28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЗНАНИЕ И ДЕЯНИЕ 

1. Преимущество знания
مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَطْلُبُ فِيهِ » : ١٦ . عَنْ أَبِي الدّرْدَاءِ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَقُولُ
عِلْمًا سَلَكَ الل هُٰ بِهِ طَرِيقًا مِنْ طُرُقِ الْجَنّةِ وَإِنّ الْمَلَئِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ الْعِلْمِ وَإِنّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السّم وَاتِ وَمَنْ
فِي الَْرْضِ وَالْحِيتَانُ فِي جَوْفِ الْمَاءِ وَإِنّ فَضْلَ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ وَإِنّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الَْنْبِيَاءِ وَإِنّ
الَْنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرّثُوا دِينَارًا وَلَ دِرْهَمًا
وَوَرّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظّ وَافِرٍ ».
1. Абу Дарда (радыйаллаху анху) передает:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то выйдет в путь, стремясь обрести знания, того Аллах направит на одну из дорог Рая. Ангелы, довольные человеком, ищущим знания, простирают над ним свои крылья. И все на небесах и на земле просит прощение за ученого, даже рыбы под водой. Превосходство ученого над поклоняющимся (абид) подобно превосходству полной луны над остальными ночными светилами. Ученые – наследники пророков. Поистине, пророки не оставляют после себя ни динаров, ни дирхемов, а оставляют знание. И кто возьмет его, тот возьмет великую долю». (Абу Дауд, ‘Ильм, 1/3641; Тирмизи, ‘Ильм, 19/2682. Отдельно см. Бухари, ‘Ильм, 10; Ибн Маджа, Мукаддима, 17).
فَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْليِ عَلَى » : ١٧ . عَنْ أَبِي أُمَامَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
إنّ الل هَٰ وَمَلَئِكَتَهُ وَأَهْلَ السّمَاوَاتِ وَالَْرَضِينَ حَتّى النّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتّى » : ثُمّ قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ « أَدْنَاكُمْ
الْحُوتَ لَيُصَلّونَ عَلَى مُعَلّمِ النّاسِ الْخَيْرَ ».

2. Абу Умама (радыйаллаху анху) передает:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Превосходство ученого над поклоняющимся (абид) подобно моему превосходству над тем из вас, кто на самом низком уровне».
Потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах, Его ангелы, все живое на небесах и на земле, даже муравьи в своих норах и рыбы просят благословения тому, кто учит людей добру». (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2685).

3. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает:
«Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) жили два брата. Один из них (чтобы обучаться знанию) приходил к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), другой зарабатывал деньги ремеслом. Однажды работающий брат пожаловался на другого Пророку.Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Может быть, и ты по его благословению находишь работу и пропитание». (Тирмизи, Зухд, 33/2345).
١٩ . عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيّ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ
لَنْ يَشْبَعَ الْمُؤْمِنُ مِنْ خَيْرٍ يَسْمَعُهُ حَتّى يَكُونَ مُنْتَهَاهُ » : عَنْ رَسُولِ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ
الْجَنّةَ ».

4. Абу Са’ид аль-Худри (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Правоверный не удовлетворит свою жажду получения блага (знания), пока его концом не будет Рай». (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2686).


Комментарии

Знание (‘ильм), являющееся одним из атрибутов (сыфат) Всевышнего Аллаха, по отношению к Его рабам применяется аллегорически. Какую долю раб Аллаха возьмет из Его атрибута знания, таковы будут и его превосходство и достоинство.
Нет какой-либо системы до Ислама, которая бы придавала такое значению знанию. В нашей священной книге Коране сотни раз повторяется слово «знание» (‘ильм) и близкие ему по значению слова. От человека требуется познать своего Господа, изучать Коран и Сунну, приобретать знания, приводящие к благу в этом мире и будущем. Так воздается хвала людям знания:
«Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите» (аль-Муджадаля, 58/11).
«Боятся Аллаха из числа Его рабов только те, которые знают [истину]» (Фатыр, 35/28).
«Эти притчи Мы рассказываем людям, но постигают их [смысл] только обладающие знанием» (аль-Анкабут, 29/43).
Всевышний Аллах повелел нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) молиться о преумножении только знания. Ни о чем другом, кроме знания, не было приказано просить «преумножь».
В священном аяте говорится (смысл):
«… и говори: «Господи! Умножь мне знание» (Та-ха, 20/114).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в приведенных нами хадисах сообщает много доброго для тех, кто ищет истинное знание. А сколько есть еще других хадисов, где говорится о превосходстве знания и тех, кто его ищет. Вот еще несколько из них:
«Человек, вышедший в путь для получения знаний, до тех пор пока не вернется домой, находится на пути Аллаха». (Тирмизи, ‘Ильм, 2/2647).
«Если кто-то умрет, обучаясь знаниям, которыми он хотел оживить Ислам, то в Раю его место всего на одну степень ниже пророков». (Дарими, Мукаддима, 32).
«Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство, и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который поступает сообразно ей и передает ее (другим)». (Бухари, ‘Ильм, 15; Закят, 5; Ахкам, 3; Муслим, Мусафирин, 268).
«Когда Аллах хочет блага для человека, Он делает его факихом (знатоком тонкостей) в вопросах веры». (Тирмизи, ‘Ильм, 1/2645).
Пророки Аллаха (алейхимуссалям) оставляли в наследство людям не мирское богатство, а знание. А богатство, которым они обладали, использовали для своей общины. Ученые Ислама, чтобы обрести это наследие и услышать от передатчика один-единственный хадис, совершали многомесячные путешествия. Своим законом они сделали слова Посланника Аллаха:
«Мудрое слово – находка для правоверного, где бы он ни нашел, следует взять его»21. Наши ученые считали, что, получив знания, передавать их другим – самая лучшая милостыня22 (садака).
И, обременяя себя на этом пути многими трудностями, они развивали знание и донесли его до нас.
Человек, обладающий знанием, приносит пользу не только себе, но и другим. Чтобы поддерживать свою жизнь, люди нуждаются в еде и питье. Точно так, чтобы поддерживать жизнь своей веры и обрести спасение, они нуждаются в знании. Потому что правильное выполнение поклонений и служения связано со знанием. Внимая словам ученого, духовно мертвые сердца оживают. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), поощряя мусульман посещать собрания ученых, сказал так:
«Мудрый Лукман учил своего сына: «Посещай собрания ученых (и познавших истину арифов)! Внимай словам мудрецов! Потому что Всевышний Аллах, подобно тому как мертвую землю оживляет дождем, мертвые сердца оживляет светом мудрости (хикмат)». (Хайсами, I, 125).
Так как ученый призывает людей к знанию и благим делам, он получает награду (саваб) за совершенное ими добро. Так, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто обучает знанию других, тот получит награду, как тот, кто совершает деяния в соответствии с полученным знанием. При этом награда совершающего деяния нисколько не уменьшится». (Ибн Маджа, Мукаддима, 20).
Как и люди, другие создания на земле получают пользу от знания ученого. Ибо люди, исправив свой нрав благодаря полученным у ученого знаниям, ко всему сущему будут относиться с милостью, милосердием и любовью. И это станет причиной того, что все живые создания обретут мир, и на всей земле воцарится божественное благоденствие. Поэтому все сущее молится об ученом и просит простить его. Даже ангелы чтят ищущего знания, проявляют смирение перед ним и спешат ему на помощь.
Всевышний Аллах облегчает дела тем из Своих рабов, которые, чтобы служить религии и людям, получают знания. Он дает им ризк, откуда они не ожидают. Тот, кто оказывает помощь ученым, получит награду в этом мире и будущем. Может быть, и те, кто занят обретением мирского богатства, процветают благодаря благословенности той помощи, которую они оказывают обретающим знание.
В четвертом приведенном нами хадисе знание определяется как благо, ведущее человека в Рай.
Знание является самым лучшим из благ по той причине, что оно направляет человека к поступкам, которые приближают его к Всевышнему. Поэтому разумный мусульманин, до тех пор пока не войдет в Рай, не перестанет искать знаний и поступать в соответствии с ними. Он понимает, что это знание направляет человека в Рай. Знает, что это великое благо, потребность в котором будет всегда.
Так, Абдуллах бин Мас’уд дает такой совет:
«Пока не исчезло, крепко ухватитесь за знание. Исчезновение знания – это исчезновение ученых. Ухватитесь за знание, потому что человек не знает, когда оно ему может понадобиться».
(Дарими, Мукаддима, 19).
Невежество – начало всех зол и заблуждений. Даже неверие (куфр) и многобожие (ширк) берут начало в невежестве. Поэтому Всевышний повелел (смысл):
«Так не будь же невеждой!» (аль-Ан’ам, 6/35).
«… не водись с невеждами!» (аль-А’раф, 7/199).
Но нужно обратить внимание и на то, что знание, которое так восхваляется в аятах и хадисах, это, в первую очередь, знание Аллаха, аятов, религии и мира вечного. Т.е. постижение истины. Это знание приведет человека от сотворенного к Творцу. Такие науки, как физика, химия и т.д., если их изучают и преподают должным образом, приведут человека к Аллаху. Другие же науки, которые всего лишь занимая разум, не постигают истины сотворенного, которые ограничиваются изучением очевидных и видимых явлений, не есть знание. Другой способ познания не означает постижения чего-либо своим разумом, а означает всего лишь попытку разрешить тайны и загадки мироздания.
Всевышний Аллах описывает знающих таким образом (смысл):
«Неужели тот, кто на протяжении всей ночи поклоняется [Аллаху], падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и возлагает надежды на милость своего Господа [, равен ослушнику в его неверии]? Спроси [Мухаммад]: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?» Воистину, внемлют наставлениям только те, у кого есть разум» (аз-Зумар, 39/9).
«Знающие», о которых говорится в аяте, это те, кто, вставая ночами, занимаются поклонением, падая ниц и стоя, те, кто страшатся, думая о будущей жизни, и которые надеются на милость Господа.
Те, кто, даже обладая знанием, не поступает должным образом, относятся к категории «незнающие».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *