26.04.2024

м360КОНЕЦ ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ
(продолжение)

Шейх шейхов Махмуд-афанди (къ.с.) достиг такого положения, что мусульмане в Астраханской и Казанской областях в важных мирских и религиозных делах советовались с ним. Имея такое высокое положение, он всегда подчеркивал свою слабость. Махмуд-афанди очень тосковал по родине.
Когда люди оказывали ему почет и уважение как вали, он говорил: «Какой же я вали?! Если бы я им был, мне бы не пришлось покинуть родину и уехать на чужбину».
Видя его тоску по родине, за него похлопотали высокопоставленные люди и добились разрешения вернуться на родину. Но ко времени получения разрешения на снятие полицейского надзора он тяжело заболел и не смог выехать. Видимо, Аллах пожелал возвысить его положение и смертью на чужбине. Ведь известно, что тот, кто получит смерть на чужбине — шахид.
Тяжело болел он всего неделю и после этого перешел в вечный дом. Только в дни тяжелой болезни он не занимался воспитанием мюридов.

 

ПРОЩАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Как поведал Хаджи Абдулкадыр Цахури, в последний раз, перед смертью Махмуд-афанди (къ.с.) вместе с многочисленными мюридами на кладбище недалеко от Астрахани посетил могилу великого шейха Заманул Бухари (Маслетдин Заман-хаджи Бухари), которого еще называют Нажмудинил Кубра или Шайху Заман. После завершения зиярата он остановился недалеко от его могилы и простоял час, оперевшись на трость, сложив голову на руки. Затем поднял голову и, обращаясь к мюридам, которые были с ним, сказал: «Братья мои, похороните меня на месте, где я стою, инша-Аллаh, на этом месте будет моя могила. Этот великий вали принял меня своим соседом».
Есть предание, что после этого равхани всех авлия, которые похоронены там, вышли до границы кладбища, чтобы проводить Махмуда-афанди (къ.с.). В книгах я не нашел упоминания об этом. Аллах знает лучше.
У Махмуда-афанди было двое сыновей: Мухамадариф и Абдурахман. Мухаммадариф похоронен в родном селении Алмалы недалеко от дома.
Махмуд-афанди говорил: «Если я буду на западе, а мой мюрид на востоке, и если мюрид вспомнит меня и установит между мной и собой сердечную связь (рабита), то шайтан не может стоять между нами. Если же будет стоять, то сгорит».
Махмуд-афанди (къ.с.) очень любил дагестанцев и всегда говорил, что он дагестанец.
Махмуд-афанди точно указал время и дату своей смерти и перешел к милости Аллаха после тяжелой болезни в воскресенье и умер, до последнего вздоха поминая Аллаха, в этот же день перед наступлением вечернего намаза. До последней минуты он сохранял трезвый ум и активность, прочитав перед кончиной суру «Ясин» из Корана в обновленном омовении и искупавшись.
Махмуд-афанди (къ.с.) перешел к милости Всевышнего после продолжительной болезни 20 января 1877 года {5 мухаррама 1294 г. по хиджре) в возрасте 67 лет и похоронен рядом с великим шейхом Заманул Бухари (къ.с.) на кладбище на юго-восточной окраине, недалеко от поселка Машаих в Ленинском районе Астрахани, где и находится его зиярат, который ежедневно посещают десятки людей.
В арабских источниках написано, что Махмуд-афанди прожил 69 лет. Здесь нет противоречий, так как имеется в виду мусульманский календарь, летоисчисление по хиджре, в котором год короче в сравнении с григорианским календарем на десять дней.
Пусть Аллах осветит его могилу и не лишит нас его бараката в обоих мирах.

ЗИЯРАТ МАХМУДА-АФАНДИ

Название поселка представляется значимым, так как слово «Машаих» — мн. число от слова шейх. Кто был на этом зиярате, наверное, заметил, что могильный камень Махмуда-афанди сломан и сделан из железа. Есть предание, что это случилось оттого, что Махмуду-афанди поставили камень большей высоты, чем другим авлия, которые похоронень: там. Аллах лучше знает. Упоминания об этом в книгах я не нашел.
Сегодня зиярат, где похоронены авлия, огражден стеной и представляет собой комплекс. Зиярат Шайху Замана находится первым от стены слева, а зиярат Махмуда-афанди — первым от стены справа. Снаружи от комплекса, недалеко от стены похоронены жена Махмуда-афанди Фатиха и его дочь Арафат.
Могила мужа Арафат, дочери Махмуда-Афанди, Мусы Хафиза (Аделыпинов) тоже находится у прохода на том же кладбище. Могила шейха Абдулвахаба вместе с двумя сыновьями находится в ста метрах от могилы Махмуда-афанди.
На похороны Махмуда-афанди (къ.с.) пришло невиданное доселе количество народа. Одних фаэтонов, высокопоставленных чиновников и известных людей, было 35.
Караматы Махмуда-афанди продолжались и после его смерти. Есть многочисленные свидетели, которые слышали из его могилы азан при рассвете и голос, произносящий «Ля иляха илля Ллах». Об этом поведал шейх Абдувахаб-афанди.
Хасан-афанди (къ.с.) в своей книге «Сиражу саадат» пишет, что он, будучи в преклонном возрасте, несколько раз бывал в Астрахани на зиярате Махмуда-афанди и воздает хвалу Аллаху, что имел такую возможность. Он пишет: «Однажды я и мой брат Хаджимухамад из Гоора, шейх Сайфулла-кади и Хаджи Абдулхади из Астрахани стояли возле могилы Махмуда-афанди и получали файз. Хвала Аллаху, я сам почувствовал величайший хузур и джамият, и ощутил баракат обитателя той могилы».
Известно, что авлия не умирают, лишь переходят в другой, невидимый мир «Барзах». Шейх Сайид-афанди (къ.с.) рассказывал, что его устаз Меселасул Мухаммад из-за соблюдения адаба к Махмуду-афанди не позволял стоять слишком близко к его могиле при посещении зиярата.

КАК СОХРАНИЛСЯ ДОМ МАХМУДА-АФАНДИ

Дом Махмуда-афанди (къ.с.) в селении Алмалы и ныне сохранен в том виде, в котором он был при его жизни. О его доме жители селения Алмалы рассказали интересную историю. Оказывается, его потомки хотели разобрать дом и на его месте построить новый. Как только строители стали разбирать крышу, небо покрылось тучами, грянул гром и с неба полился грязевой дождь. Свидетелями этого чуда стали все жители Алмалы. После этого дом сохранили в прежнем виде, только крышу сделали черепичную.
Нам посчастливилось побывать в благословенном селении Алмалы. Это удивительной красоты место. Название Алмалы с тюркского переводится как «место, где обильно растут яблоки». В доме сохранились и некоторые личные предметы Махмуда-афанди.
Недалеко от дома Махмуда-афанди в г. Астрахань находится «Ак-мечеть», т.е. Белая мечеть, в которой часто бывал Махмуд-афанди. В настоящее время идет восстановление Белой мечети. Все работы ведутся татарским обществом…

 

ПРАПРАВНУЧКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ

Праправнучка Махмуда-афанди Сабитова Альфия Хамзя кизы пишет: «Я слышала как моя бабушка Рабига, внучка Махмуда-афанди, рассказывала, что когда Махмуд-афанди в мольбе поднимал руки, то одну руку держал выше другой, так как та рука была ранена в Кавказской войне».
Она так же пишет, что слышала от бабушки Рабига, что Махмуд-афанди был сослан в Пермь (первая ссылка) как участник Кавказской войны.
Она же приводит и другой случай: «Однажды в мечети Ак-мечеть Махмуд-афанди встретил 12-летнего мальчика, погладил его по голове и сказал ему: «Ты будешь имамом этой мечети и моим зятем». Этим мальчиком был мой прадед Аделыиинов Муса-хафиз Валит улы, который, повзрослев, в действительности стал имамом Ак-мечети и женился на дочери Махмуда-афанди — Арафат. Он был известным хафизом и ученым, прослужившим 50 лет имамом Ак-мечети. Кроме этого он был и большим суфием, который видел Хизри (мир ему).
По данным архива Астраханского ЗАГСа, Муса Адельшинов родился в 1855 году и умер 30 июня 1938 года в возрасте 83 лет.
Так же из караматов Махмуда-афанди (къ.с.) она отмечает, что он мог одним прикосновением руки исцелить рану (сведения взяты из написанного от руки правнучкой Махмуда-афанди Сабитовой Альфией Хамзя кизы).
Аллах лучше знает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *