20.04.2024

садака6Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

 с. Адаб при совершении пожертвования

1. Ауф бин Малик (радыйаллаху анху) передает: «Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к нам в мечеть с посохом в руках. В мечети какой-то человек повесил (как пожертвование) простую сухую гроздь фиников. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указал посохом на эту гроздь и сказал:
— При желании, владелец этого мог бы дать лучшее. В Судный день он будет есть простые финики». (Абу Дауд, Закят, 17/1608).

2. Абу Зарр (радыйаллаху анху) передает:
«Однажды я спросил:
— О Посланник Аллаха! Какая милостыня (садака) лучше?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Милостыня, которая подается бедняку скрыто, и та, которую подает человек, сам находящийся в стесненных обстоятельствах». (Ахмад, V, 265, 178-179. Отдельно см. Абу Дауд, Закят, 40/1677).

3. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)
сказал:
«Когда Всевышний Аллах создал землю, она начала сотрясаться. Тогда Всевышний создал горы и упрочил ими землю. Ангелы изумились мощи гор и спросили:
— О наш Господь, создал ли Ты что-то сильнее гор?
— Да, Я создал железо.
— О наш Господь, создал ли Ты что-то сильнее железа?
— Да, Я создал огонь.
— О наш Господь, создал ли Ты что-то сильнее огня?
— Да, Я создал воду.
— О наш Господь, создал ли Ты что-то сильнее воды?
— Да, Я создал ветер.
— О, наш Господь, создал ли Ты что-то сильнее ветра?
— Да, Я создал человека. Если, когда его правая рука подает милостыню (садака), а его левая рука не знает об этом (то он будет сильнее всех)».(Тирмизи, Тафсир, 113-114/3369; Байхаки, Шуаб, III, 244).


Комментарии

Так как милостыня (садака), данная ради Аллаха, прежде чем попасть в руки нуждающегося, попадает в руки Всевышнего, нужно обращать внимание на качество имущества, которое отдается с намерением
закята и пожертвований на благом пути. Каким человек хочет видеть то, что вручается ему, такое же по качеству он должен отдавать сам. В таком случае, для закята и милостыни (садака) следовало бы отделять самую лучшую часть своего имущества. Но Всевышний Аллах, проявляя милосердие к Своим рабам, повелел, что достаточно отдавать Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«…(Постигнет сладость веры тот, кто) отделяет для закята не старых, чесоточных, больных и ослабленных животных, а находящихся в среднем состоянии. Ибо Аллах не повелевает вам отдавать ни лучших животных, ни самых плохих». (Абу Дауд, Закят, 5/1582).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), отправляя досточтимого Муаза в Йемен, после того как велел ему призывать людей к пятикратному намазу и выплате закята, сказал:
«Остерегайся забирать у них самых любимых и самых дорогих животных! Остерегайся, чтобы угнетенный не обратился к Всевышнему с молитвой об отмщении (бадду’а), ибо между его молитвой и Аллахом нет никакой завесы». (Бухари, Закят, 63; Магази, 60; Таухид, 1; Муслим, Иман, 29, 31).
Наш Всевышний Господь предостерегает тех, кто, делая вид, что не видит милость и милосердие Его, отделяет для закята и для милостыни (садака) только самое плохое имущество.
Бара Бие Азиб (радыйаллаху анху) передает:
«Ансары в период уборки урожая приносили гроздья фиников и развешивали их на веревке между двумя подпорками в Мечети Пророка (Масджидун-Набави), чтобы их брали неимущие из мухаджиров. Некоторые, глядя на обилие развешанных там гроздьев, полагали, что ничего не случиться, если они рядом с хорошими повесят и подпорченные плоды. Всевышний Аллах ниспослал такой аят о поступающих подобным образом:
Значение: «О вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле, и не стремитесь тратить [во имя Аллаха] никчемное, такое, что вы сами взяли бы, только зажмурив глаза. Воистину, Аллах – ни в чем не нуждающийся, хвалимый» (аль-Бакара, 2/267). (Вахиди, с. 90).

В первом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что человека, который, имея возможность выделить лучшее, пожертвовал не годные ему самому подпорченные финики, ожидает наказание в будущей жизни. Это наказание будет однородным с его деянием, то есть, человека, который пожертвовал неимущим сухие финики, в будущей жизни точно так же будут кормить не самым лучшим образом. Собственно, даже самые прекрасные блага этого мира по сравнению с райскими плодами, сладость которых невозможно даже вообразить, покажутся наказанием.

Только представьте, каким незавидным окажется положение того, кому там придется есть сухие испорченные финики! Поэтому человек никогда не должен считать, что бедняку сойдет то, что его самого не устраивает.
Однажды Айша (радыйаллаху анха) решила в качестве милостыни (садака) отдать мясо, которое имело небольшой запах.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ей:
«Ты хочешь пожертвовать то, что не ешь сама?» (Хайсами, III, 113).
В другой раз она спросила его о пище, которая ему не понравилась:
— О Посланник Аллаха, можно ли отдать его нищим?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Нам не подобает отдавать им то, что мы не едим сами!
(Ахмад, VI, 105, 123; Хайсами, III, 113; VI, 37)
Пожертвование можно отдавать разными способами, но, в общем, имеет место мнение, что лучше отдавать скрыто. Всевышний Аллах говорит:
Значение: «Если вы даете милостыню открыто – прекрасно. Если вы скрываете ее, когда даете бедным, это еще лучше для вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вы творите»(аль-Бакара, 2/271).
А в следующем аяте, Всевышний Аллах, употребляя слова «ночью» и «тайно», раньше слов «днем» и «явно», обращает наше внимание на то, что дополнительную (нафиля) милостыню важно отдавать скрыто:
Значение: «Тем, кто тратит свое имущество и ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и они не будут опечалены» (аль-Бакара, 2/274).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также обращал внимание на то, что милостыню важно давать скрытно. Потому что соблюдение тайны при этом помогает дающему человеку избежать ловушек
нафса и не ввести в смущениеь принимающего. Чтобы поощрить людей, которые отдают милостыню так, что их «левая рука не знает, что дает правая», в хадисе для них содержится радостное известие о том, что они будут прощены и среди ужасов Судного дня будут укрываться в тени аль-‘Арша. (аль-Бакара, 2/271; Бухари, Азан, 36).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит об еще одной пользе тайной милостыни:
«Милостыня, поданная скрыто, гасит гнев Господа». (Байхаки, Шуаб, III, 244; VI, 255; Хайсами, III, 115).
Скрыто подающие милостыню, помимо всего прочего, обретут любовь Аллаха. В одном хадисе говорится:
«… К группе людей подойдет нищий и не по причине какой-то близости, а только ради Аллаха, попросит что-нибудь у людей. Ему никто не даст.
Один человек за спиной собравшихся так, что никто не заметит, подаст просящему. (Он так скрытно сделает это, что об этом) узнают только Аллах и тот, кому он подал. (Аллах полюбит того человека)…» (Тирмизи, Джаннат, 25/2568; Насаи, Закят, 75/2568).
В третьем хадисе говорится о силе того человека, который тайно подает милостыню. Ибо для этого требуется сила, превосходящая мощь гор, железа, огня, воды и ветра. Потому что здесь речь идет о том, чтобы, преодолев повеления нафса , победить свою скупость, желание славы и наказать шайтана. А это нелегкое дело. В другой стороны, если верующий делает пожертвование скрытно, благодаря баракату его милостыни, Аллах хранит его от бед, которые приносят горы, железо, огонь, вода, ветер и другие явления природы.
Кроме всего вышеперечисленного, скрытная милостыня так привяжет сердце верующего (му’мина) к Аллаху, что, по причине этой привязанности, этот человек станет сильнее всего на свете. Примером этого является сила духа (руха) людей, приближенных к Аллаху. Это о них сказано:
هِمّةُ الرّجَالِ تَقْلَعُ الْجِبَالَ
Значение: «Старание приближенных к Аллаху мужей раскалывает горы».
Если перечисленные препятствия не представляют трудностей для человека, нет ничего плохого в том, чтобы подавать милостыню открыто. Даже в некоторых обстоятельствах более подходящим бывает сделать это явно. В таких случаях, нет нужды скрывать свое пожертвование.
С другой стороны, наши ученые находят, что обязательный (фард) закят лучше отдавать при всех, а добровольную (нафиля) милостыню – скрыто.
Кроме перечисленных есть еще несколько правил (адаб) , которые следует соблюдать, подавая милостыню
(садака). Вот некоторые из них:
1. Подающий обязательно должен вручить милостыню (садака) неимущему своими руками. Как сообщил Абдуллах бин Аббас, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не поручал кому-то раздавать милостыню от своего имени, а обязательно давал лично сам (Ибн Маджа, Тахарат, 30).
Один из сподвижников Пророка Хариса бин Нуман (радыйаллаху анху) лишился глаз. От места, где он совершал намаз (намазгах), до дверей он протянул веревку, а рядом с собой всегда держал корзину с финиками и другими продуктами. Когда мимо проходил какой-нибудь неимущий и приветствовал его, он брал что-нибудь из своей корзины, держась за веревку, подходил к двери и собственноручно вручал подаяние тому бедняку.
Когда кто-нибудь из семьи Харисы бин Нумана предлагал раздать подаяние от его имени, он отвечал:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Своей рукой подавая милостыню неимущему, человек спасается от плохой смерти». (Ибн Са’д,III, 488;Табарани, Кабир, III, 229, 231; Хайсами, III, 112).
2. Не следует умалять свое подаяние (садака), попрекая неимущего и обижая его.
Всевышний строго запрещает нам такое обращение. (аль-Бакара, 2/262-264; аль-Инсан, 76/8-11).
Наоборот, человек, отдающий закят и садака, должен быть благодарен берущему их.
Потому что тот неимущий помогает ему исполнить его очень важную обязанность и становиться
причиной обретения вознаграждения (саваб).
3. Раздавая садака и другие пожертвования, очень важно при этом не требовать их обратно. Ибо наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) строго запретил это, сказав:
«Человек, требующий обратно свое подаяние (садака), подобен собаке, которая ест свою рвоту».
(Муслим, Хибат 5).
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Я дал коня человеку, который сражался на пути Аллаха. Но не ухаживал хорошо за конем, и тот ослаб. Я, предполагая, что этот человек не запросит большую цену, решил купить у него этого коня. Спросил об этом у досточтимого Пророка. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
«Смотри, не делай этого! Даже если он запросит один дирхем, не бери обратно свое подаяние! Потому что человек, который берет обратно свою садака, подобен тому, кто ест свою рвоту». (Бухари, Закят, 59; Ниба, 29, 37; Джихад, 119, 137; Муслим, Хибат, 1-2; Муватта’, Закят, 49).
4. Самое важное – отдавать милостыню (садака) чистосердечно и искренне, только ради обретения благоволения (рида) Аллаха. Пожертвования ради того, чтобы покрасоваться перед людьми (рийа) и обрести какую-то мирскую выгоду, напрасны и не приносят никакой пользы человеку (аль-Бакара, 2/264). В священных аятах сказано:
Значение: «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят] : «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день». Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (аль-Инсан, 76/8-11).
Рабы Аллаха, которым Он воздает здесь хвалу, так искренни и скромны, что отдавая милостыню с мыслью:
«… Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху…», не бросают эти слова в лицо нуждающимся, и только своим состоянием выражают это. Чтобы подчеркнуть это, самом священном аяте нет слова «говорят».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *