ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Беседка для мюридов, Читальный зал > ОСНОВЫ СУФИЗМА В КОРАНЕ

ОСНОВЫ СУФИЗМА В КОРАНЕ

4 урок. Поминание Аллаха (зикр)4 УРОК. ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА (зикр)

Всевышний Аллах говорит: فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите меня и не будьте неблагодарны» (Коран 2:152).

Саʼид ибн аль-Мусаййиб[1] так толковал этот аят: «Поминайте Меня, то есть занимайтесь поклонением, и я буду помнить о вас, то есть награжу вас за него».

Также есть такое толкование: «Упоминайте Меня в ваших мольбах (дуа), тасбихах и т. п.»

Комментаторы Корана, особенно суфии, очень часто предлагали конкретные толкования[2] этого аята, однако на самом деле нет доказательства, что эти слова Аллаха имеют узкий смысл. Этот аят имеет общий смысл, указывающий на важность совершения зикра в целом.

Также существует хадис, в котором Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, передает слова Господа: «Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня. Если он упомянет Меня про себя, то и Я помяну его про себя. А если он помянет Меня в обществе, то и Я помяну его в обществе лучшем, чем его»[3].

Способы совершения зикра

Зикр можно совершать тремя способами:

1. Языком.
2. Сердцем.
3. Тем и другим вместе.

Зикр – самый лучший вид поклонения

Знай, что зикр в целом – это лучший вид поклонения. Если даже в некоторых хадисах сказано, что лучшее поклонение – это что-то иное: намаз и т.д., то это только потому, что в них присутствует зикр и осознание своего нахождения перед Аллахом (хузур).

Существует три доказательства превосходства зикра (над другими видами поклонения): 1. Шариатские тексты, в которых говорится, что зикр – лучшее дело.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«Сообщить ли вам о самом лучшем из ваших деяний, самом чистом перед Аллахом, быстрее всего повышающем ваши степени, которое лучше для вас, чем встретиться с врагом и обезглавить его?» Сподвижники ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Поминание Аллаха (зикр)»[4].

Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, спросили: «Какое дело лучше всего?» Он ответил: «Поминание Аллаха». Его спросили: «Зикр лучше, чем сражаться на пути Аллаха?» Он ответил:

«Даже если воин будет рубить кафиров мечом, пока его меч не сломается и он не будет весь покрыт кровью – да, поминание Аллаха лучше»[5]. 2. Каждый раз, когда Аллах повелевает поминать Его или восхваляет зикр, он ставит условие, чтобы зикр был обильным.

Всевышний говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّـهَ ذِكْرًا كَثِيرًا

«О верующие! Поминайте Аллаха многократно (и часто)!» (Коран 33:41).

Также Аллах говорит:

وَالذَّاكِرِينَ اللَّـهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ

«Многократно (и часто) поминающим Аллаха мужчинам и женщинам (Аллах уготовил прощение и великую награду)» (Коран 33:35). Всевышний не ставит такого условия для других видов поклонения.

3. У зикра есть особенная черта, которой нет у других видов поклонения: это пребывание в высочайшем обществе и достижение степени близости к Тому, кто – как сказано в хадисе – присутствует и находится рядом[6].

Поистине, Всевышний Аллах говорит (в хадисе кудси):

«Я нахожусь рядом с тем, кто поминает Меня»[7].

Также Он говорит:

«Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня…»[8]

Степени поминающих Аллаха

С точки зрения результата зикра люди делятся на два вида:

Для простых мусульман (аввам) – это получение награды.

Для особых (хаввас) – это близость к Аллаху и ощущение Его присутствия.

Как же велик разрыв между этими двумя степенями! Насколько же велика разница между тем, кто получает вознаграждение из-за завесы, и тем, кто приближен и стал одним из избранных любимцев!

Виды зикра

Знай, что видов зикра очень много. Среди них:

Тахлиль (слова «ля иляха илляЛлах»[9] и другие формы);
тасбих (слова «субханаЛлах»[10] и т.п.);
такбир (слова «Аллаху акбар»[11] и др.);
хамд (слова «альхамдулиЛлях»[12] и т.п.);
хаукаля (слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях»[13]);

хасбаля (слова «хасбунаЛлах»[14] и др.);
зикр путем перечисления имен Аллаха;
салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха;
истигфар (слова «астагфируЛлах»[15] и т.п.) И другие формы.

Духовные плоды зикра

У каждой формы зикра свои особенности и свои плоды:

1. Итог тахлиля – единобожие (таухид). Я имею в виду особую степень таухида, ибо общим таухидом обладают все верующие[16].

2. Результат такбира – это возвеличивание и почитание Величайшего.

3. Плоды восхваления Аллаха и упоминания его имен со значением милости и благодеяний, таких как ар-Рахман, ар-Рахим[17], аль-Карим[18], аль-Гаффар[19] и подобных, – плоды эти имеют три степени (макама):

- благодарность (шукр); — сильная надежда;

— любовь.

Безусловно, ты любишь того, кто одаряет тебя благами.

4. Плоды хаукали и хасбали – упование на Аллаха (таваккуль) и передача Ему всех своих дел и доверие Ему.

5. Плоды зикра путем упоминания имен со значением всезнания и восприятия, например, аль-ʼАлим[20], ас-Самиʼ[21], аль-Басыр[22], аль-Кариб[23] и подобных – муракаба.

6. Результат чтения салавата Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, – усиление любви к нему и укрепление на пути следования его сунне.

7. Плоды истигфара – приобретение неуклонного следования Шариату (истикама), богобоязненности (таква) и усиление выполнений условий покаяния (тауба) вместе с внутренним отторжением предыдущих грехов.

8. Плоды всех зикров с упоминанием всех имен и атрибутов Всевышнего вбирает в себя один единственный зикр – и это зикр «Аллах…Аллах…». Это – предел и конечная цель[24]. [1] Выдающийся ученый эпохи табиʼинов (14 – 94 г. по хиджре), жил в Медине, учился у многих сподвижников.

[2] О конкретной форме поклонения, конкретной форме зикра и т.п.

[3] Бухари (7405), Муслим (2672/2).

[4] Ат-Тирмизи (3377).

[5] Ат-Тирмизи (3376).

[6] Разумеется, речь идет о знании Аллаха и Его милости, а не присутствии Его Самого.

[7] Аль-Байхакы «Шуʼаб аль-иман» (670).

[8] В некоторых издания тафсира есть добавление: «Этот хадис передают Бухари и Муслим от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен. А в версии аль-Байхакы есть добавление: «И Я рядом с ним всегда, когда он поминает Меня»». [9] Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха.

[10] Аллах пречист от любых недостатков.

[11] Аллах велик.

[12] Хвала Аллаху.

[13] Нет ни силы, ни могущества иначе, как от Аллаха.

[14] Достаточно нам Аллаха.

[15] Я прошу прощения у Аллаха.

[16] Об общем и особом таухиде пойдет речь дальше, иншааЛлах, в разделе «Таухид».

[17] Ар-Рахман – Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милость.

По другому мнению, ар-Рахман – наделяющий пропитанием все живое в этом мире, ар-Рахим – проявляющий Свою Милость только к верующим в вечной жизни. Имам ас-Сануси приводит другое толкование, которое большинство ученых по акыде посчитали самым верным: ар-Рахман – наделяющий значительными благами, а ар-Рахим – наделяющий небольшими благами.

И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид» (из книги переводчика «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование»).

[18] Тот, Кто чист от всего недостойного Его Величия.

Другое толкование: Щедрый, Наделяющий многочисленными благами. Третье толкование: Проявляющий Доброту, хоть и не обязан. Прощающий то, что творения не выполнили из того, к чему Он их обязал.

Ас-Сануси:

«Это одно из самых многозначных имен Аллаха: оно обозначает и Его высокое положение, и Его господство, и то, что Он помогает попавшим в беду, и Его Величие, и Его Доброту, прощение, Милость, и все виды блага, дарованные Им рабам» (там же).

[19] Тот, Кто скрывает грехи своих рабов (от других рабов).

Ас-Сануси:

«А также Тот, Кто устраняет бедствия обоих миров от раба на основании Своей Милости» (там же). [20] Знающий в превосходной степени. И Знание — это атрибут (сыфат), которым описана Его Сущность. Ас-Сануси: «Тот, Чье знание в предвечности охватывало все познаваемое» (там же).

[21] Тот, Кто описан Слухом, а Слух — это атрибут, которым описана Его Сущность. Ас-Сануси: «Тот, для Кого раскрывается все существующее — будь то вечное или сотворенное — через атрибут Слух» (там же).

[22] Тот, Кто описан Зрением, и это атрибут, которым описана Его Сущность. Ахмад Заррук: «Кто осознал, что Аллах — Слышащий и Видящий, тот будет ощущать божественное присутствие (муракаба) во всех своих состояниях, в движении и покое, и будет совершать то, что Аллах ему повелел, и воздерживаться от того, что Всевышний запретил» (там же).

[23] Близкий. И смысл имени следующий: Аллах Своим Знанием (ʼильм) близок к творениям, близок к обращающемуся к Нему с мольбой, отвечая на нее (там же). [24] «Ат-Тасхиль», 1/87 – 89.

Источник: Azan.kz


This post has been viewed 210 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru