24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ

Достоинства омовения
إذَا تَوَضّأَ الْعَبْدُ الْمُسْلِمُ -أَوِ الْمُؤْمِنُ- » : ٢٦ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ
فَغَسَلَ وَجْهَهُ خَرَجَ مِنْ وَجْهِهِ كُلّ خَطِيئَةٍ نَظَرَ إلَيْهَا بِعَيْنَيْهِ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَإذَا غَسَلَ يَدَيْهِ خَرَجَ مِنْ يَدَيْهِ كُلّ خَطِيئَةٍ كَانَ
بَطَشَتْهَا يَدَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَإذا غَسَلَ رِجْلَيْهِ خَرَجَتْ كُلّ خَطِيئَةٍ مَشَتْهَا رِجْلَهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ حَتّى يَخْرُجَ
نَقِيّا مِنَ الذّنُوبِ ».

 

1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда мусульманин или правоверный (му’мин) совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, водой омовения или последними каплями этой воды24. Омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. Омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. И так человек станет чистым от всех грехов». (Муслим, Тахарат, 32. Отдельно см. Тирмизи, Тахарат, 2/2).

نّ أُمّتِي يُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ » : ٢٧ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَقُولُ
غُرّا مُحَجّلِينَ مِنْ آثَارِ الْوُضُوءِ فَمَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يُطِيلَ غُرّتَهُ فَلْيَفْعَلْ

2. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто может умножить свет, пусть делает это». (Бухари,
Вуду, 3; Муслим, Тахарат, 35).
اَلسّلَمُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ » : ٢٨ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ الل هِٰ صَلّى الل مٰهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ أَتَى الْمَقْبُرَةَ فَقَالَ
أَنْتُمْ أَصْحَابِي » : قَالَ «؟ أَوَلَسْنَا إِخْوَانَكَ يَا رَسُولَ الل هِٰ » : قَالُوا « مُؤْمِنِينَ وَإِنّا إِنْ شَاءَ الل هُٰ بِكُمْ لَحِقُونَ. وَدِدْتُ أَنّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا
أَرَأَيْتَ لَوْ أَنّ رَجُلً لَهُ خَيْلٌ غُرّ مُحَجّلَةٌ » : فَقَالَ «؟ كَيْفَ تَعْرِفُ مَنْ لَمْ يَأْتِ بَعْدُ مِنْ أُمّتِكَ يَا رَسُولَ الل هِٰ » : فَقَالُوا « وَإِخْوَانُنَا الّذِينَ لَمْ يَأْتُوا بَعْدُ
فَإِنّهُمْ يَأْتُونَ غُرّا مُحَجّلِينَ مِنَ الْوُضُوءِ وَأَنَا فَرَطُهُمْ عَلَى » : قَالَ « بَلَى يَا رَسُولَ الل هِٰ » : قَالُوا «؟ بَيْنَ ظَهْرَيْ خَيْلٍ دُهْمٍ بُهْمٍ أَلَ يَعْرِفُ خَيْلَهُ
:الْحَوْضِ أَلَ لَيُذَادَنّ رِجَالٌ عَنْ حَوْضِي كَمَا يُذَادُ الْبَعِيرُ الضّالّ أُنَادِيهِمْ: أَلَ هَلُمّ فَيُقَالُ: إِنّهُمْ قَدْ بَدّلُوا بَعْدَكَ فَأَقُولُ
سُحْقًا سُحْقًا ».

 

3. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел на кладбище и сказал:
«Приветствую вас, о упокоившиеся мусульмане! Иншааллах, однажды и мы присоединимся к вам. Я так хочу увидеть наших братьев.
Сподвижники спросили:
– Разве мы не ваши братья?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
– Вы – мои сподвижники, мои братья – те, кто еще не пришел.
Тогда сподвижники спросили:
– О Посланник Аллаха, как вы узнаете тех из своей общины, кто еще не пришел?
Посланник Аллаха ответил:
– Представьте, что у человека есть конь с белой звездой на лбу и белыми ногами. Разве он не узнает своего коня среди табуна черных лошадей?
Сподвижники ответили:
– Конечно, узнает, о Посланник Аллаха!
Тогда Посланиик Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Так же лица, руки и ноги наших братьев от следов омовения будут излучать свет. Я, придя раньше, буду ждать их у своего водоема, чтобы почтить их. Будьте внимательны!
Некоторые люди будут отогнаны от моего водоема, как отгоняют от стада чужого верблюда.
Тогда я позову их: «Идите сюда!» Мне скажут: «Они потом изменили то, что после тебя (оставив твою сунну, последовали ложными путями). И я скажу: «Пусть удалятся, пусть удалятся». (Муслим, Тахарат, 39; Фадаил, 26. Отдельно см. Насаи, Тахарат, 110/150; Ибн Маджа, Зухд, 36; Муватта’, Тахарат, 28; Ахмад, II, 300, 408).
اِسْتَقِيمُوا وَلَنْ تُحْصُوا وَاعْلَمُوا أَنّ خَيْرَ » : ٢٩ . عَنْ ثَوْبَانَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
أَعْمَالِكُمُ الصّلَةُ وَلَ يُحَافِظُ عَلَى الْوُضُوءِ إِلّ مُؤْمِنٌ ».

 

4,. Савбан (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Будьте правдивы, (но) вы не сможете делать все самым совершенным образом. Знайте, самое благое ваше деяние – намаз. Только правоверный (му’мин) пребывает (постоянно) с омовением». (Ибн Маджа, Тахарат, 4; Муватта’, Тахарат, 36; Ахмад, V, 276, 282; Дарими, Тахарат, 2).

Комментарии
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Аллах чист и любит чистоту». (Тирмизи, Адаб, 41/2799).
«Чистота – половина веры». (Муслим, Тахарат, 1).
Поэтому Ислам есть религия чистоты. Всевышний требует от Своих рабов очиститься от всякой физической и духовной грязи. По этой причине только что принявший Ислам человек должен совершить полное омовение25, а, приступая к поклонению (ибадат), он должен иметь малое омовение. Мусульмане придают большое значение чистоте, которая является основой их веры. Книги по фикху и основам религии начинаются с раздела Тахарат, где подробно излагается все, касающееся этого вопроса. Ибо чистота – это прекрасное качество, приближающее человека к ангелам, удаляющее от шайтанов и защищающее от наказания в могиле.
Чистота возвышает дух (рух) до степени ихсан, когда человек живет с осознанием того, что Аллах постоянно видит нас. Чистота приближает человека к Аллаху. Поэтому в священном аяте сказано:
«Аллах любит очищающихся» (Баккара, 2/222).
Потому что омовение, очищающее тело, воздействует и на душу, пропуская в нее свет и хоть немного, но рассеивая тьму, в которую ввергают душу человека его грехи. Это значит, что умножается запись добрых дел, а ошибки стираются. Следовательно, с любой точки зрения – и с медицинской, и с духовной, сами собой становятся ясными достоинства омовения, которое способствует обретению совершенной чистоты.
Те части тела, которые полагается омывать водой при совершении тахарата, обычно открыты и быстро загрязняются. Поэтому их пятикратное омовение в течение дня способствует сохранению телесного и духовного здоровья и сосредоточенности мыслей.
Принимая во внимание все вышесказанное, правоверному (му’мину) следует совершать омовение очень тщательно, стремясь умножить свет (нур), которым он будет наделен в будущей жизни. Для этого следует соблюдать все детали омовения, а именно: омывать части тела, подлежащие омовению, в полной мере и даже более; омывать их по три раза; по возможности, обратиться в сторону киблы; начинать совершение тахарата со слов «бисмилляхи» – «во имя Аллаха»; тщательно полоскать рот и нос; читать соответствующие ду’а и излишне не расходовать воду.
Важной сунной во время омовения является использование мисвака(сивак) – зубной щетки из веточек дерева арак. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так выразился о достоинствах использования мисвака:
«Мисвак очищает ротовую полость, приводит к обретению благоволения Аллаха».
(Насаи, Тахарат, 5/5).
«Если бы я был уверен, что не принесу затруднения своей общине, то повелел бы перед каждым намазом использовать мисвак». (Бухари, Джум’а).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) считал важным использовать мисвак и в другое время. Вставая ночью на ночной (тахаджуд) намаз, он чистил зубы мисваком, совершал омовение и намаз. (Муслим, Мусафирин, 139).
Когда он входил в свой дом, то первым делом чистил зубы мисваком.
Кроме того, омовение стирает небольшие грехи и ошибки, которые сделаны по незнанию.
Об этом есть очень известный рассказ Имама А’зама Абу Ханифы. Великий Имам, некоторое время наблюдая за одним молодым человеком, совершающим омовение, сказал ему:
– Дитя мое, оставь такие-то и такие-то грехи!
Удивившийся этим словам молодой человек спросил:
– Господин, откуда вы знаете, что я совершил эти грехи?
Досточтимый Абу Ханифа ответил:
– По воде, которая стекает при омовении.
Люди, которых в приведенном нами хадисе наш досточтимый Пророк благосклонно назвал «моя община» и «мои братья», – это те мусульмане, которые совершают омовение и намаз и, трепетно относясь к поклонению, следуют в жизни высокому образцу. Они в Судный день по излучающим свет лицам, рукам, ногам будут отличаться от других людей и будут приближены к досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).
Каждый правоверный, понявший какое благо для него заключено в этих словах, будет стараться совершать омовение самым совершенным образом и, по возможности, всегда пребывать в состоянии омовения. Но сохранять омовение все время – это нелегкое дело, в котором не всякий человек может преуспеть. Поэтому четвертый хадис указывает на великое достоинство этого прекрасного состояния и называет его условием крепкую веру. Т.е. только те люди, которые понимают ценность омовения и уверены в пользе, которую оно принесет в будущей жизни, считают важным все время пребывать в состоянии омовения.
Стараться все время пребывать в состоянии омовения – это одна из благословенных сунн Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Передают, что наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) после посещения туалета сразу же совершал омовение. (Ибн Са’д, I, 369).
Уже находясь в состоянии омовения, совершать его заново – это весьма достойный поступок, это свет поверх света. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь в омовении или нет, часто обновлял его. Чтобы поощрить к этому свою общину, он говорил:
«Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний Аллах пишет десять добрых дел». (Тирмизи, Тахарат, 44/58, 59).
Есть еще два похвальных дела, ввиду важности которых Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал других совершать их, прежде всего выполняя это сам. А именно: самому готовить воду для омовения, чтобы совершить ночной намаз, и давать милостыню (садака) неимущим. Он сам готовил себе воду для омовения и своей рукой давал милостыню (см. Ибн Маджа, Тахарат, 30; Ибн Аби Шайба, I, 178; Ибн Са’д, I, 369).
Следующие хадисы, сообщающие о достоинствах омовения и постоянного пребывания в состоянии омовения, помогут нам лучше разъяснить суть этого вопроса.
«Однажды утром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), позвав к себе Биляля, спросил у него:
– Биляль! Что ты сделал такого, что вошел в Рай раньше меня? Когда бы (во сне) я ни заходил в Рай, впереди себя слышу твои шаги. Вот и вчера вечером я зашел в Рай, и опять услышал твои шаги впереди себя…
Билял (радыйаллаху анху) ответил:
– О Посланник Аллаха, каждый раз, произнося азан, я обязательно совершаю намаз из двух ракаатов. Когда мое омовение нарушается, я тут же совершаю его заново и считаю два ракаата намаза моим долгом перед Аллахом.
На это Посланник Аллаха сказал:
– Вот по благословению этих двух поступков!» (Тирмизи, Манакиб, 17/3689; Ахмад, V, 354).
Укба бин Амир (радыйаллаху анху) рассказывает так:
«Мы пасли своих верблюдов по очереди. И вот пришел мой черед. Я закончил свое дело, и после того как верблюды вечером вернулись к себе, пошел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стоя разговаривал с людьми. Я подошел в тот момент, когда он произнес такие слова:
– Для мусульманина, который самым прекрасным образом совершит омовение, потом совершит намаз в два ракаата и который всей своей душой и всем существом обратиться к намазу, Рай станет обязательным!
Услышав это, я воскликнул:
– Как это прекрасно!
Один из стоящих передо мной поизнес:
– То, что он сказал до этого, еще лучше!
Я узнал досточтимого ‘Умара (радыйаллаху анху). Он продолжил:
– Я вижу, ты только что пришел. А до этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так:
«Кто из вас совершит омовение, потом скажет «Ашхаду алля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх» – «Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – его раб и посланник», для того человека откроются все восемь райских врат. Через какие пожелает, он войдет в Рай». (Муслим, Тахарат, 17).

 

2 thoughts on “УРОК 8 (для 4 курса)

  1. Ассалам алейкум,хотел уточнить чтоб быть в постоянном омовении если даже не пришло время намаза намерения делаеется как на фарз омовения(вроде как знаю суннат омовения неговорят?) если хочешь обновить омовения намерение как говорить тоже фарз?

    1. Отвечает Учитель Мухаммад Муслимов:
      Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh!
      Согласно шафиитскому мазхабу, если омовение уже есть, то для обновляемого омовения говорят суннат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *