26.04.2024

Согласно мнению большинства ученых, Хызыр (мир ему!) – это праведный раб, о котором говорится в аятах 60-82, суры «Кахф» в рассказе о почтенном Мусе (мир ему!).

ТАИНСТВЕННЫЙ ХЫЗЫР (мир ему) —
КТО ОН?

Согласно преданию, которое приводится от Абдуллах ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил следующее:

Однажды почтенный Пророк Муса (мир ему!) собирался начать проповедь перед сынами Исраила. И его спросили:

— Кто является самым знающим из людей?

Он ответил:

— Самым знающим являюсь я.

Поскольку он не указал на Аллаха, сказав, что Аллах является самым сведущим, Аллах упрекнул его в этом и сказал:

— В месте, где соединяются два моря, живет один мой раб, он является умнее тебя.

Муса (мир ему!) сказал:

— О, мой Господь, кто поможет мне увидеть его? О, мой Господь, как мне найти его? Аллах ответил ему:

— Возьми одну рыбу и положи ее в сетку. Где ее потеряешь, там и будет мой раб.

Муса (мир ему!) взял одну рыбу и положил ее в сетку. После этого Муса (мир ему!) вместе со своим молодым слугой Юша Ибн Нуном отправился в путь. В конце концов, когда добрались до скалы, они легли спать. Муса (мир ему!) сразу уснул. В это время рыба начала бултыхаться и из сетки выпала в море. И она поплыла по морю удивительным образом, оставляя за собой открытый след (пустое пространство), словно водная труба. Аллах удержал рыбой поток воды, и вода превратилась в свод. То есть приняла форму арки. После того, как они проснулись, продержались весь день с едой, оставшейся с вечера. И вот, когда настало утро, Муса (мир ему!) сказал своему слуге:

— Принеси наш обед, Аллах свидетель, у нас странное чувство усталости от этой дороги. Однако, до прихода в это место, которое было предопределено Аллахом, Муса (мир ему!) не чувствовал усталости.

Юноша сказал Мусе (мир ему!):

— Видишь ли, когда мы были у камня, я забыл про рыбу (то есть сообщить о том, что рыба уплыла). И тем, кто заставил меня забыть это, был никто иной, как шайтан. Рыба поплыла по морю удивительным способом. В воде для прохождения рыбы образовался некая воронка.

Образование на море такой тропы сильно удивило Мусу (мир ему!) и его слугу. Муса (мир ему!) сказал юноше:

— Это именно то, что мы искали.

После увиденного они по своим следам вернулись обратно. Дойдя до камня, они увидели, что там стоит укутанный в одежду человек. Муса (мир ему!) поприветствовал его. Он ответил на его приветствие и спросил:

— Как тебя приветствуют там, где ты живешь?

— Я – Муса.

Он спросил:

— Ты Муса сынов Исраила?

— Да.

Затем Муса (мир ему!) (снова начав разговор) сказал:

— Я пришел к тебе, чтобы ты дал мне более глубокие познания истины и прямого пути, которыми ты обладаешь.

Хызыр ответил:

— Воистину, находясь рядом со мной, ты не сможешь выдержать всех испытаний. О, Муса! Я обладаю таким знанием, переданным мне Аллахом, которое ты не сможешь постичь. Ты также обладаешь таким знанием, полученным в дар от Аллаха, которое я не смогу постичь.
Муса (мир ему!) сказал ему:

— Хочешь, я подчинюсь тебе, чтобы ты обучил меня знаниям, которыми ты обладаешь?

— Воистину, находясь рядом со мной, ты не сможешь выдержать всех испытаний. Как ты выдержишь знания, которые не понятны твоей сущности?

Он сказал:

— Если пожелает Аллах, ты узнаешь, как смиренно я буду сносить все увиденное и не стану возражать против твоих деяний.

На это он сказал:

— Если ты подчиняешься мне таким образом, тогда не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не обращусь к тебе.

«Затем они отправились в дорогу по берегу моря. Они оказались у одной лодки. Поговорили с хозяевами, чтобы их взяли на лодку. Лодочники узнали Хызыра и взяли их на лодку бесплатно. Когда они забрались на лодку, прилетел один воробей, присел на корму и зачерпнул своим клювом две капли воды.

Хызыр обратился к Мусе:

— О, Муса! Вот и наши с тобой знания подобны этим капелькам из моря по сравнению со знаниями, которые имеются у Аллаха. Сказав это, Хызыр взял в руки топор и выбил одну доску лодки.

Муса (мир ему!) сказал ему:

— Что ты сделал? Ведь эти люди даже не взяли с нас денег за переправу, а ты делаешь в ответ такую подлость и хочешь утопить людей, которые находятся на лодке? Клянусь, ты совершил тяжкий поступок.

Хызыр сказал:

— Не говорил ли я тебе, что ты не сможешь оставаться безучастным к моим деяниям?

Муса ответил:

— Не осуждай меня за мою забывчивость, не затрудняй для меня нашу дружбу.

Действительно, эта первая ошибка Мусы произошла по его забывчивости. После того, как они вышли из моря, они встретили одного мальчика, который играл вместе с другими детьми. Хызыр взял его за голову и собственными руками лишил его жизни.

Муса (мир ему!) сказал ему:

— Почему ты убил это чистое, невинное чадо, когда не было причины убивать его? Клянусь, ты совершил тяжкий поступок.

Он ответил:

— Я предупреждал тебя, что ты не сможешь равнодушно смотреть на мои поступки.

Муса сказал ему:

— Если после этого, я спрошу тебя о чем-либо, не продолжай дружбу со мной, в таком случае, ты обязательно достигнешь прощения. Они продолжили свой путь. Наконец они добрались до одного селения, но народ этого селения отказался оказать им гостеприимство, даже когда они попросили у них поесть. Тут они обнаружили одну старинную постройку, стены которой были готовы обвалиться. Он стал выпрямлять стену руками.

Муса сказал:

— Этот народ не накормил, не приютил нас, когда мы пришли к нему. А ты восстановил им стену, которая готова была обрушиться. Ты мог бы попросить и получить за это деньги.

Он сказал:

— Вот теперь, настало время нам с тобой расстаться. Прежде чем разойтись в разные стороны я попытаюсь объяснить истинный смысл и суть моих поступков». Пророк прервал свой рассказ на этом месте и сказал: «Вот если бы он потерпел и Аллах рассказал нам историю о том, что происходило с ними дальше».

Теперь почитаем этот рассказ из суры «Кахф»:

Вот Муса сказал своему слуге: «Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей или пока не потрачу на путешествие долгие годы.

(В тафсирах (толкованиях Корана) приводится, что молодого слугу Мусы звали Юша Ибн Нун, что он служил почтенному Мусе и получал у него знания. Нет пояснений относительно того, какие два моря упоминаются в данном аяте. Говорится, что возможно это были Каспийское море и Черное море или же два притока реки Нил в Судане – Белый Нил и Голубой Нил. В другом понимании одним из этих двух морей был почтенный Муса, а другим был Хызыр (мир ему!). Потому что Муса является морем внешнего мира, а Хызыр является морем внутреннего мира.
Продолжение следует, инша Аллаh.
Источник: islam-today.ru

 

1 thought on “ДУХОВНЫЙ МИР ИСЛАМА

  1. Есть версии объяснения: первого урока то, что в то время правителем того владычества был указ, забирать у владельцев судна, способные к бою или транспортировке. Чтобы у этих владельцев, которые согласились их взять на лодку не смогли конфисковать царские служащие. Хызыр повредил, показывая не пригодной лодку. Второй урок Хызыр убил мальчика, который мог бы стать угрозой против единоверия своих родителей. Хызыр помешал этому. Аллах потом этим родителям дал дочь. Которая в зрелом возрасте стала женой одного из пророков. Третий урок заключается в том, что под этими стенами хранились драгоценности, их спрятал один человек перед смертью. Они должны были принадлежать двум младенцам его детям, для которых он спрятал. Пока они не вырастут эти стены должны были хранить все это. У Хызыра были свои способности от Аллаха. У каждого свое предназначение в этом мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *