25.04.2024

АБУ ЙЯЗИД АЛЬ-БИСТАМИ (часть 3)

Егo спросили: «Каким образом ты достиг того, чего достиг [из суфийского знания]?» Бистами ответил: «Я собрал все причины [земных соблазнов], связал их с нетребовательностью (умеренностью), положил их на катапульту искренности и метнул их в море отчаяния. Тогда я ощутил покой и спокойствие».
Однажды Бистами приказал своему ученику что-то сделать, а тот нарушил его приказ. Все остальные его ученики стали порицать и упрекать этого ученика. Бистами сказал: «Оставьте его! Ведь он упал в глазах Аллаха. Этот ученик [как бы] своровал и его руку отрубили [в наказание]«.
Ахмед ибн Хадравейхи рассказал; «Я увидел во сне Господа Бога. Господь Бог сказал мне: «О, Ахмед! Все люди просят у меня, кроме Абу Йазида Бистами. Он ищет и жаждет Меня!» Бистами говорил: «О, мой Бог! Ты создал свои создания, не дав им знания, и Ты удостоил их качествами верности (надежности) без их желания. И если Ты не позаботишься о них, то кто позаботиться о них?»
Его спросили о сунне (Слова и действия Пророка Мухаммада, следование которым необязательно, но желательно) и фаридатун (предписания ислама, исполнение которых обязательно). Бистами ответил: «Сунна – отказ от мира целиком, полностью. Фаридатун – это дружба и сообщество со Всевышним Аллахом. И это потому, что вся сунна указывает на отказ oт мира, а весь Коран указывает на сопровождение (сообщество) Господа Бога. Ведь качество слов Корана – из качеств Всемогущего Бога». Его спросили о способах достижения [Бога]. Он ответил: «Следование предписанным [Богом] истинам и сохранение искренности вместе с преданностью (чистосердечностью) во всех [мистических состояниях]:
Если скажет мне (Бог). «Умри, повинуясь [Мне]!»
Я не стану жить после того, как услышу [Его] приказ.
Бистами говорил: «Явная (внешняя) и внутренняя стороны веры одинаковы. И вера и любовь существуют в рабе Божьем. Насколько в нем возрастает вера, настолько возрастет любовь к Богу. Всевышний Аллах сказал: «А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха» (Коран 2:165) Бистами говорил: «О, тот, кто продал все ни за что! Воистину, в твоей покорности гибельному содержится то, что мешает и препятствует тебе от дурного и плохого». Бистами спросил у своей матери: «О, мама! Не съела ли ты    что-нибудь из запретного (харама) во время кормления меня молоком (когда я был младенцем)? Я не верю, чтобы была связь с чем-либо, а я бы не знал. Это может скрыть меня от моего Господа – Велик Он и Могуч!» Она сказала ему: «Я не припомню ничего, кроме того, что однажды я вошла к нашим соседям, а ты находился на моей груди. Я взяла бутылочку мази и помазала им твою голову и не сказала им про это. В другой раз я взяла без разрешения у них сурьму и подкрасила твои глаза». Бистами сказал: «Воистину Аллах судит Своих рабов даже за частичку грехов весом с мискаль (мера веса, равная 4,68 грамма). Разве ты не вдумывалась в слова Всевышнего Аллаха: «И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его. И кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (Коран 99:7-8) A это [мелкое воровство его матери] самая величайшая пылинка [зла]. И я боюсь, что она отделит меня от моего Господа – Велик Он и Могуч!» Затем он стал расспрашивать о людях (соседях), разыскал их наследников и добился от них дозволения (разрешения) для себя и своей матери (в использовании мази и сурьмы в прошлом).
Однажды при Бистами люди упомянули о силе, душе и богатстве. Он сказал: «У правоверного нет души и богатства, потому что Аллах купил у правоверных их души и имущества». И привел соответствующее выскаэыние – аят Корана. Рассказывали, что у него была отдельная одежда для мечети, отдельная одежда для дома и отдельная одежда для туалета. Также дело обстояло и с его обувью.
Бистами говорил: «До меня дошла благовесть, что Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Кто придет ко Мне, предавая себя Мне, тому Я дарую жизнь, в которой он не умрет. Кто придет ко Мне, отдавая себя целиком, тому Я дарую вечное царство. Кто придет ко Мне, всего себя посвятив Мне,
тому Я дарую свое желание в его желании». Его спросили про слова Аллаха (в Коране): «Он (Бог) – первый и последний, явный и тайный» (Коран 57:3). Он ответил: » Он (Бог) первый, кто раскрыл состояния земного мира [дурное в нем], и люди не жаждут (дурного и порочного] в мире. Он
Бог последний, кто раскроет состояния потустороннего света так, что люди нe будут жаловаться там. Он (Бог) явный для сердец своих святоугодников (аулия) так, что они увидят Его. Он (Бог) тайный для сердец Его врагов так, что они не признают Его [наличия]«.
Бистами говорил: «Раб Божий не станет [искренне] любящим своего Создателя, пока не заставит себя усердствовать, как явно, так и втайне, взыскуя довольства Бога, так, что Бог из его сердца узнает, что он никого не желает, кроме Него». Его спросили про самый величайший из эпитетов
и имен Бога. Он ответил: «Оно (величайшее имя) в твоих словах: «Нет богов, кроме Аллаха», а ты не будешь там» [т.е. произнесешь слова не машинально, а осознанно]. В местности Кумс жил один человек, известный своей набожностью, аскетизмом и благочестием. Однажды Абу Йазид Бистами сказал своим сподвижникам: «Идемте со мной! Посмотрим на этого человека, который прославил себя святостью (вилаятун). И они отправились с Бистами. Когда тот человек вышел из своего дома и вошел в мечеть, то он сплюнул в сторону киблы (Направление в сторону Каабы, главного святилища мусульман в г. Мекка). Бистами сказал: «Идемте cо мной! Пойдемте отсюда, не поприветствовав его! Воистину, этот человек не воспитан в духе нравственности шариата, которой учил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа). И как он может быть достойным мистических состояний (макамат) аулия и сиддикин (искренних суфиев), на которые он притязает?!»
Он говорил: «У Господа Бога есть для меня щедроты (дары). Одна из них состоит в том, что я согласился быть сожженным огнем вместо людей из сострадания к ним. А другая [щедрость Бога ко мне] состоит в том, что я никогда ничем не владел». Он говорил: «Нет лучшего счастья для раба Божьего, чем быть бедным, у которого нет ничего, нет поклонения Богу со своей униженностью перед Ним и нуждой к Нему». Его спросили: «Когда человек становится настоящим мужчиной?» Он ответил: «Когда он узнает дурные свойства своей души и принимается их исправлять». Бистами говорил: «Я 40 лет не опирался на стену мечети или рибата (обитель суфиев)». Его спросили: «Почему не опирался? Для этого есть разрешение». Он сказал: «Великий и Всемогущий Аллах говорит [в Коране]: «И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его. И кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (Коран 99: 7-8). Разве ты видишь тут разрешение?»
Бистами говорил: «Нет ничего более полезнее для вашей религии, чем почитание вашего брата мусульманина и защита его хурматун (неприкосновенности его личности). И нет ничего вреднее для вашей религии, чем унижение вами ваших братьев мусульман и притеснение их «хурматун». Однажды он несколько дней был в мистическом состоянии и не разговаривал с людьми. Когда он вышел из этого состояния, его спросили про это. Он ответил: «Я вспоминал начало своего мистического состояния и свои метания в ошибках, грехах и беспечности. И я осознал, что я был искомым, желанным (мурад). И я стал ищущим, взыскующим (мурид). Воистину, Господь Бог помогает тому, кто хочет встречи с Ним, и приближает к себе того, кто возлюбит Его! Мухаммад, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: «Если Аллах желает своему рабу добра, то внушит ему чувство покорности к Нему, и вызывет в нем отвращение к ослушанию Его».
Абу Муса ад-Дубайли рассказывал: «Я сопровождал Бистами несколько лет и почти не видел его спящим, лежа на постели. И часто он совершал утреннюю молитву, сохраняя вуду (религиозное омовение для отправления молитвы) вечерней молитвы. Но никогда он не жаловался на трудности своего подвижничества. Я спросил его: «Какие  слова помогут мне в поклонении Богу?» Он сказал: «Слова
Клянусь Богом!» Я спросил: «Каковы признаки искренности?» Он ответил «Покорность Великому и Всемогущему Аллаху. И знай, что наиболее благонравен и добропорядочен тот, кто улучшает и совершенствует свою встречу с Богом». Тем самым Бистами указал мне на слова Аллаха. «Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и творит благое» (Kоран 41:33). Бистами говорил: «Кто не оставляет служения [поклонения] Богу, тому сопутствуют две вещи: его обует страх за свои грехи и его перестанут удивлять его деяния». Его спросили: «Каковы признаки арифа («просветленного»)?» Он ответил: «[Истинный ариф — это тот], которого ты
видишь, как он ест с тобой, пьет чай. шутит, договаривается с тобой и советует тебе, но его сердце связано с Богом. Нет у него иной заботы, кроме заботы о Боге». Бистами говорил: «Я 12 лет, как кузнец, ковал свою душу,5 лет был зеркалом своего сердца, один год смотрелся в это зеркало. И увидел посередине себя явный, видимый пояс (пояс, которым опоясывались огнепоклонники  зораострийцы, намек Бистами на слабость своей исламской веры). Я 12 лет трудился, чтобы порвать этот пояс. Затем посмотрел и увидел в моем чреве тайный пояс. Я трудился 5 лет, чтобы порвать его. Затем на один год оставил это дело.
Затем посмотрел и после этого мне раскрылись [тайны] людей. Я увидел их мертвыми и произнес над ними 4 раза такбир (произнесение слов «Аллаху акбар» [Велик Аллах!]. Бистами прочел для мертвых заупокойную молитву, где такбир произносится четыре раза)».
Бистами говорил: «Это моя радость Тобою и я боюсь Тебя. И как я могу радоваться Тобою, если я верен и предан Тебе?» Он часто говорил: «Господи, помоги мне понять Тебя! Ведь я смогу понять Тебя только с Твоей помошью». Он говорил: «Аллах вглядывается  в сердца аулия [святых
угодников, суфиев], видит тех из них, кто не способен достойно, в чистом виде, нести груз познания «магрифат»‘, и предоставляет им дело поклонения (‘ибадат) Себе». Бистами говорил: «Того, кто слушает слова, чтобы потом разговаривать с их помощью с людьми, того Аллах снабжает пониманием, чтобы он мог [успешно] вести разговоры с людьми. Того, кто слушает слова, чтобы [потомJ общаться с их помощью с Богом, того Он снабжает пониманием, посредством которого Господь Бог спасет его». Бистами Говорил: «Ариф говорит. Ариф никогда ничему не радуется и никогда ничего не боится. Ариф всегда наблюдает и видит своего Господа Бога, а ученый-алим со своим знанием видит [только] себя». Он говорил: «Если ты увидишь самого  искреннего из аскетов-отшельников, то испытаешь благоговение перед ним. Если же расстанешься с ним, то его дело оставит тебя равнодушным. Если ты увидишь арифа, то испытаешь благоговение перед ним. Если же расстанешься с ним, то [все равно] будешь благоговеть перед ним и почитать его». Он говорил: «Пусть лучше мне говорят: «Почему ты не сделал?», чем говорят: «Почему ты сделал [это]?» Бистами говорил: «Я вознамерился просить у Всемогущего Аллаха, чтобы он обеспечил меня пищей, водой и женщинами. Затем я сказал себе: «Как это можно мне просить об этом у Аллаха, если даже Мухаммад, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) не просил Его об этом?» Затем Всемогущий и Великий Аллах обеспечил меня женщинами так, что я уже не обращал внимания, к женщине я подошел или к стене».
Однажды ночью он отправился в рибат, чтобы на его стенах поминать и славословить Аллаха. Он пребывал там до утра и не поминал Аллаха. Его спросили о причине этого. Он ответил: «Я вспомнил одно слово, которое не сходило с моего языка в детстве, и застыдился славословить Аллаха языком, которое произносило это [нехорошее] слово». Бистами говорил: «То, чего сподобились [от Бога] аулия [суфийские шейхи], в отличие от того, что досталось посланникам Его (мир им) можно разъяснить примером с бурдюком меда, из которого просочилась одна капля меда. Эта капля досталась аулия, а для пророков из этого сосуда не досталось ничего».
Аббас ибн Хамза рассказывал: «Однажды я исполнил полуденную молитву, стоя за Абу Йязид Бистами. Когда он захотел поднять свои руки для того, чтобы произнести такбир, то не смог сделать это из-за благоговения и почтения к имени Аллаха. И его так сковал страх, что я услышал, как затрещали его кости».
Однажды Бистами направлялся в мечеть для участия в пятничной молитве. Дорога была грязной, его нога соскользнула и он схватился пальцами за стену дома. Это помогло ему устоять. Когда он стал твердо на ногах, то подумал про то, как он возложил свои пальцы на стену дома. Он сказал себе: «Времени много». И стал разузнавать о хозяине дома, чтобы тому тоже было разрешено получать то. что получил он [от Бога]. Он ушел и разузнал о хозяине дома. Ему сказали, что тот – язычник, огнепоклонник. Бистами подошел к двери его дома и позвал его. Тот вышел и Бистами сообщил ему о случившемся и попросил его, чтобы он попросил у Бистами дать ему то, [что даровано ему]. Язычник сказал: «В вашей религии содержатся такая щепетильность и внимательность. Все это меры предосторожности. Я уверовал в Аллаха и в Мухаммада, Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа). И все, кто живет в моем доме, также уверовали [в Аллаха и его Пророка] благодаря благодати [твоего] деяния».
Шаких аль- Балхи (да будет доволен им Аллах) встретил маленького Бистами, когда шел в паломничество в г. Мекку. Шаких сидел на собрании [шейхов] в одной из мечетей, у дверей которой играли дети. Среди них был и Бистами, который подходил к двери мечети и слушал речи Шакиха. Взор Шакиха упал на маленького Бистами и он сказал: «Этот [мальчик] станет одним из (святых) мужей [т е. суфиев]«. И вышло так, как он сказал.
Однажды Бистами присутствовал на пятничной молитве. И услышал, как имам стал (в проповеди) приводить слова Аллаха: «В тот день, когда Мы соберем богобоязненных к Милосердному чтимым посольством». Бистами обрадовался, глаза его налились кровью, он даже ударил рукой перила минбара1 и сказал: «Удивительно! Как может кто-то быть приведенным к Богу, если он сидит в кампании с Ним? Ведь Аллах говорит: «Я сижу (не буквально) рядом с тем, кто славословит и поминает Меня». А богобоязненный славословит Аллаха, славословит и остерегается [от дьявола]. Когда он
будет призван к Милосердному Богу, то найдет у Него место, где будет прощен за все, от чего он оберегался и берегся. Тогда он обрадуется этому». Величайший Шейх Ибн Араби сказал [по этому поводу]: «Слезы Абу Йазида Бистами были слезами радости, а не слезами печали и скорби. Он
[после смерти] попал прямо к Богу, тогда как другие [после смерти] соберуться возле завесы [скрывающей Бога от них]«.
Абу Йазид Бистами (да будет доволен им Аллах) родился в 188 год Хиджры [в 803 г. х.э.] в знаменитом месте Бистами в одной из провинций под названием Кумас. Говорят, это первая из областей Хорасана на пути из Ирака. Кумас – большая область между Хорасаном и горной местностью. Полное имя Бистами – Тайфур ибн Иса Адам ибн Сарвашан. Эти сведения привел Ибн Джаузи аль-Ариф аль-Джами. Он сообщил, что дед Бистами был язычником, затем принял ислам. У Исы было трое детей: средний Абу Йазид, старший Адам и младший Али. Все они были очень богомольными и набожными аскетами. Ибн Халликан сообщил, что Бистами – это Тайфур ибн Иса ибн Адам ибн Иса ибн Али и что его дед был язычником, который затем принял ислам. У него были братья, религиозные подвижники – аскеты и богомольцы – Адам и Али. Абу Йазид был самым славным из них. Аллах лучше знает [все детали происхождения Бистами]!
Умер Абу Йазид Бистами в 261 или 264 году хиджры в возрасте 73 лет. Место его захоронения точно неизвестно. Существуют много могил, где якобы он был погребен. Возможно, в этих местах он пребывал в своих мистических «стоянках» (макамат) (да будет доволен им Аллах)! Бистами
был «Уэйс» (Уэйс- суфий, который сподобился божественного Знания «магрифат» без обязательного предварительного этапа обучения под руководством наставника – шейха), его воспитал святой дух (руханийатун) нашего сейида Джагфара ас-Садика. Великая тайна [знания о Боге] досталась Бистами от Джагфара ас-Садика посредством его святого духа (руханийат). Ведь мы предварили [вас] сообщением, что наш сейид Джагфар умер в 148 году хиджры, за 40 лет до рождения Бистами. Любой суфий, которого воспитал святой дух (руханийат) одного их наших сейидов, получает [почетное] прозвище «уэйс» в связи с отношением к нашему сейиду Уэйсу аль-Карни, сейиду табигинов (последователей) сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа).
В том, что за этими словами есть нечто реально существующее, нет сомнения. Это подтверждаемся явными доказательствами и ясными обнаружениями дара постижения божественного у Бистами. Его воспитал святой дух (руханийат) сейида двух миров (пророка Мухаммада), который специально отметил его, возвестил о нем своих сподвижников и описал его им. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа) обязал сейида Умара ибн Хаттаба и сейида Али Абу Талиб просить содействия у Бистами для получения прощения от Бога. Многие ученые (да будет Аллах доволен ими) знают этот известный рассказ – притчу, обладающую чудодейственной силой к воскрешению.
Затем тайную благодать этой благородной линии – генеалогии посредством святого духа (руханийат) воспринял от нашего сейида Абу Йазида Бистами наш сейид
Абу аль – Хасаи аль- Харкани – да будет свята его могила!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *