биография» на Южном Урале есть еще только у одного населенного пункта – Верхнеуральска. И если традиционно Верхнеуральск был казачьим городом, то Троицк – город торговый. Восточный.
Богатый (по меркам XIX столетия), настоящая торговая столица Южного Урала, в отличие от Челябинска, бывшего когда-то уездным захолустьем. Достаточно сказать, что троицкая ярмарка была по значению третьей в России, а торг шкурами, чаем, мясом и прочими товарами по сути шел с ранней весны до поздней осени.
Разумеется, как и любой торговый город, Троицк до революции был в хорошем смысле космополитичным городом. Где отлично себя чувствовали люди самых разных национальностей и вероисповеданий. В том числе и мусульмане. Троицк для них был духовной столицей всей округи, да и всего, пожалуй, Южного Урала в ту пору. И, конечно же, свой герой для них должен был появиться именно в Троицке.

Начало пути

Вроде бы обычная биография. И с первых же шагов не совсем обычная. Скупые строчки биографии: родился в 1833 году в татарской деревне Шарипово в семье муллы, что на территории нынешнего Башкортостана. Начальное образование получил в медресе в родной деревне, а получил в итоге духовное образование в Троицке тогдашней Оренбургской губернии.

В 25 лет стал имам-хатыбом в деревне Акхужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии.

Еще в юности, как говорят биографы Расулева, стал интересоваться суфизмом. И вот здесь судьба молодого человека делает крутой вираж.

Как рассказывает хазрат Лут, имам троицкой мечети, Зайнулла Расулев в середине позапрошлого, XIX века по просьбе богатого односельчанина отправился в хадж на Мекку. И сделал остановку в турецком Стамбуле, где погрузился в атмосферу богословских споров и поисков. В результате не позднее 1859 года Расулев был посвящен в члены суфийского тариката Накшбандийа, одного из самых известных в мусульманской среде.

Отложив хадж, Зайнулла некоторое время проводит со своим наставником, изучая практику суфизма. Надо сказать, что метод познания истины (тарик) он совершенствовал и познавал у шейха Зиялетдина Кумушханави. У него же получил разрешение преподавать учение суфия Накшбандийа. Затем совершил хадж и через несколько лет вернулся на родину. Но уже, не побоимся сказать, другим человеком.

По возвращении на родину Зайнулла, вернувшийся на пост имама, ввел ряд благих новшеств в практику суфизма среди местных мусульман. Например, громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения Пророка Мухаммада), ношение четок и так далее. Не всем это понравилось. У молодого и амбициозного в хорошем смысле муллы появились враги в среде единоверцев.

Официальные представители ислама – муллы-ортодоксы и кадимисты – обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. Разбираться особенно не стали, и по их доносу Расулев был арестован, а в январе 1873 года сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочередно в Златоусте в течение восьми месяцев, а затем в Никольске Вологодской губернии (1873 – 1876) и в Костроме (1876 – 1881).

«С этим временем связано немало преданий и легенд. Например, говорят, что Расулева бросали в клетку с дикими зверями и он, помолившись, укрощал их», – рассказывает хазрат Лут, наблюдая за выражением наших с фотокорреспондентом лиц. Вера – дело глубоко личное, и раз так говорят, значит, возможно, так и было.

В 1881 году Расулев, которого власти посадили, как бы сейчас выразились, за расхождение с генеральной линией, вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Он повторно совершает хадж, его имя становится все более известным, появляются первые ученики и последователи.

С 1884 года он уже имам мечети в городе Троицке, при которой основал медресе, позже названное по его имени «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Деятельность имама в эти годы связана с просвещением: «Расулия» быстро стала лидером в духовном образовании, получила известность на всю Россию.

Нововведением Расулева было то, что наряду с духовными, богословскими дисциплинами, в медресе студентам (шакирдам) преподавались на высоком уровне и светские науки.

Как говорит хазрат Лут, в медресе шакирды постигали учение Мухаммада не только по традиционной логике (мантык) и догматике ислама, но и по первоисточникам, то есть по Корану и хадисам, а также и по новаторским трудам Габденнасыра Курсави и Шихабутдина Марджани.

В 1893 году Расулев вводит в медресе звуковой метод обучения, классно-урочную систему, изучение светских дисциплин. К началу нового, двадцатого столетия, троицкое медресе превратилось в популярное полусветское учебное заведение с 11-летним курсом обучения и стало центром религиозной жизни зауральских башкир.

Программа обучения включала вероучение, русский и арабский языки, тюрки, чистописание, чтение, заучивание и толкование Корана и хадисов, математику, российскую, тюркскую и всеобщую историю, историю ислама, священную историю, теологию, мусульманское право, этику, гигиену, географию, естествоведение, физику, химию, зоологию и педагогику.

К 1913 году в медресе «Расулия» работало 13 преподавателей, среди них З.Расулев, М.Мутагаров, Р.Атнабаев, Г.Назыров, Х.Терегулов и другие, обучалось 240 шакирдов. Говорят, что многих шакирдов, обучавшихся в медресе, Расулев на собственные деньги поддерживал, давая бедным, но талантливым ученикам возможность закончить образование.

Имя Расулева быстро становится авторитетным в мусульманской среде, он приобретает множество поклонников и, естественно, на него по-прежнему сыпятся жалобы. Правда, надо отдать должное царским властям – на этот раз они прекрасно разобрались в природе этих жалоб и более не давали официального хода бумагам.

Городская легенда

Наш проводник в Троицке – Рауф Назипович Гизатуллин, человек, прекрасно разбирающийся в истории родного города, настоящий энциклопедист, который может часами рассказывать о той или иной улице и даже доме. Короткая экскурсия к месту, где когда-то стояло известное на всю мусульманскую Россию медресе «Расулия».

От бывшей мечети сегодня остался один этаж в доме, кирпичному зданию медресе повезло больше. Здесь и сегодня живут люди, наверное, не подозревающие, что сто с лишком лет назад в доме преподавали Коран и другие богословские дисциплины.

На старом мусульманском кладбище с оградой из дикого камня мы благодаря Рауфу Назиповичу быстро отыскиваем нужную могилу. Собственно, конечно, отыскивать ничего не нужно – могила ишана Зайнуллы Расулева выделяется на общем фоне ухоженностью. Кладбище старое, многие обелиски завалились от времени, на каких-то – полустертые эпитафии арабской вязи. Наш проводник бегло читает и переводит отдельные надписи.

«Есть люди, особенно из Казахстана, которые до сих пор считают, что надо отломить камешек от надгробия, растолочь его и выпить потом полученную субстанцию. Вроде бы благодать нисходит. Поэтому недавно приняли решение сделать ограду над могилой», – комментирует увиденное нами Рауф Гизатуллин.

Могила святого человека и сегодня влечет массу паломников, жаждущих поклониться праху Зайнуллы Расулева. Один из последних шейхов суфийского братства Накшбандийа на территории Южного Урала, а может быть, и всей России, и после смерти, которая последовала в 1917 году – это для мусульманина много значит!

Для Троицка же жизнь и деятельность богослова имеет непреходящее значение, оставшись ярким эпизодом в истории города. А еще после Расулева осталась когорта многочисленных учеников, разлетевшихся по миру и России и передавших духовный опыт и знания своего учителя своим ученикам.


This post has been viewed 1389 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Светочи Уммы, Читальный зал ,

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru