19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

e   . Коллективный намаз.
٤٤. عَنْ عَبْدِ اللٰ هِ بْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللٰ هُ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ اللٰ هِ صَلّى اللٰ هُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ: «صَلَةُ الْجَمَاعَةِ تَفْضُلُ صَلَةَ
.«الْفَذّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً
1. Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Коллективный намаз в 27 раз превосходит намаз, совершенный человеком в
одиночестве». (Бухари, Азан, 30; Муслим, Масаджид, 249).
٤٥. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللٰ هُ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ اللٰ هِ صَلّى اللٰ هُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ: «أَلَ أَدُلّكُمْ عَلَى مَا يَمْحُو اللٰ هُ بِهِ
الْخَطَايَا وَيَرْفَعُ بِهِ الدّرَجَاتِ؟» قَالُوا: «بَلَى يَا رَسُولَ اللٰ êهِ» قَالَ: «إِسْبَاغُ الْوُضُوءِ عَلَى الْمَكَارِهِ وَكَثْرَةُ الْخُطَا إِلَى الْمَسَاجِدِ وَانْتِظَارُ الصّلَةِ
.« بَعْدَ الصّلَةِ فَذ шلِكُمُ الرّبَاطُ

2.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
— Поведать ли мне вам о деяниях, за которые Аллах стирает грехи и поднимает человека на более высокую ступень?
Сподвижники ответили:
— Да, о Посланник Аллаха.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Совершить омовение самым прекрасным образом, несмотря на трудности, идти в мечеть длинной дорогой и после одного намаза ожидать следующего. Это и есть самое достойное ожидание». (Муслим, Тахарат, 41).
٤٦. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللٰ šهُ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ اللٰ •هِ صَلّى اللٰ هُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ: «إِنّ الْمَلَئِكَةَ تُصَلّي عَلَى أَحَدِكُمْ مَا دَامَ
.«(فِي مُصَلّهُ مَا لَمْ يُحْدِثْ: (اَللٰ هُمّ اغ ْفِرْ لَهُ اَللٰ هُمّ ارْحَمْهُ

3.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал:
«В то время, как кто-то из вас сидит в месте совершения намаза, не нарушая своего омовения, ангелы просят за него: «О Аллах, прости его. О Аллах, смилуйся над ним!» (Бухари, Азан, 36).
٤٧. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللٰ هُ عَنْهُ أَنّ النّبِيّ صَلّى اللٰ هُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ: «إِذَا أَمّنَ الِْمَامُ فَأَمّنُوا فَإِنّهُ مَنْ وَافَقَ تَأْمِينُهُ تَأْمِينَ
الْمَلَئِكَةِ غُفِرَ
.«لَهُ مَا تَقَدّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

4.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал:
«Когда имам, (завершив аль-Фатиху), говорит «Аминь», повторяйте «Аминь» и вы. Чей «Аминь» совпадет с «Аминем» ангелов, прошлые (малые) грехи того человека будут прощены».
(Бухари, Азан, 111; Муслим, Салят, 72).
:٤٨. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللٰ هُ عَنْهُ قَالَ
قَالَ النّبِيّ صَلّى اللٰ هُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ: «لَيْسَ صَلَةٌ أَثْقَلَ عَلَى الْمُنَافِقِينَ مِنَ الْفَجْرِ وَالْعِشَاءِ وَلَوْ يَعْلَمُونَ مَا فِيهِمَا لََتَوْهُمَا وَلَوْ
.«حَبْوًا

5.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал:
«Нет более трудных намазов для лицемеров (мунафиков), чем утренний (ас-субх) и ночной (аль-‘иша). Если бы они знали о щедрых наградах за эти два намаза, то приползли бы на коллективный намаз даже на четвереньках». (Бухари, Азан, 34; Муслим, Масаджид, 252. Отдельно см. Ибн Маджа, Масаджид, 18).
*  *  *

Комментарии
Ислам придает огромное значение единству и коллективу. Всевышний Аллах велел своим рабам жить общиной. Поэтому и в Коране есть много повелений и указаний людям собираться, быть вместе. Вот один из них:
«Держитесь все за вервь Аллаха [Коран и сунну], не распадайтесь [на враждующие группировки]…» (Али Имран, 3/102).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорил о важности и достоинствах жизни в общине:
«Рука Аллаха (помощь) – с общиной. Кто отделился от общины, тот отделился на путь, ведущий в Ад». (Тирмизи, Фитан, 7/2167).
«Община есть милость, а разделение – наказание». (Ахмад, IV, 278).
«С общиной пребывает милость (баракат)». (Ибн Маджа, Ат’тма, 17).
«Я прикажу вам кое-что, это приказал мне Аллах: слышать и повиноваться, джихад и община (джамаат). Кто хотя бы по одному вопросу разойдется с мусульманской общиной, до тех пор пока не вернется, аркан Ислама будет сброшен с его шеи». (Тирмизи, Адаб, 78/2863).
Это деяние, более всего способствующее сохранению духа Ислама, нашло свое продолжение в повелении собираться и во время самого важного из поклонений – намаза в мечетях и группами (джамаат). В Кубе и Медине самым первым повелением нашего Пророка было строительство мечети . После этого их количество быстро увеличивалось. Следуя сунне нашего Пророка, на протяжении всей истории мусульмане, завоевав какую-то местность, тут же строили там мечети. И до наших дней строительство мечети считается самым почетным и достойным делом. Потому что мечеть и джамаат – это то место, где мусульмане, общаясь друг с другом, обретают дух братства и единения. Сколь же внимания заслуживает следующий хадис, отражающий дух единства и сплоченности, царящий в мечети:
«…Если кто-то из вас, оставив общину (джамаат), совершает молитву (ду’а) только за себя, пусть тот не будет имамом другим! Кто делает так, тот предает (общину)». (Ахмад, V, 250, 260).
Этот хадис, разъясняя, каким образом необходимо быть одной общиной, одновременно и показывает, насколько важно совершать молитву (ду’а) за всю общину (умму) Пророка Мухаммада.
Собственно, в каждом намазе обращаться с молитвой (ду’а) за свою общину (умму), было сунной нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Айша (радыйаллаху анха), увидев однажды Пророка веселым, попросила:
— О Посланник Аллаха, помолись за меня Аллаху!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес молитву (ду’а):
— О Аллах, прости все прошлые, будущие, скрытые и явные грехи Айши!
Айша так обрадовалась, что не удержалась на ногах.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
— Тебя обрадовало, что я помолился за тебя?
Она ответила:
— Как меня может не обрадовать твоя молитва?
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Клянусь Аллахом, это молитва (ду’а), которую я возношу в каждом намазе за свою общину (умму). (Хайсами, IX, 243; Ибн Хиббан, Сахих, XVI, 47/7111).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в одном своем хадисе:
«Нет более приятной молитвы (ду’а) для Всевышнего, чем слова раба Аллаха:
اَللٰ هُمّ ارْحَمْ أُمّةَ مُحَمّدٍ رَحْمَةً عَامّةً
«О мой Господь! Будь милостив ко всей общине (умме) Мухаммда!» (Али аль-Муттаки, №3212, 3702).
По этой причине, друзья Аллаха в своих молитвах (ду’а), заботясь о всей общине (умме) Мухаммада, так просили у Него:
اَللٰ dهُمّ اغْفِرْ أُمّةَ مُحَمّدٍ
اَللٰ dهُمّ ارْحَمْ أُمّةَ مُحَمّدٍ
اَللٰ dهُمّ انْصُرْ أُمّةَ مُحَمّدٍ
اَللٰ dهُمّ احْفَظْ أُمّةَ مُحَمّدٍ
اَللٰ dهُمّ اجْمَعْ أُمّةَ مُحَمّدٍ
اَللٰ وهُمّ أَصْلِحْ أُمّةَ مُحَمّدٍ
اَللٌٰهُمّ فَرّجْ عَنْ أُمّةِ مُحَمّدٍ
О Аллах! Прости общину (умму) Мухаммада!
О Аллах! Будь милостив к общине (умме) Мухаммада!
О Аллах! Дай победу общине (умме) Мухаммада!
О Аллах! Храни общину (умму) Мухаммада!
О Аллах! Собери общину (умму) Мухаммада и сделай единой!
О Аллах! Исправь общину (умму) Мухаммада!
О Аллах! Дай утешение общине (умме) Мухаммада!

Таким образом, мусульмане, молясь за своих братьев по вере, должны быть сплоченной общиной, скрепленной узами взаимной любви. Самая прекрасная дорога достижения такой благородной цели – это совершение коллективного намаза. Совершение общего намаза в мечети, избавляя мусульман от эгоизма и индивидуализма, делает их братьями, совершающих ду’а, желающих добра другим и привязанных друг к другу. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поощрял мусульман собираться вместе для намаза. Говоря о достоинствах коллективного намаза, он сообщил, что он превосходит намаз, совершенный в одиночку, в 27 раз.
Он также сказал, что, чем больше будет совершающих намаз, тем большим будет вознаграждение (саваб):
«Когда человек совершает намаз вместе с кем-то, то он получает большее благо и награду, чем если бы он молился в одиночку. Даже если молятся вместе два человека, благо и достоинство их намаза превосходят намаз молящегося в одиночку. Чем больше молящихся вместе людей, тем более Аллах доволен ими». (Абу Дауд, Салят, 47/554; Насаи, Имамат, 45/841).
Довольство Всевышнего разъяснено на таком примере:
«Когда мусульманин проводит много времени в мечетях для намаза и поминания (зикра), Всевышний Аллах радуется и бывает доволен, как радуются в семье возвращению какого-то из близких с чужбины». (Ибн Маджа, Масаджид, 19).
Во втором хадисе сообщается, что грехи человека, совершающего коллективный намаз, стираются, он поднимается на более высокую ступень. Но одновременно здесь и указывается, что надо терпеть трудности, возникающие при этом. Потому что каждое затруднение, встреченное терпением, увеличит награду за совершенное поклонение (ибадат).
Окончание хадиса и третий хадис содержат радостную весть для мусульман, которые, всем сердцем привязавшись к мечетям, не желают уходить из них, а также сообщается о достоинстве такого поведения. Мусульмане, которые после окончания намаза в наслаждении от обретенного состояния остаются сидеть на местах и тоскуют в другое время, получают такую же награду (саваб), как охраняющие границу воины, удостаиваясь ду’а ангелов. Друзья Аллаха
считают, что такая привязанность сердца к мечетям есть «охрана границ страны веры (имана) от ее врагов – эго (нафса) и шайтана».
Но условием здесь ставится пребывания в состоянии омовения, что еще раз подчеркивает важность его сохранения.
Как для мусульман важно приходить к своим братьям в состоянии душевного умиротворения, сделав пребывание в мечети своим обычаем, так же для них имеет первостепенное значение во время намаза не забываться и пребывать в пробужденности. Стоящие за имамом люди не должны, погрузившись в размышления о чем-то своем, не замечать, что читает имам. Поэтому такую важную молитву (ду’а), как сура аль-Фатиха, следует слушать внимательно и искренне произносить «аминь» после нее.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также сообщает, насколько опасно пренебрегать коллективным намазом. Разные хадисы содержат предупреждения для тех, кому с трудом дается постоянное посещение мечетей. Потому что проявление в этом лени является одним из признаков лицемеров (мунафиков). Для них очень трудно присутствовать на общих намазах. Особенно тяжелым испытанием для тех, чья вера слаба, являются утренний (ас-субх) и ночной (аль-‘иша) намазы. Поэтому вознаграждение за совершение этих двух намазов в мечети больше, чем за другие.
‘Усман бин Аффан (радыйаллаху анху) однажды пришел на ночной (аль-‘иша) намаз.
Увидев, что людей еще мало, он прилег позади мечети и стал ждать, когда подойдут другие. В это время пришел Ибн Абу Амра и сел около досточтимого ‘Усмана. ‘Усман (радыйаллаху анху) спросил, кто он. Тот ответил.
‘Усман (радыйаллаху анху) спросил:
– Сколько ты знаешь из Корана?
Ибн Абу Амра ответил.
Потом ‘Усман (радыйаллаху анху) сказал так:
– О сын моего брата! Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто совершает ночной (аль-‘иша) намаз вместе с группой (джамаат), как будто половину ночи проводит в намазе. А кто совершает утренний намаз с группой, тот как будто всю ночь проводит в намазе». (См. Муватта’, Саляту’л-Джамаа, 7; Муслим, Масаджид, 260; Тирмизи, Салят, 165; Абу Дауд, Салят, 47).Всевышний Аллах придает такое значение коллективному намазу Своих рабов, что не только в мирное время, но даже во время битвы повелевает воинам совершать намаз вместе. Он Сам сообщает в Коране, каким образом это следует делать. (ан-Ниса, 4/102; Бухари, Саляту’л-Хауф, 1-4; Тирмизи, Тафсир, 4/3035; Ахмад, II, 522).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также был сам последователен в этом и велел другим без уважительной причины не пропускать коллективных намазов.
Однажды Абдуллах бин Умму Мактум (радыйаллаху анху), придя к нему, спросил:
– О Посланник Аллаха! Глаза мои не видят и мой дом далеко от мечети. Есть у меня проводник, но он груб со мной и не помогает мне. Разрешается ли мне совершать намаз дома?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
– Слышишь ли ты азан?
Когда тот ответил «Да», сказал ему:
– Для тебя нет разрешения. (Абу Дауд, Салят, 46/552).
Этот случай еще раз подчеркивает, насколько важно постоянно совершать намаз общиной (джамаатом). Ведь слепота относится к уважительным причинам, позволяющим не посещать коллективных намазов. Но и таким людям, если они находят возможность, нужно стараться не оставаться обделенными достоинствами и вознаграждениями коллективных намазов.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так предостерегал пренебрегающих общей молитвой:
«Кто услышал азан и не пришел на общую молитву, то его намаз не принимается (как законченный). Если только у него нет уважительной причины». (Ибн Маджа, Масаджид, 17).
Однажды сподвижники спросили:
— (О Посланник Аллаха!) Каковы уважительные причины?
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Страх или болезнь! (Абу Дауд, Салят, 46/551).
Ученые из хадисов вывели следующие причины, позволяющие не посещать коллективных намазов:
• Сильная болезнь, при которой трудно ходить
• Паралич
• Глубокая старость
• Слепота
• Отсутствие руки или ноги.
Кроме перечисленных могут быть и другие причины индивидуального характера, разрешающие не посещать коллективные намазы. Например, одна из них – необходимость ухода за больным дома.
Совершению коллективного намаза придается такое значение по той причине, что он направляет правоверных к спасению. Ибо коллективный намаз есть одно из самых важных средств обретения вечного спасения. Именно потому, что он является причиной блага (будущей жизни) и вечного спасения, общий намаз назвали «Фалях» (благо, успех, спасение), и мусульман призывают в мечети словами: «Хаййа аля’л-фалях: Спешите к спасению». (Адил Бебек, «Фалях»,
DİA, XII, 301).
Коллективный намаз, приводящий к спасению как одного человека, так и общину, содержит в себе также и другие преимущества. Вот некоторые из них:
• Превосходит намаз, совершенный в одиночку, в 27 раз;
• Способствуя прощению грехов, поднимает человека на более высокую духовную ступень;
• Ангелы возносятся ду’а, просят прощения и свидетельствуют о совершающих его;
• Способствует избавлению от лицемерия в деяниях;
• Способствует совершению намаза в самое благоприятное раннее время;
• Успев к такбиру в начале намаза, можно заслужить великую награду;
• Способствует объединению;
• Отдаление от шайтана;
• Получение доли из блага общей мольбы (ду’а) и поминания (зикра);
• Помощь друг другу в повиновении и поклонении;
• Обучение правильному произношению сур Корана, слушая чтение имама в намазе;
• Возможность совершения намаза наилучшим образом, преисполнившись благоговения
Коллективный намаз, объединив в одном ряду в служении Аллаху людей независимо от расы, цвета кожи, языка, социального положения и должности, способствуя единству, взаимопомощи и заботе о неимущих, помогает осознать мусульманам себя одной общиной. В обществе, где распространены подобные идеи и цели, не придается большого значения различиям между людьми, в сердцах преобладают чувства равенства и братства и поддерживается религиозное воодушевление.
Сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), являющиеся лучшим примером повиновения Аллаху и Его Посланнику, были очень внимательны к совершению коллективного намаза. Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) так описывает это:
«Клянусь Аллахом, я не видел, чтобы кто-то, кроме явных лицемеров (мунафиков), не присутствовал на коллективном намазе. Клянусь Аллахом, было даже так, что двое приводили на намаз (больного) человека, который еле держался на ногах, и он стоял в ряду, с двух сторон опираясь на них». (Муслим, Масаджид, 256-257).
Приведем еще один прекрасный пример на эту тему.
Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) жили два мусульманина.
Один из них был торговцем, другой кузнецом, кующим мечи. Торговец, как только слышал азан, даже если у него в руках были весы, тут же отставлял их в сторону, если весы стояли на земле, оставлял их как есть, и отправлялся в Мечеть Пророка (Масджидун-Набави). А кузнец, если его молот лежал на наковальне или был занесен над раскаленным мечом, бросал его за спину, оставлял все как есть и отправлялся в Мечеть Пророка. Воздавая похвалу этим и подобным людям, Всевышний Аллах ниспослал такой аят (cмысл):
«Мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза» (ан-Нур, 24/37) (Куртуби, XII, 184).
Ибн Мас’уд (радыйаллаху анху) однажды увидел на базаре людей, которые только заслышав азан, оставили весь свой товар и побежали на намаз. Тогда он сказал:
«Это и есть люди, которых Всевышний Аллах похвалил (в приведенном выше) 37-м аяте суры ан-Нур». (Хайсами, VII, 83).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *