26.04.2024

ПРИТЧА О ШЕЙХЕ ХАБИБУЛЛЕ

Издательский дом «Хузур» выпустил книгу татарского богослова, педагога, поэта и общественного деятеля XVIII века Таджуддина Ялчыгола «Рисаляи Газиза» («Послание Газизе»).

Это поэтическое сочинение было очень популярно в народной среде и до революции неоднократно издавалось массовыми тиражами. Автор назвал его в честь своей любимой дочери и обращается к ней с посланием, в котором повествует об основах ислама, воспевает его этические  и нравственные ценности.

Предлагаем вниманию читателей отдельные главы из этого произведения.

Рассказывают, что в одна тысяча сотом году по хиджре (1689 год по милади)  жители Бухары погрязли в грехе, вконец обленились и отстранились от Ислама и поклонения Аллаху. Стал набирать силы бид’ат. Так продолжалось девять лет и бухарцы придавали значение бид’ату и скатились до той степени в своей духовном падении, что утеряли суть мусульманской религии. Однажды юноша торговал арбузами и дынями на городском базаре «Ристан». И этот юноша пришел к такой мысли, что горожане так низко пали и осквернились, что знамена святых праведников поблекли. Затем он взмолился со слезами прося помощи Всевышнего: «О, Боже! Сделай так, чтобы горожане вновь стали Твоими любимыми рабами,  заронив их души и сердца искорки знаний!» После этого в среду он отправился прочитать молитву на могиле святого Ходжи Багаутдина (здесь речь идет о Мухаммаде Накшбанди (1314-1389) – выдающемся богослове и основателе одноименного суфийского ордена). Находясь рядом с гробницей юноша прочитал много молитв, обращался к Аллаху. Через некоторое время на него нашла усталость и очи его заволок сон. Ему приснился Ходжа Багаутдин. Он предстал в воображении спящего в следующем обличии: среднего роста, голубоглазый, с бородой выкрашенной хной в красный цвет. Святой сказал юноше: «О, дорогой мой, ты отправляйся в Самарканд и найди там пастуха, который пасет коров. Он является моим мюридом и способен обучить тебя наукам, после чего тебе необходимо возвратиться в Бухару и приступить проповедовать истинную веру среди простых горожан».

После чего этот юноша проснулся и, не медля ни минуты, отправился в Самарканд. Там он разыскал пастуха, которого звали Андержан Суфи. К тому времени у него было множество учеников. Этот юноша, кстати, его звали Хабибулла стал прилежным мюридом у Андержана хазрата и усвоил от учителя много знаний. Прошли годы и вот однажды Шейх Андержан обратился к своим ученикам: «Кто из вас желает отправиться в Бухару наставлять людей в Ислам? Жители Бухары погрязли в невежестве и разврате. Там совсем не осталось истинных мусульман». Никто из мюридов не подал голоса, и все продолжали хранить молчание. Тогда шейх обернулся к Хабибулле и приказал: «Отправляйся в Бухару и проповедуй, собери вокруг себя учеников-мюридов. Я разрешаю тебе заняться этим благим делом». В ту пору Хабибулле было всего двадцать лет от роду.

Юноша ответил так: «О, шейх, не исполнить вашу волю – впасть в куфр. Только вот однажды во время меджлиса вы сказали: «Для того, чтобы стать настоящим проповедником-шейхом необходимо обладать четырьмя достоинствами: первое из них – острый ум, второе – богатство устной речи, третье – почтенный возраст и четвертое – материальный достаток, состояние… Из всего перечисленного я не имею ни одного достоинства».

Что было вполне объяснимо, ведь не имея умственных способностей, как можно заниматься обучением мюридов. Не обладая искусством слова невозможно построить общение с учениками и дать ответы на их вопросы. Солидный возраст нужен учителю, потому как юнец в этой ипостаси будет находиться в приниженном положении. Состояние необходимо для того, чтобы не быть зависимым от окружающих.

Услышав эти слова, шейх глубоко задумался и спустя час ответил юноше: «Сын мой, ступай и все что ты здесь перечислил, тебе будет даровано».

Хабибулла, вручив свою судьбу воле Всевышнего, и памятуя о наставлениях шейха, отправился в путь. И что удивительно, когда он был на подступах к Бухаре, Создатель преобразил его облик, и теперь ему можно было дать сорок лет. Степень его познаний значительно возросла, и он приобрел способность совершать чудеса. Он теперь ни в чем не нуждался. Хабибулла нашел в пригороде небольшой старенький магазин и, устроившись в уголке, и стал поучать людей как вести праведную жизнь, остерегаться недозволенного. Через некоторое время он собрал вокруг себя детей, которые играли рядом на улице, и стал обучать их грамоте. Спустя некоторое время многие уличные торговцы превратились в его мюридов. Слава о его учености разлетелась по Бухаре.

Однажды бухарский хан собрал большой междлис, куда призвал всех ученых мужей города. Они как обычно читали Благородный Коран, рассказывали Хадисы. После чего один из улемов сказал: «О, падишах, пусть Всевышний дарует вам долгие лета за ваше гостеприимство! А известно ли вам, что в Бухаре появился какой-то ловкий обманщик, провозгласил себя шейхом и собрал вокруг себя мюридов. На свой очередной междлис пригласите и его, а мы порасспросим у него и проверим степень его образованности. Если не обнаружим у него знаний, то с позором изгоним из Бухары». Все участники меджлиса согласились с этими словами и разошлись по домам.

И вот настал день очередного междлиса и вновь все самые знаменитые ученые города по приглашению падишаха поспешили на торжество. Был приглашен и дамелла Хабибулла. Он облачился в праздничные одежды, надел чалму и, оседлав своего ослика, отправился ко двору падишаха. Его место было среди видных бухарских улемов. Стали расспрашивать его житье-бытье и один из участников торжества задал ему вопрос: «А скажите, дамелла Хабибулла, что вы знаете о Всевышнем и какими  свойствами Он наделен?» Дамелла, не мешкая, ответил: «Если вы не ведаете всех качеств Творца и не знаете, что у Него нет сотоварища, то скажите об этом прямо. А если же вы задаете этот вопрос из желания проверить степень моей образованности, то вами движет двуличие». После этого ответа за столом воцарилась тишина, и никто не решался ее нарушить. Дамелла Хабибулла продолжил: «Я что-то в Коране не могу найти суру «Юсуф» помогите». Один из улемов, взяв в руки Книгу, сказал: «Я только что обучал шакирдов этой суре, подождите, найду». При этом он забыл произнести «ИншАллах!» как это принято в подобных случаях. Сколько бы он не листал Коран, как бы не вертел Книгу в руках, он так и не нашел искомой суры.

К поиску суры «Юсуф» подключился самый уважаемый и старейший ученый, однако и он потерпел неудачу. Все гости пришли в замешательство и были крайне удивлены. После чего Священный Коран передали дамелле Хабибулле и он произнеся: «Бисмилляхи-рахмани-рахим» открыл и показал суру «Юсуф». Все сидящие на междлисе были несказанно удивлены и весьма озадачены. Шейх Хабибулла после этого поднялся со своего места и отправился домой. Падишах был мудрый человек и сказал своим гостям: «Не вините этого человека и относитесь к нему враждебно, так как он показал вам свою способность творить чудеса». Участники торжества были очень удивлены и обескуражены.

Спустя некоторое время шах вновь собрал всех улемов на междлис, не забыл пригласить и шейха Хабибуллу. Когда гости расселись по своим метам, принесли блюда с различными яствами. Падишах стал потчевать гостей, однако никто из собравшихся не решался протянуть руку к еде. Хозяин стал настаивать и объявил, что все блюда приготовлены из халяльных продуктов. После этого первым дотронулся мелла по имени Нияз Чукмаки, предварительно произнеся, общепринятое «Бисмиллях». Его примеру последовали и остальные. И только шейх Хабибулла не шелохнулся. Падишах обратился к нему с вопросом: «А что же вы шейх не едите?» Хабибулла ответил: «Ваша пища — харам а все улемы сидящие здесь фасики-нечестивцы. Они денно и нощно потребляют недозволенную пищу, а потому в их душах угасла искорка святости».

Улемы на это возмутились и заявили, что следуя Шариату они не обнаружили недозволенного в блюдах, которые принесли им слуги падишаха, а потому как этот человек без каких-либо на то причин может объявлять эту еду харамом и  уж тем более объявлять об этом фетву. Среди гостей разгорелся спор и  нарастала распря. Посыпались даже угрозы в сторону шейха Хабибуллы. После этого шейх попросил, чтобы его выслушали. Он заявил, что три дня назад одна из служанок падишаха осквернила колодец, из которого брали воду для приготовления этих блюд. Она из чувства мести бросила в него мертвую курицу.

В качестве эксперимента шейх предложил набрать воды из этого колодца и дать его ослику, стоящему на привязи во дворе. Так и сделали, животное не стало пить эту воду, и даже, пнув копытцем по посудине, разлило ее содержимое. В то время как воду из другого источника ослик осушил в мгновение ока. После чего шейх Хабибулла заметил: «Вот видите мой ослик ученее этих улемов». Шах и его гости пришли в замешательство. Была допрошена служанка, которая подтвердила слова шейха. Шейх Хабибулла после этого прославился как, человек способный на чудеса. Он был признан святым угодником. Многие пожелали стать его мюридами. Первым его мюридом стал сам шах, а за ним последовали и ученые.
Источник: Islam-Today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *