ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

СВЕТОЧИ ИСЛАМА

Марджани2УДИВИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ГЕНИАЛЬНОГО УЧЕНОГО-БОГОСЛОВА ПРОЯВИЛИСЬ УЖЕ В ДЕТСТВЕ

Духовным управлением мусульман РТ 2013 год объявлен годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889). Научные труды Ш.Марджани, его сочинения не утратили своей значимости и в наше время и охватывают различные аспекты Ислама, истории, культуры и жизни татарского народа.

 

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова. Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

 

Годы ученичества. Первые учителя и наставники.

 

В ту пору, когда Марджани вступил в мир знаний, система  просвещения и школа находилась в зачаточном состоянии. Не было единого мнения даже о том, с какого возраста начинать обучать детей.  Пятилетним мальчиком Марджани начал посещать медресе, в котором преподавал его отец Багаутдин. В основе обучения шакирдов  лежали старинные методы преподавания. Он сидел рядом с сельскими детьми, изучал родной язык и учился читать по тем книгам, которые были доступны в те времена. Позднее он брал у отца уроки арабского языка, изучал грамматику и морфологию, а также книги, которые были популярны в традиционных медресе того времени. К этим учебникам можно отнести книги «Шархе Габдулла», «Кавагид»,  «Энмузадж», «Кафийя». По воспоминаниям Марджани  первыми учителями и наставниками его были мелла Ахмед бин Габдулджалиль Тимерджани  и мелла Ахмед бин Заилхаджат Тимерджани (оба они были родом из села Тимерджан Симбирской губернии и служили имамами), а также мелла Курбан бин Мухаммад бин Мансур аль Чинбули, который служил имамом  и был родом из  села Чинбули Курмышского уезда Симбирской губернии. В те годы учителелем кыраата служил  мелла Таджутдин Габдулхалиль бин Хусаин аль Сурди аль Казили именно у него Марджани учился правильному чтению Корана. Марджани с юного возраста пристрастился к чтению, прилежному отношению к учебе, отличался внимательностью на уроках и прилагал все усилия чтобы четко уяснить все, о чем шла речь на занятиях. Во время урока ему нравилось дополнять ответы своих одноклассников и уже тогда было очевидно, что за ним большое будущее.

 

В связи с этим его учитель как-то заметил: «На своем веку мне приходилось обучать множество шакирдов, а вот настолько способного и развитого, умного и прилежного ученика, подобного Шигабутдину, еще не встречал. Он превосходит в знаниях всех шакирдов, которые прошли перед моими глазами. И даже в том случае, когда задаешь вопрос чтобы сбить его столку и совершить подвох, ты его ни за что не поставишь в тупик, он всегда даст правильный ответ на поставленный вопрос. Я удивляюсь подчас тем знаниям, которыми обладает этот 12-13 летний мальчик. Если сын хазрата, волею Всевышнего, будет жив и здоров, со временем вырастет в большого ученого».

 

Вспоминая свои первые шаги в учебе, Марджани рассказывал своим шакирдам: «Мой братишка был более смышленым чем я, он быстрее улавливал основную суть урока или уяснял смысл слова, однако в равной степени он быстрее все и забывал, а вот я усваивал урок медленнее, но все увиденное и воспринятое на занятиях надолго закреплялось в моей памяти». В своей книге «Вафиятель Ислаф» он вспоминает один из эпизодов своей учебы в медресе. «Во время урока грамматики в класс заглянул его дед Габдулнасир и спросил, чем занимаемся, я ответил, что учим грамматику. В это время мои одноклассники, боясь того, что я отвечу что-то невпопад, жестами просили меня удалиться из класса, однако я не внял их просьбам. Дед задал пять-шесть вопросов по грамматике и, я не растерявшись, без запинки ответил на все. Однако его  последнее слово мне было незнакомо, и я поднапряг свой ум и ответил, что по моим предположениям это слово означает то-то и то-то. После чего дед покинул помещение. Придя домой, я рассказал отцу о произошедшем.  На что отец с удовлетворением заметил, что мой ответ был правильным».

Взгляды Шигабутдина Марджани на воспитание детей

 

 Когда Марджани начал изучать грамматику арабского языка, ему было не более 9 -10 лет. После случившегося он уяснил для себя, что главное в учебе вникнуть в суть темы урока, развивать в себе способность мыслить и анализировать. Мальчик с тех  пор приучал себя к поиску ответов на вопросы наставника, сосредотачивать свое внимание и вести поиск знаний помимо тех книг и учебников, которые рекомендовал преподаватель. Прекрасно усваивая уроки, его одноклассники, опирались лишь на написанное в книгах, но тем не менее они не были способны достичь в науке особых вершин. Не в пример им Марджани сумел избежать подобной ограниченности, а потому то  и превзошел всех. Таким образом Марджани благодаря старанию и усидчивости уделял больше времени занятиям, но при этом у него не все складывалось так гладко как это могло показаться. Дело в том, что во внеурочное время на его плечи ложилась большая ответственность по хозяйству, так как он был старшим ребенком в семье. Большую часть его свободного времени отнимал тяжелый труд на подворье, помимо этого на нем было и воспитание младших. Так что самое драгоценное его время, которое можно было бы с удовольствием использовать в учении, проходило, как говорится, в этом смысле непродуктивно, и растрачивалось по мелочам. Большей частью ему удавалось выкроить время для посещения медресе в ночью, когда детей укладывали спать, и все работы на подворье были уже выполнены. Это было связано и с тем обстоятельством, что его родная мать скончалась в расцвете сил, а у мачехи было много детей и вполне естественно,  все это сказывалось на  положении мальчика в семье. Марджани вспоминая свои юные годы, рассказывал о том, что домашние дела и забота по хозяйству, воспитание детей и присмотр за ними подчас не давали ему возможность  выкроить время для учебы, сложно было и найти взаимопонимание с мачехой, поэтому на всю жизнь ему запомнились его тайные отлучки из дома, когда он глубокой ночью спешил в медресе. Его преследовал страх повстречаться с уличными собаками, которые всячески норовили напасть на него и причинить ему вред.

 

 Довольно часто у него возникали конфликты с мачехой, и тут за нее заступался отец и часто это завершалось наказанием для мальчика. Так однажды, делясь с шакирдами впечатлениями о своем детстве, Марджани заметил с грустью: «При воспитании своих детей ни в коем случае не давайте волю рукам. Нельзя бить и истязать детей. Нужно стремиться воспитывать их мягко и избегать нанесения им побоев. Причем ни в коем случае нельзя бить по голове и плечам ребенка. Так как можно нанести вред головному мозгу, что отрицательно скажется на умственных способностях и памяти ребенка. Мне в юные годы частенько доставалось от отца, вследствие этого у меня возникали проблемы со здоровьем и это негативно сказалось на моей памяти».

 

В преклонном возрасте Марджани  отмечал и то обстоятельство, что рано лишившись матери и пребывая на попечении мачехи, извлек некоторую пользу от этого, в частности, он говорил: «Несмотря на то, что в юности мне не хватало материнского тепла и нежности, это было  своего рода Божьей милостью я  приучился самостоятельности, во всем полагаться только на свои силы и стараться делать все хорошо. Меня окружали ребята, которые постоянно ощущали поддержку со стороны своих родителей. Они не смогли достичь совершенства в учении. У меня тоже была возможность остаться на их уровне. Во всех начинаниях есть благое, которое ниспосылается человеку от Всевышнего и когда я задумываюсь об этих трудностях в своей жизни, я всегда благодарю Аллаха».
Источник: islam-today.ru

 


This post has been viewed 916 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru