28.03.2024

ИБН ШАДДАД АЛЬ-ХАЛЯБИ

‘Иззуддин Ибн Шаддад Аль-Халяби родился в сирийском городе Алеппо (Халяб) в 1217 году (3 числа месяца Зуль-Хиджа 613 года по хиджре). Благодаря своим достоверным трудам по истории и географии Ибн Шаддад стал одним из известных историков аюбидской и мамлюкской эпохи.

Ибн Шаддад Аль-Халяби был очевидцем событий, происходивших в исламском мире и вокруг него во времена монгольского нашествия, а также непосредственным участником многих исторических событий, ибо он имел тесные связи с правителями и эмирами Египта и Шама.

Наиболее известными трудами Ибн Шаддада являются его книги «Сира Аль-Малик Аз-Захир» (Биография султана Аз-Захира Бейбарса) и «Аль-А‘ляк аль-хатира фи зикр умара Аш-Шам ва Аль-Джазира» («Важнейшие драгоценности с упоминанием правителей Шама и Аль-Джазиры»), которая представляет собой историческую географию Шама и Аль-Джазиры (Верхней Месопотамии).

У Ибн Шаддада были и другие труды, а книга «Аль-А‘ляк аль-хатира фи зикр умара Аш-Шам ва Аль-Джазира», вероятнее всего, является его последним трудом.

В 1953 году французский востоковед Доминик Сордел издал часть этой книги, в котором говорится об истории Алеппо. В 1956 году Сами Ад-Даххан издал другую часть этого труда, посвящённую истории Дамаска, а в 1963 году во Французском институте изучения арабского языка в Дамаске он издал ещё одну его часть, посвящённую истории Ливана, Иордании и Палестины.

Он же исследовал и подготовил к изданию последнюю часть этой книги, посвящённую истории Аль-Джазиры и Мосула. Эта часть была издана Министерством культуры Сирии в 1991 году.

«Аль-А‘ляк аль-хатира фи зикр умара Аш-Шам ва Аль-Джазира» считается важнейшей из книг Ибн Шаддада. Он начал трудиться над ней в 1272 году (в 671 году по хиджре), будучи в изгнании в Египте после захвата Сирии монголами, и завершил её приблизительно в 1281 году (в 680 году по хиджре).

Хотя в названии книги речь идёт лишь о правителях, в ней затрагиваются не только события, связанные с правителями Шама и Верхней Месопотамии. В этом труде подробно изучена история и география всего Шама и расположенных в этом регионе городов.

Также в этой книге обширно изложена история Верхней Месопотамии со дня её завоевания ‘Иязом ибн Ганамом в 638 году (в 17 году по хиджре) до времён правления Абу Аль-Фазаиль Саида Аль-Хамдани, который умер в 1002 году (в 393 году по хиджре).

Что касается причин, побудивших Ибн Шаддада написать эту книгу, то, как он сам разъяснил, это было выражением благодарности султану Аз-Захиру Бейбарсу – в ней упоминаются его достижения в деле возвращения мусульманских земель из рук врагов.

Ибн Шаддад в предисловии к этой книге разъяснил методологию её написания – какие разделы она имеет и какие вопросы в ней раскрываются. В своём труде он не оставил без упоминания ни один город Шама и Аль-Джазиры. Также он изложил все недостатки и достоинства этих городов, описал все мечети, медресе, хаммамы и другие сооружения, учреждения и заведения.

Книга «Аль-А‘ляк аль-хатира фи зикр умара Аш-Шам ва Аль-Джазира» состоит из трёх частей. Первая часть посвящена Алеппо и его окрестностям, вторая – Дамаску, а третья – Верхней Месопотамии.

Эту книгу смело можно считать лучшей среди трудов по исторической географии Шама, а также лучшим историческим источником по периоду монгольского нашествия на мусульманские земли и крестовых походов.

Родословная ибн Шаддада восходит к кадию Бахауддину Абу Аль-Махасин Юсуфу Ибн Шаддад Аль-Мусили, известному историку, с которым не сравнится ни один из его современников. Он также был близким человеком великого султана Салахуддина Аль-Аюби.

Семья Ибн Шаддада не имела никакого отношения к науке и образованию. Первые уроки он получал в одной из мечетей Алеппо, а потом в примечетском медресе. Вначале он, как и полагается, научился читать Коран, который вскоре выучил наизусть. Далее Ибн Шаддад постепенно начал изучать таджвид, тафсир, хадис, арабский язык, литературу, грамматику. После этого он изучил фикх и углубился в изучение книг по теме податей и финансов.

В конце своего обучения он взялся за книги по истории и географии и начал углублённое изучение этих наук. Он восхищался книгой великого историка Ибн ‘Асакира «Тарих Димашк» («История Дамаска»), а также историческим трудом Ибн Аль-‘Адима Аль-Кабира «Бигъят ат-таляб фи тарих Халяб» («История Алеппо»).

Ибн Шаддад впервые прибыл Дамаск в 631 году по хиджре. После этого он часто посещал Дамаск, а потом и вовсе переселился туда. Он прожил в Дамаске около 10 лет, а потом вернулся в Алеппо. В 627 году по хиджре Алеппо захватили монголы, и город был полностью уничтожен, тогда Ибн Шаддад покинул родину и отправился в Египет.

После разгрома монголов мусульманскими войсками под предводительством мамлюкских командиров в местности ‘Айн аль-Джалут и изгнания захватчиков из Шама Ибн Шаддад в 669 году вместе с султаном Бейбарсом вернулся в Дамаск.

Ибн Шаддад продолжал свою службу при султане Бейбарасе до конца его жизни в 1277 году (676 года по хиджре). После смерти Бейбарса он продолжил службу у его сына султана Саида. Выражая свою искренность султану Бейбарсу, Ибн Шаддад написал две книги, в которых подробно рассказал о жизни и деятельности великого султана.

Ибн Шаддад считался одним из лучших специалистов своего времени в сфере политики и экономики, поэтому его назначали на различные государственные должности, он достиг уровня визиря и имел доступ ко многим секретным и важным государственным сведениям. На службе в государстве аюбидов Ибн Шаддад ездил к различным правителям с самыми важными политическими посланиями.

Аз-Заркани сказал: «Ибн Шаддад руководил канцелярией и занимался перепиской с Хулагу и другими правителями».

Аз-Захаби сказал: «Его месячная зарплата составляла тысячу дирхемов. Во времена правления султана Саида ему предлагали должность визиря, но отказался».

Аз-Захаби в своей книге «Тарих аль-Ислям» пишет об Ибн Шаддаде следующее:

«‘Иззуддин Абу ‘Абдуллах Аль-Ансари Аль-Халяби был отличным писателем и прекрасным лектором… Он был одним из приближённых людей султана Аль-Малика Ан-Насира Юсуфа. Он был и в составе делегации, которую Ан-Насир Юсуф отправил к предводителю монголов Хулагу и к другим правителям. После захвата Алеппо монголами он переселился в Египет. Его уважал и почитал правитель Аз-Захир, а также его сын правитель Аль-Мансур».

Ас-Сафади в своей книге «Аль-Вафи би аль-вафаят» пишет о нём следующее:

«Он был лидером и прекрасным лектором. Написал труд по истории Алеппо и биографию правителя Аз-Захира Бейбарса… Его глубоко уважали правители Аз-Захир Бейбарс и Аль-Мансур Аль-Калавун».

Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва Ан-Нихая» написал об Ибн Шаддаде следующее:

«Шейх ‘Иззуддин Мухаммад ибн ‘Али ибн Ибрахим ибн Шаддад умер в пути. Он был известным и достойным человеком. Он написал книгу “Сира Аль-Малик Аз-Захир” и увлекался историей».

Ибн Шаддад Аль-Халяби (да смилуется над ним Всевышний Аллах) умер в 1285 году (7 числа месяца Сафар 684 года по хиджре) и был похоронен на окраине Каира, у подножья холмов Мокаттам.

Мухаммад Султанов
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *