16.04.2024

АБУ МАНСУР АЛЬ-МАТУРИДИ

Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333/944 м)
Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд, Абу Мансур аль-Матуриди. Он основатель одного из двух известных школ Ахли Сунны по акиде – «матуридия». Родился Имам приблизительно в 235/850 году в селении Матурид близ Самарканда. Он представитель первых прославленных трех поколений саляфов. Известен он под прозвищами «Имамуль Худа/Имам правильного пути», «Аляматуль Худа/Знамя правильного пути» и «Имамуль Мутакаллимин»/Имам мутакаллимов».
Некоторые историки отмечают, что он из рода Абу Аюба Халид бин Зайд аль-Ансари.
Он тот, кто вел споры и опровергал муътазилитов и других заблудших сектантов, получивших в его время широкое распространение в Средней Азии. Он защитил акъиду Ахли Сунны опровергая в письменном виде разные группы зындыков и вышедших из Ислама.

Иснад Знаний:

У Имама аль-Матуриди имеются достаточно серьезные цепочки получения знаний доходящие до известных имамов саляфов таких как Имам Абу Ханифа, Абу Юсуф аль-Ансари, Мухаммад аш-Шайбани. Так шейх его шейхов являлся учеником Абу Юсуфа и Имама Мухаммада. А по другому каналу шейх его шейхов брал знания непосредственно у Имама Абу Ханифы и передавал от него его акиду. По этой причине метод акиды Имама был основан на подходах Имама Абу Ханифы. Так содержащиеся в известных пяти книгах Имама Абу Ханифы убеждения он разгруппировал, разъяснив с разных сторон в соответствии с необходимостями его времени и поддержал наилучшим образом. 

Научная цепочка Имама аль-Матуриди такова:

1 Путь: Имам Абу Мансур аль-Матуриди → Абу Наср аль-Ийяди и Абу Бакр Ахмад аль-Джурджани → Абу Сулайман аль-Джурджани → Имам Мухаммад аш-Шайбани и Къади Абу Юсуф → Имам Абу Ханифа → Хаммад бин Аби Сулайман → Ибрахим ан-Нахаи → Алькъама бин Къайс → Абдуллах бин Масъуд. 

2 Путь: Имам Абу Мансур аль-Матуриди → Нусайр бин Яхья аль-Бальхи и Мухаммад бин Мукъатиль ар-Рази → Абуль Мути аль-Хаким бин Абдиллах аль-Бальхи и Абу Мукъатиль Хафс бин Салям ас-Самаркъанди → Имам Абу Ханифа → Хаммад бин Аби Сулайман → Ибрахим ан-Нахаи → Алькъама бин Къайс → Абдуллах бин Масъуд.

Его известные шейхи:

1. Абу Бакр Ахмад аль-Джурджани 
2. Мухаммад бин Мукъатиль ар-Рази (ум. 248 х/862 м)
3. Абу Наср Ахмад бин Аббас аль-Ийяди (ум. 268 х/881 м)
4. Нусайр бин Яхья аль-Бальхи (ум. 268 х/881 м)

Его известные ученики:

1. Абуль Къасим Хаким ас-Самаркъанди (ум. 342 х/953 м)
2. Абу Бакр Мухаммад бин Наср аль-Ийяди (ум. 361 х/971 м)
3. Абу Ахмад бин Аби Наср аль-Ийяди 
4. Абу Мухаммад бин Муса аль-Баздави (ум. 390 х/1000 м)
5. Абуль Лайс аль-Бухари (ум. 373 х/984 м)
6. Абуль Хасан Али бин Саид ар-Рустугъфани (ум. 345 х/956 м)

Его известные книги:

1. Китаб ат-Тавхид 
2. Акъидату Имам Аби Мансур аль-Матуриди1 
3. Ар-Радд аля Аваилиль Адилля лиль Каби 
4. Радду Тахзибиль Джадаль лиль Каби
5. Радду Ваидиль Фуссакъ лиль Каби
6. Ар-Радд аляль Къарамита
7. Китабуль Джадаль
8. Баяну Вахмиль Муътазиля
9. Таъвилятуль Куран (Таъвиляту Ахли Сунна)
10. Шарху Фикъхиль Акбар
11. Маахизуш Шараи
12. Радду Китабиль Имама ли Бадир Равафида
13. Китабуль Макъалят филь Калям
14. Радду Усулиль Хамса ли Аби Мухаммад Аль Бахили
15. Рисаля филь Иман
16. Рисаля фима ля Яджузуль Вакъфу Аляйхи филь Къуран
17. Китабуль Усуль

Слов ученых с похвалой на Имама аль-Матуриди настолько много, что не возможно их всех перечислить здесь. Даже без этих слов, одно то, что большое количество имамов Ахли Сунны последовали за его школой акиды и выбрали его своим предводителем, является достаточным фактором для того, чтобы это было похвалой и признанием для Имама. Это небольшое послание я написал с целью защитить Имама от безосновательных нападок глупцов.
Высказывания ученых об имаме:

Имам Абдуль-Кадир аль-Кураши аль-Ханафи (696-775 х/1297-1373 м) сказал в биографии имама Абу Мансура аль-Матуриди:

مُحَمَّد بن مُحَمَّد بن مَحْمُود أَبُو مَنْصُور الماتريدي من كبار الْعلمَاء تخرج بِأبي نصر العياضي كَانَ يُقَال لَهُ إِمَام الْهدى لَهُ كتاب التَّوْحِيد وَكتاب المقالات وَكتاب رد أهل الْأَدِلَّة للكعبي وَكتاب بَيَان أَوْهَام الْمُعْتَزلَة وَكتاب تأويلات الْقُرْآن وَهُوَ كتاب لَا يوازيه فِيهِ كتاب بل لَا يدانيه شيئ من تصانيف من سبقه فى ذَلِك الْفَنّ وَله كتب شَتَّى مَاتَ سنة ثَلَاث وَثَلَاثِينَ وَثَلَاث مائَة بعد وَفَاة أبي الْحسن الْأَشْعَرِيّ بِقَلِيل وقبره بسمرقند كَذَا وجدته بِخَط شَيخنَا أبي الْحسن عَليّ الْحَنَفِيّ وَرَأَيْت بِخَط شَيخنَا قطب الدّين عبد الْكَرِيم سنة ثَلَاث وَثَلَاثِينَ وَثَلَاث مائَة رَحمَه الله تَعَالَ

«Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Абу Мансур аль-Матуриди из больших ученых, получал знания от Абу Наср аль-Ияди. Его называют «имам правильного пути» (имам аль-худа). У него имеются книги «ат-Тавхид», «аль-Макалят», «Радд аваил адилла лиль Ка’би», «Баян ва хум Му’тазиля», «Таъвилят аль-Куръан», которая является жемчужиной и нет подобной ей из ранних в этой науке. Также у него есть книга «Шатта». Умер он в 333 году, после смерти Абуль-Хасана аль-Аш’ари и могила его в Самарканде. Такое (описание) я нашел почерком нашего шейха Абуль Хасана Али аль-Ханафи, также увидел почерком нашего шейха Кутбуддина Абдуль-Карима»2.

Шейх хафиза ас-Сахави, хафиз Касим ибн Кутлувбага ас-Сувдувни аль-Ханафи (802-879 х/1399-1474 м) сказал в книге «Тадж ат-тараджим фи табакат аль-Ханафия»:

محمد بن محمد بن محمود أبو منصور الماتريدي إمام الهدى له كتاب التوحيد وكتاب المقالات وكتاب رد أوائل الأدلة للكعبي وكتاب بيان وهم المعتزلة وكتاب تأويلات القرآن مات بسمرقند سنة ثلث وثلثين وثلثمائة قلت تخرج بأبي نصر العياضي وله كتاب رد تهذيب الجدل للكعبي ورد كتاب وعيد الفساق للكعبي ورد الأصول الخمسة لأبي محمد الباهلي ورد كتاب الإمامة لبعض الروافض وكتاب الرد على القرامطة وكتاب مأخذ الشرائع في أصول الفقه وكتاب الجدل في أصول الفقه والله أعلم

«Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Абу Мансур аль-Матуруди – имам правильного пути (имам аль-худа). У него имеются такие книги как «ат-Тавхид», «аль-Макалят», «Радд аваил адилла лиль Ка’би», «Баян ва хум Му’тазиля», «Таъвилят аль-Куръан». Умер в Самарканде в 333 году. Я скажу: у него есть еще книга «Радд тазхиб аль-джадль лиль ка’би», «Радд китаб ва’ид аль-фасак лиль ка’би», «Радд усуль аль-хамса ли Абу Мухаммад аль-Бахили», «Радд китаб имамат» на некоторых рафидитов, также опровержение на карамитов, и книги «Маъхуз шараи’» и «Джадль» по усулюль фикх. Аллах знает лучше». 

Имам Абдуль-Хай аль-Лякнави аль-Ханафи (1264-1304 х/1848-1888 м) сказал:

محمد بن محمد بن محمود أبو منصور الماتريدي إمام المتكلمين ومصحّح عقائد المسلمين صنف التصانيف الجليلة وردّ على أكاذيب أقوال أصحاب العقائد الباط

«Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Абу Мансур аль-Матуриди, имам мутакаллимов и исправляющий вероубеждение мусульман. Составил прекрасные книги и опроверг ложь людей с неправильным вероубеждением»3

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:

اعلم أن أهل السنة والجماعة كلهم قد اتفقوا على مُعتقد واحد فيما يجب ويجوز ويستحيل وإن اختلفوا في الطرق والمبادئ المُوصِلة لذلك أو في لمِّيَّة ما هنالك، وبالجملة فهم بالاستقراء ثلاث طوائف:
الثانية: أهل النَّظر العقلي والصناعة الفكرية، وهم الأشعرية والحنفية، وشيخ الأشعرية: أبو الحسن الأشعري، وشيخ الحنفية: أبو منصور الماتريدي، وهم متفقون في المبادئ العقلية في كل مطلب يتوقف السمع عليه، وفي المبادئ السمعية فيما يُدرك العقل جوازه فقط ، والعقلية والسمعية في غيرها، واتفـقوا في جميع المطالب الاعتقادية إلا في مسألة التكوين ومسألة التقليد.

«Знай, что Ахлю Сунна валь Джама’а, все они сошлись на одному убеждении в том, что обязательно (для Аллаха), возможно и невозможно.Несмотря на то, что они разошлись в принципах ведущих к этому или в (не понял этого слова). Если в общем перечислить, их (Ахлю Сунна) три группы: …Вторая группа: люди умственного рассуждения, и мысленной деятельности. Это ашариты и ханафиты. Шейх ашаритов – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и шейх ханафитов — Абу Мансур аль-Матуриди. И они едины в логических принципах, во всех вопросах которые зиждутся на слухе, а в слуховых принципах, на том, что разум допускает возможность этого и только. И логических и слуховых в остальных. И едины они во всех вопросах убеждений, кроме вопроса бытия и вопроса таклида…»4.

Имам Абдуль-Ваххаб ибн Ахмад аш-Ша’рани (898-973 х/1493-1566 м) пишет об Ахлю Сунна:

ثم لايخفى عليك ياأخي أن مدار جميع عقائد أهل السنة والجماعة يدور على كلام قطبين : أحدهما الشيخ الإمام أبو منصور الماتريدي والثاني الشيخ الإمام أبو الحسن الأشعري فكل من تبعهما أو أحدهما إهتدى وسلم من الزيغ والفساد في عقيدته وقد ظهرت أتباع الماتريدي فيما وراء نهر سيحون فقط وظهرت أتباع أبي الحسن في أكثر البلاد كخرسان والعراق والشام ومصر والمغرب وغير ذلك من البلاد الإسلامية فلذلك صار غالب الناس يقولون إذا مدحوا عالما : فلان عقيدته أشعرية صحيحة وليس مرادهم نفي صحة عقيدة غير الأشعري من الماتريدية وغيرهم من أئمة الكلام السابقين على الأشعري كما أشار إلى ذلك في [شرح المقاصد ] بقوله : وأعلم أنه ليس بين المحققين من كل الأشعرية و الماتريدية إختلاف محقق بحيث ينسب كل واحد من الفريقين إلى الآخر البدعة والضلال وإنما ذلك إختلاف في بعض المسائل إنتهى 

«Затем, о мой брат, не является секретом для тебя, что стержень всех убеждений Ахлю Сунна валь-Джама’а вращается возле речей двух къутбов:
Первый из них это имам Абу Мансур аль-Матуриди, а второй имам Абуль Хасан аль-Аш’ари. И каждый кто последует за ними или одним из них, будет наставлен и защищен от отклонений и гибели в своих убеждениях. Последователи аль-Матуриди выявились в Мавараннахре (ныне это части Узбекистана, Казахстана и Таджикистана), а последователи аль-Аш’ари выявились в странах Хорасана, Ирака, Шама, Египта, Магриба и во многих других исламских странах. Поэтому большинство людей когда восхваляли ученого говорили: «такой-то на истинной ашаритской акыде», и не было их целью отрицание истинности убеждений кроме ашаритов, как матурудитов и других имамов каляма живших ранее имама аль-Аш’ари, как указано об этом в книге «Шарх аль-Макасид» имама Садуддина ат-Тафтазани (712-793 х/1312-1390 м): «Знай же, что нет между мухаккиками из ашаритов и матуридитов разногласий из-за которых один из них мог бы обвинить другого в нововведении и заблуждении, и эти разногласия лишь в некоторых вопросах»»5.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909-974 х/1504-1567 м) сказал:

والمراد بأصحاب البدع فيه من كان على خلاف ما عليه أهل السنة والجماعة ، والمراد بهم أتباع الشيخ أبي الحسن الأشعري وأبي منصور المتريدي إمامي أهل السنة 

«Под сторонниками дурных новшеств (асхаб аль-бид`а) понимаются те, кто противоречит акыде (вероубеждению) Ахлю-с-Сунна валь Джама`а. А Ахлю-с-Сунна — это последователи шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Мансура аль-Матуриди — двух имамов Ахлю-с-Сунна (в акыде)»6.

Кади Абуль-Хайр Ташкубра Задэ аль-Ханафи (901-968 х/1495-1561 м) сказал:

ثم اعلم أن رئيس أهل السنة والجماعة في علم الكلام — يعني العقائد — رجلان، أحدهما حنفي والآخر شافعي، أما الحنفي فهو أبو منصور محمد بن محمود الماتريدي، إمام الهدى… وأما الآخر الشافعي فهو شيخ السنة ورئيس الجماعة إمام المتكلمين وناصر سنة سيد المرسلين والذاب عن الدين والساعي في حفظ عقائد المسلمين، أبو الحسن الأشعري البصري.. حامي جناب الشرع الشريـف من الحديـث المفترى، الذي قـام في نصرة ملـة الإسـلام فنصرها نصراً مؤزراً 

«Затем, ты знай, что главой Ахлю-Сунна валь Джама`а в ильмуль каляме (т.е акиде) являются два человека, один из них ханафит, а другой шафиит. Что касается ханафита, то это Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуруди имам правильного пути…. а другой шафиит, то это шейх Сунны, глава джамаата, имам мутакаллимов, помогающий Сунне господина пророков, отгоняющий от религии (нечисть), приложивший все старания для сохранения акыды мусульман, Абуль-Хасан аль-Аш’ари аль-Басри, приложивший старания для сохранения религии от ложных хадисов, который взялся в поддержку религии и помог ей как смог»7.

Имам Камалуддин аль-Баяди (ум. 1097 х/1686 м) пишет в «Ишарат аль-Марам»:

لأن الماتريدي مفصّل لمذهب الإمام ـ يعني أبا حنيفة ـ وأصحابِه المظهرين قبل الأشعري لمذهب أهل السنة , فلم يخلُ زمان من القائمين بنصرة الدين وإظهاره وقد سبقه ـ يعني الأشعري ـ أيضاً في ذلك ـ يعني في نصرة مذهب أهل السنة ـ الإمام أبو محمد عبدالله بن سعيد القطان 

«Матуридиты были последователями имама Абу Ханифы, они защищали учение суннитов до имама аль-Аш’ари. Нет такого времени, в котором не было защитника Сунны. Имаму аль-Аш’ари предшествовал имам Абу Мухаммад ибн Саид аль-Каттан»8.

Имам аль-Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 х/1732-1790 м) сказал: 

وليعلم أنّ كلاًّ من الإمامين أبي الحسن وأبي منصور — رضي الله عنهما — وجزاهما عن الإسلام خيراً لم يبدعا من عندهما رأياً ولم يشتقا مذهباً إنما هما مقرران لمذاهب السلف مناضلان عما كانت عليه أصحاب رسول الله وناظَرَ كلٌّ منهما ذوي البدع والضلالات حتى انقطعوا وولوا منهزمين 

«Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сподвижники, опровергая всех заблудших»9.

Алляма Ибн Абидин ад-Димашки аль-Ханафи (1198-1252 х/1784-1836 м) в своих заметках к книге «Ад-Дурруль Мухтар Шарху Танвириль Абсар» пишет:

قوله: عن معتقدنا أي عما نعتقد من غير المسائل الفرعية مما يجب اعتقاده على كل مكلف بلا تقليد لأحد، وهو ما عليه أهل السنة والجماعة وهم الأشاعرة والماتريدية، وهم متوافقون إلا في مسائل يسيرة أرجعها بعضهم إلى الخلاف اللفظي كما بين في محله 

«(Его слова: О наших убеждениях) то есть, о том, в чем мы убеждены (не считая второстепенные вопросы), из того, в чем обязан быть убежден каждый мукалляф без таклида ни за кем, это является тем, на чём находится Ахлю-Сунна валь Джама`а, а они (Ахлю-с-Сунна) — это ашариты и матуридиты. Они единогласны (во всем), кроме мелких вопросов, которые некоторые отнесли к разногласию в значении слов, как было разъяснено в своем месте»10.

Алляма Ибн Шатты аль-Ханбали (1248-1307 х/1832-1890 м) в своем комментарии на «аль-Акыдату ас-Саффариния»:

قال بعض العلماء هم — يعني الفرقة الناجية — أهل الحديث يعني الأثرية والأشعرية والماتريدية ثم قال بعد ذلك بأسطر:
فائدة: أهل السنة والجماعة ثلاث فرق، الأثرية وإمامهم الإمام أحمد رضي الله عنه.
والأشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري رحمه الله تعالى.والماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي رحمه الله تعالى
 

«Некоторые ученые сказали, что спасенная община это – Ахлю аль-хадис, т.е. асариты, ашариты и матуридиты. 
Затем через несколько строчек сказал: Итог: Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а состоит из трех групп:
Асариты – их имам Ахмад, да будет доволен им Аллах.
Ашариты – их имам Абуль Хасан аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах.
Матуридиты – их имам Абу Мансур аль-Матуриди, да смилуется над ним Аллах»11.

Имам Абдуль-Баки аль-Ба`ли аль-Ханбали (1005-1071 х/-1596-1661 м) в книге «аль-Айн валь-асар»:

وللكلام على المقصد الثاني تقدمة،وهي أن طوائف أهل السنة ثلاثة:أشاعرة وحنابلة وماتريدية 

«…это то, что групп Ахлю-с-Сунна три: ашариты, ханбалиты (асариты), матуридиты»12.

Имам ас-Саффарини аль-Ханбали (1114-1188 х/1702-1774 м) в своей книге «аль-Лявами’ аль-анвар» пишет:

أهل السنة والجماعة ثلاثة فرق : الأثرية ، وإمامهم أحمد بن حنبل ، والأشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري ، والماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي
وقال: قال بعض العلماء : هم — يعني الفرقة الناجية — أهل الحديث يعني الأثرية والأشعرية والماتريدية

«Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а – это три группы: 
Асариты – их имам Ахмад бин Ханбаль, да будет доволен им Аллах,
Ашариты – их имам Абуль Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах,
Матуридиты – их имам Абу Мансур аль-Матуриди, да будет доволен им Аллах».
Также он сказал: «Некоторые ученые сказали: они (спасенная группа) — Ахлю аль-хадис, то есть асариты, ашариты и матуридиты»13.

Имам Ахмад ад-Дардир аль-Малики (1127-1201 х/1715-1768 м) сказал:

واتبع سبيل الناسكين العلماء) ثم شرح عبارته فقال (جمع عالم وهو العارف بالأحكام الشرعية التي عليها مدار صحة الدين اعتقادية كانت أو عملية والمراد بهم السلف الصالح ومن تبعهم بإحسان وسبيلهم منحصر في اعتقاد وعلم وعمل على طبق العلم، وافترق من جاء بعدهم من أئمة الأمة الذين يجب اتباعهم على ثلاث فرق، فرقة نصبت نفسـها لبيـان الأحكام الشرعية العملية وهم الأئمة الأربعة وغيرهم من المجتهدين، ولكن لم يستقر من المذاهب المرضية سوى مذاهب الأئمة الأربعة، وفرقة نصبت نفسها للاشتغال ببيان العقائد التي كان عليها السلف وهم الأشعري والماتريدي ومن تبعهما، وفرقة نصبت نفسها للاشتغال بالعمل والمجـاهدات على طبق ما ذهب إليه الفرقتان المتقدمتان وهم الإمام أبو القاسم الجنيد ومن تبعه، فهؤلاء الفرق الثلاثة هم خواص الأمة المحمدية ومن عداهم من جميع الفرق على ضلال وإن كان البعض منهم يحكم له بالإسلام فالناجي من كان في عقيدته على طبق ما بينه أهل السنة

«Алим (ученый) — это тот, кто знает шариатские решения на которых строится истинность (правильность) этой религии, будь эти решения по вероубеждению или же по практике поклонения. Под этими учеными имеются в виду ученые из праведных предшественников и те, кто последовал за ними. И их путь в вероубеждении, в знании и в деяниях сводится в соответствии с наукой. И те, кто пришли после них из имамов уммы за которыми надлежит следовать разделились на три группы:
…Вторая группа — группа которая взяла на себя разъяснение вопросов вероубеждения на котором были саляфы – это имамы аль-Аш`ари и аль-Матуриди и те, кто последовал за ними…

И эти три группы являются знатью Уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). И все группы и течения за исключением этих трех групп находятся в заблуждении, даже если по некоторым из них есть решение, что они не выходят из Ислама. Следовательно, спасшийся — это тот, кто находиться в акыде на том пути, который соответствует тому, что разъясняет Ахлю-Сунна»14.

Алляма Абдуллах аль-Куддуми аль-Ханбали (1246-1331 х/1830-1912 м) сказал:

قال الإمام القدومي الحنبلي: لأن أهل الحديث والأشعرية والماتريدية: فرقة واحدة متفقون في أصُول الدين على التوحيد، وتقد ير الخير والشر، وفي شروط النبوة والرسالة، وفي موالاة الصحابة كلهم، وما جرى مجرى ذلك: كعدم وجوب الصلاح والأصلح، وفي إثبات الكسب، وإثبات الشفاعة، وخروج عصاة المُوَحِّد ين من النار. والخلافُ بينهم في مسائل قليلة. المنهج الأحمد. 

«Потому что ахлю аль-хадис (асариты), ашариты и матуридиты одна группа, согласованная в основах религии на Единобожии (таухид), предопределении хорошего и плохого, условиях пророчества и посланничества, очередности всех сподвижников, и тому подобных, как в отсутствии обязательства на Всевышнем делать хорошее и лучшее для своих рабов, подтверждении кясба, подтверждении шафаата и выхода грешных единобожников из огня Ада. Разногласия между ними имеются в нескольких вопросах»15.

Алляма Абу Абдуллах Мухаммад аль-Бейрути аш-Шафии (1209-1276 х/1794-1859 м) сказал:

المالكية والشافعية أشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري من ذرية أبي موسى الأشعري رضي الله عنه، والحنفية ماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي وهما إماما أهل السنة والجماعة 

«Маликиты и шафииты являются ашаритамы в акыде и имам их Абуль-Хасан аль-Аш’ари из потомства Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), а ханафиты в акыде являются матуридитамы и имам их Абу Мансур аль-Матуруди, и они оба являются имамамы Ахлю-с- Сунна валь Джама`а»16.

  • 1. Шарх Таджуддина ас-Субки на эту книгу под названием «Ас Сайфуль Машхур фи Шархи Акъидати Аби Мансур» отпечатано в Стамбуле на арабском и турецком языках. Есть некоторые сомнения относительно принадлежности этой книги к Имаму
  • 2. Аль-Кураши, «аль-Джавахиру аль-Муддийат фи табакати аль-Ханафийя», 2/130
  • 3. «аль-Фаваид бахия фи тараджим аль-Ханафия», стр. 195
  • 4. Аз-Забиди, «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин», 2/6
  • 5. «Каваид аль-кашфийя мавазихату лима’ани сифати Иляхийя», стр. 90-92
  • 6. Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 516
  • 7. Ташкубра Зада, «Мифтах ас-саадат, 2/33
  • 8. «Ишарат аль-Марам мин ибарат аль-Имам», стр. 23
  • 9. Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-муттакин», 2/7
  • 10. «Раддуль Мухтар аля д-Дурриль Мухтар», 1/49
  • 11. «Шарх аль-Акыдату ас-Саффариния», стр. 73
  • 12. «аль-Айн валь-асар фи акаиду ахлю аль-асар», стр. 59
  • 13. Ас-Саффарини, «аль-Лявами’ аль-анвар», стр. 73-76
  • 14. Ахмад ад-Дардир, «Хариидат ат-Таухид», стр. 194
  • 15. Аль-Куддуми, «Аль-Манхадж аль-Ахмад фи тараджими асхабиль имами Ахмад»
  • 16. «Дурратуль вазийа фи тавхидиль бария», стр. 77-78
    Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *