19.04.2024

ЖИЗНЬ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И ДО ДНЯ СМЕРТИ
Часть 2

  • 2. Детство и юность Абу Ханифы

Большинство историков сходятся во мнении, что годом рождения Абу Ханифы является 80-й год хиджры.[1] Есть также сведения, что Абу Ханифа родился в 61-м или 72-м году, однако мнение большинства принято считать, как наиболее достоверное.

В связи с рождением Абу Ханифы во многих исторических источниках приводится следующая история. Рассказывают, что в молодости отец Абу Ханифы Сабит был аскетически набожным. Однажды, совершая у ручья омовение, он увидел в воде яблоко, которое тотчас достал и съел. Закончив омовение и выплюнув остатки воды, он заметил, что слюна его окровавлена. «Должно быть, я съел запретное яблоко, иначе мой рот бы не кровоточил», – подумал он, и пошёл вдоль канала в поисках яблоневого дерева. Отыскав владельца, рассказав ему свою историю и заплатив за съеденное яблоко один дирхем, Сабит сказал: «Прости меня и не взыщи». Увидев его набожность, владелец яблоневого дерева сказал: «Даже если ты заплатишь мне тысячу дирхемов, я тебе этого не прощу!». Тогда Сабит спросил: «Скажи тогда, как мне искупить перед тобой свою вину?». На что человек сказал: «У меня есть незрячая и глухонемая дочь, которая ещё и не ходит. Если ты женишься на ней – я тебе прощу. Иначе в День Суда я взыщу с тебя сполна». «Мирские тяготы и невзгоды уходят, а мучения следующей жизни – вечны», – подумал Сабит и согласился. Но когда Сабит впервые увидел свою жену, он был очень удивлен, ведь его встретила зрячая и слышащая девушка, которая, к тому же, ещё и говорила. «Я дочь такого-то – твоя жена», – сказала она. «Но ты совсем не такая, какой тебя мне описал твой отец», – удивился Сабит. На что девушка сказала: «Да, мой отец сказал правду, ведь я годами не выходила из дома, в глаза не видела незнакомцев и никогда не говорила с посторонними». Поняв в чём дело, Сабит произнёс следующую молитву:

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَذْهَبَ عَنَّا الْحَزَنَ إِنَّ رَبَّنَا لَغَفُورٌ شَكُورٌ

«Хвала Аллаху, Который избавил нас от печали! Поистине, наш Господь – Прощающий, Благодарный». («Фатыр / Творец», 35:34)

Многие историки, в силу фанатичной приверженности к своим и предвзятого отношения к другим мазхабам, эту историю категорически отрицают. Однако я допускаю, что эта история действительно имела место быть, ведь и у присущей Абу Ханифе набожности также должен был быть первоисточник.

На это указывают и слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который говорил:

«Будьте избирательными в выборе жен, ведь неизвестно, как проявятся ее наследственные черты». (Ибн Маджа, Никах, 46)

Поэтому, не исключено, что свой аскетизм и набожность Абу Ханифа унаследовал именно таким образом.

  • 3. Был ли Абу Ханифа таби‘ином

Вопрос был ли Абу Ханифа таби‘ином всегда был предметом спора между биографами ханафитского и других толков. Так, большинство историков-ханафитов считает, что Абу Ханифа при жизни действительно встречался со многими тогда ещё живыми сподвижниками и слышал от некоторых из них хадисы. Однако остальные историки это опровергают, считая, что он не встречался ни с Анасом ибн Маликом, ни с кем-либо из сподвижников вообще. Поэтому, оставив спор в стороне, приведем сведения, которыми с нами делится Ахмад ибн Хаджар аль-‘Аскалани аш-Шафи‘и. Он пишет:

«Некоторые учёные, такие как аз-Захаби и другие, пишут, что в детстве Абу Ханифа виделся с Анасом ибн Маликом, о чём сам он говорил: «Я не раз видел Анаса ибн Малика, он красил волосы красной хной». (Аз-Захаби, «Тарих аль-Ислам», VI, 137; аз-Захаби, «Сияр аль-А‘лям ан-Нубаля», VI, 392; аз-Захаби, «аль-‘Ибар», I, 315)

Большинство мухаддисов считает, что Абу Ханифа действительно встречался при жизни с некоторыми ещё живыми сподвижниками пророка, хотя контакт этот, конечно же, был непродолжительным. Такого же мнения придерживаются ан-Навави и Ибн ас-Салах (учёные шафииты).

Помимо этого, в нескольких источниках говорится, что существует три хадиса, дошедшие до нас через Абу Ханифу непосредственно от Анаса ибн Малика, однако в иснаде (цепочке пересказчиков хадисов) этих хадисов учёные выявили неблагонадежного передатчика, имеющего репутацию выдумщика.

Ибн Хаджар аль-Хайсами в своем труде «Аль-Фатава аль-Кубра аль-Фикхия», пишет:

«Поскольку Абу Ханифа виделся при жизни с приезжавшими в Куфу после 80 года хиджры сподвижниками, он является таби‘ином. (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 33)

В то же время доподлинно известно, что никто из таких же известных и живших в одно с Абу Ханифой время учёных, как аль-Ауза‘и из Сирии, два Хаммада из Басры, Суфьян ас-Саури из Куфы, Малик ибн Анас из Медины и Лейс ибн Са‘д из Египта сподвижников пророка при жизни не застал.

Поэтому назвать Абу Ханифу таби’ином можно лишь аллегорически, как об этом говорится в Коране:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«И первые из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и те, кто искренне последовал за ними [и те, кто будет следовать по их пути вплоть до конца света] – они те, кем доволен Аллах. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них [райские] сады, под которыми текут реки. Они останутся там навечно. Это – великий успех». («Ат-Тауба / Покаяние», 9:100)

В книгах о доблести и славе, а также в некоторых других исторических источниках говорится, что помимо Анаса ибн Малика, Абу Ханифа слышал хадисы и от других сподвижников. В них, в частности, говорится, что Абу Ханифа слышал хадисы от сподвижника по имени ‘Амр ибн Хурайс[2]. Однако учёными было установлено, что ‘Амр ибн Хурайс умер в 85 году хиджры. Соответственно, сведения о том, что в 98 году он мог ещё жить, и что Абу Ханифа мог слышать от него хадисы, не соответствуют действительности.

В пользу несостоятельности этой версии учёные приводят также и возрастные аргументы, ведь маловероятно, что пятилетний ребёнок мог, услышав хадис, запомнить его, а затем, по прошествии времени, ещё и в точности его воспроизвести.

Одним из сподвижников, от которого Абу Ханифа мог слышать и передать хадисы, также называется ‘Абдуллах ибн Унайс аль-Джухани.[3] Однако известно, что ‘Абдуллах умер ещё в 54 году хиджры, поэтому и эта версия была отвергнута учёными как маловероятная.

Были и такие, кто пытался доказать, что под этим именем предполагается кто-то из пяти возможных других сподвижников, но в ходе изучения их биографий было выявлено, что никто из этих пятерых, кроме упомянутого ‘Абдуллаха ибн Унайса, в Куфе никогда не был.

В некоторых источниках можно даже найти приписываемые Абу Ханифе на этот счёт слова:

«Я родился в 80-м году хиджры. Один из сподвижников Пророка по имени ‘Абдуллах ибн Унайс в 94-м году посетил Куфу, и я услышал от него хадис: «Чрезмерная любовь делает очи незрячими, а уши – глухими». (Абу Дауд, Адаб, 116)

Изучив этот хадис, учёные пришли к мнению, что в цепочке его передатчиков есть неизвестные, а сам ‘Абдуллах ибн Унайс хотя и бывал в Куфе, но умер задолго до рождения Абу Ханифы.

Другим сподвижником, кого Абу Ханифа мог застать при жизни, называют ‘Абдуллаха ибн Хариса ибн Джуза аз-Забиди.[4] В ходе изучения его биографии было выявлено, что этот сподвижник умер в 86-м году хиджры в Египте в деревне Абу Тураб, неподалеку от Самнуда.

В некоторых источниках приводятся сведения, согласно которым Абу Ханифа видел ‘Абдуллаха ибн Хариса вовремя его с отцом паломничества в 96-м году в Запретной мечети, где тот давал урок и где Абу Ханифа якобы слышал от него хадис. Учёные, среди которых и ханафитский шейх Касим аль-Ханафи, обнаружили в цепочке передатчиков этого хадиса подтасовку данных. В самом тексте хадиса – перестановку слов, а среди передатчиков – всем известных лжецов.

Помимо этого, учёные выявили, что Ибн Джуз умер в Египте, когда Абу Ханифе было всего шесть, и что в этот период в Куфе он не бывал, поэтому вероятность их встречи ученые также отвергли.

В числе сподвижников, от которых Абу Ханифа мог слышать хадисы, в источниках также упоминается Джабир ибн ‘Абдуллах.[5] Изучение его биографии выявило, что Джабир бин ‘Абдуллах умер за год до рождения Абу Ханифы, поэтому эти сведения были подвергнуты учёными критике. По этой же причине и хадис, якобы пересказанный Абу Ханифой со слов Джабира ибн ‘Абдуллы, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советует бездетному человеку почаще просить прощенья и давать милостыню, в результате чего человек становится отцом девяти мальчиков, считается вымышленным.

Другим сподвижником, с кем Абу Ханифа мог встречаться при жизни, в источниках называется ‘Абдуллах ибн Абу Афва’.[6] По причине того, что тот умер в 85 или 87 году хиджры, вероятность его встречи с Абу Ханифой равна нулю. Между тем, от Абу Ханифы и многих других передатчиков, до нас дошел рассказанный ‘Абдуллахом ибн Абу Афва’ хадис, который гласит:

«Для того, кто построит мечеть размером хотя бы с утиное гнездо, Аллах построит в раю целый дом». (Ахмад ибн Ханбаль, I, 241; Ибн Маджа, Масаджид, 1)

Поэтому некоторые учёные всё же допускают, что Абу Ханифа мог слышать этот хадис от ‘Абдуллаха ибн Абу Афва’а в пяти или семилетнем возрасте.

Одним из других сподвижников, кого Абу Ханифа мог застать при жизни, называют Васыля ибн Аска’.[7] Известны два хадиса, дошедшие до нас через Абу Ханифу от этого человека. Один из них:

 «Не радуйся беде, свалившейся на голову твоего брата, ведь завтра Аллах избавит его, а тебя испытает подобным». (Тирмизи, Кыямат, 54)

Этот хадис, который в своём сборнике приводит ат-Тирмизи, по всем критериям считается достоверным.

Второй хадис: «Оставь то, что вызывает сомнение, и держись за то, в чём уверен» (Бухари, Торговля, 3; Тирмизи, Кыямат, 60. Тирмизи в своем сборнике отмечает, что этот хадис достоверен, а иснад его надежен) – дошёл до нас и через многих других сподвижников, и по всем критериям также расценивается учёными как достоверный. Однако ввиду того, что доподлинно известна смерть Васыля в 83-м или 85-м году, его встреча с Абу Ханифой по тем же возрастно-временным причинам ставится учёными под сомнение.

Одним из сподвижников, с кем Абу Ханифа мог видеться при жизни, в источниках также называется Ма’киль ибн Ясар.[8] Однако по причине того, что Ма’киль умер во время правления Му’авии, а Му’авия умер в 60-м году хиджры, достоверность этих сведений была поставлена учеными под сомнение.

В некоторых источниках говорится также, что Абу Ханифа мог видеться и с самым последним из сподвижников – умершим в Мекке в возрасте 102 лет Абу Туфайлем ‘Амиром ибн Васылем[9], а также с ‘Аишей бинт ‘Аджрад. Но и здесь учёными были выявлены противоречия. Так, аз-Захаби и Ибн Хаджар установили, что среди сподвижниц Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) женщины по имени ‘Аиша бинт ‘Аджрад не было, а её имя в числе известных передатчиков не значится. По этой причине, хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Наиболее многочисленной из своих тварей Аллах создал саранчу. Я не употребляю её в пищу, но и не запрещаю этого другим» (Абу Дауд, Пища, 34; Ибн Маджа, Охота, 9) – якобы дошедший до нас через Абу Ханифу от этой сподвижницы, несмотря на свою достоверность его иснада, приемлемым не является.

В числе сподвижников, с кем Абу Ханифа мог видеться при жизни, в источниках также называются: умерший в 88-м году хиджры Сахль ибн Са‘д[10], умерший в 91-м году Са‘иб ибн Халлад ибн Сувейд[11], умерший в 91-м, 92-м или 94-м году хиджры Саиб ибн Язид ибн Са‘ид[12], умерший в 96-м году ‘Абдуллах ибн Бусра, умерший в 99-м году Махмуд ибн Раби’, умерший в 80-м году в Хомсе ‘Абдуллах ибн Джа‘фар[13] и умерший в 81-м году в Хомсе Абу Умама[14]. Но в силу возрастно-временных факторов, вероятность встречи Абу Ханифы с последними двумя была опровергнута. (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 35)

Подытоживая, приведем слова Ибн Хаджара аль-Хайсами, который дает относительно затронутого нами вопроса развернутое пояснение. Он приводит в своем труде выдержку из объемного произведения, посвященного достоинствам и достижениям Абу Ханифы, написанного одним из учёных-мухаддисов поздних веков. В нем говорится:

 «Очень многие учёные в области хадисов с уверенностью утверждают, что ни от кого из сподвижников Абу Ханифа хадисов не слышал. В своих суждениях они ссылаются на ближайших учеников Абу Ханифы – Абу Юсуфа, Мухаммада ибн Хасана аш-Шейбани, ‘Абдуллаха ибн Мубарака и ‘Абдураззака, в сведениях которых ничего подобного об их учителе не найдено. Ссылаясь на отсутствие такой информации у его учеников, эти ученые заключают, что сведения о том, что Абу Ханифа мог слышать хадис от кого-то из сподвижников, не могут восприниматься как достоверные, в особенности, если в цепи передатчиков подобных сведений фигурирует вымышленный, либо прослывший выдумщиком рассказчик.

Однако бесспорно то, что Абу Ханифа виделся при жизни с Анасом ибн Маликом, а также с некоторыми другими тогда ещё живыми сподвижниками. Несмотря на то, что ‘Айни пытался доказать, что Абу Ханифа не только виделся, но и слышал от этих сподвижников хадисы, его утверждения были опровергнуты другим ханафистким учёным по имени шейх Касим аль-Ханафи.

Причина отсутствия хадисов, дошедших до нас через Абу Ханифу от сподвижника по имени Ша’би, которого он действительно застал при жизни, кроется в основном роде деятельности этого сподвижника, ведь Ша’би не был человеком знаний, он был торговцем. Те, у кого есть хоть малейшие знания в области науки о хадисах, не станут доказывать обратного». (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Хайрат аль-Хисан», стр. 36)

Несмотря на то что Ибн Хаджар не пишет, у кого он черпает эти сведения, из его слов, которыми он заключает:

«Среди мухаддисов существует правило, согласно которому хадисы аль-муттасыль[15] предпочтительнее хадисов аль-мурсаль[16] и хадисов мункаты‘[17], и ‘Айни один из тех, кто этого правила придерживается», – становится ясно, из чьего труда были взяты вышеприведенные сведения.

По нашему мнению, изучение и освещение столь серьезной темы ученым, не являющимся приверженцем основанного Абу Ханифой мазхаба и, очевидно, будучи свободным от предвзятого суждения, является чрезвычайно важным.

Ибн Хаджар установил, что при жизни Абу Ханифы пятнадцать сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были ещё живы, и с некоторыми из них ему даже довелось повидаться. Он решительно отверг доводы тех, кто утверждал, что Абу Ханифа не виделся при жизни ни с одним из сподвижников, и посему не мог слышать и передать от них никаких хадисов.

После всего вышесказанного, считаем необходимым остановиться на двух важных моментах из жизни Абу Ханифы. Во-первых, нужно придать должной огласке факт его встречи с некоторыми из сподвижников ещё до его совершеннолетия. Во-вторых, необходимо рассказать о встречах Абу Ханифы с ещё живыми из числа сподвижников уже после того, как он вступил на тропу знаний.

Относительно первого следует сказать, что согласно мнению большинства мухаддисов, таби’ином является тот, кто виделся или сопутствовал сподвижникам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пусть и непродолжительное время. (Ас-Суюти, «Тадриб ар-Рави», стр. 53; Ибну ас-Салах, «Мукаддима», стр.79; Сирадж ад-Дин ‘Абдуллах, «Шарх аль-Манзумат аль-Байкунийа», стр. 12)

Ибн ас-Салах, Навави и Ибн Хаджар (шафиитские учёные) считают это определение самым точным и верным. (Ибн ас-Салах, «Мукаддима», стр. 79; Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», I, 77; Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Фатава аль-Кубра аль-Фикхия», I, 222)

Доподлинно известно, что Абу Ханифа видел при жизни Анаса ибн Малика, и никто этого факта не опровергает. Однако мухаддисы ставят под сомнение вероятность пересказа Абу Ханифой хадисов непосредственно от сподвижников, которых он хоть и видел в малолетнем возрасте, но был ещё далек от понимания важности приобретения этих знаний.

Относительно второго следует сказать, что на тропу знаний Абу Ханифа встал в шестнадцатилетнем возрасте, то есть в 96-м году хиджры. На тот период среди ещё остающихся в живых сподвижников были ‘Абдуллах ибн Харис ибн Джуз аз-Забиди, Абу ат-Туфаль ‘Амир ибн Васыля, Саиб ибн Язид ибн Са’ид, а также, по одной из версий, ‘Абдуллах ибн Бусра и Махмуд ибн Раби‘.

В этой связи необходимо установить, в какие годы Абу Ханифа совершал паломничество, а также, когда и где именно он мог встретиться с этими сподвижниками в указанный отрезок времени, а главное, где и когда он мог общаться с ними.

Известно, что Абу Ханифа совершал паломничество неоднократно. В первом своем паломничестве, совершенном в 96-м году, он повстречался в Мекке с Ибн Джурейджем, ‘Атой и другими учеными, от которых услышал и передал хадисы. (Курайши, «аль-Джавахир аль-Музыя», I, 167; ‘Аззи, «Табакат ас-Синийа», I, 111; аз-Захаби, «Сияр аль-А‘лям ан-Нубаля», VI, 401)

Помимо этого, он совершал паломничество в 101, 106, 110 и 120-х годах, некоторое время проживал в Мекке и Хиджазе (территория на западе Аравийского полуострова), где слышал хадисы от имама Малика и пересказывал известные ему самому. Историки также едины во мнении, что в пяти или в восьмилетнем возрасте Абу Ханифа видел в Куфе и Анаса ибн Малика. (Ибн ‘Абдальбарр, аль-Исти’аб, III, 1378)

Очную встречу Абу Ханифы с умершим в 85-м году в Египте ‘Абдуллахом ибн Харис ибн Джузом следует считать невозможной. (Ибн ‘Абдальбарр, аль-Исти’аб, II, 883)

В своем первом паломничестве Абу Ханифа мог видеть в Мекке и умершего в 96-м году Махмуда ибн Раби‘а, а также Махмуда ибн Лябида. (Ибн ‘Абдальбарр, аль-Исти’аб, II, 577)

В этом же году скончался и поверенный курайшитов – Саиб ибн Язид. Поселившийся в Куфе ‘Абдуллах ибн Абу Ауфа умер там в 86-м или 87-м году, поэтому не исключено, что Абу Ханифа мог слышать хадисы и от него, тем более, что он и сам в этот период проживал в Куфе.

Дольше всего из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) прожил Сахль ибн Са‘д ас-Са‘ди, он умер в Медине в 88-м, 91-м или 96-м году хиджры.

Таким образом, аз-Захаби аш-Шафи‘и признает факт очной встречи Абу Ханифы с Анасом ибн Маликом. (Аз-Захаби, «Сияр аль-А‘лям ан-Нубаля», VI, 390; «Тарих аль-Ислам», VI, 135)

Ибн Хаджар аль-Хайсами аш-Шафи‘и признает, что помимо Анаса ибн Малика, Абу Ханифа также видел при жизни и других четырех сподвижников, таких, как ‘Абдуллах ибн Абу Ауфа, Сахль ибн Са‘д, ‘Убейдуллах ибн Унайс и ‘Амр ибн Хурайс. (Ибн Хаджар аль-Хайсами, «аль-Фатава аль-Кубра аль-Фикхия», I, 223)

Суюти аш-Шафи‘и говорит, что Абу Ханифа видел или виделся при жизни с семью сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), это: Анас ибн Малик, ‘Убейдуллах ибн Унайс, ‘Абдуллах ибн аз-Забиди, Джабир ибн ‘Абдуллах, Ма’киль ибн Ясар, Васыля ибн Аска’ и ‘Аиша бинт ‘Аджрад. (Ас-Суюти, «Тадриб ар-Рави», стр. 53)

Выше мы также приводили выдержку из некоторых источников, которые в своем труде приводит Ибн Хаджар, где говорится, что Абу Ханифа виделся при жизни с пятнадцатью сподвижниками.

Таким образом, придерживаясь мнения большинства, мы согласимся с мнением, что Абу Ханифа совершенно точно встречался при жизни с Анасом ибн Маликом, ‘Абдуллахом ибн Абу Ауфой и ‘Амром ибн Хурайсом.

Кроме того, Абу Ханифа пересказывал хадис, рассказанный ему Абу ат-Туфайлем ‘Амиром ибн Васылем, что зафиксировано в достоверных источниках, и в чем, несмотря на существующие возражения, также не может быть никаких сомнений.

Из всего вышесказанного можно заключить, что те, кто по каким-то причинам не считает Абу Ханифу таби‘ином – на самом деле всего лишь завистники, не признающие за этим ученым этого превосходства.

Мы видели, что и аз-Захаби и Ибн Хаджар аль-Хайсами и Суюти, каждый из которых является приверженцем шафиитского мазхаба, признают не только встречу Абу Ханифы со сподвижниками, но и пересказ им со слов некоторых из них пророческих хадисов.

Примечание

[1] Ибн Са‘д, «ат-Табакат», III, 478; VI, 368; аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих Багдад», XIII, 323; Ибн Надим, «Фихрист», 255; Сам‘ани, «аль-Ансаб», VI, 64; аз-Захаби, «Сияр аль-А‘лям ан-Нубаля», VI, 390; аз-Захаби, «Тазкира аль-Хуффаз» I, 168; аз-Захаби, «Мизан», IV, 265; аз-Захаби, «аль-‘Ибар», I, 314; Ибн Хаджар, «Тахзиб», X, 449; Ибн аль-‘Имад, «Шазарат», I, 227; Ибн Халликан, «Вафаят аль-А’йан», V, 405.

[2] ‘Амр ибн Хурайс ибн ‘Усман ибн ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн Махзум аль-Махзуми – один из сподвижников Пророка (да будет доволен им Аллах). В источниках говорится, что Пророк молился за ‘Амра, когда тот был ещё ребенком. Когда Пророк умер, ‘Амр ещё был несовершеннолетним. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», III, 870)

[3] ‘Абдуллах ибн Унайс аль-Джухани аль-Ансари – сподвижник Пророка (да будет доволен им Аллах), состоявший в договорных отношениях с родом Бани Саляма, и избавивший этот род от поклонения языческим идолам. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», III, 870)

[4] ‘Абдулла ибн Харис ибн Джуз аз-Забиди принадлежал к арабскому роду Забид и имел договорные отношения с родом Абу Вада’а ас-Сахми. Переселившись, жил в Египете. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», I, 219)

[5] Джабир ибн ‘Абдулла ибн Харам аль-Ансари ас-Сулеми принял ислам вместе со своим отцом и был из числа тех, кто приносил клятву при ‘Акабе. Умер в 74 году хиджры. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», I, 219)

[6] Настоящее его имя Алькама, он принадлежал к арабскому роду Хавазин, был участником Худайбийского соглашения и похода на Хайбар. Позже переселился в Куфу, где и умер. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «альИсти’аб», III, 870)

[7] Васыля ибн Аска’ ибн Ка‘б ибн ‘Амир принадлежал к арабскому роду Бани Лейса ибн ‘Абдуманата. Принял ислам незадолго до сражения при Табуке, в котором также принимал участие. Был беден. Переселившись, жил в Сирии. Для больших сведений о его жизни. (Ибн Хаджар, «аль-Исаба», VI, 591)

[8] Ма’киль ибн Ясар ибн ‘Абдуллах Аль-Музани – сподвижник, принявший ислам ещё до Худайбийского соглашения и присягнувший Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на верность при Бай‘ат ар-Ризван. Переселившись, жил в Басре. Дата его смерти спорна. Бухари пишет, что он прожил не больше семидесяти лет. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исаба», VI, 185)

[9] Абу Туфайль видел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда ему было 80 лет. Он умер в возрасте 102 лет. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», II, 798)

[10] Когда умер Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), Сахлю ибн Са‘ду ас-Са‘иди было всего пять лет. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», II, 664)

[11] Точная дата смерти Абу Сахля ас-Саиба ибн Язида ибн Са‘да аль-Ансари аль-Хазраджи неизвестна. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», II, 571)

[12] Ас-Саиб имел договорные отношения с арабским родом Бану Умайя. Он родился на втором году хиджры и умер в возрасте 96 лет. Существуют и другие сведения относительно года его смерти. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», II, 577)

[13] Первый мусульманин, родившийся после переселения первых мусульман в Эфиопию. В источниках говорится, что он умер в 85-м году хиджры. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», III, 881)

[14] Судай ибн ‘Аджлан аль-Бахили. В источниках говорится, что он умер в 86-м году хиджры в Сирии. Для больших сведений о его жизни. (Ибн ‘Абдальбарр, «аль-Исти’аб», IV, 1602)

[15] Хадис аль-муттасыль – хадис, в цепи пересказчиков которого известны имена всех пересказчиков.

[16] Хадис мурсаль – хадис, в цепи пересказчиков которого известны имена всех пересказчиков, кроме основного.

[17] Хадис мункаты’ – хадис, в цепи пересказчиков которого неизвестны
имена одного или более пересказчиков.

Автор: Шейх Мухаммад Касыйм Абдух аль-Хариси
Из книги: «Положение Абу Ханифы среди мухаддисов», стр. 15-26
Источник: islamdinr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *