19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

 НАМЕРЕНИЕ И ИСКРЕННОСТЬ
(продолжение)

2. Искренность.
إِنّ الل هَٰ لَ يَقْبَلُ مِنَ الْعَمَلِ إِلّ مَا كَانَ لَهُ خَالِصًا » : ١٣ . عَنْ أَبِي أُمَامَةَ الْبَاهِلِيّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
وَابْتُغِيَ بِهِ وَجْهُهُ ».

1. Абу Умама аль-Бахили (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые совершены с искренностью и ради Его благоволения». (Насаи, Джихад, 24/3138).

2. Му’аз бин Анас (радыйаллаху анху) передает:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто дает ради Аллаха, запрещает ради Аллаха, любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, женится ради Аллаха, тот обрел совершенство веры». (Тирмизи, Кыйамат, 60/2521; Ахмад, III, 438. Отдельно см. Абу Дауд, Суннат, 15/4681).

3. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передает:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то, совершив благое дело, рассказывает о нем людям, чтобы обрести славу, Всевышний Аллах сделает явным для всех его намерение. Кто, совершив благое дело, показывает его людям, чтобы заслужить их одобрение, Всевышний Аллах покажет всем его лицемерие».
(Муслим, Зухд, 47-48. Отдельно см. Бухари, Рикак, 36; Ахкам, 9; Тирмизи, Зухд, 48; Ибн Маджа,
Зухд, 21).

Комментарии
Искренность есть полное очищение сердца раба Аллаха через спасение от всех болезней души, стремление во всех помыслах и словах только к обретению благоволения (рида) Аллаха, отдалению от рийа15 (лицемерия), сум’а (престижа) и уджб (самолюбования). В целом, искренность – чувство, скрытое в сердце. По словам Джунайда Багдади, искренность настолько сокрыта, что ангел, не ведая о ней, не записывает ее в разряд добрых дел, шайтан, не ведая о ней, не может ее испортить, и нафс человека, не ведая о ней, не может распуститься. (Саррадж, Лума’, с. 290; Кушайри, ар-Рисаля, с. 446).
Всевышний хочет, чтобы его рабы были искренни:
«Воистину, Мы ниспослали тебе Писание (то есть Коран) в истине. Посему поклоняйся Аллаху, будучи искренним в вере» (аз-Зумар, 39/2).
«Скажи [, Мухаммад]: «Воистину, мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере» (аз-Зумар, 39/11).
Всевышний Аллах объявляет, что Он не примет деяния, какими бы значительными они ни были, в которых нет искренности и стремления к обретению Его довольства. Если же есть искренность, даже если деяние незначительно, то этого достаточно. Недаром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе говорит так:
«Будь искреннен в вере! Если сможешь быть таким, то даже малого деяния будет достаточно для тебя». (Хаким, IV, 341/7844).
В таком случае, раб Аллаха, зная, что искренность в деяниях имеет такую же важность, что душа для тела, должен все свои деяния совершать только ради обретения довольства Аллаха, должен строить жизнь на основе искренности. То, что даешь, – давать ради Аллаха, что не даешь, – не давать ради Аллаха, что любишь, – любить ради Аллаха, что не любишь, – не любить ради Аллаха. Делая добро людям или призывая к благому, всегда надо думать об обретении довольства (рида) Аллаха. Сделав это понимание своей сутью, нужно быть искренним по отношению кАллаху, Его Книге, Его Посланнику, к главе мусульман и ко всему мусульманскому миру. (Муслим, Иман, 95).
Достигший этого духовного уровня правоверный обретет совершенство веры и начнет постигать сладость Ислама. С совершенством веры его сердце наполнится искренностью, и он удостоится спасения. (Ахмад, V, 147).
В искренности заключено множество пользы: прежде всего, она спасает человека от того, чтобы он сбился с пути, слушая наущения шайтана16, а также от адских мучений17.
Благодаря нашему Господу, она отдаляет человека от зла и распутства. Недаром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что причиной помощи Аллаха этой общине служат ду’а, намазы и искренность слабых из нее. (Насаи, Джихад, 43/3176).
Искренность возвышает наши поклонения на новый уровень и способствует тому, что Аллах принимает их. Во многих хадисах говорится об искренности, как условии награды за поклонение и поминание (зикр):
«Совершать искренне»18;
«Веря в вознаграждение, ожидать его только от Аллаха, т.е. искреннее намерение»19.
Этого достаточно, чтобы показать, насколько важна искренность. Как говорится в одном священном хадисе, «если раб Аллаха, избегая больших грехов (живя благочестивой жизнью), искренне скажет: «Ля иляха илляллах» – «Нет бога кроме Аллаха», то откроются врата небес, и эти слова поднимутся до аль-‘Арша (Трона Аллаха)». (Тирмизи, Да’ват, 126/3590).
Одним словом, искренность – это то, что принесет удовлетворение человеку в этом мире и спасение в мире будущем. Если нет искренности, человек начинает надеяться на помощь бессильных созданных. А те не могут ни принести какой-либо пользы, ни избавить от какой-либо трудности. Как поучителен следующий пример, касающийся этой темы!
Сын Абу Джахля Икрима, являющийся заклятым врагом Ислама, после завоевания Мекки в страхе смерти бежал, сев на корабль. В открытом море корабль настигла буря. Тогда находящиеся на корабле решили:
– Сейчас нам следует быть искренними (уповая только на Аллаха)! Ибо наши божества здесь не помогут.
Тогда Икрима сказал:
– Клянусь Аллахом, если меня на море спасет только искренность, то и на суше не спасет ничего кроме нее. О мой Господь, даю слово, если ты спасешь меня от этой напасти, я пойду к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и положу свою руку на его руку, ведь он прощающий и благородный.
Спасшийся от бури Икрима (радыйаллаху анху), осуществляя свое решение, сразу пошел к досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и принял Ислам (Насаи, Тахриму’д-Дам, 14/4064). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так обращался к Аллаху, прося искренности для себя и для всей своей семьи:
اَللٰ هُمّ رَبّنَا وَرَبّ كُلّ شَيْءٍ اجْعَلْنِي مُخْلِصًا لَكَ وَأَهْلِي فِي كُلّ
سَاعَةٍ فِي الدّنْيَا وَالْخِرَةِ يَا ذَا الْجَلَلِ وَالِْكْرَامِ
«О Аллах, наш Господь и Господь всего сущего! Сделай меня и мою семью искренними по отношению к Тебе в этом мире и следующем, о Обладатель Величия и Почета!» (Абу Дауд, Витр, 25/1508; Ахмад, IV, 369. Отдельно см. Тирмизи, Да’ват, 30/3419).
В Священном Коране сообщается также об искренности в служении других пророков (алейхимуссалям). Потому что в своем призыве (да’ват) они не ставили иной цели, кроме как обретения благоволения Аллаха, и отвергали все предложения оставить свой призыв.
Т.к. искренность является чувством, о котором ведает только Аллах, то только и Аллах вознаграждает за нее. И, как невозможно установить истинную цену вознаграждению от Аллаха, так же невозможно и вознаградить чем-либо подобным.
Лицемерие, ханжество, являющиеся противоположностью искренности представляют собой самое большое бедствие для будущей жизни. Это значит: обращать к людям те деяния,которые следовало бы совершать только ради Аллаха, это значит: ждать помощи от других, не удовлетворившись тем, что Аллах знает и доволен этим. Это уничтожающие награды за деяния болезни сердца и слабость веры. Между тем, так как Всевышнему Аллаху ведомы все наши внутренние порывы, то невозможно утаить от Него ни единого намерения или мысли. Следующий хадис показывает бедственное положение в будущей жизни тех, кому было свойственно лицемерие в жизни этой.
«В Судный день первым на расчет к Всевышнему Аллаху приведут шахида. Всевышний Аллах напомнит ему о тех благах, которые Он даровал ему, тот вспомнит о них и признает, что обладал ими.
Потом Всевышний Аллах спросит:
– Что ты совершил, чтобы отблагодарить за них?
Тот ответит:
– Я сражался на Твоем пути, пока не пал шахидом.
Всевышний скажет:
– Ты лжешь! Ты сражался, чтобы люди сказали: «Какой он герой!», и это было сказано про тебя.
Потом Всевышний Аллах отдаст приказ, и того человека поволокут в Ад.
Следующим приведут ученого, который обучал других, читал Коран. Всевышний Аллах напомнит ему о тех благах, которые Он даровал ему, тот вспомнит о них и подтвердит, что обладал ими.
Потом Всевышний Аллах спросит:
– Что ты сделал, чтобы возблагодарить Меня за них?
Человек ответит:
– Я искал знания, обучал других и читал Коран ради обретения Твоего довольства.
Всевышний скажет:
– Ты лжешь! Ты искал знания, чтобы люди сказали: «Он ученый!», ты читал Коран, чтобы сказали: «Как красиво он читает Коран!» И это было сказано о тебе.
Потом Всевышний отдаст приказ, и этого человека поволокут в Ад.
Потом к Всевышнему приведут богача, которому Аллах даровал имущество и возможности. Всевышний Аллах напомнит ему о тех благах, которые Он даровал ему. Тот человек вспомнит о них и подтвердит.
Потом Всевышний Аллах спросит:
– Что ты сделал, чтобы возблагодарить Меня за них?
Человек ответит:
– Я не жалел свои богатства для тех, кому Ты повелел жертвовать, я выделял из них только ради обретения Твоего благоволения.
Всевышний скажет:
– Ты лжешь! Ты жертвовал только для того, чтобы люди сказали: «Какой он щедрый человек!» И это было сказано про тебя.
Потом Всевышний прикажет, и этого человека поволокут в Ад». (Муслим, Имара, 152).
Как видно из этого хадиса, отсутствие искренности приводит человека к такому легкомыслию, как променять довольство Аллаха и награды вечной жизни на продажные аплодисменты толпы. В результате не обретаются ни довольство Аллаха, ни признательность людей. Потому что Всевышний Аллах выявит намерения лицемера и опозорит перед людьми20.
Когда же становится явным лицемерие какого-то человека, люди отворачиваются от него. С другой стороны, Всевышний Аллах, сделав известным людям деяние, которое лицемер желал показать всем, низведет награду за него до цены простой мирской корысти.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всевышний Аллах сказал: «Я – Тот, кто не нуждается в сотоварищах. Кто совершит деяние ради Меня и посвятит его еще кому-то, Я оставляю его наедине с тем, кого он сделал Мне сотоварищем». (Муслим, Зухд, 46).
Т.е. здесь говорится о том, что человек получит вознаграждение не от Аллаха, а от того, кому он хотел показать свое деяние. Получить что-либо от людей в большинстве случаев просто невозможно. А если и получишь, то разве это имеет цену по сравнению с наградой Аллаха?
По этой причине сподвижники досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) придавали огромное значение искренности и были очень чувствительны к проявлениям лицемерия. Достаточно привести следующий совет Абу Хурайры (радыйаллаху анху), чтобы показать, насколько сподвижники были далеки от лицемерия:
«Соблюдающий пост человек должен содержать себя в порядке и расчесать волосы. По нему не должно быть видно, что он постится!» (Бухари, аль-Адабу’ль-муфрид, № 1303).

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *