ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы > СВЕТОЧИ УММЫ

СВЕТОЧИ УММЫ

ИБН ХУЗАЙМА, ИМАМ НАЙСАБУРА И МУХАДДИС СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Великий учёный, имам, факих, знаток хадисов, муджтахид, шейх аль-Ислам Хафиз Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузайма ибн Аль-Мугира ибн Салих ибн Бакр Ас-Салми Ан-Найсабури Аш-Шафи‘и родился в 838 году (223 году по мусульманскому летоисчислению) в религиозной семье в городе Найсабуре.

Он был автором множества полезных сочинений. В своё время Ибн Хузайма был имамом Найсабура (Нишапур – город в северо-восточной части современного Ирана, второй по величине город в провинции Хорасан-Резави, родной город Омара Хайяма), выдающимся факихом и учёным по хадисоведению.

С детства стремившийся к знаниям Ибн Хузайма хотел отправиться на учёбу к известному учёному того времени Кутайбе ибн Саиду, но его отец не разрешал этого до тех пор, пока он не выучил Коран наизусть. Выучив Коран наизусть, он, наконец, отправился на обучение, но в пути узнал о кончине Кутайбы.

Ещё в молодом возрасте Ибн Хузайма выучил наизусть Коран и начал заниматься изучением хадисов. После этого, как было заведено в то время, он отправился в путешествие по мусульманским странам, чтобы слушать и собирать хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Ибн Хузайма отличался прекрасной памятью и прославился благодаря этому качеству. Он говорил о себе: «Что бы я ни записывал, я это запоминал». (Аз-Захаби, «Сияр а‘лям ан-нубалаъ»).

Ибн Хузайма написал так много сочинений и научных трудов, что стал имамом в науке хадисов и единственным в своём роде выдающимся учёным своего времени. Когда говорили об обширных знаниях или о совершенстве мастерства, всегда ставили в пример Ибн Хузайму.

 

Путешествия Ибн Хузаймы в поисках хадисов

Как мы упомянули выше, Ибн Хузайма ещё с юного возраста в родном Найсабуре с большим вниманием относился к изучению хадисов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). В дальнейшем он покинул Найсабур и странствовал по разным странам в поисках достоверных хадисов и полезных знаний.

Путешествуя по всему исламскому миру, Ибн Хузайма сначала побывал на его западе, а потом посетил Шам, Хиджаз, Ирак и Египет. Он прилежно учился у многих великих учёных этих стран и стал имамом своего времени в науке хадиса и единственным в своём роде учёным.

Ибн Хузайма был океаном знаний, написал много полезных книг и трудов. Его книга «Ас-Сахих» является одним из самых полезных и ценных сборников хадисов. У Ибн Хузаймы обучалось множество учеников, которые в последующем стали великими учёными. Самыми известными из его учеников стали имамы Аль-Бухари и Муслим. (Абу ‘Абдуллах Аль-Хаким, «Тарих Найсабур»)

 

Хвалебные слова учёных в адрес Ибн Хузаймы

Ибн Хузайма является одним из тех учёных, которых хвалили и его современники, и те, кто жил после.

Так, Ибн Хиббан сказал про него: «Я не видел во всём мире никого лучше Мухаммада ибн Исхака (Ибн Хузаймы) в деле сбора хадисов и в запоминании достоверной части текстов хадисов и их дополнений. Он запоминал всё это так, что можно было подумать, что весь свод хадисов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) находится у него перед глазами». (Ибн Хиббан, «Аль-Маджрухин»)

Ибн Хиббан также сказал о нём: «Ибн Хузайма (да смилуется над ним Аллах) был имамом всего мира в науке, фикхе, хифзе, сборе знаний и в извлечении решений из источников шариата». (Ибн Хиббан, «Ас-Сикат»)

Ад-Даракутни сказал про него: «Ибн Хузайма был достоверным имамом, которому не было равных». (Ас-Субки, «Табакат аш-шафиия аль-кубра»)

Когда у имама Ибн Абу Хатама спросили о нём, тот ответил: «Горе вам! Это его следует спросить о нас, а не нас о нём, ведь он имам, за которым все следуют».

Имам Аль-Хаким сказал о нём: «Он (Ибн Хузайма) в своё время был имамом Машрика в науке, мастерстве и в познании».

Абу Исхак Аш-Ширази сказал: «О нём говорили: «Имам имамов». Он сочетал в себе знание фикха и хадиса». (Такиюддин Аль-Макризи, «Аль-Мукаффа аль-кабир»)

 

Труды Ибн Хузаймы

Абу ‘Абдуллах Аль-Хаким сказал: «Его достоинства так известны, что нет необходимости перечислять их здесь, а число его трудов превышает сто двадцать, не считая ответов на вопросы, которые собраны в более чем сотне томов». (Такиюддин Аль-Макризи, «Аль-Мукаффа аль-кабир»)

Самыми важными его трудами являются книга «Китаб ат-тавхид ва исбат сифат Ар-Рабб» («Книга единобожия и установление атрибутов Господа») и сборник хадисов «Сахих Ибн Хузайма».

Однажды Ибн Хузайму спросили: «Откуда ты получил все эти знания?» Он ответил: «Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَاءُ زَمْزَمَ لِمَا شُرِبَ لَهُ

«Вода Замзам (способствует) тому, ради чего её пьют«. (Имам Ахмад, 14849; Ибн Маджа, 3062; Байхаки, «Шуаб аль-иман», 3832) А когда я пил воду Замзам, то попросил у Всевышнего о полезных знаниях». (Такиюддин Аль-Макризи, «Аль-Мукаффа аль-кабир»)

 

Щедрость и великодушие Ибн Хузаймы

Ибн Хузайма был так щедр и великодушен, что раздавал даже одежду, которая была на нём. Мухаммад ибн Аль-Фазль сказал: «Мой дед Абу Бакр (Ибн Хузайма) не откладывал ничего про запас, напротив, он жертвовал своё имущество учёным».

Говорят, что Ибн Хузайма однажды организовал в своём саду большой приём, на который он пригласил и бедных, и богатых, а всем жителям города он отправил еду и сладости. Аль-Хаким сказал, что этот день стал памятным из-за большого количества гостей, пришедших на мероприятие, а собрать такое число людей в то время мог только правитель. (Ас-Субки, «Табкат аш-шафиия аль-кубра»)

 

Набожность и аскетизм Ибн Хузаймы

Ибн Хузайма был очень набожным и отрешённым от мирского человеком. Однажды ему сказали: «Было бы хорошо, если бы ты сшил себе одежду, которая украсила бы тебя». Он на это ответил: «Я не помню, чтобы у меня когда-нибудь было больше двух рубашек».

И в самом деле у него была одна рубашка – та, что была на нём, и другая, находившаяся у портного. Когда он снял и подарил рубашку, которая была на нём, ему принесли рубашку, которая была у портного. (Ас-Субки, «Табкат аш-шафиия аль-кубра»)

Прожив долгую и плодотворную жизнь, Ибн Хузайма умер в месяц Зуль-Каада в 927 году (месяц Зуль-Каада, 311 год по мусульманскому летоисчислению) в городе Найсабуре в возрасте около 90 лет. Некоторые учёные говорят, что, когда он покинул этот мир, ему было 88 лет.

Джаназа-намаз по нему совершил его сын Абу Ан-Наср. Площадь Аль-Хасана была заполнена людьми, которые пришли совершить по нему джаназа-намаз. Ибн Хузайму похоронили в одной из комнат его дома, которая потом стала кладбищем.
Мухаммад Султанов
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 100 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2022 — Madrasah2.ru