ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

СВЕТОЧИ УММЫ

Утыз ИмяниБИОГРАФИЯ ГАБДЕРАХИМА УТЫЗ ИМЯНИ

Габдерахим Утыз Имяни аль-Булгари — поэт, ученый-богослов, приверженец идей суфийского тариката (пути, течения) накшбандия.

Он родился 1 августа 1754 года в деревне Утыз Имян Чистопольского уезда Казанской губернии (некоторое время носила название – село Новое Кадеево Черемшанского района Татарстана) в крестьянской семье. Его отец, Усман бну Сармаки был родом из деревни Тимяш Лениногорского района, его мать была родом из деревни Утыз Имян. Отец Габдерахима умирает до его рождения, так и не увидев сына. Его мать вынуждена вернуться к своему отцу в деревню Утыз Имян, где, и рождается будущий ученый, писатель, богослов. Через два-три года его мать Гафифа тоже умирает и Габдерахим остается сиротой на воспитании своих родственников.

Еще в раннем возрасте у него появляется тяга к знаниям, и он начинает учиться в медресе деревенского муллы Вильдана. Одновременно он выполняет в медресе мелкую работу. Когда Габдерахим повзрослев, становится способным себя содержать то он полностью переселяется в медресе. Обладая прекрасной памятью, он вскоре сам начинает преподавать в медресе.

Однако вскоре уровень и этого медресе кажется ему недостаточным, и он отправляется учиться в медресе близлежащих деревень.

После этого он учится в знаменитом в то время медресе Каргалы находившемся под Оренбургом.

Но вскоре оно тоже перестает его удовлетворять, и в 1788 году он со всей своей семьей уезжает на учебу в Среднюю Азию. Вначале Габдерахим несколько лет учится в Бухаре, встречается с известными учеными, потом и сам становится мударрисом-преподавателем.

В духовной истории татар Бухара играла важную роль как центр традиционного исламского знания. В течение нескольких веков мусульмане Волги посылали своих учеников в многочисленные медресе этого города. Поэтому длительное время казанские и оренбургские улемы придерживались среднеазиатской традиции в исламской науке.

Наиболее влиятельные среднеазиатские шейхи, у которых в XVIII – XIX вв. учились волжские и уральские шакирды, принадлежали к суфийскому братству (тарикат) Накшбандийа Муджаддидийа. Во время учебы Габдерахим работает имамом одной из бухарских мечетей.

После Бухары Габдерахим путешествует по таким городам как: Акча, Туфи, Самарканд, Мазар, Шахимардан, преподает в их медресе. В 1796 году Утыз Имяни отправляется в Афганистан, посещает его древние культурные центры, города Балх, Герат, Кабул. В 1798 году в местечке Кауырмач умирает его жена Хамида и Габдерахим со своими детьми возвращается на родину.

Он решает поселиться в своей родной деревне Утыз Имян, однако ему не разрешают поселиться в деревне матери, аргументируя это тем, что его отец из другой деревни. Поэтому он уезжает к своим дальним родственникам в деревню Кара Чишма, где живет один год, после чего переселяется в деревню Исляй (Чистопольского района) где также один год преподает в деревенском медресе. После чего переселяется в деревню Сарабиккол (Лениногорского района), где в течение трех лет преподает в медресе. Здесь у него появляется большое количество последователей, которых он воспитывает в соответствии со своими убеждениями. Затем он переселяется в деревню Куакбаш, где основывает первое в истории деревни медресе и начинает обучать шакирдов.

Таким образом, переселяясь из деревни в деревню, он добирается до родной деревни отца Тимяш, где и поселяется. Он продолжает преподавание, праву и другим дисциплинам, а также продолжает свое литературное творчество вплоть до своей смерти.

Габдерахим Утыз-Имяни умирает в начале апреля 1834 году. (по Ш. Марджани в 1835 году.) в возрасте восьмидесяти лет. Он был похоронен в деревни Тимяш. В 1994 году в связи с 240-летием просветителя на его могиле воздвигнут Мавзолей.

 Творческое наследие Утыз Имяни очень большое и многогранное. За 60-летнюю творческую деятельность он создает более 100 трудов. Исследования творческого наследия Утыз Имяни показывают, что он был одним из популярных и плодотворных в своей творческой деятельности татарских поэтов конца XVIII – начала XIX веков. В его рукописном наследии встречаются не только поэтические и прозаические произведения, но и труды по различным отраслям науки: языкознанию, мусульманской философии и праву, медицине, астрономии, торговому делу и другие. Утыз Имяни занимается также переписыванием произведений крупных поэтов и ученых Востока,составлением комментариев и словарей к ним. Это дает право считать Утыз Имяни многогранным ученым своего времени.

Утыз Имяни1


This post has been viewed 2370 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru