26.04.2024

Мураккаба – практика осознанности. Упражнения исламской медитации. Введение УПРАЖНЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ МЕДИТАЦИИ.
Введение


Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и лишь к уверовавшим в следующей жизни!
 
Образ жизни современного человека предполагает постоянный информационный шум и большую психоэмоциональную нагрузку – все органы чувств постоянно стимулируются со всех сторон, и элементарная минутка тишины и спокойствия для некоторых из нас уже давно стала роскошью. Не секрет, что цейтнот мешает нам получать максимум от каждого момента нашей жизни, вычитая из качества наших молитв и связи со Всевышним Аллахом.
 
Каждый мусульманин знает, насколько важны концентрация в молитве и контроль над постоянно блуждающими мыслями и желаниями. Но реально ли это в условиях современной жизни? Как достичь осознанности во всех аспектах нашей жизни, и духовной и мирской? Именно в этом случае мураккаба – исламская практика развития осознанности – может помочь дисциплинировать ум и повысить качество ежедневного поклонения и повседневных дел.
 
В этой статье мы расскажем о достоинствах внимательности и молчания в исламской традиции. Статья содержит подробное разъяснение концепции исламской медитации, а также практическое упражнение для ежедневной работы над осознанностью, которое может помочь развить мураккаба со Всевышним Аллахом и внутренним я.
 
Достоинства осознанности
 
Осознанность лингвистически определяется как, «состояние сосредоточенности на чем-то», а если конкретнее: «состояние, в котором субъект фокусируется на проживании настоящего момента, спокойно признавая и принимая свои чувства, мысли и телесные ощущения. Используется как терапевтическая техника»[1]. В контексте современной психологии осознанность – это «инструмент для изучения концептуальных границ»[2].
 
Внимательное отслеживание мыслей и чувств дает нам возможность менять наши концептуальные границы и шаблоны мышления в выгодную для нас сторону. И, если в состоянии бессознательности мы реагируем на свои мысли рефлекторно и следуем беспрекословно за эмоциями, то культивирование в себе осознанности, напротив, дает нам способность решать самим – следовать или не следовать тем или иным мыслям или чувствам.
 
Иными словами, осознанность – это форма метапознания («размышление о мышлении»), осознания того, что действительно происходит в наших собственных головах и сердцах. Этот феномен привлек внимание психологов и специалистов в области здравоохранения, и каждый год на эту тему выходят сотни научных работ, исследований и книг. Было доказано, что развитие осознанности (даже в нерелигиозном, нейтральном контексте) значительно улучшает общее состояние здоровья и благополучия. По данным Американской психологической ассоциации, многочисленные исследования подтвердили, что практика осознанности (например, упражнения для расслабления или медитация) помогает снизить стресс, укрепить память, повысить способность к концентрации, снизить эмоциональность в реакции и улучшить отношения. Практика осознанности также способствует развитию эмпатии, то бишь сострадания, и эффективно используется в когнитивной терапии [3]. Растущая область осознанности, в науке и духовной практике – это захватывающее развитие, заслуживающее отдельного исследования.
 
В исламском контексте осознанность является результатом мураккаба. Слово это происходит от корня со значением «наблюдать, внимать». [4] Уже здесь сложно не заметить этимологическую и лингвистическую близость между «осознанностью» и мураккаба. В духовном аспекте термин мураккаба означает «знание, убежденность раба и непрерывное осознание им того, что Всевышний Творец знает все о его внешнем и внутреннем состояниях». [5]
 
То есть мусульманин в состоянии мураккаба в полной мере осознает, что Аллах знает все, что он совершает, наравне с тем, что происходит в нем самом. Это состояние острого осознания связи со Всевышним Аллахом сердцем, умом и телом. В основе мураккаба лежит знание о том, что Аллах всегда наблюдает за нами, и, как следствие, мы тщательнее следим за своими действиями, мыслями, чувствами и внутренним состоянием. Как сказал Аллах: «Знайте, что Аллах ведает о том, что у вас в душе. Остерегайтесь же Его…».[6]
 
Ибн аль-Кайим и Аль-Газали посвятили целую главу в своих книгах перечислению особенностей и достоинств практики мураккаба. [7]
И это не просто рекомендуемый навык, а скорее реализация высшей степени нравственности, духовного совершенства (аль-ихсан).
 
Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в знаменитом хадисе от Джабраила о духовном совершенстве:
 
«Это поклоняться Аллаху так, как если бы вы Его видели, а если вы не видите Его, то Он, безусловно, видит вас». [8]
 
Другими словами, духовное совершенство состоит в том, чтобы сохранять полную осознанность и внимать Аллаху, сохранять высшую степень веры.
 
По словам шейха Аль-Тувайджири, духовное совершенство – это суть веры, ее дух и высшая ее ступень, достигаемая посредством доведения до безупречности полного присутствия (аль-хузур) перед Всемогущим Аллахом и острого осознания Его присутствия (мураккабатихи), всеохватывающего страха перед Ним, любви к Нему, знания о Нем, обращения к Нему, и искренности с Ним.[9]
Плоды мураккаба, помимо наград в вечной Райской обители, проявляются в виде умиротворения и полной удовлетворенности жизнью. «Все, что ведет к умиротворенности (аль-сакина), исходит из способности раба достичь муракабба в отношении Господа, Свят Он и Возвышен, до такой степени, словно он видит Его». Все положительные духовные и психоэмоциональные состояния вытекают из этой способности, ибо «мураккаба является основой всех движений сердца».[10]
 
Мураккаба на самом деле является поклонением Аллаху в соответствии с глубоким пониманием Его прекрасных имен, которые сообщают о Его совершенном знании, осведомленности. Ибн аль-Кайим заключает свою главу о мураккаба следующими словами:
 
«Мураккаба – это посвящение себя Его именам Ар-Ракыб (Оберегающий, от Которого ничто не скроется), Аль-Хафиз (Оберегающий кого и что пожелает), Аль-ꞌАлим (Знающий в превосходной степени), Ас-Самиꞌ (Слышащий), Аль-Басыр (Видящий). Таким образом, тот, кто понимает эти имена и живет в соответствии с ними, достигает состояния мураккаба».[11]
 
 
Мураккаба включает в себя также осознание своих собственных намерений, мыслей, эмоций и прочих внутренних движений и контроль над ними.
 
Аль-Муртаꞌиш сказал:
 
«Мураккаба – это наблюдение за своей глубинной сущностью (ас-сирр), знание о том, что скрыто в ней при каждом высказывании, каждое мгновение».[12]
 
В каждом произнесенном нами слове и в каждой мысли, которую мы развиваем, следует помнить о наших слабостях, привычках и свойственных нам эмоциональных реакциях, чтобы лучшим образом реагировать на наши внутренние побуждения. Как сказал имам Ибн Кайим, суть мураккаба в том, чтобы «оставаться бдительным в отношении своих помыслов, намерений и внутренних побуждений… таковы качества чистого сердца (аль-кальб ас-салим), и только оно может спасти нас, когда мы вернемся к Аллаху. Все это естественно для обладателей духовного совершенства (таджрид) – праведников, преданных Господу и познавших Его. Любое духовное совершенствование помимо этого – неполноценно».[13]
 
По словам шейха ꞌАбд аль-Кадира аль-Джилани, мураккаба реализуется в четырех аспектах:
 
1.        Осознание Всемогущего Аллаха;
 
2.        Осознание врага Аллаха – Иблиса (Сатана);
 
3.        Осознание предрасположенности вашей души ко злу;
 
4.        Осознание необходимости совершать все ради довольства Аллаха. [14]
 
Именно третий аспект – знание собственного сердца и разума – практика осознанности в рамках Ислама, поможет нам добиться способности «четко разграничивать, что именно характеризует ваша человеческая сущность (нафс), чего она хочет, к чему призывает и что повелевает». [15]
 
Данный вид упражнений – это метод, который поможет научиться определять изменения собственных мыслей и чувств для достижения полного контроля над ними и, следовательно, умственного благополучия и духовного обогащения.
 
Нерелигиозные или нейтральные практики развития осознанности, которыми в наши дни пользуются терапевтические психологи, также фокусируются на этом третьем аспекте, но уже без богословских обоснований. Учитывая разнообразие пациентов, методика развития осознанности, адаптированная под плюралистическое общество, дает им возможность расширить аудиторию.
 
Некоторые их методики берут начало в буддистских или индуистских традициях, и в наши дни также секуляризованы, отделены от религиозной, онтологической основы. Да, такой нерелигиозный подход сам по себе по-прежнему положительно влияет на здоровье и благополучие людей и обостряет ум. Но ум – это инструмент, который можно использовать как во благо, так и во вред. Нейтральная практика развития осознанности может быть использована людьми с низким морально-этическим уровнем в их неэтичных целях. Осознанность дает ясный ум, а ясность ума непорядочного человека сделает только более изощренными их манипуляции, обман и причинение вреда окружающим. Отсюда следует, что разумнее подходить к концепции осознанности комплексно, в полном соответствии с руководством Ислама.
 
Для мусульман осознанность внутренней жизни – это лишь один из множества аспектов обширной концепции мураккаба – хотя и критически важный и часто несправедливо пренебрегаемый нами. В целом, исламская осознанность предполагает всестороннее понимание основ исламской веры, права, этики и тонкостей своего психологического устройства.
 
И прежде, чем начать использовать эти идеи на практике, нам нужно узнать, почему так важно научиться наслаждаться молчанием, без отвлечения на внешние раздражители, мирской шум, и даже на собственные внутренние монологи.
 
Библиография
 
[1] Определение слова «осознанность» (Mindfulness) в Оксфордском словаре Английского языка (Oxford English Dictionary): https://en.oxforddictionaries.com/definition/mindfulness.
 
[2] Сьюзен Смоли (Smalley, Susan L.) и Диана Уинстон (Diana Winston), «Полное присутствие: наука, искусство и практика осознанности» (Fully Present: The Science, Art, and Practice of Mindfulness), Кэмбридж, издательство Da Capo Lifelong, 2010 год, 10 стр.
 
[3] Статья «В чем польза осознанности» (What are the benefits of mindfulness), Американская Психологическая Ассоциация (American Psychological Association): http://www.apa.org/monitor/2012/07-08/ce-corner.aspx.
 
[4] Ханс Вер (Wehr, Hans) и Дж. М. Кован (J M. Cowan), Словарь современной арабской письменности, арабско-английский (A Dictionary of Modern Written Arabic: Arabic-English). Итака, Нью-Йорк, издательство Spoken Language Services, 1994 год, 408 стр.
 
[5] Мухаммад ибн Ибрагим ат-Тувайджири, Маусуʼат Фикх аль-Кулюб (ʼАмман: Байт аль-Афкар аль-Даулийя, 2006), 2:1997.
 
[6] Сура аль-Бакара 2:235.
 
[7] Мухаммад Ибн Аби Бакр Ибн Кайим аль-Джаузийя, Мадаридж ас-Саликин Байна Маназиль Ийяка Наʼбуду уа Ийяка Настаʼин (Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-ʼАраби, 1996), 2:64-66; Абу Хамид Аль-Газали, Ихья ʼУлюм ад-Дин (Бейрут: Дар аль-Маʼрифа, 1980), 4:397-398.
 
[8] Мухаммад Ибн Исмаʼиль Аль-Бухари, Сахих аль-Бухари. (Бейрут: Дар Таук ан-Наджах, 2002), 1:19, #50.
 
[9] Ат-Тувайджири, Маусуʼат Фикх аль-Кулюб аль-Кулюб, 1:785.
 
[10] Там же, 2:1329.
 
[11] Ибн Кайим аль-Джаузийя, Мадаридж ас-Саликин, 2:66.
 
[12] ʼАбд аль-Карим ибн Хавазин Аль-Кушайри, Ар-Рисаля аль-Кушайрийя (Каир: Дар аль-Маʼариф, 1995), 1:331.
 
[13] Ибн Кайим аль-Джаузийя, Мадаридж ас-Саликин, 2:68.
 
[14] ʼАбд аль-Кадир аль-Джиляни, Аль-Гания ли Талиби Тарик аль-Хакк (Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-ʼИльмийя, 1997), 2:309-310.
 
[15] Там же, 2:213.
Источник: azan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *