26.04.2024

архСАДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАhА

Часть 5

Хадис двадцать второй.

Богобоязненность и благонравие

Сообщается от Абу Зарра и Муаза бин Джабаля, да будет Аллах доволен ими обоими, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был. Вслед за дурным поступком1 совершай благой, который сотрет дурной, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми».

Хадис привел Ат-Тирмизи (1987) и назвал его хорошим. В некоторых версиях, которые заслуживают доверия, сказано: «Хороший достоверный хадис2».

  

Хадис двадцать третий.

Дорога в Рай и  врата блага 

Сообщается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах: «Я сказал: «О Посланник Аллаха3, расскажи мне о деянии, которое введет меня в Рай4 и отдалит меня от Ада».Он сказал: «Ты спросил о  великом деле, но поистине оно будет легким тому, для кого Всевышний Аллах облегчит следующее: поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закат, соблюдай пост в месяце Рамадан и соверши хадж к Дому5». 

Затем он сказал: «Не указать ли тебе на врата блага? Это пост, являющийся щитом, и милостыня (садака), которая тушит прегрешения подобно тому, как вода гасит огонь, и молитва (намаз) человека, совершаемая им глубокой ночью». После этого он прочитал аят: «Они отстраняют свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали»6.

Затем он сказал: «Не рассказать ли тебе о главе7 этого дела, его столпе и его вершине?». Я сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: « Глава этого дела – Ислам, его столп – намаз, а вершина его – джихад».

Затем он сказал: «Не рассказать ли тебе о главной части всего этого?».  Я сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он взял свой язык и сказал: «Придерживай это». Я сказал: «О Пророк Аллаха, с нас и в самом деле спросится за то, что мы говорим?». Он сказал: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами вниз в Ад за что-либо, кроме клеветнических речей».

Хадис привел Ат-Тирмизи (2616) и сказал: «Хороший достоверный хадис».

 

Хадис двадцать четвертый.

Пророческий завет, побуждающий следовать Сунне 

Сообщается от Аль-Ирбаза ибн Сарията, да будет доволен им Аллах: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к нам с проповедью, от которой наши сердца испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на проповедь прощающегося с этим миром, так дай же нам наставление!». Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха. Слушайте и повинуйтесь, даже если вами будет повелевать раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит много раздоров, и поэтому вы должны придерживаться моей Сунны и Сунны праведных правителей (халифов), которые будут после меня, ведомых истинным путем. Держитесь за нее коренными зубами8 и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение».

Хадис привели Абу Дауд (4607) и Ат-Тирмизи (2676) сказав: «Хороший достоверный хадис».

 

Хадис двадцать пятый.

Наставление (насыха) Пророка, мир ему и благословение Аллаха, для укрепления Веры (Иман) в сердце

Сообщается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «В один из дней я сидел9 за Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «О мальчик, поистине я научу нескольким словам10: помни об Аллахе11, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой12. Когда просишь о чем-либо, проси Аллаха, когда обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху. 

Знай, что если все остальные соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-либо полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. Если же все остальные соберутся вместе, чтобы навредить тебе, они навредят тебе лишь в том, что было предопределено Аллахом, ибо перья уже подняты13, и свитки высохли».

Хадис привел Ат-Тирмизи (2516) и сказал: «Хороший достоверный хадис».

В другой версии (риваят) имеется добавление: «Помни об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой, стремись к  познанию Аллаха будучи в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Знай, что то, что обошло тебя стороной, не должно было постичь тебя, а то, что постигло тебя, не должно было обойти тебя стороной».

В самом конце сказано: «Знай, что поистине победа сопутствует терпению, скорбь сменяется радостью, а после затруднения приходит облегчение»14.

Это хадис, занимающий великое положение, упоминается и в «Аль-Икмаль».

 

Хадис двадцать шестой.

Иман, Ислам и Ихсан

Хадис Ибн Умара, переданный им от своего отца Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет  Аллах доволен ими обоими, в котором говорится о вере в предопределение,  поясняются Иман, Ислам, Ихсан, а также признаки наступления Судного дня15.

Это хадисы, которые упомянул шейх Абу Амр ибн Ас-Салах, да будет доволен им Аллах.

Имеются и другие хадисы с таким же значением, и одним из них является следующий хадис.

 

Хадис двадцать седьмой.

Следование прямым путем (истикама) – сердце Ислама

Сообщается от Суфьяна ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах: «Однажды я сказал: « О  Посланник Аллаха, скажи мне про такие слова в Исламе,  чтобы после этого я уже не спрашивал о них никого другого». Он сказал: «Говори: «Я уверовал в Аллаха», – а потом придерживайся стойкого следования пути Ислама».

Хадис привел Муслим (38).

 

Хадис двадцать восьмой.

Стыдливость  – мерило деяния

Сообщается от Абу Мас`уда Аль-Бадри, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, к тому, что дошло до людей из первого пророчества, относится следующее: «Если не чувствуешь стыда, то делай, что пожелаешь»16.

Хадис привел Аль-Бухари в своем «Ас-Сахих» (6120).

 

Хадис двадцать девятый.

Путь, ведущий к Раю

Сообщается от Джабира, да будет доволен им Аллах: «Некий человек17 обратился с вопросом к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Скажи, если я буду совершать предписанные мне обязательные молитвы (намаз), буду соблюдать пост в месяце Рамазан, считать дозволенным дозволенное и запретным запретное, ничего не добавляя к этому, то войду ли я в Рай?». Он ответил: «Да».

Хадис привел Муслим (18/15).

 

  • 1. Т.е. греховным поступком.
  • 2. Ибн Хаджар, да будет доволен им Аллах, поясняет значение термина «хороший достоверный хадис» следующим образом:

    а) если у хадиса имеются две и более цепи передач (иснад), то выра­жение «хороший достоверный хадис» означает, что данный ха­дис является хорошим, принимая во внимание одну цепь передач, и достоверным, если принимать другую цепь передач.

    б) если у хадиса есть только одна цепь передач, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что одни ученые считают его хорошим, а другие достоверным.

    Имам Ат-Тирмизи,  используя этот термин, как бы указал на то, что мнения ученых об этом хадисе различаются, и что он сам не отдал предпочтение ни одному из двух суждений об этом хадисе.

  • 3. Это произошло во время похода на Табук.
  • 4. Т.е. о деянии, совершение которого станет причиной  того, что человек станет одним из обитателей Рая.
  • 5. Т.е. к Каабе.
  • 6. Сура «Ас-Саджда», аяты 16-17.
  • 7. Т.е. основе.
  • 8. Т.е. держитесь за Сунну крепко, ни в чем не отступая от этого.
  • 9. Т.е. сидел сзади Пророка, мир ему и благословение Аллаха,  на верховом животном.
  • 10. Т.е. полезные наставления, а не слова, произносимые в качестве мольбы.
  • 11. Т.е. будь послушным Ему, выполняй Его веления, отстраняйся от того, что Он запретил.
  • 12. Т.е. будь послушен Ему, и пусть Он не увидит от тебя проступка, и тогда ты найдешь Его перед собой в трудностях.
  • 13. Т.е. все уже предопределено Всевышним Аллахом.
  • 14. Аль-Мустадрак (3/542).
  • 15. Передается от Умара, да будет доволен им Аллах: «Однажды когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, к нам неожиданно подошёл какой-то человек с чёрными волосами в очень белой одежде, на котором не было следов пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так, что колени их соприкоснулись, положил руки  на  бедра и сказал:  «О Мухаммад,  расскажи  мне об Исламе». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет никого и  ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал намазы, выплачивал  закят, соблюдал пост в месяце Рамадан и совершил хадж  к Дому, если будешь в состоянии проделать путь к нему». Тот человек сказал: «Ты сказал правду». Мы удивились тому, что он задаёт вопросы Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и подтверждает правдивость его слов. Затем он сказал: «Расскажи мне об Имане». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Иман заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его Ангелов, и в Его Писания, и в Его Посланников и в Последний день, а также в том, чтобы уверовал в предопределённость как хорошего, так и плохого». Тот человек сказал: «Ты сказал правду». Затем он сказал: «Поведай мне о чистосердечии (ихсан)». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ихсан заключается в том,  чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, и если ты Его не видишь, то Он, поистине, видит тебя».  Затем он сказал. «А теперь расскажи  мне о Часе наступления Конца Света. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше того, кто задаёт вопрос». Он сказал: «Тогда  расскажи мне о его признаках». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Признаком приближения этого Часа станет то, что рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ». Затем этот человек ушёл, и я подождал определенное время, а затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «О Умар, знаешь  ли ты, кто был тот, кто задавал вопросы?». Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Тогда  он сказал: «Поистине это был Джибрил, который явился  к вам, чтобы научить вас вашей религии». Хадис привел Муслим (8).
  • 16. Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, пишет в конце своей книги «Аль-Арбаун»: «Смысл этого хадиса следующий: «Если ты хочешь сделать что-либо, то делай это, если оно является тем из-за чего ты не почувствуешь стыда перед Аллахом и перед людьми, если же почувствуешь стыд, то не делай».
  • 17. Это был сподвижник Ан-Нуман ибн  Кавкал, да будет доволен им Аллах.
  • Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
    Книга: Бустан аль-Арифин
    Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *