ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 10 (для 4 курса)

 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

3. Пятикратный намаз

а. О важности намаза
اَلصّلَةَ اَلصّلَةَ وَمَا مَلَكَتْ » : عَنْ أُمّ سَلَمَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ مِنْ آخِرِ وَصِيّةِ رَسُولِ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
حَتّى جَعَلَ نَبِيّ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يُلَجْلِجُهَا فِي صَدْرِهِ وَمَا يَفِيصُ بِهَا لِسَانُهُ « .أَيْمَانُكُمْ
1. Умми Салма (радыйаллаху анха) передает:
Одним из последних завещаний Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) были слова:
«Намаз, намаз и еще раз намаз! Не попирайте прав тех, кто зависит от вас».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так долго повторял эти слова, что уже немог шевелить своим благословенным языком, и начал повторять их беззвучно (Ахмад, VI, 290,315. Отдельно см. Абу Дауд, Адаб, 123-124/5156; Ибн Маджа, Васайа, 1; Байхаки, Шуаб, VII, 477).
لَ تُشْرِكْ بِالل هِٰ شَيْئًا وَإِنْ قُطّعْتَ » : ٣٤ . عَنْ أَبِي الدّرْدَاءِ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: أَوْصَانِي خَلِيلِي صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ أَنْ
وَحُرّقْتَ. وَلَ تَتْرُكْ صَلَةً مَكْتُوبَةً مُتَعَمّدًا فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمّدًا فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ الذّمّةُ ».

2. Абу Дарда (радыйаллаху анху) передает:

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которого я так любил, советовал мне:
«Даже если тебя разрежут на части или сожгут в огне, не придавай сотоварища Аллаху! Не оставляй умышленно ни один предписанный (фард) намаз! Кто оставляет намаз умышленно, тот будет далек от защиты Аллаха». (Ибн Маджа, Фитан, 23).

Комментарии
Намаз является главным отличительным знаком Ислама. Это отличительный признак, который отделяет мусульман от других. Поэтому необходимо осознавать важность намаза и со всей решимостью стараться совершать его постоянно. Не случайно Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из последних своих завещаний настойчиво велел быть внимательным к нему.
Вот другое предание, в котором говорится о том, что перед своей смертью Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) настойчиво упоминал намаз:
«Анас (радыйаллаху анху) передает:
«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился на смертном одре, мы были рядом с ним. Он три раза повторил для нас: «Бойтесь Аллаха в совершении намаза!»
Потом продолжил:
«Бойтесь Аллаха в соблюдении прав тех, кто зависит от вас. Бойтесь Аллаха в соблюдении прав двух слабых: вдовы и сироты. Бойтесь Аллаха в совершении намаза!»
Потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) начал повторять: «Намаз, намаз…». (До тех пор, пока мог шевелить своим благословенным языком), пока его чистейшая душа не предстала перед Всевышним Аллахом, он не переставал повторять это по себя». (Байхаки, Шуаб, VII, 477).
Эти хадисы позволяют нам ясно представить, какое большое значение имеет намаз,
являющийся основой служения Аллаху и самым явным проявлением этого служения. Во многих священных аятах говорится о значении намаза (смысл) :
«Совершайте салят, давайте закят и преклоняйте колени вместе с преклоняющими» (аль-Бакара, 2/43).
«Вели членам своей семьи совершать обрядовую молитву и будь терпелив при ее [совершении]» (Таха, 20/132).
«Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере], поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву» (аль-А’ля, 87/14-15).
Всевышний желает, чтобы мы тщательно оберегали свой намаз и, не допуская послабления, постоянно совершали его31. Тех же Своих рабов, кто небрежно относится к намазу, Он предупреждает о неизбежном наказании (смысл) :
«Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово» (аль-Ма’ун, 107/4-5).
«…кто идет [путем] правой руки, которые расспрашивают в [райских] садах друг друга о грешниках. [Потом они поворачиваются к ним и спрашивают]: «Что привело вас в адское пламя?» Они ответят: «Мы не творили обрядовую молитву, не кормили бедных, заблуждались вместе с заблудшими и отрицали Судный день, пока не постигла нас смерть» (аль-Мудассир, 74/39-47).
Здесь первый грех, в котором признаются попавшие в Ад, – это отказ от намаза. Потом следуют остальные грехи. Это важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание.
Послание Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), желая разъяснить ценность намаза, сказал так:
«Самое благое ваше дело – это намаз». (Муватта, Тахарат, 6).
«Ключ Рая – намаз, ключ к намазу – чистота». (Ахмад, III, 340).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал упрямым представителям племени Сакиф, которые говорили, что для них будет трудно совершать намаз:
«Нет блага в религии, в которой нет руку’ (намаза)». (Абу Дауд, Харадж, 25-26/3026).
Как сообщает наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Намаз – это первое деяние, о котором спросят раба Аллаха в Судный день. Если он совершал намазы так, как это требует Аллах, то обретет спасение и достигнет желаемого.
Если он не совершал намазы или совершал с небрежением, то потеряет все и окажется в бедственном положении. Если в его обязательных (фард) намазах обнаружится изъян, то Всевышний спросит: «Посмотрите, если у Моего раба дополнительные (нафиля) намазы?»
Изъяны обязательных намазов будут восполнены дополнительными намазами. После этого таким же образом подвергнут расчету и другие деяния раба Аллаха». (Тирмизи, Салят, 188/413; Насаи, Салят, 9/462).
Намаз занимает такое важное место среди поклонений (ибадат), что даже при болезни, в путешествии и в других чрезвычайных обстоятельствах не разрешается оставлять его, а просто предусмотрены некоторые облегчения в порядке его совершения.
Во втором хадисе сообщается, что те, кто намеренно оставляют намаз, лишаются покровительства Аллаха. Они, как в этом мире остаются один на один с разными трудностями, так и в будущей жизни подвергнутся мучительному наказанию. Их горестное состояние в том мире Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывает так:
«Этой ночью во сне меня подняли два ангела и сказали: «Пойдем». Я пошел вместе с ними.
Мы подошли к человеку, который лежал на боку. Другой человек, держа в руках огромный валун,
стоял рядом с ним. Ударив этим валуном лежащего человека по лицу, он расплющил его. Камень
откатывается в сторону, тот человек идет за ним и снова приносит его. Пока он возвращается, голова лежащего человека, вновь сделавшись целой, принимает прежний вид. Тогда человек с камнем, ударив его, снова расплющивает ему голову.
Я спросил у сопровождающих ангелов:
– Субханаллах, кто это такие?
Ангелы ответили:
– Мы объясним тебе. Тот, кому расплющивают голову, – человек, который, изучив Коран, оставил его, и который, проспав обязательный (фард) намаз, упустил его время…». (Бухари, Та’бир, 48; Джанаиз, 93).
Во сне Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было показано горестное состояние, которое ожидает в будущей жизни тех, кто, читая Коран, не желал придерживаться его, кто, проспав, упустил время ночного (аль-‘иша) и утреннего (ас-субх) намазов. Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) по своему милосердию предупредил общину, которая была ему вверена. Нет сомнения, сны пророков истинны и правдивы. Поэтому то, что передано им во сне, принимается.
Если таково будет положение тех, кто, совершая намаз, был небрежен и ленив, то каково же оно будет у тех, кто совсем не совершал его?
Из хадиса становится ясно, что человек, который оставлял самое ценное из поклонений, получит наказание на самую ценную часть тела – голову.
Поэтому, по причине таких предупреждений аятов и хадисов, сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) придавали огромное значение намазу. Например, досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) так писал своим наместникам:
«Самое важное дело для вас передо мной – это намаз. Кто, соблюдая все предписания, совершит его самым прекрасным образом и не упустит его времени, тот укрепит религию. Кто, проявляя небрежение, потеряет его, тот будет еще более небрежен к другим положениям религии». (Муватта’, Вукуту’с-Салят, 6).
Мисвар бин Махрама (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Я пришел к ‘Умару бин Хаттабу (когда он был ранен ударом кинжала). Его накрыли покрывалом, и он лежал без сознания.
Я спросил у находящихся рядом людей:
– Как он?
Мне ответили:
– Как видишь…
Я сказал:
– Призовите к намазу! Его ничто не заставит очнуться, кроме как страх перед намазом.
Ему сказали:
– О предводитель мусульман, намаз!
Досточтимый ‘Умар тут же встал с ложа, сказав:
– Да, поистине, кто оставит намаз, тому нет доли в Исламе.
Потом, истекая кровью, совершил намаз».
Эти примеры показывают, какое важное место занимает намаз в деле оживления религии.
Человек настолько придает значение намазу, насколько он понимает веру. Когда религиозное сознание терпит ущерб, это сразу же отражается на внимании и тщательности при совершении намаза.

 

b . Достоинства намаза


اَلصّلَوَاتُ الْخَمْسُ وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ » : ٣٥ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ
وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ مُكَفّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنّ إِذَا اجْتُنِبَ الْكَبَائِرُ ».
1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал:
«Если человек избегает больших грехов, то пятикратный намаз от одного пятничного намаза до другого, а также пост в Рамадан до следующего поста Рамадана, стирают малые грехи (совершенные между ними)». (Муслим, Тахарат, 16).
٣٦ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ
أَرَأَيْتُمْ لَوْ أَنّ نَهْرًا بِبَابِ أَحَدِكُمْ يَغْتَسِلُ مِنْهُ كُلّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرّاتٍ هَلْ يَبْقَى » : أَنّهُ سَمِعَ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَقُولُ
فَذ لِكَ مَثَلُ الصّلَوَاتِ الْخَمْسِ يَمْحُو الل هُٰ بِهِنّ الْخَطَايَا » : قَالَ « لَ يَبْقَى مِنْ دَرَنِهِ شَيْءٌ » : قَالُوا «؟ مِنْ دَرَنِهِ شَيْءٌ ».

2. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что он слышал, как Посланник Аллаха
(саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
– Скажите, если бы у дверей (дома) каждого из вас протекала река, и он купался бы в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?
Сподвижники ответили:
– От грязи не осталось бы и следа.
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Это подобно пяти намазам, посредством которых Аллах стирает прегрешения.
(Муслим, Масаджид, 283. Отдельно см. Бухари, Мавакит, 6; Тирмизи, Адаб, 80/2868; Насаи, Салят, 7/460; Ибн Маджа, Икамат, 193).

Комментарии
После веры (иман) намаз является самым достойным и самым совершенным из деяний, совершаемых для поминания (зикр) Аллаха. Он есть самый важный столп Ислама после слов свидетельства (калима-и шахадат). Только лекарство намаза может действенно противостоять желаниям нашего эго (нафса), заставляющим забыть Истинного (Аллаха). Нет другого такого поклонения, которое бы, как намаз, воскрешало в человеке страх и надежду, которое бы вбирало в себя мольбу о помощи и прямом пути. Т.к. мы совершаем намаз каждый день в определенное время, он оказывает более сильное воздействие на наш нафс, держит в узде наши желания и страсти, поощряет во всем следовать правде и быть стойким. Поэтому досточтимый Али (радыйаллаху анху) сказал одному из своих приближенных:
«Все зависит от твоего намаза»32.
Обязательное (фард) поклонение, представляющее собой пятикратный намаз, при условии избегания больших грехов, сохраняет от малых. Человек, у которого нет грехов, поднимается на более высокую духовную ступень. Всевышний Аллах говорит (смысл) :
«Совершай обрядовую молитву в начале и конце дня, в начале и конце ночи. Воистину, добрые деяния устраняют деяния дурные (грехи). Это – наставление для тех, кто помнит» (Худ, 11/114).
«Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введем вас через врата благословенные» (ан-Ниса, 4/31).
Следующий хадис, показывающий, на какую высокую ступень поднимает человека намаз, упоминается (вуруд)33 в первом хадисе.
Са’д бин Абу Ваккас (радыйаллаху анху) передает:
«Было два брата. Один из них умер на сорок дней раньше другого. (Сподвижники) поспорили, что умерший раньше был более достойным человеком. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
– А разве второй не был мусульманином?
Ему ответили:
– Да, о Посланник Аллаха, он был мусульманином и не был плохим человеком.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Как вы можете узнать, на какую ступень возвысили его совершенные им намазы?
Намаз подобен полноводной реке, которая протекает перед домом кого-то из вас, и в которой он омывается пять раз в день. Как вы думаете, разве в таком случае на нем останется какая-то грязь? Вы не можете знать, насколько высоко его возвысили намазы» (Муватта’, Касрус- Салят, 91).
Брат, умерший позже, т.к. он совершил больше намазов, обрел более высокую ступень. Т.е. насколько много с чувством хушу человек совершает намазов, настолько же поднимается его духовная степень. Поэтому нам следует после обязательных (фард) намазов совершая дополнительные (нафиля), нести благо в нашу жизнь и наполнять сокровищницу жизни будущей.
Намаз, способствуя прощению прошлых грехов, также препятствует совершению новых грехов и недостойных поступков34. Потому что человек, который знает, что по благословению намаза прощаются его малые грехи, одновременно воспитывает волю, чтобы не совершать больших грехов. Человек, который совершает намаз, соблюдая все его тонкости, обретает духовную зрелость, и сердце его наполняется хушу. А если сердце человека преисполнено хушу, он приложит все старания, чтобы избегать того, чем не доволен Аллах, и, таким образом, очистится от грехов.Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз есть свет (нур)»35. Т.е. намаз, как луч света, осветив все кругом, оберегает человека от грехов и зла и приводит его на самый прямой путь. С другой стороны, т.к. раб Аллаха, освободив и внешне, и
внутренне от всего свое сердце, обращается только к Всевышнему Аллаху, его намаз станет причиной обретения света познания (ма’рифат), раскрытия сердца (инширах) и раскрытия истины (кашф). Одновременно намаз является тем великим поклонением, которое освещает нуром лица верующих в этом мире и будущем.
Т.к. намаз является ключом от Рая36, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал тем, кто хочет войти в Рай и стать там ему соседом, совершать намаз и земные поклоны (сажда).Рабиа бин Ка’б (радыйаллаху анху) передает:
«Прислуживая ночью нашему досточтимому Пророку, я приносил ему воду для омовения и оказывал другие услуги. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
– Попроси (меня о чем-нибудь)!
Я ответил:
– Я хочу быть в Раю рядом с тобой.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Ты не можешь попросить о чем-то другом?
На это я ответил:
– Я хочу только этого!
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– В таком случае, совершая много земных поклонов, для себя же самого будь мне помощником!» (Муслим, Салят, 226; Ахмад, III, 500).
Когда Савбан (радыйаллаху анху) спрашивал нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Научи меня деянию, за которое Аллах введет меня в Рай!», «Какое деяние самое любимое для Аллаха?», Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:
– Совершай много земных поклонов Аллаху! Ибо с каждым земным поклоном, совершенным Ему, Всевышний Аллаха поднимает тебя на одну ступень и стирает один грех».
(Муслим, Салят, 225).
Другому сподвижнику наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) велел:
– Если хочешь в будущей жизни быть со мной, то увеличь свои земные поклоны! (Ахмад, III, 428).
Земные поклоны также спасают человека от Ада. Об этом так сообщается в хадисе:
«…В Судный день Всевышний Аллах из обитателей Ада окажет милость тем, кому пожелает. Он прикажет ангелам вывести из Ада тех, кто совершал поклонения в этом мире, и ангелы выведут их. Ангелы узнают их по следам от земных поклонов. Аллах сделал для Ада запретным пожирать следы земных поклонов. Сжигая человека, огонь не сможет тронуть следы земных поклонов». (Бухари, Азан, 129).
Здесь при упоминании о земных поклонах имеется в виду намаз в общем. В этих преданиях самый важный столп намаза – земной поклон (сажда) означает сам намаз. Следовательно, поклонение, которое вводит человека в Рай и дает соседство с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), – это намаз. Кроме всего, намаз доставит верующих, обретших Рай, к милости (джамал) Всевышнего.
Джарир (радыйаллаху анху) передает:
Однажды ночью мы сидели вместе с Посланником Аллаха. Глядя на полную луну, он сказал:
«Как при свете этой полной луны мы можем ясно видеть друг друга, (так же) ясно будете видеть (в Раю) и нашего Господа. А если так, то приложите все старания, чтобы совершать все намазы перед восходом солнца и перед его закатом».
После этих слов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал такой аят:
«…славь хвалой Господа своего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня, – быть может, ты будешь доволен [воздаянием в будущей жизни]»37 (Та-ха 20/130) (Бухари, Мавакит, 16, 26; Тафсир, 50/1; Таухид, 24; Муслим, Масаджид, 211).
Как мы видим, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) условием лицезрения Всевышнего в первую очередь называет обязательные (фард) намазы.
Намаз, являясь духовной пищей для духа (руха), также несет исцеление для тела. Т.к. условиями его совершения ставятся чистота тела, одежды и места совершения, намаз является важным фактором сохранения здоровья. В частности, хорошо известно, что разнообразные движения тела во время намаза, способствуя сгибанию суставов, напряжению и расслаблению мышц, помогают сохранить здоровье тела38.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с утра совершал намаз. Я тоже встал и, совершив некоторые намазы, присел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повернулся ко мне и спросил:
– У тебя болит живот?
Я ответил:
– Да, о Посланник Аллаха!
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал мне:
– Вставай, совершай намаз! Ибо в намазе есть исцеление» (Ибн Маджа, Тыбб, 10; Ахмад, II, 390, 403).
Намаз также вносит порядок в жизнь мусульман. Это поклонение, совершаемое каждый день в определенное время, приучает человека к дисциплине и упорядоченной жизни.


This post has been viewed 1561 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Толкование хадисов - 4й год

  1. 26 Декабрь 2012 в 18:29 | #1

    Ассаламу аляйкум ва рахматулахи ва баракату!Это какие намазы нужно читать ночью это ведь те обязательные которые мы читаем 5 раз в день и сколько ракатов нужно читать после обязательных ?

    • admin
      30 Декабрь 2012 в 20:06 | #2

      Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаhи ва баракятуh, дорогая Амина!
      Здесь имеются в виду пять обязательных ежедневных намазов. Вы читаете только фард намазы? Если — да, то хорошо бы еще читать и сунна-намазы. Это два ракаата сунны утреннего — перед фард-намазом. 4 ракаата перед обеденным и два после него. Далее можно прочитать 4 ракаата перед послеобеденным фард намазом. Затем два ракаата после вечернего фард-намаза. Перед ночным тоже хорошо бы прочитать 4 ракаата намаза сунны. и после фард намаза еще два ракаата сунны намаза, и затем витр-намаз.

  2. Фариза
    26 Декабрь 2012 в 18:50 | #3

    ас-саляму алейкум!Субхьаналлах’!Очень ценная статья!Спасибо большое за ваш сайт и за вашу работу!Да воздаст вам Аллах’ благом ваш труд!

    • admin
      30 Декабрь 2012 в 20:51 | #4

      Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh, дорогая сестра Фариза!! )) АМИНЬ! Безмерно благодарны вам за добрый отзыв и доброе дуа для нас! Баракаллаhу фики, сестра!

  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru