29.03.2024

14 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 11 (окончание цикла)14 УРОК. НЕКОТОРЫЕ РАССКАЗЫ О НЕМ И О ЕГО ДОСТОИНСТВАХ,
Часть 14 (окончание цикла)

Абу Сулейман аль-Джурджани рассказывал: «Судья города Басры Ахмад ибн ‘Абдуллах сказал мне однажды:

— Мы (басрийцы) более осведомлены в вопросах «аш-Шурут[1]», чем куфийцы.

Я возразил ему:

— Объективность – лучше всего для ученого. То, о чем ты говоришь, вывел и установил Абу Ханифа. Вы же просто что-то добавили, что-то убавили из этого, украсив своими словами. Покажите мне свои труды по «шурут» которые были у вас до куфийцев?

Он помолчал немного, а затем сказал: 

— Клянусь, признать истину лучше, чем лгать ради спора»[2].

В «аль-Му’джам аль-Аусат» ат-Табарани пишет:

«Нам рассказал ‘Абдуллах ибн Аюб аль-Каззи, сказав: нам рассказал Мухаммад ибн Сулейман аз-Зухли, сказав: нам рассказал ‘Абдуль-Варис ибн Са’ид и сказал: «Однажды, приехав в Куфу, я обнаружил там троих ученых: Абу Ханифу, Ибн Абу Лейлу и Ибн Шубруму. Каждому из них я задал один и тот же вопрос по торговле.

Я спросил Абу Ханифу:

— Что ты скажешь о человеке, который заключил такую-то торговую сделку и обусловил ее таким-то условием?

Абу Ханифа ответил:

— Эта сделка полностью недействительна.

Ибн Абу Лейла на этот же вопрос ответил:

— Сделка действительна, а условие нет.

А Ибн Шубрума ответил:

— Сделка полностью действительна.

Я сказал себе: — Пресвят Аллах! Трое ученых Куфы разошлись во мнениях в одном вопросе!

Позже, встретив Абу Ханифу, я спросил его об этом, и он мне сказал:

— Я не знаю, почему они так сказали. Мне же передал ‘Амр ибн Шу’айб от своего отца, который передает от его деда, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил подобную сделку и поэтому я говорю: она не действительна.

Встретив затем Ибн Абу Лейлу, я спросил и его об этом. Он сказал:

— Я не знаю, что они сказали, но мне рассказал Хишам ибн ‘Урва от своего отца, который передает от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) ее слова: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел мне купить рабыню Бариру и затем освободить ее». Поэтому я говорю: сделка действительна, а условие нет.

Придя к Ибн Шубруме и спросив его об этом, я услышал такой ответ: — Я не знаю, что ответили они. Мне передал Мис’ар ибн Кидам от Мухариба ибн Дисара, а он от Джабира ибн ‘Абдулла, который сказал:

«Я продал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) верблюдицу с условием, чтобы ее привезли в Медину. Поэтому я говорю, что эта сделка полностью действительна».[3]

В этой же книге имам ат-Табарани пишет: «Нам рассказал Ахмад, сказав: нам рассказал Абу Сулейман аль-Джузджани, сказав: нам передал Мухаммад ибн Исхак от Абу Ханифы, а он от Биляла, а он от Уахба ибн Кайсана, а он от Джабира ибн ‘Абдуллаха такие слова:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучал нас ташаххуду и такбиру так же, как обучал нас сурам из Корана»».

Ат-Табарани добавил:

«От Уахба передает этот хадис лишь Биляль. И этот иснад есть лишь у Абу Ханифы».

Также Ат Табарани пишет:

«Нам рассказал ‘Усман, сказав: нам рассказал Ибрахим, сказав: нам передал Исма’иль от Абу Ханифы, а он от Хаммада ибн Абу Сулеймана, он – от Ибрахима ан- Нах’и, он – от ‘Алькамы ибн Кайса, а он от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда такие слова:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует ) обучал нас истихаре так же, как обучал нас сурам из Корана. Он говорил: «Когда кто-либо из вас захочет совершить что-либо (но не будет знать есть ли в этом благо) пусть скажет:

«О Господь! Посредством Твоего знания я прошу у Тебя правильного выбора! Посредством Твоей мощи я прошу у Тебя силы! Я прошу у Тебя из Твоей великой милости. Ты обладаешь силой, а я нет, Ты знаешь, а я не знаю. Ты – Знающий скрытое! О Господь, если в этом деле есть благо для моей религии, этого мира и моего итога, то предопредели его мне. А если что-либо другое является благом для меня то приведи меня к нему, где бы оно ни было. И отдали от меня зло, где бы оно ни было. И сделай меня довольным Твоим предопределением!»»».[4]

Аль-Хатыб в книге «Аль-Муттафак ва аль-Муфтарак» приводит от Ибн Сувейда аль-Джафни такие слова:

«Абу Ханифа очень уважал меня. Как-то раз я спросил его:

— Что ты считаешь лучшим после первого (обязательного) хаджа: сражение на пути Аллаха или повторный хадж?

Он ответил: — Сражение на пути Аллаха после первого хаджа лучше, чем пятьдесят повторных хаджей».

Это конец книги. Хвала одному Аллаху, достаточно нам Его, Он лучший Покровитель, и нет мощи и силы ни у кого, кроме как от Аллаха, Всевышнего и Великого.

[1] Различные условия, касающиеся заключения сделок. «Китаб аш-Шурут» – так называются отдельные главы фикха имущественных взаимоотношений (фикх аль-муʼамалят).

[2] То есть принять истину, признав свою неправоту. Прим.ред.

[3] Это история указывает на то, что каждый из имамов имел свое мнение, основанное на разных хадисах, передающихся разными цепочками.

Источник: Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *