28.03.2024

АБУ ХАНИФА АН — НУ’МАН. ЕГО ДАРЕННОСТЬ И ВЫДАЮЩИЙСЯ УМ

Абу Ханифа ревностно защищал запреты Аллаха, подолгу молчал и постоянно предавался размышлениям (Имам Абу Юсуф)

 Однажды Абу Ханифа ан-Ну‘ман зашёл к имаму Малику, у которого сидели его товарищи. Когда он вышел, Малик обратился к присутствующим:

— Знаете ли вы, кто это?

Люди ответили:

— Нет.

Он сказал:

— Ан-Ну‘ман ибн Сабит. Тот самый, который если бы сказал об этом столбе, что это золото, то непременно сумел бы доказать свои слова и непременно вышло бы, что так оно и есть.

Имам Малик не преувеличивал, говоря об умении Абу Ханифы подтверждать и доказывать свою точку зрения и о его сообразительности и остроте его ума. Труды по истории и жизнеописанию великих мусульман полны историй о том, как он дискутировал и полемизировал со своими оппонентами. Все эти истории подтверждают слова имама Малика о том, что если бы даже он стал утверждать, что земля перед ним — золото, то она непременно покорилась бы его доказательствам и стала бы такой.

А что говорить о тех случаях, когда он отстаивал истину?

Случилось так, что один из жителей Куфы впал в заблуждение. А некоторые люди считали его достойным человеком и прислушивались к его словам. Этот человек утверждал, что ‘Усман ибн ‘Аффан изначально был иудеем и что после принятия ислама он на самом деле остался привержен иудейской религии.

Услышав это утверждение, Абу Ханифа отправился прямо к этому человеку и сказал ему:

— Я пришёл к тебе, чтобы сосватать твою дочь такую-то за одного моего товарища.

Тот человек сказал:

— Что ж, добро пожаловать. Подобному тебе не отказывают, о Абу Ханифа… Однако кто же жених?

Абу Ханифа ответил:

— Человек, известный среди людей своим благородством и богатством, щедрый и великодушный, знающий наизусть Книгу Всевышнего Аллаха, совершающий один рак‘ат молитвы на протяжении всей ночи, много плачущий из страха перед Всевышним Аллахом…

Тот человек сказал:

— Прекрасно, просто прекрасно! Довольно, Абу Ханифа… И части того, что ты сказал об этом женихе, достаточно для того, чтобы сделать его достойной парой для дочери самого повелителя верующих.

Абу Ханифа сказал:

— Но есть у него одно качество, о котором тебе следует знать.

Он спросил:

— Что же это за качество?

Абу Ханифа ответил:

— Он иудей.

Тот человек воскликнул:

— Иудей?! Ты хочешь, чтобы я выдал свою дочь за иудея, о Абу Ханифа?! Клянусь Аллахом, я не выдам её за него, даже если он обладает всеми лучшими качествами первых и последних поколений!

Абу Ханифа сказал:

— Ты отказываешься выдавать свою дочь за иудея и при этом убеждаешь людей в том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выдал двух своих дочерей за иудея?!

Тот человек задрожал и сказал:

— Прошу у Аллаха прощения за эти слова и приношу Ему покаяние за эти измышления…

 

Один из хариджитов, человек по имени ад-Даххак аш-Шари, как-то пришёл к Абу Ханифе и сказал:

— Раскайся, о Абу Ханифа!

Он спросил:

— В чём же мне каяться?

Хариджит ответил:

— В твоём утверждении о том, что третейский суд, который имел место в конфликте между ‘Али и Му‘авией, был дозволенным.

Абу Ханифа спросил:

— Согласен ли ты провести со мной дискуссию на эту тему?

Хариджит ответил:

— Конечно.

Абу Ханифа спросил:

— А если мы разойдёмся во мнениях во время нашей дискуссии, кто рассудит нас?

Хариджит ответил:

— Поручи это кому пожелаешь.

Абу Ханифа посмотрел на одного из товарищей этого хариджита и сказал:

— Рассуди нас в том, в чём мы будем разногласить.

Потом Абу Ханифа сказал хариджиту:

— Я доволен этим твоим товарищем в качестве третейского судьи. А ты согласен видеть его в этом качестве?

Хариджит обрадовался и ответил:

— Да!

Тогда Абу Ханифа сказал:

— Горе тебе, ты допускаешь третейский суд в нашем конфликте и упрекаешь за такой же третейский суд двух сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!

И хариджит смешался и не нашёлся, что ответить.

 

Джахм ибн Сафван, глава джахмитов — заблудших приверженцев нововведений, — который сеял зло на земле ислама, как-то пришёл к Абу Ханифе и сказал:

— Я пришёл, чтобы поговорить с тобой о вещах, которые я приготовил для тебя.

Абу Ханифа ответил:

— Говорить с тобой — позор. А рассуждать о том, во что ты веришь, — пылающее пламя.

Джахм сказал:

— Как же ты выносишь такое решение обо мне притом, что ты ни разу не встречался со мной прежде и не слышал моих слов?

Абу Ханифа сказал:

— До меня дошли твои высказывания — приверженцы киблы не говорят подобного.

Джахм спросил:

— Ты выносишь решение на основе сокрытого?

Абу Ханифа сказал:

— Ты хорошо известен среди людей этими своими убеждениями. Тебя знают и простые люди, и имеющие вес. И я имею полное право утверждать о тебе то, что передаёт от тебя множество людей.

Джахм сказал:

— Поистине, я не собирался спрашивать тебя ни о чём, кроме веры.

Абу Ханифа сказал:

— Ты что же, до сих пор не знаешь, что такое вера, что спрашиваешь меня о ней?!

Джахм сказал:

— Знаю, конечно… Но у меня есть сомнения относительно некой её разновидности.

Абу Ханифа сказал:

— Сомнения в вере — неверие.

Джахм сказал:

— Тебе не дозволено клеймить меня неверием до того, как ты услышишь от меня то, что делает человека неверующим!

Абу Ханифа сказал:

— Спрашивай, о чём пожелаешь.

Джахм сказал:

— Скажи мне о человеке, который знает Аллаха сердцем своим и знает, что Он — Единственный и у Него нет сотоварищей и подобных, и Он знает Его через Его качества и знает, что нет ничего подобного Ему, а потом умирает, так и не объявив об этой вере своим языком: он умер верующим или неверующим?

Абу Ханифа сказал:

— Он умер неверующим и станет одним из обитателей Огня, если он не произнёс языком то, что знал сердцем своим, если только не было препятствия, которое мешало ему выразить свою веру словами.

— Как же может не быть верующим тот, кто знал Аллаха истинным знанием?! — воскликнул Джахм.

Абу Ханифа сказал:

— Если ты веришь в Кyр`ан и принимаешь его как доказательство, то я приведу тебе доказательства из Кyр`ана. А если ты не веришь в Кyр`ан и не признаёшь его в качестве доказательства, то я скажу тебе то, что мы говорим тем, кто противоречит исламу.

— Да нет, я верю в Кyр`ан и принимаю его как доказательство, — сказал Джахм.

Абу Ханифа сказал:

— Поистине, Всевышний Аллах постановил, что уверовать можно посредством двух органов — сердца и языка, но не посредством только одного из них. И в Книге Аллаха и хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) множество доказательств этому. Всевышний Аллах сказал: 

«Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: “Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввёл нас в Рай вместе с праведными людьми”. Аллах вознаградил их за то, что они сказали, Райскими садами, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Таково воздаяние творящим добро» (5:83–85).

То есть они знают истину своими сердцами и произносят её своими языками. И Аллах вводит их в Рай, где внизу текут реки, за то, что они говорили.

И Всевышний Аллах сказал: 

«Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исма‘илю, Исхаку, Я‘кубу и коленам [двенадцати сыновьям Я‘куба], что было даровано Мусе [Моисею] и ‘Исе [Иисусу] и что было даровано пророкам их Господом”» (2:136).

Он велел им говорить и не ограничился знанием. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

«Скажите: “Нет божества, кроме Аллаха”, и вы преуспеете».

Он не утверждал, что для того, чтобы преуспеть, достаточно одного лишь знания, но присоединил к нему ещё и слова. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

«Выйдет из Огня тот, кто говорил: “Нет божества, кроме Аллаха”».

И он не говорил, что из Огня выйдет тот, кто знал Аллаха. Если бы слова не требовались и было бы достаточно знания, тогда и Иблис был бы верующим, потому что он знал своего Господа, и он знал, что это Он сотворил его, и это Он умертвит Его, и это Он воскресит его, и это Он ввёл его в заблуждение. Всевышний Аллах сказал, упоминая о словах Иблиса: 

«Ты сотворил меня из Огня, а его ты сотворил из глины» (7:12).

Он также сказал: 

«Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены» (15:36).

Он также сказал, упоминая о словах Иблиса: 

«За то, что Ты отвратил меня [от истины], я непременно засяду против них на Твоём прямом пути» (7:16).

И если бы твои утверждения были верными, то многие неверующие были бы верующими благодаря тому, что они знают своего Господа сердцем, несмотря на то, что они отрицают Его своим языком.

Всевышний Аллах сказал: 

«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (27:14).

Таким образом, их убеждённость не сделала их верующими: Всевышний назвал их неверующими из-за того, что они отвергли своими языками.

Абу Ханифа продолжал в том же духе, приводя доказательства то из Кyр`ана, то из хадисов до тех пор, пока по лицу Джахма не стало видно, что ему нечего сказать и он терпит поражение. И он тихо встал и покинул Абу Ханифу со словами:

— Ты напомнил мне об одном деле, о котором я забыл. Я вернусь к тебе позже.

И он поспешил удалиться и больше никогда не возвращался к Абу Ханифе.

 

Как-то раз Абу Ханифа встретился с группой безбожников, которые отрицали существование Всевышнего Творца, и сказал им:

— Что вы скажете о нагруженном корабле, вокруг которого бушуют волны и на который налетает ураганный ветер, а он продолжает спокойно плыть своей дорогой к своей известной цели, не колеблясь, не портясь, не отклоняясь от курса, и при этом на корабле нет моряка, который управлял бы им, или лоцмана, который регулировал бы движение судна… Как вы думаете, такое возможно?

Они сказали:

— Нет, разум не приемлет это и это невозможно представить, о шейх.

Абу Ханифа сказал:

— Пречист Аллах! Вы считаете, что корабль не может правильно плыть в море без моряков, которые контролировали бы его движение, и при этом утверждаете, что вся наша Вселенная с её полноводными морями, движущимися галактиками, летящими птицами и рыщущими по земле животными появилась и существует без Создателя, Который создал его самым тщательным и продуманным образом, и без управляющего, который управлял бы им наилучшим образом?! Да сгинете вы сами и то, что вы измышляете!

 

Абу Ханифа посвятил всю свою жизнь защите религии Аллаха, используя дарованное ему Создателем умение приводить неопровержимые доказательства и несокрушимые доводы, обосновывая своё мнение.

Он вёл дискуссии, отстаивая Шариат Всевышнего, используя свою уникальную логику.

И когда к нему пришла смерть, в его завещании обнаружили наказ его родным похоронить его на благой земле и не хоронить его на земле, приобретённой сомнительным путём. Узнав об этом, халиф аль-Мансур сказал:

— Кто найдёт для нас оправдание и избавит нас от необходимости извиняться перед Абу Ханифой, живым или мёртвым?..

 

Абу Ханифа завещал, чтобы его тело омывал аль-Хасан ибн ‘Аммара. Омыв его тело, аль-Хасан сказал:

— Да помилует тебя Аллах, о Абу Ханифа, и да простит Он тебя в награду за всё, что ты сделал. Поистине, ты почти постоянно постился последние тридцать лет и ты не спал по ночам последние сорок лет, и трудно будет факихам после тебя уподобиться тебе!
Источник: muslim.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *