ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы > СВЕТИЛЬНИКИ УММЫ

СВЕТИЛЬНИКИ УММЫ

ЖИЗНЬ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И ДО ДНЯ СМЕРТИ
Часть 1

1. Имя и происхождение имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах)

Сегодня в нашем распоряжении имеется большое количество книг о жизни Абу Ханифы[1]. Чтобы меня не обвинили в предвзятости и в чрезмерной приверженности ханафитскому мазхабу, при написании этой книги я старался не брать во внимание сведения, приводимые в трудах ханафитских ученых.

Поскольку цель этой работы – привести необходимые сведения из жизни Абу Ханифы, излишние приукрашивания и преувеличения здесь ни к чему, поэтому во избежание субъективной оценки мы будем черпать сведения не из ханафитских источников, ссылки на которые будут приводиться в сносках ниже.

Известный ученый шафиитского мазхаба аз-Захаби, занимавшийся изучением биографий передатчиков хадисов, в своем многотомном труде приводит об Абу Ханифе следующие сведения:

«Он был факихом всей уммы, учёным Ирака. Его имя – Ну‘ман ибн Сабит ибн Зута ат-Тайми аль-Куфи, дед его – Зута был вольноотпущенным рабом Бани Теймуллаха ибн Са‘ляби. Говорится также, что он никогда не был рабом, а был свободным из числа персов». (Аз-Захаби, «Сияр аль-А‘лям ан-Нубаля», VI, 390)

Ибн Хаджар аль-Хайсами, который был приверженцем шафиитского мазхаба, приводит относительно происхождения Абу Ханифы несколько иные сведения:

«Относительно происхождения имама Абу Ханифы ученые располагают различными сведениями. Так, ученые в области арабских родословных арабом его никогда не считали. Аль-Хатиб аль-Багдади со ссылкой на ‘Умара ибн Хаммада приводит в своем труде сведения, согласно которым отец имама Абу Ханифы был выходцем из народов Кабула, что у границ Индии, и звали его Сабит ибн Зута ибн Ма. Дед его – Зута, был вольноотпущенным рабом рода Теймуллаха ибн Са‘ляба. Таким образом, отец имама Абу Ханифы – Сабит родился уже мусульманином». (Ибн Хаджар аль-Хайсами аш-Шафии, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 30; Курайши, «аль-Джавахир аль-Музыя», I, 26; Ибн аль-Асир, «аль-Камиль фи ат-Тарих», V, 585)

В источниках также говорится, что предки Абу Ханифы были родом из Анбара, которые позже переселились в Насу, где он и родился, и откуда в юношестве уехал. В других источниках говорится, что Абу Ханифа был родом из Тирмиза. Не исключено, однако, что детство Абу Ханифы так или иначе связано с каждым из этих мест. (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 30; Сам‘ани, «аль-Ансаб», VI, 64; Яфи‘и, «Мир’ат аль-Джанан», I, 309)

Внук Абу Ханифы говорил о его происхождении следующее:

«Имя Абу Ханифы было Ну‘ман ибн Сабит ибн Ну‘ман ибн Марзубан, и прадед наш был свободным и знатным человеком. Рабов в нашем роду практически не было. Ещё в детстве Сабита водили к ‘Али ибн Абу Талибу, и тот помолился за него и его род. И мы надеемся, что благодать этой молитвы коснется и нас». (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 30)

Некоторые биографы считают эти сведения наиболее достоверными, так как, на их взгляд, внук Абу Ханифы располагал наиболее достоверными сведениями о происхождении своего предка. (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 31). Иные выводят происхождение Абу Ханифы через его деда Зута к арабскому роду Яхйи ибн Зейда ибн Асада аль-Ансари, считая его по происхождению арабом, однако, такого мнения придерживаются лишь ханафиты.

Принимая во внимание столь противоречивые сведения, касающиеся происхождения Абу Ханифы, можно сказать, что наиболее важным в его биографии было не столько его арабское или персидское происхождение, сколько признание его в качестве виднейшего иракского учёного и основателя одной из школ фикха мирового значения.

Описывая в своих трудах биографию Абу Ханифы, историки приводят некоторые интересные факты, связанные с его именем. Из них становится ясно, что имя Ну‘ман означает кровь, которая насыщает тело и держит его на ногах, либо душа, которая движет этим телом. Образно говоря, Абу Ханифа есть тот, кто держит тело религии на ногах, раскрывая её суть посредством фикха. 

Также говорится, что слово Ну‘ман означает красный или багряный цвет. Все ученые отмечают, что Абу Ханифа был щедрым, натура его была сильной и цельной. Само слово Ну‘ман образуется по форме «фу‘лян», соответственно, в этом смысле имя Абу Ханифы означает «тот, кого Всевышний Аллах дал людям во благо». (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 31; Такие же сведения приводятся и в книге шафиитского учёного Сайида ‘Афифи: «Хаят имам Абу Ханифа», стр. 7)

Все эти сведения приводит в своем труде не безусловный приверженец ханафитского мазхаба, а учёный-шафиит. Это что касается имени Абу Ханифы[2].

Относительно прозвища Абу Ханифы в источниках говорится следующее: «Слово «ханифа», будучи женской формой от «ханиф», означает «отвернувшийся от мирского, склонившийся к истине, поклоняющийся Аллаху мусульманин». Само слово образуется от корня (х-н-ф), что означает «склоняться, обращаться». (Ибн Касир, «аль-Бидая ва ан-Нихая», X, 127)

Говорят также, что такое прозвище Абу Ханифа мог получить и потому, что постоянно имел при себе чернильницу, другое название которой в Ираке «ханафия». (Аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих Багдад», XIII, 347)

Говорится также, что он мог получить это прозвище из-за того, что его старшую дочь звали Ханифой, однако большинство учёных считает, что других детей, кроме единственного сына Хаммада, у Абу Ханифы не было.

Вместе с тем следует сказать, что имя Абу Ханифы, его происхождение и его род не столь принципиально важны. По нашему мнению, он был родившимся и проживавшим среди арабов персом. Эти слова вряд ли кого-то заденут, и вряд ли кто-то станет с этим спорить, ведь истинная ценность человека в исламе определяется степенью его богобоязненности. Ведь и пророк Мухаммад (мир ему и благословение), говорил:

«Аллах ценит человека не за его физические данные или нажитое состояние, а за его богобоязненность и деяния». (Муслим, Бирр, 32; Ибн Маджа, Зухд, 91);

«Аллах не предпочитает один род перед каким-то другим, особенно если деяния того рода не достаточно благи». (Абу Дауд, Знания, 1; Тирмизи, Коран, 10; Ибн Маджа, Мукаддима, 17)

Во времена таби‘инов, в том числе и во времена Абу Ханифы, большинство факихов и виднейших ученых имели неарабское происхождение. Об этом ‘Ата рассказывает следующий случай:

«Однажды халиф Хишам ибн ‘Абдулмалик вызвал меня к себе в Русафу и спросил: «Знаешь ли ты имена учёных в наших провинциях?». Я ответил: «Да, о повелитель правоверных». Тогда он спросил: «Скажи, кто у нас факих в Медине?». Я ответил: «Вольноотпущенный раб Ибн ‘Умара по имени Нафи‘«. Тогда он спросил: «А кто у нас факих в Мекке?», на что я ответил: «’Ата ибн Абу Рабах». Он спросил: «Он араб или не араб?», я ответил: «Он не араб». Тогда он спросил: «А кто у нас факих в Йемене?», я ответил: «Тавус ибн Кайсан». Тогда он снова спросил: «Он араб или не араб?», я ответил: «Он не араб». Тогда он спросил меня: «Скажи, а кто у нас факих в Ямаме?», я ответил: «Яхъйа ибн Абу Касир». И он снова спросил араб тот или не араб, на что я ответил, что он тоже не араб. Тогда он спросил: «Кто же у нас факих в Сирии?», я ответил ему: «Макхуль». И он спросил: «Араб он или не араб?», на что я ответил: «Он не араб». Он спросил: «А кто факих в Джазире?». Я ответил: «Маймун ибн Михран». И он спросил: «Араб он или не араб?», я ответил, что он не араб. Он также спросил меня: «Кто факих в Хорасане?», я ответил, что Даххак ибн Музахим. Он спросил: «Араб он или не араб?». И я ответил ему: «Он не араб». Он спросил: «Кто факих в Басре?» – я ответил ему – «Хасан аль-Басри и Мухаммад ибн Сирин». Он спросил: «А они арабы или не арабы?», я ответил: «Они оба не арабы». Тогда он спросил: «А кто у нас факих в Куфе?», на что я ответил ему: «Ибрахим ан-Наха‘и». «Ну а он – араб или не араб?» – спросил он, на что я ответил – «Он – араб». Тогда он сказал: «Если бы я не услышал от тебя заветного слова «араб» – я бы, наверное, испустил дух». (Сайид ‘Афифи, «Хаят имам Абу Ханифа», Каир 1962, стр. 10)

Поэтому мы склонны рассуждать не как халиф Хишам, а как ‘Ата, ведь Всевышний Аллах наделяет своей мудростью того, кого пожелает. Об этом говорил и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует):

«Даже если бы религия находилась где-то на далёкой звезде, персы достали бы её и оттуда». (Тирмизи, Тафсир, 47, 3; Манакиб, 70)

Этим хадисом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указывает на превосходные качества персов-мусульман, поэтому нам нельзя завидовать им и тем более питать по отношению к ним злобу и ненависть. Ведь если Аллах наделил персов одними превосходными качествами, то арабов и других он наверняка наделил другими.

И неправильно завидовать тому, чем наделил Аллах, и унижать достоинства других наций только из-за того, что они не принадлежат к нашей собственной. В противном случае расизм, которому ислам положил конец, снова восторжествует, а слова Всевышнего Аллаха:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ

«… самый достойный [человек] из вас перед Аллахом – более богобоязненный». («Аль-Худжурат / Комнаты», 49:13) – окажутся отвергнутыми.

Примечание

[1] Книги о биографии Абу Ханифы: Ибн Са‘д, «ат-Табакат», III, 478; VI, 368; Бухари, «ат-Тарих аль-Кабир», VIII, 81; Бухари, «ат-Тарих ас-Са‘ир», II, 43; Ибн Ма‘ин, «ат-Тарих», III, 607; Аль-‘Иджли, Нуретдин ‘Али ибн Абу Бакр аль-Хайсами, «Тарих ас-Сикат», стр. 450; Халифа ибн Хаййат, «ат-Табакат», стр. 167-372; Фасави, «аль-Ма‘рифа ва ат-Тарих»,II, 746; Ибн Абу Хатим, «аль-Джарх ва ат-Та‘диль»,VIII, 449; аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих Багдад», XIII, 323; Ибн Надим, «Фихрист», VI, 390; Сам‘ани, VI, 746; аз-Захаби, «Мизан», IV, 265; аз-Захаби, «аль-Му’ин», стр. 546; аз-Захаби, «Тарих аль-Ислам», VI, 135; аз-Захаби, «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля», VI, 390; аз-Захаби, «Тазкира аль-Хуффаз», I, 168; аз-Захаби, «аль-‘Ибар», I, 314; Ибн Хаджар, «Тахзиб», X, 449; Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 34; Миззи, «Тахзиб аль-Камаль», III, 1415; Хазрарджи, «аль-Хуласат», III, 95; Ибн аль-Асир, «аль-Камиль фи ат-Тарих», V, 585; Курайши, «аль-Джавахир аль-Музыя», I, 26; Ибн Халликан, «Вафаят аль-А‘йан», V, 405; Яфи‘и, «Мир’ат аль-Джанан», I, 309; Ибн Касир, «аль-Бидая ва ан-Нихая», X, 107; Ибн Тагрибарди, «ан-Нуджум аз-Захира», II,12; аль-Кумми, «Ахваль ар-Риджаль», стр. 95; Суюти, «Табакат аль-Хуффаз», стр. 73.

[2] В своей книге под названием «аль-Джавахир аль-Музыя» имам аль-Курайши приводит родословную Абу Ханифы, восходящую к пророку Я‘кубу (Якову) и дальше к Адаму. Родословная выглядит так: Ну‘ман ибн Сабит ибн Кавус ибн Хурмуз ибн Мерзубан ибн Михран ибн Михкерз ибн Махсир ибн Хаснасил ибн Эдрефур ибн Бардфейруз ибн Сайдус ибн Рифтар ибн Айткур ибн Кирдебу ибн Ширдар ибн Вадин ибн Шайдуси ибн Йезид ибн Бахт Тудбан Шаран ибн Хурмуз Даййар ибн Хансава ибн Динар ибн Кимйар ибн Дерин ибн Шайдус ибн Кудард ибн Сасанульмалик ибн Бабекульмалик ибн Бахрамас ибн Малик ибн Сасан ибн Бахман ибн Эсфендияр Малик ибн Кастасб Малик ибн Бахрас Малик ибн Катмас Малик ибн Мутджахр ибн Я‘куб.

Автор: Шейх Мухаммад Касыйм Абдух аль-Хариси
Из книги: «Положение Абу Ханифы среди мухаддисов», стр. 11-15
Источник: islamdinr.ru


This post has been viewed 31 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru