ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 20 (для 4 курса)

ка137Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)


b. О необходимости спешить с пожертвованиями (инфак)

1. Умму Саляма (радыйаллаху анха) передает:
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел ко мне, он выглядел очень растерянным. Я подумала, что он болен, и спросила:
- О Посланник Аллаха, что случилось: на вас лица нет?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
-Это из-за тех семи динаров, которые вчера оказались у нас. Уже вечер, а они все еще лежат под моим тюфяком (мы не распределили их)!»
(Ахмад, VI, 293; Хайсами,X, 238).

2. Укба (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Однажды в Медине я совершал намаз за Посланником Аллаха. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес салям и закончил намаз, то поспешно встал с места и прямо через ряды молящихся направился в комнату одной из своих  жен. Сподвижники забеспокоились, видя смятение Пророка. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вскоре вернулся и, увидев, что люди интересуются, чем вызвана его поспешность, объяснил:
- Я вспомнил, что в комнате лежит немного золота (или серебра), мне не понравилось, что оно все еще занимает меня, и я приказал раздать его».
(Бухари, Азан, 158; аль-Амаль фис-салят, 18; Насаи, Сахв, 104/1363).

3. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) сказал:
«Один человек пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил: «О Посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?» Он ответил: «Большая награда за ту милостыню, которую подашь, будучи в здравии и скупости, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придет к тебе смерть (чтобы тогда) сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”.
Тогда как это имущество (уже будет принадлежать) такому-то или такому-то (из наследников)».
(Бухари, Закят, 11; Васайа, 17; Муслим, Закят, 92).

4. Абу Саид аль-Худри (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человеку лучше отдать милостыню в один дирхем, когда он жив и здоров, чем отдать сто дирхемов, когда он находится при смерти»
(Абу Дауд, Васайа, 3/2866).

Комментарии
Милостыню (садака) по пользе, которую она приносит как отдельному человеку, так и всему обществу, можно считать самыми щедрыми вратами блага. Собственно, в предыдущей главе было приведено много хадисов о благе и пользе милостыни (садака). Поэтому необходимо торопиться, чтобы не упустить пользу такого важного поклонения (ибадат). Ибо это было одним из самых ярких качеств нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который всегда торопился с благими делами. В первом и втором хадисах мы видим пример, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спешил раздавать милостыню (садака)
.
Несколько задержавшись с раздачей того, что предназначалось для пожертвования, он заволновался, что было совершенно не свойственно ему, сразу после намаза вскочил и, пробираясь через ряды мусульман, устремился в дом. Вернувшись, он так объяснил причину своего поведения:
«Я вспомнил, что в нашей комнате лежат кое-какие вещи, которые мы предназначили для милостыни. И, чтобы это не тяготило меня, отвлекая от устремления всей моей сути к Аллаху, и чтобы я не был спрошен в Судный день за то, что задержал их, я поспешил домой и приказал раздать неимущим».
Решив сделать какое-то доброе дело, надо спешить с ним. Потому что имущество может быть уничтожено в результате несчастного случая или могут возникнуть другие препятствия. Но самое главное – мы не знаем, когда к нам придет смерть. Поэтому неправильно задерживаться с благими делами и думать: «Сделаю потом». Также, все хорошо в свой срок, когда время прошло, то оно уже не имеет такой ценности. Руководствуясь этим, наши предки говорили: «Не оставляй на ночь благое деяние дня!»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по разным причинам запретил в мечети ходить, нарушая ряды мусульман и почти наступая на их спины. Но из второго хадиса становится ясно, что при проявлении поспешности в пожертвовании и подаянии, это разрешено. Отсюда видно, насколько нужно быть поспешными в пожертвовании и в других благих делах.
Одна самая большая польза милостыни (садака) – это очищение души и украшение ее, а также обретение человеком искренности в вере. Человек нуждается в этой пользе, получаемой от милостыни (садака), более всего, будучи молодым, здоровым и сильным. Человек в расцвете сил думает, что ему нужно заработать больше денег, чтобы поднять на ноги детей. Поэтому он бережливый и экономный. Еще и шайтан, пугая бедностью, удерживает от милостыни и пожертвований (аль-Бакара, 2/268).
Эти чувства мешают человеку противостоять нафсу и заниматься благотворительностью, но то, что дается трудно, сильнее воздействует на нафс, и такая милостыня считается наиболее ценной. С другой стороны, если человек раздает пожертвования, находясь в расцвете сил, это показывает, что он предпочитает будущую жизнь этому бренному миру, что у него праведное сердце (салим) и искреннее намерение. Если же пожертвования оставлены на последний момент жизни, когда уже не остается надежды, это показывает, что человек действует из эгоистических соображений, думая о себе, а не о своих наследниках. Какое бы вознаграждение ни дал ему Всевышний, вряд ли оно будет большим. Потому что конец уже близок и нет надежд на этот мир.
Если человек, несмотря на то, что в молодости это дается нелегко, будет раздавать милостыню (садака), он обретет, а если оставит на самый конец своей жизни, то потеряет. Потому что, прежде чем представится случай что-то пожертвовать, смерть может подступить к нему. Если и пожелает потом что-то сделать, не будет иметь сил даже сказать об этом. Ибо его имущество уже поменяло владельца. Его имущество, которое он по своей алчности и любви к нему не тратил на пути Аллаха, попало в фокус зрения его страстей и желаний. Поэтому разумный человек, пока он силен и здоров, должен спешить жертвовать свое богатство и готовиться к будущей жизни. Если человек сам не совершал благие дела, то можно ли ожидать, что другие от его имени будут совершать их? Разве он делал что-нибудь для своих покойных близких, что теперь ожидает помощи от своих детей? Ни в коем случае не следует забывать, что все, что человек жертвует на благом пути, остается его имуществом; все, что он скопил, считая своим, в конце концов попадет в руки других.
Насколько же поучительны следующие хадисы, подтверждающие это.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Аллах – азза ва джалля – говорит: «О сын Адама! Как ты можешь думать, что Я оставляю тебя беспомощным?! Ведь Я сотворил тебя из воды объемом не более плевка и придал тебе самую прекрасную форму, безупречную во всех отношениях. Ты ходил по земле, надев украшенные одежды с гордым и величественным видом. Ты закапывал своих детей живыми в землю (т.е. до такой степени грешил). Ты копил добро, и никому не отдавал его. Когда твоя душа готова покинуть тело, ты говоришь «Я жертвую, жертвую». Разве сейчас время милостыни?» (Ахмад,IV, 210. Отдельно см. Ибн Маджа, Васайа, 4; Хаким,II, 545/3855)
Из-за того, что с наступлением смертного часа, тайна нашего испытания начинает приоткрываться, время некоторых деяний истекает, и те из них, которые были очень ценными раньше, уже не имеют какого-то важного значения. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращая наше внимание на эту сторону вопроса, сообщает, что милостыня (садака), которую человек отдает, находясь на смертном одре, не стоит и сотой доли того, что пожертвовано своевременно.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так описывает людей, которые начинают прозревать только в последние мгновения жизни: «Человек, который отпускает на волю раба (и делает пожертвования), находясь на смертном одре, подобен тому, кто, досыта наевшись сам, пытается дарить остатки (своей еды)». (Абу Дауд, ‘Итк, 15/3968; Тирмизи, Васайа, 7/2123).
Слово «дарить» употребляется здесь, чтобы показать, в каком смешном положении оказывается такой человек. Потому что он думает только о себе, о своем наслаждении и, когда насыщается сам и более не желает этого, то соглашается отдать другим.
Также не следует забывать, что раздача милостыни на смертном одре уже больше похожа на завещание. И человек, желающий в таком состоянии что-то пожертвовать, не может распоряжаться более чем одной третью своего имущества. А завещать на что-то другое даже менее одной трети своего имущества, только ради того чтобы навредить своим наследникам, не дозволено. Наши праведные предшественники (саляф-и салихин) так говорил о таких людях, деяния которых – лицемерие (рийа) и расточительство:
«В своем имуществе они дважды проявляют непокорность Аллаху. Сначала, когда их имущество еще в их руках, они скупятся. И во второй раз, когда они лежат на смертном одре, и имущество уже ускользнуло из их рук, они расточительствуют, транжиря его направо и налево». (Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, V , 374/2597).
Как предостерегает и наставляет нас следующий аят, в котором говорится о раскаянии в момент смерти тех, кто не раздавал в положенное время милостыню и не накопил капитал для будущей жизни: «Делайте жертвоприношения из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть и вы не скажете: «Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных» (аль-Мунафикун, 63/10).
Но если кто-то из благочестивых детей таких людей захочет раздать милостыню за своих предков, то Всевышний примет ее.
Как рассказывает Абдуррахман бин Абу Амра, его мать захотела освободить одного раба и отложила это на утро. Но до наступления утра она умерла. Абдуррахман, придя к Касиму бин Мухаммаду, спросил:
- Если я от имени своей матери освобожу раба, принесет ли это пользу моей матери?
Касим дал такой ответ:
«Однажды Са’д бин Убада, придя к нашему досточтимому Пророку, спросил: «Моя мать умерла, если я от ее имени освобожу одного раба, принесет ли это пользу моей матери?»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Да». (Муватта’, ‘Итк, 13).
Как передает Айша (радыйаллаху анха), один человек пришел к досточтимому Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и спросил:
- Моя мать внезапно умерла. Мне кажется, что, если бы она могла что-то сказать, то обязательно велела бы раздать милостыню. Могу ли я это сделать от ее имени?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Да, раздай милостыню от ее имени!
(Бухари, Васайа, 19; Абу Дауд, Васайа, 15/2881)


This post has been viewed 974 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Толкование хадисов - 4й год

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru