20.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

d . Совершение намаза как только наступит его время

1. Умми Фарва (радыйаллаху анха) рассказывает:
У Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили:
«Какое из благих деяний самое достойное?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Совершение намаза сразу как только наступит его время». (Тирмизи, Салят, 13/170; Абу Дауд, Салят, 9/426. Отдельно см. Бухари, Мавакит, 5; Джихад, I; Муслим, Иман, 137-139).
اَلْوَقْتُ الَْوّلُ مِنَ الصّلَةِ رِضْوَانُ » : ٤٣ . عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
الل هِٰ وَالْوَقْتُ الْخِرُ عَفْوُ الل هِٰ ».

2. Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В начала времени намаза присутствует благосклонность (рида) Аллаха, в конце его времени – прощение Аллаха». (Тирмизи, Салят, 13/172).

 

Комментарии
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на вопрос о самом лучшем из благих деяний, ответил: «намаз, совершенный с наступлением его времени»44.
Всевышний Аллах более благосклонен к намазу, который совершен сразу с наступлением его времени. Потому что это является вершиной любви к Аллаху, покорности и подчинения Ему.
Именно эти прекрасные качества являются причиной, побуждающей спешить к намазу сразу с наступлением его времени. Поэтому Всевышний Аллах с любовью и благосклонностью (рида) принимает намаз, в котором проявляются эти чувства.
С другой стороны, всякое дело, совершенное вовремя, более ценно. Ибо всякое дело наиболее плодотворно решается во время, определенное для него. Также если намаз совершается в положенное для него время, то польза и достоинство его достигают максимальной степени.
Всевышний Аллах, чтобы разъяснить ценность более раннего времени и поспешности в благом деле, повелел Своим рабам в Коране: «Бегите», «Соревнуйтесь» и похвалил подобную поспешность в поклонении45. Это свидетельствует о том, что начало всякого дела обладает бо́льшим достоинством и ценностью46. Поэтому правоверные (му’мины), чтобы достичь проявления (таджалли) священного имени Всевышнего «аль-Авваль» (самый первый), должны торопиться совершать поклонения как можно раньше.
Мусульманину, осознающему все это, задерживать намаз, не имея на то уважительных причин, непростительно. Собственно, с трудом собираться на намаз и задерживать время его совершения упоминается среди качеств лицемеров (мунафиков).
В священном аяте сказано (смысл) :
«Воистину, мунафики пытаются обмануть Аллаха, а между тем это Аллах обманывает их. Когда они совершают салят (намаз), то делают это с неохотой, только напоказ людям и вспоминают Аллаха лишь временами» (ан-Ниса, 4/142).
Аля бин Абдуррахман передает такой хадис, комментирующий этот аят:
«Однажды после полуденного намаза мы пошли к Анасу бин Малику. Когда мы пришли, Анас, тут же поднявшись, совершил послеполуденный (аль-‘аср) намаз. Мы ему сказали, что для него еще слишком рано. Объясняя свое поведение, он сказал нам:
«Я слышал, как наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Это намаз лицемеров! Это намаз лицемеров! Это намаз лицемеров! Они сидят, сидят, пока солнце, покраснев, не начнет заходить и не встанет между двух рогов шайтана, тогда поднимаются. Как птица подбирает корм с земли, так они быстро четыре раза присядут и встанут, очень мало поминая Аллаха в намазе» (Муватта, Куран-и Карим, 46; Муслим, Масаджид, 195).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), где бы ни был, всегда бывал очень доволен, когда намаз совершали сразу же с наступлением его времени47. Даже можно сказать, что все намазы он совершал именно так. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) рассказывает:
«Ко времени, когда Всевышний Аллах забрал Своего Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), не было и двух случаев, чтобы он оставлял намаз на окончание его времени». (Тирмизи, Салят, 13/172; Ахмад, VI, 92).
Также очень редки, практически отсутствуют случаи, когда наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) даже по таким веским причинам, как сражение, не совершал намаз сразу с наступлением его времени. Даже в самых трудных обстоятельствах он совершал намаз вовремя.
Не были препятствием к этому даже утомительные путешествия и походы. Следующий случай представляет собой один из самых прекрасных примеров этому:
«Во время одного путешествия Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники очень спешили. Посланник Аллаха был на верблюдице. Лил дождь, под ногами чавкала грязь (которая не давала слезть с верблюдов). Наступило время намаза. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал муаззину, и тот прочитал азан и камат. Пророк на верблюдице проехал немного вперед, и сподвижники во главе с ним совершили намаз. Он совершал намаз, не выполняя полностью все движения. Для сажда он наклонялся чуть больше, чем для руку’». (Ахмад, VI, 173-174).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам был очень скрупулезен в совершении намазов с наступлением их времени и своих сподвижников приучил к этому. Однажды после полуденного намаза у него появилось спешное дело, и он с группой своих сподвижников отправился в отдаленную местность. Понимая, что они вернуться поздно, он сказал Билалу:
— Если я не вернусь до послеполуденного намаза (аль-‘аср), скажи Абу Бакру, пусть возглавит намаз!
Когда наступило время послеполуденного намаза, Билал сказал Абу Бакру:
— О Абу Бакр! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не вернулся. Наступило время намаза. Возглавишь ли ты намаз?
Абу Бакр ответил:
— Хорошо, если ты так хочешь.
Они встали, чтобы совершить намаз с наступлением его времени. Когда они совершали намаз, появился Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)48.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), похвалив тех, кто совершает намаз сразу по его наступлению, привел их в пример и пожелал милости Аллаха для них. Однажды он сказал:
«Да окажет Аллах милость моему брату Абдуллаху бин Равахе! Где бы ни застало его время намаза, он тут же, остановив своего верблюда, совершает намаз». (Хайсами, IX, 316).
Задержка намаза, совершенного на исходе его времени, избавляет человека от долга, но в то же время нуждается в прощении. Потому что во втором хадисе, приведенном нами, говорится, что Аллах простит таких людей. А прощение полагается за ошибку или грех.
Совершение намаза сразу с наступлением его времени является одним из самых достойных деяний и способствует обретению благоволения Аллаха. Но чем больше проходит времени, тем меньше и меньше становится вознаграждение (саваб), и уже в самом конце времени намаза человек всего лишь спасается от греха. В таком случае, человек, оставляющий намаз к исходу его времени, даже если и избегает наказания, упускает возможность обрести большее вознаграждение (саваб). (Ханафитский мазхаб)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *