29.03.2024

АБДУЛЛА БИН УМАР

Айша  говорила: «Я не видела никого, кто был бы так непреклонен в следовании тому, на чём были первые, как Ибн Умар»

Сын второго праведного халифа Умара бин Хаттаба Абдулла  родился на третий год после начала пророческой миссии Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он принял Ислам ещё в младенчестве, когда его отец Умар бин Хаттаб  принял Ислам.

Вместе с отцом и другими членами семьи он совершил Хиджру (переселение) в Медину, когда ему было десять лет.


Следование за Посланником Аллаха (мир ему и благословение)

Абдулла бин Умар  очень любил Посланника Аллаха (мир ему и благословение)  и старался во всём следовать ему. Он старался запомнить каждое слово и каждый поступок Посланника Аллаха (мир ему и благословение), свидетелем которых он был. Если же случалось, что он не мог присутствовать рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), он расспрашивал тех, кто был рядом с ним, о его высказываниях и поступках.

Абдулла бин Умар  старался следовать за Посланником Аллаха (мир ему и благословение)  даже в мелочах, на которые другие не обратили бы внимания.

Если он видел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  совершал в каком-либо месте молитву, он тоже молился в этом же месте, когда проходил рядом. Если он видел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  спускался с верблюда в каком-либо месте, он тоже спускался там же и делал то, что делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), будь то молитва или какое-либо другое благое дело. Передают, что однажды он увидел, как в одном месте верблюдица Посланника Аллаха (мир ему и благословение)  дважды обернулась, прежде чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  спустился с неё. Проходя рядом с этим местом, Абдулла бин Умар , прежде чем сойти, заставил верблюда проделать то же самое.

Как-то раз он увидел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  остановился рядом с каким-то деревом. Абдулла ибн Умар  останавливался рядом с этим деревом и поливал его, чтобы оно не засохло.

Если ему приходилось ехать по дороге, на которой он когда-либо видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он старался вести своего верблюда точно по следу верблюда Посланника Аллах в надежде, что верблюд ступит туда, куда ступал верблюд Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Где бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  ни совершил молитву, он старался совершить молитву в этом месте. Будучи в хадже, он старался становиться там, где становился Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Айша  говорила: «Никто так не следовал за Пророком (мир ему и благословение)  во всём, что бы тот ни совершал, как делал это Абдулла бин Умар».

Абдулла бин Умар  наряду с Абу Хурайрой, Анасом бин Маликом, Абдуллой бин Абасом  был из числа тех сподвижников, которые передали наибольшее количество хадисов от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В общей сложности до нас дошло более двух тысяч хадисов через него. В некоторых книгах упоминается, что количество хадисов, которые дошли до нас от Абдуллы бин Умара, равняется 2630.

Абдулла бин Умар  был очень осторожен в передаче хадисов. Он передавал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение)  лишь то, что запомнил дословно, боясь оказаться даже непреднамеренно в числе тех, кто измышляет на Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Такую же осторожность он проявлял, если его спрашивали о каких-либо шариатских решениях. Приводят, что однажды кто-то задал ему вопрос, и он ответил, что не знает. И когда тот человек ушёл, Абдулла бин Умар  сказал: «У человека спросили то, что он не знает, и он ответил, что не знает».

Абдулла бин Умар  говорил: «Кто говорит, когда не знает, «не знаю» – тот овладел половиной знаний».

Он также говорил: «Не станет человек учёным, пока не перестанет завидовать тем, кто выше него, не перестанет унижать тех, кто ниже него, и не перестанет желать за знания мирские средства».


Усердие в поклонении

В достоверном хадисе, который приводят имамы Бухари и Муслим, говорится, что Абдулла бин Умар  увидел во сне, что находится в Раю и в руке у него кусочек шёлка. Куда бы он ни указывал шёлком в Раю, то переносился в это место. Абдулла бин Умар  рассказал этот сон своей сестре Хафсе, которая являлась женой Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и когда она рассказала его Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), то он сказал: «Воистину Абдулла  – праведный человек».

Абдулла ибн Умар  также рассказывал, что в молодости, во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он находился всё время в мечети, и люди, если видели какой-нибудь значащий сон, рассказывали его Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Ему тоже захотелось увидеть подобный сон, чтобы рассказать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и тогда он сказал себе: «Если бы в тебе было какое-либо благо, то ты бы тоже увидел подобное тому, что видят эти люди». В одну из ночей перед сном он обратился с мольбой к Аллаху: «О Аллах, если во мне есть что-либо хорошее, покажи мне сон». В ту ночь ему приснилось, что к нему подошли два ангела с железными палицами в руках и подвели его к краю Геенны. Он испугался и начал просить у Аллаха защиты от Ада, и в это время им повстречался ещё один ангел с железной палицей в руках, и этот ангел сказал: «Не бойся. Ты очень хороший человек <и был бы ещё лучше>, если бы совершал больше молитв». Затем его подвели к краю Геенны, которая была похожа на колодец, обложенный камнями. И он увидел в нём людей, подвешенных на цепях вниз головой, и среди них он узнал людей из курейшитов. Затем его отвели от Ада.

Абдулла ибн Умар  рассказал сон своей сестре Хафсе, и та рассказала его Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение)  сказал: «Абдулла  – праведный человек <и был бы ещё лучше>, если бы он усердствовал в ночных намазах».

После этого Абдулла бин Умар  проводил большую часть ночи в поклонении и до самой своей смерти не изменил совету Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Абу Галиб, один из современников Абдуллы бин Умара, передаёт, что когда тот бывал в Мекке, то останавливался у них. И он проводил ночи в поклонении. Однажды, когда оставалось совсем мало времени до рассвета, Абдулла бин Умар  разбудил его и сказал: «О Абу Галиб! Не лучше ли тебе встать, совершить молитву и прочитать хотя бы треть Корана?» Абу Галиб ответил: «Уже приблизилось время рассвета. Как же я успею прочитать треть Корана?» Абдулла бин Умар  сказал: «Сура “Ихляс” равняется одной трети Корана».

Передают также, что если по каким-то причинам он пропускал коллективную ночную молитву, то проводил всю ночь в молитвах, стараясь как бы возместить этим то, что он потерял, пропустив коллективную молитву, а затем держал пост на следующий день и освобождал одного раба.

Айша  говорила: «Я не видела никого, кто был бы так непреклонен в следовании тому, на чём были первые, как Ибн Умар».


Будь с мирским телом и отдались от него сердцем

Абдулла бин Умар  говорил: «Будь с мирским телом и отдались от него сердцем, и используй то, что в твоих руках, для того, что ожидает тебя после смерти».

Всю свою жизнь он следовал этому правилу. Он занимался торговлей и обладал большими средствами и вместе с этим вёл аскетичный образ жизни и тратил всё на пути Аллаха.

Когда ему дарили что-либо, он говорил: «Я не прошу ничего ни у кого и не отвергаю то, чем Аллах  меня наделил».

Передают, что однажды Абдулле бин Умару  подарили десять тысяч динаров и одежду из бархата. Затем его увидели на рынке покупающим корм для животного за один дирхам. Оказалось, что в тот же день он раздал все деньги и подарил кому-то платье.

Передают, что Муавия подарил ему сто тысяч динаров, и не прошло и года, как он раздал всё это на пути Аллаха.

Один из его современников передаёт, что однажды он зашёл к Абдулле бин Умару  домой и посчитал всё имущество, которое было у него дома, и оно не превышало ста дирхамов.

Абдулла бин Умар  по возможности никогда не ел один. Бедняки, зная о его щедрости, ожидали его на дороге, по которой он возвращался из мечети. Его жена, беспокоясь из-за того, что он никогда не ест досыта, однажды заранее отнесла беднякам пищу и попросила, чтобы в этот раз они не приходили к ним. Также она отнесла еду всем тем, за которыми отправлял Абдулла бин Умар, и попросил их не приходить, если он отправит за ними. Когда Абдулла бин Умар  пришёл домой, то, не найдя никого из бедняков, кто бы поделил с ним ужин, отправил за сиротами, которых всегда приглашал делить с ним трапезу, но и они не пришли. Тогда Абдулла бин Умар  сказал: «Они хотят лишить меня ужина», – и не поужинал в тот вечер.

Однажды Абдулла бин Умар  заболел и захотел рыбу, и для него с трудом нашли одну рыбу. Его жена пожарила её и поставила перед ним. В это время к их двери подошёл нищий. Абдулла бин Умар  повелел отдать рыбу нищему. Жена предложила дать нищему другую еду вместо рыбы, но Абдулла бин Умар  отказался и сказал: «Воистину Абдулла любит это и Всевышний говорит: Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах  ведает об этом”».

Жареная рыба была самым любимым его блюдом, и часто бывало, что ему готовили рыбу, и когда ставили её перед ним, он не притрагивался к ней и отправлял сиротам.

Однажды ему принесли какое-то лекарство из Ирака. Он спросил, что это. Ему ответили, что это лекарство помогает переваривать пищу. Абдулла бин Умар  ответил: «Вот уже сорок лет, как мой живот не наполнялся едой. Что же мне делать с этим?»

Однажды Абдулла бин Умар  отправился в путешествие и недалеко от Медины остановился со своими спутниками, чтобы перекусить. В это время к ним подошёл пастух, который пас невдалеке овец, и поприветствовал их. Абдулла бин Умар  пригласил пастуха присоединиться к ним, но тот отказался, сказав, что держит пост. Абдулла бин Умар  удивился тому, что в такую жару этот пастух держит пост, и, желая испытать его, предложил ему продать одну овцу. Тот сказал, что овцы не его, а он – лишь чей-то раб. Тогда Абдулла бин Умар  предложил: «Скажи хозяину, что овцу съел волк». Пастух разгневался и отошёл от них, проговаривая: «А где же Аллах!?» Из глаз Абдулла бин Умара  потекли слёзы, и он стал повторять слова пастуха: «А где же Аллах?» Когда Абдулла бин Умар  возвратился в Медину, то выкупил у хозяина и раба и овец, а затем освободил раба и подарил ему отару овец.

Приводится, что за свою жизнь Абдулла бин Умар  освободил более тысячи рабов.

Абдулла бин Умар  говорил: «Иной раз я выхожу из дома лишь для того, чтобы приветствовать мусульман и чтобы они приветствовали меня».

Его привычкой было приветствовать всех, кого он встречал на дороге, будь это взрослый или ребёнок.

Что касается его одежды, то он надевал грубую и дешёвую одежду. Когда его спросили, какую одежду лучше носить, он ответил: «Такую, чтобы над тобой не насмехались глупцы и не порицали праведные». «Какая же это одежда?» – спросили его. «Та, которая стоит от пяти до двадцати дирхамов», – ответил он.

 

Джихад на пути Аллаха

Во время первой битвы мусульман при Бадре Абдулле бин Умару  было всего десять лет, и несмотря на это он очень хотел участвовать в этой битве, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  не разрешил ему. И во время битвы при Ухуде Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  не разрешил ему участвовать в ней из-за малого возраста. Когда же состоялась битва у рва (хандак), ему было пятнадцать лет, и лишь тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  разрешил ему участвовать в битве.

Абдулла бин Умар  принимал участие в походе на Мекку и во многих последующих джихадах. Он участвовал в походах на Египет и на Персию. Также он принимал участие в походе на Константинополь во время правления Муавия.


Отношение к правлению

Абдулла бин Умар  сторонился правления и власти. Не раз ему предлагали самые высокие должности в халифате, но его позиция всегда оставалась неизменной.

Во время своего правления халиф Усман  захотел назначить его судьёй, но Абдулла бин Умар  отказался. Как бы ни настаивал халиф, Абдулла бин Умар  не соглашался. Тогда халиф спросил: «Почему же ты не хочешь этого делать? Ведь отец твой выносил решения». Абдулла бин Умар  ответил, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал: «Кто был судьёй и судил несправедливо – тот из обитателей Ада, кто был судьёй и судил без знаний – тот из обитателей Ада, кто был судьёй и судил в соответствии со знаниями и судил по справедливости – тот заслуживает лишь того, чтобы ему от этого не было ни пользы, ни вреда».

«Что же мне делать с этим?» – спросил Абдулла бин Умар, и халиф оставил его в покое.

Также во время правления Али тот хотел назначить его правителем Сирии, но Абдулла бин Умар  отказался от этого предложения.

Несколько раз во времена смут и раздоров к нему приходили с предложением присягнуть ему как халифу, но всякий раз он отказывался. Передаётся, что однажды его даже грозились убить, если он не согласится принять должность халифа, но даже под страхом смерти он не согласился.

После того как Муавия сын Язида умер в 64-м году по Хиджре, Марван бин Хакам пришёл к Абдуле бин Умару  и сказал: «Дай руку, мы присягнём тебе. Ты господин арабов и сын господина арабов».

«Что же мы станем делать с людьми востока?» – спросил Абдулла бин Умар.

«Мы будем убивать их, пока они не присягнут нам», – ответил Марван.

«Клянусь Аллахом, я не хочу, чтобы, достигнув семидесяти лет, я стал причиной убийства хотя бы одного человека».


Смерть праведника

В 74-м году по Хиджре во время совершения хаджа какой-то человек нанёс ему ранение копьём. После этого Абдулла бин Умар  заболел, и вскоре его душа покинула этот мир. Было ему тогда 84 года.

Некоторые источники передают, что копьё, которым ранили Абдуллу бин Умара, было отравлено и человек, ранивший его, был подослан Хаджажем, одним из самых жестоких правителей в исламской истории.

Саид бин Мусаййиб, один из самых известных учёных из числа табиинов, говорил: «Если бы я свидетельствовал кому-либо, что этот человек из обитателей Рая, я бы засвидетельствовал Абдулле бин Умару».

Также Саид бин Мусаййиб говорил: «В день, когда умер Абдулла бин Умар, он являлся лучшим из тех, кто остался».

Автор: Абубакр Дациев
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *