28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЗНАНИЕ И ДЕЯНИЕ

Действовать в соответствии с полученным знанием

1. Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный день приведут одного человека и бросят в Ад. Его внутренности выпадут наружу, и он будет вращаться с ними, как осел, вращающий мельничное колесо. Около него соберутся обитатели Ада и спросят:
– О такой-то! Что случилось с тобой? Разве ты не призывал делать добро и не предостерегал от совершения зла?
Тот человек ответит:

– Конечно, я призывал делать добро, но сам не делал этого. Я предостерегал от свершения зла, но сам не остерегался». (Муслим, Зухд, 51. Отдельно см. Бухари, Бад’у’л-халк, 10; Ахмад, V, 205-209).

2. Йазид бин Салма (радыйаллаху анху) передает:

«Я спросил: «О Посланник Аллаха, я слышал от тебя много хадисов. Но я боюсь, то, что я слышал последним, заставит меня забыть то, что я слышал раньше. Не скажешь ли, как мне сохранить их?»
Он ответил:
«В том, что знаешь, бойся Аллаха (действуй согласно тому, что знаешь)». (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2683).
٢٥ . عَنْ أَبِي بَرْزَةَ الَْسْلَمِيّ
لَ تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتّى يُسْأَلَ عَنْ عُمُرِهِ فِيمَا » : رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
أَفْنَاهُ وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَ فَعَلَ وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ
أَنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبْلَهُ ».

3. Абу Барза аль-Аслами (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный день ни один раб Аллаха не сможет ступить и шага, пока у него не спросят о его жизни, как он потратил ее, о его знании, как он использовал его, о его имуществе, откуда он его приобрел и на что израсходовал, о его теле, как он мучил его». (Тирмизи, Кыйамат, 1/2417).

Комментарии
Знание само по себе не является достоинством, оно лишь средство, которое возводит человека к высоким степеням превосходства. Знание, которое не использовалось, не годится ни для какого другого дела, кроме как стать доводом против его обладателя. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) считал ученого, не поступающего согласно имеющемуся у него знанию, равным невежде. (Тирмизи, ‘Ильм, 5/2653).
В первом хадисе перед нами предстает горестное положение и наказание, которому подвергаются те, кто, принося пользу своим знанием другим, не помнил о себе. Знание, которым они обладали, не принесло им пользы, потому что они не действовали в соответствии с ним.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так описывает состояние тех, кому их знание не принесло пользы:
«Ученый, который, уча благу других, забывает о себе, похож на свечу, которая, даря свет другим, сгорает сама». (Хайсами, I, 184).
В таком случае человек, прежде всего, должен думать о себе и стараться, чтобы его знание шло на пользу ему самому. Для этого необходимо, чтобы знание проникло в его сердце и проявилось в его поступках.
Как поучительны эти слова досточтимого Али (радыйаллаху анху):
«О обладатели знания! Действуйте согласно имеющемуся у вас знанию! Потому что подлинный ученый – это тот, кто действует согласно знанию, и знание которого не противоречит его деяниям. Придут люди, которые будут получать знания, но их знание застрянет у них в горле, их поступки не будут соответствовать знаниям, содержание не будет соответствовать форме.

Собравшись в круг, они будут друг перед другом хвастать своим знанием и изображать превосходство. Кто-то разгневается на своего товарища из-за того, что тот пересел к другому. Их поступки на этих собраниях не будут вознесены к Аллаху». (Дарими, Мукаддима, 34).
Эти люди, хотя перетерпели многие лишения и трудности, собирая эти знания, сами не получили пользу от них. В действительности, называть их учеными неправильно. Они всего лишь невежды, обремененные информацией.
Так, досточтимый Суфйа бин Увайна, сказал:
«Самый невежественный из людей – это тот, кто не применяет свои знания. Самый ученый из людей – тот, кто действует согласно своему знанию. Он самый достойный из людей, более всех боящийся Аллаха». (Дарими, Мукаддима, 32).
Как хорошо описывает бедственное положение людей, которые не используют имеющиеся у них знания для обретения счастья в вечной жизни, следующий поучительный случай, который приводит Аммар бин Йасир:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил меня к одной группе племени Кайс. Я обучал их законам Ислама. Но люди племени были подобны стаду диких верблюдов. Они были преисполнены гордыни. Все их стремления были направлены к их овцам и верблюдам. Я пришел к досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Он спросил:
– Что ты смог сделать, о Аммар?
Я рассказал ему о состоянии этого племени. Упомянул, что они невежественные и заблудшие люди.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Аммар, хочешь, я поведаю тебе о людях, состояние которых вызывает еще большее изумление? Это те, кто, зная то, что не знает это племя, ведут себя так же, как эти невежды». (Хайсами, I, 85).
Если вдуматься, то насколько современные люди соответствуют описанию этого хадиса.
Они все знают, у них есть возможность без труда получить разнообразные знания, но, как и те невежественные бедуины, они не желают видеть ничего, кроме благ этого мира…
Без сомнения, люди, которые, обладая знанием, не действуют согласно ему, еще более заблудшие, и грех, ложащийся на них, еще больше.
Знание, которым не пользуются, подобно богатству, которое не расходуется на пути Аллаха23. Как не приносит пользу его владельцу богатство, которое не расходуется, так и знание, в соответствии с которым не поступают, не даст человеку счастья в этом мире и будущем.
Невежественный человек, некоторое время обладая обоими этими сокровищами, со смертью потеряет все и останется один на один с расчетом за то, что потратил эти блага.
Как становится ясно из приведенного нами второго хадиса, человек должен бояться Аллаха и действовать в соответствии со своим знанием. Следует избегать всего запрещенного Аллахом и по мере сил стараться выполнять то, что Он приказал. Подобное поведение и составляет основу богобоязненности.
Как указывается в хадисе, знание нужно для обретения богобоязненности. Потому что обладающий знанием лучше ориентируется в том, что следует делать, чего следует избегать, и как это применять в жизни.
С другой стороны, если человек, поступая в соответствии со своим знанием, живет в богобоязненности, Всевышний Аллах научит его и тому, что он не знает. Потому что применение знания способствует его лучшему усвоению, сохраняет человека от опасности забыть то, что он знает, и обеспечивает почву для овладения новыми знаниями. Аллах благоволит к такому поведению человека, поэтому осеняет Своим благословением и увеличивает его знания. Так, сподвижники нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу применяли в жизни то, чему научились. Абу Абдуррахман ас-Сулями рассказывает:
«Один из сподвижников Посланника Аллаха обучал нас Корану. Он говорил:
«Мы брали у досточтимого Пророка 10 аятов и, пока не выучивали то, о чем в них говорилось, и не начинали применять их в жизни, не переходили к следующим 10 аятам.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) учил нас одновременно и знанию и действию».
(Ахмад, V, 410; Хайсами, I, 165).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обучал знанию при условии, что человек будет действовать в соответствии с ним и учить этому других. Об этом так рассказыавет Абу Хурайра (радыйаллаху анху):
«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у сахабов:
– Кто научится у меня вот этим правилам, будет действовать согласно им и будет обучать этому других?
Я тут же вскочил:
– Я, о Посланник Аллаха!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взял меня за руку и научил меня вот этим пяти правилам:
«Остерегайся запретного (харам) – и будешь рабом Аллаха, самым усердным в поклонении.
Будь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, и будешь самым богатым среди людей.
Поддерживай хорошие отношения с соседями – и будешь (истинным) му’мином.
Желай другим того, что желаешь себе – и будешь (истинным) мусульманином.
Много не смейся! Потому что смех убивает сердце». (Тирмизи, Зухд, 2/2305; Ибн Маджа, Зухд, 24).
В третьем хадисе, приведенном нами, перечисляются самые важные обстоятельства, о которых в Судный день спросят в первую очередь. Это жизнь, знание, имущество, здоровье.
Всевышний Аллах установил для них свои правила и предъявил к ним определенные требования.
Жизнь надо прожить в соответствии с Исламом, тратя ее на благие дела. Знание не должно быть объектом гордости, а должно применяться в жизни и передаваться другим. Имущество следует зарабатывать дозволенным (халяль) путем и расходовать его на нужды своей семьи и на благодеяния. Надо знать, что здоровье всего лишь заем, временно предоставленный нам Всевышним, и следует использовать его на пути обретения довольства Аллаха.
В общем, мы будем спрошены за все дела, которые совершали благодаря всем дарованным нам благам. В хадисе перечислены лишь те блага, о которых мы будем спрошены в первую очередь. И один из вопросов – действовал или нет человек в соответствии с имеющимися у него знаниями. Человек не сможет войти в Рай, не отчитавшись за это. Поэтому, пребывая в этом мире, поступать в соответствии с имеющимися знаниями – это самый разумный путь, ведущий и к обретению благоволения Аллаха, и приносящий одобрение Его рабов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *