18.04.2024

САЙФУДДИН АЛЬ-БАХАРЗИ

Шейх Хорасана Абуль Маали Сайфуддин Саид бин аль-Музафар аль-Бахарзи родился в 586 году по Хиджре в городе Бахарз.

Он изучил науки Шариата у известных учёных своего времени. Особое внимание он уделял изучению хадисов и вскоре стал признанным имамом мухаддисов.

Захаби в книге «Сияру алами н-нубала» пишет: «Он был имамом, мухаддисом, аскетом, был богобоязненным, был очень знаменит, он внушал почтение, и сердца людей склонялись к нему».

В этой же книге Захаби пишет: «Он был как полноводная река в знаниях и достоинствах. И поистине он был гордостью предшественников и последующих [учёных] и обладал величием и высоким положением. Слава его распространилась среди мусульман и немусульман. Благодаря его усердиям распространились знания в Средней Азии…».

Другой известный учёный Ас-Сафади пишет про него: «Имам, пример для подражания, мухаддис, Сайфуддин Абу аль-Маали аль-Бахарзи, шейх, аскет, познавший Аллаха , обладатель больших степеней, имам Сунны и суфизма…».

В молодости он вступил под руководство духовного наставника шейха Нажмуддина Кубра и вскоре стал одним из его избранных учеников.

Когда монголы вторглись в исламский мир, Нажмуддин Кубра собрал учеников и предвещал, что монголы захватят Хорезм и уничтожат огромное количество населения. Он отправил своих учеников в разные города, а сам остался в городе, чтобы принять смерть шахида.

Шейх повелел Сайфуддину Бахарзи отправиться в Бухару. Когда Бахарзи прибыл в Бухару, город лежал в руинах. Населённый пункт был практически полностью разрушен монголами. Было убито огромное количество людей. После прибытия в город шейх начал распространять науки среди оставшихся жителей, и люди стали собираться вокруг него. Многие вступили под его руководство и стали его мюридами. Шейх пользовался большим авторитетом как среди простолюдинов, так и среди правителей, включая даже монголов.

Когда в Бухару прибыл для сбора налогов визирь монголов Махмуд Ялвадж, он посетил шейха Бахарзи. И когда увидел его, то проникся любовью и уважением к шейху и положил перед ним тысячу динаров. Но шейх не обратил на них внимания. Махмуд Ялвадж тоже стал последователем шейха и в дальнейшем всегда прислушивался к его советам.

Со временем авторитет шейха Бахарзи так возрос, что даже монголы начали побаиваться его и не смели ему перечить. Это дошло до брата правителя монголов Байку, который славился своей жестокостью. Завистники внушили ему, что шейх хочет стать халифом мусульман, и тогда Байку отправил в Бухару своих людей, чтобы арестовать шейха и доставить его в Самарканд. Перед тем, как покинуть Бухару, шейх сказал: «После этого унижения меня ждёт величие». К тому времени, как монголы с шейхом пришли в Самарканд, оказалось, что Байку неожиданно скончался, и тогда монголы освободили шейха. После этого случая авторитет шейха ещё более возрос, и монголы начали называть его «Великий шейх».

В 635 году по Хиджре ремесленник по имени Махмуд из села Тараби, что в окрестностях Бухары, поднял восстание и провозгласил себя халифом. Множество народа из Бухары и окрестностей примкнуло к нему. Им даже удалось одержать одну большую победу в битве с монголами, но в этой битве был убит Махмуд Тараби, и вскоре монголы, собрав большое войско, разбили войска восставших. Монголы вошли в Бухару и перебили большое количество сторонников Махмуда Тараби. Спаслись лишь те, кто прибег к защите шейха Бахарзи.

Множество людей приняли Ислам от шейха Сайфуддина Бахарзи и стали его мюридами. Даже внук Чингисхана и брат правителя Золотой Орды Бату, Беркетхан, захотел принять Ислам и стать его мюридом. Бату, хотя и не был мусульманином, но всё же любил шейха и относился к нему с почтением, и потому очень обрадовался, узнав, что его брат хочет стать мюридом шейха.

Беркетхан отправился к шейху в Бухару. Его сопровождала большая свита из знатных людей монгольского государства.

Захаби пишет, что Беркетхан прибыл в Бухару ночью и, не получив разрешения войти, простоял всю ночь у дома шейха. Утром, когда ему разрешили войти, он поцеловал ноги шейха и попросил принять его в число своих учеников. Многие из свиты Беркетхана тоже приняли Ислам и стали учениками шейха. У Беркетхана было 60 жён, и шейх повелел ему оставить лишь четыре, как положено по Шариату. Беркетхан исполнил веление шейха и развёлся с остальными жёнами.

Когда Беркетхан возвратился обратно, он стал распространять Ислам среди монголов. После смерти брата Бату он стал правителем Орды, присягнул халифу и приложил огромные усилия для возвеличивания Ислама. Он строил на подвластных ему землях мечети и учебные заведения. Приглашал крупных учёных исламского мира, чтобы обучать людей Исламу. Он относился с большим уважением к учёным Ислама и всячески поощрял их. После того как Хулагу захватил Багдад и убил халифа, Беркетхан вступил в союз с мамлюкским султаном Бейбарсом и вступил в войну против своего двоюродного брата Хулагу на стороне мусульман.

Как говорили выше, шейх пользовался большим влиянием и авторитетом как среди мусульман, так и среди монголов. Визирь монголов Махмуд Ялвадж говорил: «Шейх пользуется среди монголов таким авторитетом, что одного его слова хватит, чтобы они убили меня».

Халиф Мустасим посылал ему ценные подарки и среди них Коран, написанный рукой сподвижника Али бин Абуталиба . Правитель Шираза каждый год отправлял ему тысячу динаров. Другие правители и богатые люди со всех концов исламского мира отправляли ему подарки и оказывали ему почести, которые не оказывали даже царям. Жена верховного правителя монголов выделила большие деньги для строительства медресе в Бухаре, хотя она и не была мусульманкой, и передала это медресе в ведение шейха.

Шейх Сайфуддин Бахарзи покинул этот мир 20 числа месяца Зуль Каида 659 года по Хиджре. Он завещал похоронить его в халате, который подарил ему шейх Нажмуддин Кубра.

Автор: Абубакр Дациев
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *