19.04.2024

АБУ ЙЯЗИД АЛЬ – БИСТАМИ
(часть 1)

Наш господин – сейид Абу Йязид аль-Бистами – да будет доволен им Аллах!

Он был незаурядным человеком своей эпохи в своих духовных состояниях, речах, набожности, знаниях, богобоязненности, экстатических состояниях (экстазе) и аскетизме. Это он сказал:
Я жажду Тебя (Господи), жажду не ради награды,
Но жажду Тебя ради наказания (от Тебя)
Все, что я хотел – я достиг
Кроме сладострастия от Божьего наказания.

Однажды ночью для него зажгли светильник. Он сказал своим сподвижникам «От этого светильника на меня находит уныние и беспокойство». Они ответили ему: «О, наш господин! Мы взяли у бакалейщика в дом бутылочку масла. Затем взяли масла опять, во второй раз (в долг)». Аль-Бистами сказал им: ‘Узнайте бакалейшика и удовлетворите его (оплатите масло)». Они сделали [как он велел] и уныние покинуло его.
Аш – Шейху аль – Акбар (Величайший Шейх) Мухитдин ибн аль-Араби (да будет свята его могила) сказал: «Его мистическим состоянием были таджрид (полное предание суфием себя на Волю Бога, отказ суфия от земного мира) и самозабвенность (полная отдача себя Божьему делу). Однажды он сказал своим ученикам: «Я потерял свой браслет. Обыщите дом». И нашли ученики виноградную гроздь. Он сказал им: «Наш дом превратился в дом бакалейщика.» Тогда ученики раздали как милостыню все из дома. И нашелся браслет.
Величайший Шейх (Ибн аль- Араби) напоминал, что Бистами был «Полюсом»‘ спасения своего времени, говоря что «Полюсом» (кутб – «полюс времени», высшая ступень в суфийской иерархии) может быть тот, кто может достичь власти и ему будет дозволено внешнее, явное управление (государством), а также может добыть тайное знание в силу своего положения, как например, Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Умар ибн Абдулгазиз’ (да будет Аллах доволен ими всеми) Но есть истинные «Полюсы», кто добивается скрытого тайного халифства – власти. Такому человеку, как Абу Йазид Бистами, не будет дана внешняя власть.
Когда он начинал говорить о мистических, божественных истинах, то современники не понимали его, бросали в него кости, семь раз изгоняли его из родных мест. И каждый раз, когда они изгоняли его, их дела расстраивались, их постигали напасти и бедствия. И им приходилось смиряться перед ним и всем вместе признавать его величие. Когда Бистами поминал и славословил Аллаха, он источал кровь. Некий из возлюбленных (перечисляются видные мусульманские правиели-халифы) (Богом) сказал Вистами: «Я выпил всего глоток и не испытываю жажды после этого никогда». Бистами ответил ему: «Мужчина тот, кто выпьет море, а его язык [опять] будет лежать, высунутым на его груди от жажды». И он указал на то, что любовь – это поглощение [чувств] без насыщения ими. Также Величайший Шейх – да будет свята его могила! – говорил: «Я проверял [истинность слов] вещателей об Аллахе. Если они приводили пример о некоем деле, то обязательно этот пример должен был подтверждаться. Абу Йазид Бистами указывал на себя, как на «Полюс времени». Однажды ему было сказано некими мужами, что о нем говорят как о Полюсе времени. Он ответил: «‘Валиев много, а амир аль-му’минин-один. Если кто-нибудь сломает посох, восстанет в этой местности, укажет на крепость и заявит, что он-халиф, то будет убит и его желание не осуществится. А амир аль – му’минин останется амиром аль – муъминин». И не прошло несколько дней, как в той крепости восстал некий бунтовщик, провозгласил себя халифом и был убит, не достигнув своего желания. Свершилось то, о чем говорил и приводил пример Бистами. Он как-то раздавил муравья по ошибке. Он взял его на руки, дунул и вернул ему жизнь, опасаясь [за свою жизнь] от взыскания [Божественного рока].
Бистами говорил: » Господь поставил меня перед собой и сказал: «О, Абу Йазид! С чем ты пришел ко мне?» Я ответил: «С набожностью, с аскетизмом в мире». Господь сказал: «Для меня весь земной мир ранен крылышку комара. Ради чего ты изнурял себя аскетизмом?» Я сказал: «О, мой Господь! Я прошу прощения за это. Я прибыл, уповая на Тебя». Господь сказал: «Разве Я не гарант того, что Я обещал тебе?» Я сказал Ему: «Я прошу у Тебя прощения. Я прибыл к Тебе Тобою», (т.е. Бистами сказал, что прибыл к Богу, нуждаясь в Нем). И сказал Господь: » Тогда Мы принимаем тебя».
Бистами говорил: «Я стал имеете с поклоняющимися (абидун)’ Богу и не нашел для себя «кудум»‘, движения по прямой линии вперед. Я стал вместе с подвижниками (джахидун) и не нашел для себя «кудум», движения вперед, к Богу. Я встал вместе с молящимися и с постящимися (саимун) и не нашел для себя «кудум». И я сказал: «О Боже! Как найти путь к Тебе?» Господь ответил мне: «Оставь свою душу (в исламе душа («нафс») олицетворяет все темное, дурное и низкое в человеке) и иди ко Мне!» Аль-хавасс («избранные» Богом, суфии) сказали: «И стал путь к Господу для Бистами короче и ближе из-за столь нежных и немногих слов [Аллаха]. Если человек откажется от счастливого удела и yтex своей души в обоих мирах, то Господь предстанет рядом с ним».
Из его полезных деяний и слов, которые чуть было не раскрыли тайны Единства Бога [во всем], дошли до сферы Единственности [Бoгa] и достигли Вечности.
Однажды Зун-Нун Мисри (знаменитый египетский суфий (ок. 796 -861 г. г. х.э) послал Бистами письмо, где сообщил ему. «У меня пропали сон и покой. Ко мне прибыл караван [с богатствами]«. Бистами сказал тому, кто пришел к нему [с письмом|: «Скажи моему брату (Зун-Нуну): «Мужчина не тот, который шагает вместе с караваном, а тот, кто спит до утра, а утром находит себя перед караваном у своего дома». И сказал затем Зун-Нун: «Да будет благополучием и довольством для него его речь! Наши [мистические] состояния не превзойдут его речи».
Бистами сказал: «Из признаков арифа (Ариф – суфий, «просветленный» истиной от Бога, и достигший высшей cтупени в суфийской иерархии, познавший Всевышнего): чтобы его пищей было то, что он найдет, местом ночлега было то место, где его застала ночь, а его занятием было служение Богу». Однажды некий человек подошел к его двери и постучал. Вистами спросил: «Кого ты ищешь?» Тот сказал, что он хочет Абу Йазида Бистами. Тогда Бистами сказал ему. «В доме нет никого, кроме Бога» (Намек на полное noгружение Бистами в мысли о Боге, а следовательно, и «слияние» Бистами с Богом в одно целое).» Некто из учеников Зун-Нуна Мисри шел вслед за Бистами. Бистами спросил его: «Кого ты ищешь?» Тот сказал: «Абу Йазида». Бистами сказал ему: «О, мой сын! Абу Йазид вот уже 40 лет ищет и взыскует Абу Йазида». Человек вернулся к Зун-Нуну Мисри и рассказал ему о словак Вистами. И Зун-Нун упал в обморок. В рассказе говорится, что Зун-Нун сказал; «Мой брат Абу Йазид потерял свою душу в любви, к Всевышнему Богу и стал искать ее вместе с учениками».
Бистами сказал: «Господь повелел своим рабам [суфиям поступать праведно] и запретил им [поступать грешным образом]. Они повиновались и Он наградил их. Они стали служить Ему Его же наградой. Я не хочу от Бога ничего, кроме Бога».
Его спросили, как он добывает пищу. Он ответил: «Мой Господь Бог кормит и собаку, и свинью. Разве Он не накормит и Абу Йазида?» Однажды он сказал: «Я вышел из своей кожи и увидел, кто я». По этому поводу сказал ариф Сухраварди: «Бистами указал на говорящую душу». Однажды Бистами молился, стоя за имамом (Имам – предстоятель на молитве, также священнослужитель) мечети. Когда имам завершил молитву, то он спросил: «О, Абу Йазид! Где ты находишь пропитание себе?» Бистами ответил: «Воздержусь отвечать, пока заново не выполню молитву. Ты засомневался в возможности божьей твари найти пишу. Не следует молиться, стоя за человеком, который не знает ар-Раззака (Кормяшего) «. Бистами говорил: «В начале [моего суфийского] пути я ошибался в четырех вещах: я полагал, что это я поминаю и славословлю Его, что я знаю Его, что и люблю Его и что я взыскую Его. А когда присмотрелся, то увидел, что Его упоминание обо мне. Его знание обо мне, Его любовь ко мне и Его взыскание меня были еще раньше, чем когда я обратился к Нему». Бистами говорил: «Однажды я произнес: «Слава Аллаху!» И обратился ко мне Господь Бог потаенно, в моей тайне: «Разве есть во Мне недостаток, от которого ты стал бы Меня очищать?» Я ответил: «Нет, о, Господь!» Он сказал мне: ‘Очисти свою душу от соблазнов совершать грехи!» И я приступил к упражнениям [по очищению] своей души, пока она не стала воздерживаться от дурных поступков и не украсилась благородными качествами. И я стал говорить: «Преславен я, как я велик!», подразумевая [божественную] щедрость, [оказанную мне]«. Бистами говорил: «Ученый не тот, кто заучил Коран. Если он забудет то, что заучил, то превратится в невежду. Но ученый тот, кто берет знание от его Господа Бога в любое время, когда он захочет, без заучивания, без обучения. Вот зтот человек есть божественный ученый». Бистами говорил: «Если увидишь кого-нибудь, кто верует в слова людей (суфии) этого Пути – тариката, то попроси, чтобы он помолился за тебя, ведь он – отвечающий мольбам [как Бог, который есть Отвечающий на просьбы и мольбы людей]«. Бистами говорил: «Господь Бог мне повелел: «Явись к Моим созданиям (людям) с моими качествами. И кто увидит тебя, тот увидит Меня». И сказал по этому случаю Величайший Шейх Ибн Араби: «Это есть проявление в Бистами божественных качеств. Разве ты не видишь среди божьих рабов представителей Господа Бога? У них [есть способности различать] добро и запретное, судить и поступать мудро. Это – качество, свойство Бога. А простонародье обязано слушаться и повиноваться».
Бистами говорил: «Счастливый удел в обладании чудесами для святых угодников (суфиев) зависит от различия четырех имен Бога, от которых отталкивается в своих делах каждая группа [суфиев]. Эти имена -»Первый». «Последний», «Явный» и «Тайный (Скрытый)». Тот [суфий], чей удел исходит от имени Бога «Явный», тот способен видеть чудеса Божественной мощи. Тот [суфий], чей удел исходит от имени Бога «Тайный», тот способен видеть то, что проистекает из тайного в Божественных лучах. Тот [суфий], чей удел исходит от имени Бога «Первый», тот занят тем, что предшествовало ему, а тот [суфий], чей удел исходит от имени «Последний», тот связан с тем, что встретит его [в будущем]«. Бистами говорил: «Вы взяли свое мертвое (омертвевшее) знание от мертвых, а мы взяли наше знание от Живого (Господа Бога), который [никогда] не умрет» Величайший Шейх Ибн Араби пояснил эти слова Бистами, сказав: «Ученые – ортодоксы берут свои знания от своих предшественников. И так до Судного дня. И отдаляется прямое отношение [к первоисточнику знания]. Святые угодники (суфии) берут (свои знания) от Аллаха, который располагает знания из своих тайн в их груди по своей Милости и заботе о них». Бистами говорил: «Однажды я находился в мистическом состоянии (халь) и возомнил, что я достиг крайней степени в единении [с Богом]. И явился ко мне шейх и сказал: «О, Абу Йазид! Твой [этот] конечный пункт есть начало [мистического пути] суфиев». Бистами говорил: «Я видел во сне райских дев – гурии. Я посмотрел на них [с вожделением] и проснулся. И лишился моего «вакта» (Вакт-время. Непредсказуемое время, когда на суфия нисходят откровения от Бога). Затем я [опять] увидел их [во сне] и отвернулся от них. Тогда Господь Бог одарил меня «вактом». Бистами говорил: «Святые угодники [аулия] не радуются, когда удостаиваются ответа на свои просьбы, которые есть суть чудес, таких, как хождение по воде и воздуху, сокращение расстояний по суше и по морям. И просьбы неверных не остаются без ответа. Расстояния сокращаются для шайтана и Даджаля. Воздух подчиняется птице, а вода – киту. Кто обделен щедротами из [вышеуказанных] вещей, тот не застрахован от коварства и бед». Бистами говорил «Я нашел магрифа (Магрифа – высший тип знании для суфиев),только имея голодный желудок и нагое тело». Было сказано ему: «Расскажи нам, как ты укрощал свою душу в начале [твоего суфийского пути]«. Бистами ответил: «Я призвал свою душу к [подчинению] к Богу. Она отказала. И я твердо пообещал ей, что не буду пить воду и не буду спать целый год. И подчинил ее». Бистами говорил: «Воистину суфии получают [божественные знания] ровно столько, насколько они лишают себя [земных утех] и [посвящают себя] созерцанию Всевышнего Бога». Бистами говорил: «Работе тела сопутствуют [как результат] благодать и дары божественных тайн». Бистами говорил: «В моей любви к Тебе (О, Господи) нет ничего удивительного – Я твой раб. Удивляет Твоя любовь ко мне. Ведь Ты – Всемогущий Царь!» Бистами говорил: «Истинные рабы Божьи те, которые, если бы Господь Бог уговаривал бы их лишиться лицезрения Его в Раю, стали просить Его вывести их из Рая, как просят обитатели огня (ада)». Бистами говорил: «Я в течение трех лет, как только брался поминать и славословить Аллаха, промывал водой рот и язык из уважения к Господу Богу».  Один человек сказал ему: «До меня дошли разговоры, что ты ходишь по воздуху». Бистами ответил: «И что удивительного в этом? Птица питается падалью и движется по воздуху. А правоверный мусульманин благороднее птицы». Бистами говорил: «Я трижды отринул (Буквально «Я трижды произнес слово «талак» (формула развода мусульманина с женой)) земной мир и обратился к моему Господу. Я воззвал Его: «О, мой Бог! Я обращаюсь к тебе с мольбой человека, у которого  никто не остался, кроме Тебя». И Он научил меня искренности, взлелеял мою душу и представил все созданное Им предо мной так, чтобы я смог отказаться от всего тварного [ради Него]«. Бистами говорил: «В покорности [Богу] содержится нечто, что может привести вас к отпадению [от верного пути] и к гибели. Это то, что не вызывает в вас нужды желать ослушания и неподчинения [к Богу]«. Бистами говорил: «Пока раб Божий не перестает выискивать из мусульман того, кто хуже его, то этот раб Божий грешит грехом высокомерия». Его спросили: «Когда человек становится [истинно] покорным Богу?» Он ответил: «Если человек не находит для себя макама (Макам – «стоянка» (этап на суфийском пути к Богу) «халя» (Халь, (мн. ч. – ахваль) – мистическое состояние суфия, когда он получает откровения от Бога) и не видит из творений Божьих того, кто был бы хуже его».
Бистами, когда бывал спрошен об арифе («просветленном»), отвечал: «Мистические состояния «ахваль» – для простых смертных. Для «арифа» не существует «халь» из-за особенностей бытия арифа: его облик стирается и его сущность исчезает из-за сущности другого (т.е. Бога)». Бистами говорил: «Я призвал свою душу к Богу, а она отказалась. Тогда я оставил ее, и она направилась к Нему». Бистами говорил: «Больше всех скрыты от Бога (не видят Его) люди трех видов: аскет из-за своей воздержанности (аскетизма), много поклоняющийся из-за своего поклонения и ученый из-за своего знания. Бедный аскет! Если бы он знал, что Всевышний возвысил весь земной мир, то он бы совсем не стал воздерживаться от мира! Бедный ученый! Если бы он знал, что все знание, дарованное ему, не стоит и строчки написанного на лаухуль-махфуз («небесные скрижали»), то он бы даже не посмотрел на свое знание». Бистами говорил: «Блажен тот, кто имел одно единственное желание [служить Богу] и чье сердце не было занято тем, что видели его глаза и слышали его уши». Бистами говорил: «Больше всех отдалены от Бога те люди, которые больше всех указывают на Него». Бистами говорил: «Ближе всех к Богу те люди, которые более милосердны к Его тварям». Бистами говорил: «Божьи дары несут [получают] только Его неприхотливые, претерпевающие все тяготы и унижения ломовые лошади [суфии]«. Бистами говорил: «Ариф («просветленный») – это тот, кто не перестает поминать и славословить Аллаха, кто не испытывает скуки от Его созданий, кто не ведет тайную дружескую беседу ни с кем, кроме как с Богом». Один человек попросил его: «Научи меня самому великому имени Бога». Бистами ответил: «Нет определенной границы для Бога [чтобы обозначить Его конкретным именем]. Воистину, Он – это простор В твоем сердце для его Единственности. И если ты сподобился этого, то обратись к любому Его имени, которое пожелаешь, и станешь двигаться от Востока до Запада»…
Бистами говорил: «Я сорок лет призывал людей к Аллаху. Они не ответили на мой призыв. Когда я оставил их и обратился к Богу, то обнаружил людей следующих за мной». Величайший Шейх Ибн Араби ( да будет свята его могила) сказал: «Было сказано для Бистами по поводу этого «макама»: «Проявляет ли ослушание [и неповиновение Богу] «ариф»?» Бистами ответил: «Всякое дело Аллаха сотворено размером определенным, соразмерным». И сказал Величайший Шейх: «Этот ответ Бистами – образец предельной воспитанности и добродетели, поскольку он не сказал ни да, ни нет. Это его добродетель проистекает от совершенства его «халя», его знаний и его нрава — да будет Аллах доволен им!». Бистами говорил: «Суфийский Путь-тарикат накладывает требование, чтобы шейх не забывал своих современников. А значит и его избранный ученик-мурид должен так поступать. Если бы суфии в Судный день удостоились от их Господа Бога силы и могущества, и те, которые мучили их при жизни, испугались бы, то суфии были бы первыми, которые простили бы своих мучителей. Это есть проявление футуа (Высший тип добродетели, альтруизиа и самоотречения среди прочих суфийских ценностей) и магрифы (Магрифа – высший тип суфийского знания людей суфийского Пути – тариката)». Бистами говорил: «Люди бегут от Божьего суда, а я жажду его. Возможно, Господь Бог скажет мне: «О, мой раб!» Я отвечу: «Вот я перед Тобою!» Затем после этого Бог поступит со мной так, как Он пожелает». Один человек попросил его: «Укажи мне на поступок, совершив который, я приближусь к Аллаху’». Бистами сказал: «Возлюби аулия (божьих угодников, суфиев), чтобы они тебя возлюбили. Господь Бог будет высматривать в их сердцах твое имя. Он найдет твое имя в сердце вали (суфия) и простит тебя [за твои прегрешения]«.
Продолжение следует, инша Аллаh.

Из книги «Книга вечных даров» Шейха Мухаммада Амина аль-Курди аль-Эрбили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *