17.04.2024
садака12Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)
7. Милостыня (садака) и пожертвования (инфак)
а. Благо пожертвований.
1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Расходуй, и Я стану расходовать на тебя».
Сокровищница Аллаха неисчерпаема.
И (Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)) сказал:
«»Рука» Аллаха полна и не опорожнят ее непрерывные расходы день и ночь». И он сказал: «Разве вы не
видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть у Него».
(Бухари, Тафсир, 11/2; Таухид, 22).

 

2. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)
сказал:
«У того, кто подаст милостыню, равноценную половинке финика из (своего) благого (халяль) имущества – а Аллах не принимает ничего, кроме благого, – Аллах примет ее .. и станет выращивать (эту милостыню) для подавшего подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребенка, пока не достигнет она размеров горы».
(Бухари, Закят, 8; Таухид, 23; Муслим, Закят, 63, 64. Отдельно см. Тирмизи, Закят, 28/661, Насаи, Закят, 48/2523; Ибн Маджа, Закят, 28).

 

3. Хурайм бин Фатик (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Расходы того, кто тратит на пути Аллаха, будут возмещены в 700 раз».
(Тирмизи, Фадаиль-Джихад, 4/1625; Насаи, Джихад, 45/3184).
 
4. Айша (радыйаллаху анха) передает, что однажды в семье нашего досточтимого Пророка был зарезан барашек. Мясо раздали, и через некоторое время Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)
спросил:
— Осталось ли что-нибудь от него?
Айша ответила:
— Не осталось ничего, кроме лопатки.
На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— На самом деле все досталось нам, кроме лопатки!
(Тирмизи, Кыйамат, 33/2470).

Комментарии
Всевышний Аллах, даруя человеку все необходимые блага, желает, чтобы тот делился ими с другими. Поэтому, установив обязательным фард) выделять небольшую часть от них в размере одной сороковой доли, Он оставил открытыми врата милостыни (садака) для желающих обрести большую награду. Человеку, при условии, что он не ввергает в стесненное положение себя и свою семью, предоставляется свобода расходовать столько, сколько он пожелает, и это настоятельно ему рекомендуется. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кроме закята, на имущество налагаются и другие обязательства».
(Тирмизи, Закят, 27/659-660. Отдельно см. аль-Бакара, 2/177).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды произнес перед сподвижниками такую проповедь о смысле и достоинствах пожертвлвания (инфак)
«О люди, расходуйте (свое имущество)! О люди, расходуйте, и я в Судный день буду свидетельствовать о ваших расходах. Может быть, у кого-то из вас и детеныши верблюдов сыты и довольны, а у родственников сын согнулся от голода. Может, у кого-то из вас в саду обильный урожай, достояние растет, а сосед ваш нищий, не имеющий ничего. Разве нет среди вас человека, который пожертвовал бы одну верблюдицу, и эта верблюдица приносила бы бедной семье благо утром и вечером (утром и вечером давала бы молоко). Внимание! Награда за это велика».
(Алуси, Х, 146; [ат-Тауба, 9/79]; Али аль-Муттаки, No 16181).
Во многих аятах и хадисах сообщается о том, что тот, кто расходует на благом пути свое имущество, тот никогда не останется в нужде, по милости Всевышнего, он обязательно получит воздаяние за это и обретет благословение.
В первом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что сокровищницы нашего Всевышнего Господа неисчерпаемы, поощряя людей тратить свое имущество на прямом пути и призывая их отважиться на это. В другом хадисе он сказал:
«Я клятвенно вас заверяю в трех обстоятельствах:
1. Милостыня (садака) не уменьшает имущества раба Аллаха.
2. Аллах возвышает того, кто с терпением встречает проявленную к нему несправедливость.
3. Для того человека, который открыл двери попрошайничеству, Аллах открывает двери нищеты».
(Тирмизи, Зухд, 17/2325. Отдельно см. Муслим, Бирр, 69).
Поэтому человек ни в коем случае не должен бояться расходовать имущество, ожидая возмещения от Аллаха. Ибо Всевышний Аллах, который каждый миг тратит на всех созданных, безусловно, в силах пожаловать одному своему рабу более того, что тот пожертвовал. В священном аяте говорится (смысл):
«Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников»
(аль-Бакара, 2/276).
Мудрые слова досточтимого Али (радыйаллаху анху) относятся к той же теме:
«Когда вы в нужде, то раздавайте милостыню (садака), как бы ведя торг с Аллахом, чтобы Он даровал вам щедрое пропитание (ризк)». (Шариф ар-Радий, Нахджуль-Балага, No 258).
Абу Мас’уд Ансари (радыйаллаху анху) так говорит о баракате, заключенном в пожертвованиях (инфак):
«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел нам тратить свое имущество на прямом пути, некоторые из нас отправились на рынок. Работая грузчиками, они зарабатывали один муд и тратили его. Сейчас некоторые из них владеют десятью тысячами динаров». (Бухари, Закят, 10).
В милостыне (садака) заключены не только материальные, но и духовные блага (баракат).
 
Это очень хорошо разъясняется во втором хадисе. Даже если пожертвование невелико,Всевышний умножит награду, увеличит в такой степени, что невозможно вообразить, и даст такое воздаяние, что не сравнить ни с чем. Из этого можно сделать вывод, насколько Всевышний Аллах благоволит к пожертвованиям и расходованию на благом пути. Поэтому в хадисе сказано, что «рука» Аллаха. Это– всего лишь аллегория, означающая, что Аллах с благоволением принимает пожертвования. Аллах не похож ни на что из созданного, не имеет телесности, места, направления.
Вот другой хадис, в котором говорится, что Всевышний Аллах доволен (рады) жертвующими:
«Прежде чем пожертвование (садака) попадает в руки нуждающего, оно попадает  Всевышнему Аллаху. Аллах по причине пожертвования не только вознаградит дающего в будущей жизни, но и в этом мире закроет для него семьдесять врат бед и несчастий. Среди них проказа, витилиго и дурные болезни».
(Абу Нуайм, Хилйа, IV, 81. Отдельно см. Хайсами, III, 110, 111; Али аль-Муттаки, VI, 377/16134).
Есть еще хадис о благоволении Всевышнего к пожертвованиям (садака) и вознаграждении за них в будущей жизни.

«Мусульманину, который оденет нуждающегося мусульманина, Аллах пожалует зеленую одежду из Рая. Мусульманину, который накормит голодного мусульманина, Аллах пожалует плоды Рая. Мусульманину, который напоит жаждущего мусульманина, Аллах пожалует в запечатанной бутыли вино (Рахик уль-Махтум) из Рая (не опьяняющий напиток)».
(Абу Дауд, Закят, 41/1682; Тирмизи,Кыйамат, 18/2449; Ахмад,III, 13).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), однажды говоря о великом духовном благе пожертвования, сказал:
«Аллах – велик Он и славен – по причине куска хлеба, горсти фиников и других подобных пожертвований, которые идут на удовлетворение нужд нуждающегося, вознаградит Раем три категории людей:
1. Хозяина дома, который приказал дать.
2. Жену, которая приготовила пожертвование.
3. Слугу, который отдал пожертвование в руки нуждающегося».
Сказав это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так завершил свое объяснение:
«Хвала Аллаху, который не забывает никого из нас».
(Хайсами, III, 112).
С другой стороны, жертвование человека из своего имущества, от своего сердца, обновляет его духовную природу и поднимает на более высокую ступень. Человек, берущий у других, унижается, а жертвующий сам, возвышается. Поэтому, когда он жертвует и угощает других, это помогает ему самому обрести духовное совершенство.
Есть еще одно важное обстоятельство, которое следует здесь упомянуть: Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прежде всего подчеркивал, что милостыню (садака) следует выделять из имущества, приобретенного дозволенным (халял) путем. Потому что основа счастья в этом и будущем мире – приобретенный благим путем (халял) кусок хлеба. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)
так раскрывает это условие:
«…Если человек приобретает имущество недозволенным (харам) путем и расходует его, то он не обретет в этом блага. Если он пожертвует из него, его милостыня не будет принята. А что он оставит из этого в наследство, только приблизит его к огню Ада. Потому что Аллах – азза ва джалля – не уничтожает зло злом, но уничтожает зло добром. Без сомнения, мерзость не уничтожает мерзость».
(Ахмад, I, 387).
Как мы видим из третьего хадиса, самое лучшее пожертвование (инфак) – это то, которое совершается на пути Аллаха, т.е. для того чтобы возвысить Его религию и призывать людей следовать ей. Вознаграждение и благо, которые даруются за такое пожертвование, в хадисе выражены определенным числом, но это следует понимать как выражение их обильности. Это число указывает на высочайшую степень вознаграждения. Ибо Аллах может даровать вознаграждение во много раз, даже бесконечно превосходящее благое дело. Об этом так говорится в священном аяте (смысл) :
«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах – всеобъемлющий, всезнающий» (аль-Бакара, 2/261).
Расходование на благом пути не только умножает имущество, но и делает его постоянным, сохраняя от исчезновения. Имущество, которым владеет человек, в любой момент может пропасть. Если и останется в целости и сохранности, то может быть растрачено без всякой пользы, и за него придется отвечать. Даже то имущество, которое человек расходует на себя, если оно не потрачено должным образом, может считаться расточительством или излишеством и, таким образом, принести убыток человеку. Что же касается имущества, потраченного на благом пути, то оно, в соответствии с искренностью его обладателя, хранится у Аллаха, обращаясь в его вечный капитал.
В четвертом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) наглядно показывает нам, что имущество, которое мы отдали, – поистине наше, а то, которое используем, – в большинстве случаев теряем.

Всевышний Аллах говорит (смысл) :

«То, что вы тратите [во имя Аллаха] , тратите для самих себя. Вы тратите только из стремления умилостивить Аллаха. И воздается вам сполна за то, что вы потратите, и не будете вы в убытке»
(аль-Бакара, 2/272).
С другой стороны, милостыня (садака) избавляет от многих бед в этом мире и будущем. О некоторых из них говорится в хадисах:
«Как вода гасит огонь, так и милостыня (садака) гасит (наказание за) грех».
(Тирмизи, Иман, 8/2616. Отдельно см. Ибн Маджа, Фитан, 12).
«Милостыня (садака) гасит гнев Господа и удаляет от человека нехорошую смерть».
(Тирмизи, Закят, 28/664).
«Милостыня (садака), которую дает мусульманин, удлиняет срок его жизни, сохраняет от нехорошей смерти, и Аллах по ее причине избавит человека от гордыни, нищеты и тщеславия».
(Хайсами,III, 110).
«Пока не совершится расчет с людьми, каждый будет находиться в тени свой милостыни (садака)».
Абуль-Хайр – один из тех, кто передал эти хадисы, каждый день старался раздавать милостыню (садака). Даже если это хлебная лепешка, луковица или что-то подобное… (Ахмад, IV, 147-8; Хайсами, III, 110).
В других хадисах Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
«Милостыня (садака) гасит жар могил. Правоверный (му’мин) в Судный день будет укрываться под ее тенью».
(Хайсами, III, 110).
«Спешите раздавать милостыню (садака)! Потому что беда не может пройти перед милостыней (садака)!»
(Хайсами, III, 110).
Как рассказал наш досточтимый Пророк, однажды к Исе (мир им) пришла группа людей. Иса (алейхиссалям) сказал:
— Если пожелает Аллах, один из них сегодня умрет.
Те люди ушли. Вечером с вязанками дров за спиной снова пришли к Исе. Иса (алейхиссалям)
велел им:
— Сбросьте свои вязанки!
Потом приказал тому человеку, которому сказал, что тот сегодня умрет:
— Развяжи свою вязанку!
Тот человек сделал это, и среди дров оказалась змея. Иса спросил:
— Какое благое дело ты сегодня совершил?
— Я сегодня не совершал никакого благого дела.
— Хорошенько подумай, что ты сегодня сделал?
— Ничего я не делал, только был у меня в руках кусок хлеба. В это время ко мне подошел нищий и попросил что-нибудь. Я отдал ему часть своего хлеба.
Тогда Иса (алейхиссалям) сказал:
— И вот по причине этого деяния беда обошла тебя. (Хайсами,III, 110; Ахмад, Зухд, I, 96).
Сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) старались опередить друг друга в благих делах. Насколько же поучителен следующий хадис, который приводит нам пример этого.
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Посланник Аллаха велел нам расходовать имущество на благом пути. В то время я кое-что имел. Я сказал себе: «Если я смогу когда-либо обойти Абу Бакра, то только сегодня». Я взял половину своего имущества и пришел с этим к Пророку. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
— Что ты оставил своей семье?
— Я им оставил столько же.
А Абу Бакр принес все имущество, которым он владел.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:
— О Абу Бакр, что ты оставил своей семье?
— Я им оставил Аллаха и Его Посланника.

И тогда я сказал себе: «Клянусь Аллахом, никогда я не смогу обойти его!» (Тирмизи, Манакиб, 16/3675).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *