20.04.2024

‘АЛИМЖАН БАРУДИ

(1857-1921) Муфтий мусульман России, просветитель, издатель газет и шейх Накшибендийского тариката.

Родился в деревне Малые Ковали Казанского уезда (по другой версии на территории Пороховой Слободы г. Казани) в семье торговца Мухаммеджана Буньяминовича Галиева. Его мать Биби-Фахрунниса. Первые уроки получил у видных педагогов Идель-Урала, Мусы Ярулла Бигиева, Захира Бигиева, Хади и Садри Максуди в казанском медресе «Кульбуе», высшее образование получил в Бухаре, где ‘Алимжан Баруди прожил семь лет. 

Попав под влияние видных мусульманских мыслителей того времени, Джамалетдина Афгани, Мухаммада Абдуха, Шихабетдина Марджани, он решает посветить себя педагогике и просвещению. Продолжая дело, начатое Исмаилем Гаспринским, добившимся успехов на поприще повышения культурного уровня и образования по новому методу «усул-уль джадид» с 1884, ‘Алимжан Баруди в 1901 году основал медресе «Мухаммадия». Это медресе давало начальное, среднее, специальное и высшее образование, оно было известно, как учреждение с наилучшим учительским составом той поры и сыграло значительную роль в пробуждении не только Казанских татар, но и мусульман всей России. 
‘Алимжан Баруди возглавлял это медресе, а также преподавал в нем. Он считал, что для наилучших результатов в образовании учеников, будет полезно преподавать исламские дисциплины, наряду с арабским, еще и на турецком языке, и с этой целью написал такие труды как Азкару с-салят, Бад’уль-ма’ариф и Муамалат-и диния, которые были рекомендованы как образовательный материал для многих медресе. Кроме преподавательской деятельности ‘Алимжан Баруди активно участвовал в политических и социальных движениях Идиль-Урала. Принимал активную роль во втором и третьем Всероссийском конгрессе мусульман (13-23 января 1906 и 16-21 августа 1906 года соответственно).
 В ходе работы третьего конгресса ‘Алимжан Баруди был председателем комиссии по исправлению религиозно-духовных организаций. Кроме всего прочего, он выпускал газету «ад-Дин уаль-Эдэб» которая долгие годы была печатным органом «джадидитов» (1906). Вся его деятельность раздражала представителей официальной власти и «кадимистов», которые не одобряли преподавание по новой системе, и с их подачи, ‘Алимжан Баруди был сослан на 2 года в Вологду (1908). ‘Алимжан Баруди принял участие во Всероссийском Мусульманском Собрании, на котором собрались мусульмане России, желая воспользоваться свободой, появившейся после февральского восстания 1917 года. Это собрание прошло в Москве и работало с 1 по 11 мая 1917 года. На выборах Всероссийского Муфтия, который должен был представлять интересы мусульман Европейской части России, Сибири и Казахстана, большинством голосов был избран ‘Алимжан Баруди. 
Из всех вопросов, поднятых на этом собрании, самым знаменательным и необычным было старание ‘Алимжана Баруди решить вопрос о предоставлении равных прав мужчинам и женщинам во всех аспектах жизнедеятельности. Его взгляды поддерживал и Муса Бигиев. Однако, это решение было заблокировано большинством собравшихся, которые утверждали, что это противоречит шариату и потому это решение оставили в форме рекомендации. Чуть позднее ‘Алимжан Баруди принял участие в работе Национального Совета татар Европейской части России и Сибири, которое прошло в Уфе, а после прихода к власти большевиков занимался работой по защите прав мусульман.
 С этой целью, в 1918 году он провел ряд переговоров с послом Османской Империи в Москве Галиб Камалем Сойлемезоглу. Он призвал правительство Османской Империи активнее заниматься проблемами мусульман России и защищать их права. Из-за своих действий был посажен в тюрьму уже большевиками, но был отпущен через несколько месяцев. В те года в России царствовал голод и бедность и ‘Алимжан Баруди, переживавший тяжелое время, умер в Москве.
 В стремлении внести обновление в процесс образования, в старании распространить новые мысли среди мусульман России и побудить их к осмыслению, в стремлении повысить культурный и мыслительный уровень своего народа, ‘Алимжан Баруди достиг больших результатов не только с помощью своей образованности, но и особенно с помощью своей суфийской человечности, ведь он был еще и шейхом тариката Накшибанди.
 Являясь одним из «джадидитов», в то же время он считал, что такие уклоны в общественной жизни, как национализм или «прозападность», могут навредить религиозной и национальной составляющей общества. Свои взгляды он защищал в статьях в многочисленных печатных изданиях. ‘Алимжан Баруди много путешествовал, посетил культурные столицы тех лет, такие как Стамбул, Дамаск, Мекка, Медина, Каир и встречался там с большими учеными тех времен.
 В его библиотеке было собрано большое количество важных и редких книг. Считая, что обучение нужно проводить и на турецком языке он составил несколько учебников и они являлись учебным пособием в школах. Среди них самым известным трудом была книга «Маариф-и Исламия», она была написана в 1880 году и пережила несколько переизданий. Эта книга послужила делу пробуждения мусульман России. Под заголовком «ад-Дин уаль-Адаб» — Исламская газета, выходящая 2 раза в месяц» в 1906 году ‘Алимжан Баруди начал издавать газету, которая выходила раз в 2 недели вплоть до 1917 года. Этот печатный орган издавался дольше остальных изданий той эпохи и служил трибуной для высказывания идей обновления (библ. Хаккы Тарик Ус, №137, библ. Стамбульского Университета, Центр изучения Тюркизма Литературного факультета, №955).
Источник: islam-penza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *