14 УРОК. НЕКОТОРЫЕ РАССКАЗЫ О НЕМ И О ЕГО ДОСТОИНСТВАХ,
Часть 14 (окончание цикла)
— Мы (басрийцы) более осведомлены в вопросах «аш-Шурут[1]», чем куфийцы.
Я возразил ему:
— Объективность – лучше всего для ученого. То, о чем ты говоришь, вывел и установил Абу Ханифа. Вы же просто что-то добавили, что-то убавили из этого, украсив своими словами. Покажите мне свои труды по «шурут» которые были у вас до куфийцев?
Он помолчал немного, а затем сказал:
— Клянусь, признать истину лучше, чем лгать ради спора»[2].
В «аль-Му’джам аль-Аусат» ат-Табарани пишет:
Я спросил Абу Ханифу:
— Что ты скажешь о человеке, который заключил такую-то торговую сделку и обусловил ее таким-то условием?
Абу Ханифа ответил:
— Эта сделка полностью недействительна.
Ибн Абу Лейла на этот же вопрос ответил:
— Сделка действительна, а условие нет.
А Ибн Шубрума ответил:
— Сделка полностью действительна.
Позже, встретив Абу Ханифу, я спросил его об этом, и он мне сказал:
— Я не знаю, почему они так сказали. Мне же передал ‘Амр ибн Шу’айб от своего отца, который передает от его деда, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил подобную сделку и поэтому я говорю: она не действительна.
Встретив затем Ибн Абу Лейлу, я спросил и его об этом. Он сказал:
— Я не знаю, что они сказали, но мне рассказал Хишам ибн ‘Урва от своего отца, который передает от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) ее слова: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел мне купить рабыню Бариру и затем освободить ее». Поэтому я говорю: сделка действительна, а условие нет.
«Я продал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) верблюдицу с условием, чтобы ее привезли в Медину. Поэтому я говорю, что эта сделка полностью действительна».[3]
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучал нас ташаххуду и такбиру так же, как обучал нас сурам из Корана»».
Ат-Табарани добавил:
«От Уахба передает этот хадис лишь Биляль. И этот иснад есть лишь у Абу Ханифы».
Также Ат Табарани пишет:
«Нам рассказал ‘Усман, сказав: нам рассказал Ибрахим, сказав: нам передал Исма’иль от Абу Ханифы, а он от Хаммада ибн Абу Сулеймана, он – от Ибрахима ан- Нах’и, он – от ‘Алькамы ибн Кайса, а он от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда такие слова:
«О Господь! Посредством Твоего знания я прошу у Тебя правильного выбора! Посредством Твоей мощи я прошу у Тебя силы! Я прошу у Тебя из Твоей великой милости. Ты обладаешь силой, а я нет, Ты знаешь, а я не знаю. Ты – Знающий скрытое! О Господь, если в этом деле есть благо для моей религии, этого мира и моего итога, то предопредели его мне. А если что-либо другое является благом для меня то приведи меня к нему, где бы оно ни было. И отдали от меня зло, где бы оно ни было. И сделай меня довольным Твоим предопределением!»»».[4]
Аль-Хатыб в книге «Аль-Муттафак ва аль-Муфтарак» приводит от Ибн Сувейда аль-Джафни такие слова:
«Абу Ханифа очень уважал меня. Как-то раз я спросил его:
— Что ты считаешь лучшим после первого (обязательного) хаджа: сражение на пути Аллаха или повторный хадж?
Это конец книги. Хвала одному Аллаху, достаточно нам Его, Он лучший Покровитель, и нет мощи и силы ни у кого, кроме как от Аллаха, Всевышнего и Великого.
[1] Различные условия, касающиеся заключения сделок. «Китаб аш-Шурут» – так называются отдельные главы фикха имущественных взаимоотношений (фикх аль-муʼамалят).
[2] То есть принять истину, признав свою неправоту. Прим.ред.
[3] Это история указывает на то, что каждый из имамов имел свое мнение, основанное на разных хадисах, передающихся разными цепочками.