25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

3. Пятикратный намаз

с. Благоговение в намазе
يَا رَسُولَ الل هِٰ! عَلّمْنِي » : ٣٧ . عَنْ أَبِي أَيّوبَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النّبِيّ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ فَقَالَ
إِذَا قُمْتَ فِي صَلَتِكَ فَصَلّ صَلَةَ مُوَدّعٍ وَلَ تَكَلّمْ بِكَلَمٍ تَعْتَذِرُ مِنْهُ وَأَجْمِعِ » : قَالَ « وَأَوْجِزْ
الْيَأْسَ عَمّا فِي أَيْدِي النّاسِ ».
1. Абу Аййуб (радыйаллаху анху) передает:
«К Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел один человек и сказал:
– О Посланник Аллаха, научи меня кратко (вере)!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Когда встаешь на намаз, то совершай его как человек, прощающийся с этим миром! Не приводи слова оправдания! И не надейся на то, что находится в руках людей». (Ибн Маджа, Зухд, 15; Ахмад, V, 412).
اَلصّلَةُ مَثْنَى مَثْنَى تَشَهّدُ فِي كُلّ » : ٣٨ . عَنِ الْفَضْلِ بْنِ عَبّاسٍ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
رَكْعَتَيْنِ وَتَخَشّعُ وَتَضَرّعُ وَتَمَسْكَنُ وَتَذَرّعُ وَتُقْنِعُ يَدَيْكَ تَرْفَعُهُمَا إِلَى رَبّكَ مُسْتَقْبِلً بِبُطُونِهِمَا وَجْهَكَ وَتَقُولُ: يَا رَبّ يَا رَبّ وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ ذ لِكَ
فَهُوَ كَذَا وَكَذَا ».

2.
Фадл бин Аббас (радыйаллаху анху) передает:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Намаз совершается по два (ракаата) и два (ракаата). В каждом ракаате – ташаххуд.
Моли в благоговении, смирении и сознании собственной ничтожности. (Завершив намаз) подними
руки, обратив ладони к лицу, и моли «О Господь! О Господь!» Намаз того, кто не делает этого,
не совершенен». (Тирмизи, Салят, 166/385).
٣٩ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ الل 2ٰهِ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ دَخَلَ الْمَسْجِدَ فَدَخَلَ رَجُلٌ فَصَلّى فَسَلّمَ عَلَى
فَرَجَعَ يُصَلّي كَمَا صَلّى ثُمّ جَاءَ فَسَلّمَ عَلَى النّبِيّ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ « اِرْجِعْ فَصَلّ فَإِنّكَ لَمْ تُصَلّ » : النّبِيّ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ فَرَدّ وَقَالَ
إِذَا قُمْتَ إِلَى الصّلَةِ فَكَبّرْ ثُمّ اقْرَأْ » : فَقَالَ « وَالّذِي بَعَثَكَ بِالْحَقّ مَا أُحْسِنُ غَيْرَهُ فَعَلّمْنِي » : ثَلَثًا فَقَالَ « اِرْجِعْ فَصَلّ فَإِنّكَ لَمْ تُصَلّ » : وَسَلّمَ فَقَالَ
مَا تَيَسّرَ مَعَكَ مِنَ الْقُرْآنِ ثُمّ ارْكَعْ حَتّى تَطْمَئِنّ رَاكِعًا ثُمّ ارْفَعْ حَتّى تَعْتَدِلَ قَائِمًا ثُمّ اسْجُدْ حَتّى تَطْمَئِنّ سَاجِدًا ثُمّ ارْفَعْ حَتّى تَطْمَئِنّ جَالِسًا وَافْعَلْ
لِكَ فِي صَلَتِكَ كُلّهَا s ».

3.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел в мечеть. Следом за ним вошел человек. Он совершил намаз и приветствовал Посланника Аллаха. Ответив на его приветствие, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
– Иди и соверши намаз заново, ибо ты не совершил его!
Человек вернулся и снова совершил намаз, как и в первый раз. Потом, подойдя к Пророку, приветствовал его.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снова велел:
– Иди и соверши намаз заново, ибо ты не совершил его!
Так повторилось три раза. Потом человек сказал:
– Клянусь Аллахом, который послал тебя с истиной, я не могу совершить лучше этого.
Научи меня!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Встав на намаз, произнеси такбир, потом прочитай легкое из тех аятов Корана,
которые ты знаешь. Потом склонись в поясном поклоне (руку’) и оставайся в таком положении некоторое время, потом выпрямись до конца, потом склонись в земном поклоне (сажда) и оставайся так некоторое время, потом выпрямись и сиди так некоторое время. И делай так на протяжении всего намаза. (Бухари, Азан, 95, 122; Айман, 15; Исти’зан, 18; Муслим, Салят, 45. Отдельно см. Тирмизи, Салят, 110/302; Абу Дауд, Салят, 143-144/856; Насаи, Истифтах, 7/882; Ибн Маджа, Икамат, 72).
إِنّ الرّجُلَ لَيَنْصَرِفُ وَمَا » : ٤٠ . عَنْ عَمّارٍ بْنِ يَاسِرٍ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَقُولُ
كُتِبَ لَهُ إِلّ عُشُرُ صَلَتِهِ تُسُعُهَا ثُمُنُهَا سُبُعُهَا سُدُسُهَا خُمُسُهَا رُبْعُهَا ثُلُثُهَا نِصْفُهَا ».

4.
Аммар бин Йасир (радыйаллаху анху) говорит:

«Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Человек закончит намаз, а ему запишется одна десятая, одна девятая, одна восьмая, одна седьмая, одна шестая, одна пятая, одна четвертая, одна третья или половина намаза»
(Абу Дауд, Салят, 123-124/796; Ахмад, IV, 321).
اَللٰ هُمّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ صَلَةٍ » : ٤١ . عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ الل ؤٰهِ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ كَانَ يَقُولُ
لَ تَنْفَعُ ».

5.
Анас бин Малик прередает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)
говорил:
«О Аллах! Я прибегаю к тебе от намаза, в котором нет пользы!» (Абу Дауд, Витр, 32/1549).


Комментарии

Намаз, о важности и достоинствах которого говорилось выше, – это намаз истинный, совершенный с соблюдением всех внешних и внутренних нюансов. И самое действенное средство в этом – благоговение.
Благоговение – это, испытывая трепет перед величием Аллаха, поклоняясь Ему, совершать намаз с чувством умиротворения и собственной ничтожности и проявлять это в своих движениях.
Испытывая сильный трепет и любовь, со смягченным сердцем склоняться перед Аллахом и бояться Его.
Самое первое, что приходит на ум при слове «благоговение», – это состояние, когда во время намаза человек предстает перед Всевышним Аллахом. Поэтому человек должен совершать намаз, осознавая это и представляя Его величие и великолепие. В священном аяте сказано:
«Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при [совершении] молитв» (аль-Му’минун, 23/1-2).
«Ищите подмогу в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят – тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных, которые знают, что предстанут перед Господом своим и что к Нему возвратятся они [в Судный день]» (аль-Бакара, 2/45-46).
Значит, только намаз, совершенный с благоговением, может спасти человека. Намаз, совершенный без благоговения в сердце и трепета в теле перед величием Аллаха, не принимается как намаз в истинном его значении. По этой причине было сказано:
إِنّ الْمُصَلّينَ كَثِيرٌ وَالْمُقِيمِينَ لَهَا قَلِيلٌ
«Молящихся (мусаллин) много, но совершающих истинный намаз (мукымин) мало»39.
Также то, что людям больным и ослабленным разрешается совершать намаз, не выполняя некоторые его движения, показывает, что суть намаза – это благоговение в сердце.
Благоговение достигается, в первую очередь, при совершении намаза, как последнего в своей жизни. С какими чувствами человек, доживающий последние минуты жизни, предстает перед своим Господом, с таким состоянием сердца и надо совершать весь намаз. Собственно, это и есть истина. Ибо ни у кого нет гарантии, что его последний час не наступил. Если человек совершает намаз в таком состоянии, то само собой, всем сердцем обратившись к Аллаху, он будет стараться отвратиться от мыслей о мирском, размышлять о смыслах аятов, которые читает, будет лить слезы, смотреть на то место, куда падает ниц, и пребывать в молитвенном состоянии. Только совершенный таким образом намаз, принося пользу человеку, отвращает его от дурного.
Удерживает его от того, чтобы пустой болтовней обижать людей, и, устремив человека к Аллаху и будущей жизни, освобождает от страстей, таких как зависть и упование на людей.
Во втором хадисе, подчеркивая важность благоговения в намазе, поясняется, каким образом следует пребывать в состоянии покорности и мольбы. Раб Аллаха должен находиться в намазе в высшей степени смирения, осознавая свое бессилие, проявлять свою ничтожность и обращаться к Аллаху с пылающим сердцем.
Намаз, не совершенный в состоянии глубокого благоговения и трепета, останется незавершенным. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел во время намаза избегать блуждания взгляда по сторонам, которое может повредить сердцу намаза – благоговению40. Наши ученые считают также, что когда человек теребит волосы, бороду или перебирает что-то на земле41, это несовместимо с состоянием благоговения.
Так, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел человека, который во время намаза теребил бороду. Он сказал по этому поводу;
«Посмотрите, если бы сердце этого человека преисполнилось благоговения, то и его тело было бы в благоговении». (Али аль-Муттаки, VIII, 197/22530).
Так же и один из табиинов Саид бин Мусаййаб, увидев человека, теребящего во время намаза бороду, сказал:
«Если бы сердце этого человека преисполнилось благоговения, то и его тело было бы в благоговении». (Абдураззак, Мусаннаф, II, 266-267).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не считал правильным вставать на намаз, когда надо было садиться за стол42, или когда время намаза было на исходе, а также совершать намаз, когда состояние омовения близко к нарушению43. Потому что все это, занимая сердце совершающего намаз, пагубно для его благоговения.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз в состоянии благоговения и велел это другим в своих хадисах. Он наслаждался, совершая ночью дополнительные (нафиля) намазы, и старался продлить их. Он говорил, что намазы, в которых больше стоишь на ногах (кыям), имеют большее превосходство. (Муслим, Мусафирин, 165).
Абдуллах бин Шиххыр (радыйаллаху анху) так рассказал о состоянии благоговения нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) во время намаза:
«Однажды я пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он совершал намаз, и от его рыданий из его груди исходил звук, как от кипящего котла». (Абу Дауд, Салят, 156-157/904; Ахмад, IV, 25, 26).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запрещал все, что отвлекало бы от чувства благоговения в намазе. Однажды Абу Джахм (радыйаллаху анху) подарил нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) изящную рубаху, изготовленную специально для него. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз в этой рубахе. Закончив, он сказал досточтимой Айше (радыйаллаху анха):
«Отдай эту рубаху обратно Абу Джахму, во время намаза мой взор упал на узоры на ней.
Она всегда отвлекает меня в намазе». (Муватта, Салят, 67; Бухари, Салят, 14).
Самое важное условие для обретения благоговения – это совершать намаз с та’дил-и аркан, т.е. выполнять все движения намаза точно. В поясном поклоне (руку’), выпрямившись после поясного поклона, в земном поклоне (саджа) и в промежутке между двумя земными поклонами провести должное время, совершать эти движения до конца. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в третьем хадисе самым прекрасным образом разъясняет, что же есть та’дил-и аркан. Согласно ему, нужно, задержавшись на некоторое время в каждом положении намаза, полностью утвердиться в нем. Привести все части тела в должное состояние
так, чтобы сторонний наблюдатель мог заметить это. Передается что в поясном поклоне (руку’),
земном поклоне (сажда), в сидячем положении между двумя земными поклонами и после выпрямления из поясного поклона Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поводил примерно одинаковое время. (Бухари, Азан, 121).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предостерегал своих сподвижников, чтобы они совершали намаз с точным выполнением всех его движений (та’дил-и аркан) и пребывали в благоговении:
«Вы думаете, что моя кибла – это только то, что впереди? (Вы думаете, я больше ничего не вижу?) Клянусь Аллахом, не останется от меня скрытым ни ваш поясной поклон (руку’), ни ваше благоговение. Я вижу вас со спины».
«Совершайте поясной и земной поклоны должным образом!» (Бухари, Азан, 88).
А тех, кто не совершал намаз подобным образом, предупреждал:

«Всевышний Аллах и не взглянет (не оценит) намаз человека, который не выпрямляет полностью спину между поясными и земными полокнами». (Ахмад, II, 525).
Потому что для того, чтобы намаз, образно говоря мог «достичь Господа», необходимо выполнить его должным образом. В противном случае он, не поднявшись в небеса, вернется обратно к совершившему его.
В одном хадисе говорится:
«Если человек, полностью выполнив все поясные и земные поклоны, совершит намаз самым прекрасным образом, намаз скажет тому человеку: «Как ты хранил меня, пусть так же тебя хранит Аллах!» Потом намаз поднимется (и будет принят). Если же человек, не выполняя полностью поясные и земные поклоны, совершит намаз не как следует, намаз скажет ему: «Как ты погубил меня, пусть так же погубит тебя Аллах!» Потом намаз будет скомкан как тряпка и брошен в лицо тому человеку». (Байхаки, Шуаб, III, 143; Суйути, Джами, I, 58/364).
Получившие предостережение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижники проявляли все возможное старание, чтобы быть точными в намазе. Однажды Хузайфа (радыйаллаху анху), войдя в мечеть, увидел человека, который совершал намаз, но не выполнял полностью поясные и земные поклоны. После намаза он спросил у него:
— Сколько лет ты совершаешь так намаз?
Человек ответил:
— Сорок лет.
Хузайфа (радыйаллаху анху) сказал:
— Сорок лет ты не совершал намаз. Если ты умрешь, продолжая подобным образом совершать намаз, то умрешь не в той природе (фитра), в которой был сотворен Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) (т.е. не в соответствии с сущностью Пророка Мухаммада (фитрат-и Мухаммади).
Потом он научил его, как следует совершать намаз и сказал:
— Человек может с легкостью совершать намаз, но при условии выполнения поясных и земных поклонов должным образом. (Ахмад, V, 384; Бухари, Азан, 119, 132).
Как мы видим из четвертого хадиса, приведенного нами, намаз, все положения которого не выполнены должным образом, и который не осенен благоговением, потеряет свою ценность, и вознаграждение за него, все уменьшаясь и уменьшаясь, достигнет одной десятой. Ангелы запишут в книгу деяний: «Такой-то уменьшил свой намаз до одной четвертой, такой-то оставил только половину…». (Абдурраззак, Мусаннаф, II, 371).
Такие ущербные намазы со временем станут и вовсе бесполезными. Они не будут ни оберегать человека от плохих деяний, ни возвышать его духовно. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) молил Аллаха уберечь его от таких намазов, в которых нет пользы. В одном хадисе он сказал:
«Если намаз какого-то человека не поощряет его к совершению добрых деяний и не препятствует совершению плохих, тот намаз ни на что не годится, кроме как удаляет человека от Аллаха». (Хайсами, II, 258).
Подобные хадисы появились для того, чтобы предостеречь людей от бездумного автоматического совершения намаза. Хотя кто-то может из наших примеров вынести такое суждение, что человеку, не совершающему намаз должным образом, лучше вовсе не совершать его. Но существование чего-то, пусть и в не совершенном виде, лучше, чем не существование вовсе. (Абдурраззак, Мусаннаф, II, 368).
Повторю еще раз, для получения от намаза всей его пользы, нужно, чтобы киблой тела была Кааба, киблой сердца – Всевышний Аллах. Т.е. сердце должно преисполниться благоговения.
О таких намазах сказано в священном аяте:
«… пади ниц и ищи приближения [к Аллаху]» (аль-‘Аляк 96/19).
Сподвижники придавали большое значение совершению намаза с благоговением. Как передает досточтимая Айша, ее мать Умми Румам (радыйаллаху анхума) рассказывала:
«Совершая намаз, я раскачивалась из стороны в сторону. Увидев это, Абу Бакр (радыйаллаху анху) так отругал меня, что я чуть не прервала намаз. Потом сказал мне:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда кто-либо из вас встает на намаз, его тело должно замереть, пусть он преисполнится благоговения и не раскачивается из стороны в сторону, как евреи. Ибо неподвижность тела в намазе делает его завершенным». (Абу Нуайм, Хилйа, IX; Алуси, Руху’л-Маани, XVIII, 3).
Абдуллах бин Абу Бакр (радыйаллаху анху) передает:
«Абу Талха совершал намаз в своем саду. Одна птичка захотела вылететь из сада, и в поисках выхода перелетала с места на места. Это понравилось Абу Талхе и он, отвлекшись на миг, бросил взгляд на нее. Потом снова обратился к намазу, но забыл, сколько ракааатов совершил.
Расстроившись из-за того, что это его имущество (сад) стало причиной его рассеянности, нарушило благоговение, он пришел к Посланнику Аллаху, поведал ему о событии в саду и сказал:
— О Посланник Аллаха! Пусть это мое имущество будет милостыней (садака) ради Аллаха, можешь использовать его, как хочешь и отдать, куда хочешь». (Муватта’, Салят, 69).
Внук нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Зайнальабидин, когда приступал к омовению, желтел лицом, когда вставал на намаз, ноги его дрожали. Когда у него спросили о причине этого, ответил:
«Разве вы не знаете, перед кем я сейчас предстану?» (Абу Нуайм, Хилйа, III, 133).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *