ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ТАСАВВУФ

Бисмилляh25САДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАХА
Часть 13

ГЛАВА 7.

О ПОЯСНЕНИИ ТОГО, ЧТО ЧУДО (КАРАМАТ) ПОСЛЕДОВАТЕЛЯ  УКАЗЫВАЕТ НА ПРАВДИВОСТЬ ТОГО,ЗА КЕМ ОН СЛЕДУЕТ

Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если спросят: «Допустимо ли что чудеса приближенных к Аллаху (караматы) могут превышать чудеса Посланников (муаджизаты)?» – мы ответим: «Эти чудеса приближенных к Аллаху (караматы) относятся к чудесам нашего пророка Мухаммада (муаджизатам), мир ему и благословение Аллаха, так как у того, кто не искренен в Исламе, не может проявиться чудо (карамат). Чудо (карамат), проявившееся у человека из общины какого-либо Пророка, считается одним из чудес этого Пророка (муаджизатом), так как если бы этот Посланник не был бы истинным, у его последователя не проявилось бы чудо (муаджизат)»[1]. Имеется в виду чудо (карамат) для последователя Пророка

ГЛАВА 8.

О ПОЯСНЕНИИ  НЕДОПУСТИМОСТИ МНЕНИЯ, ЧТО
ПРИБЛИЖЕННЫЙ К АЛЛАХУ ЧЕЛОВЕК (ВАЛИЙ) ЛУЧШЕ ПРОРОКА

Аль-Кушайри сказал: «Допустимо ли считать, что приближенный к Аллаху человек лучше Пророка?» – мы говорим: «Степень приближенного к Аллаху человека не достигнет степени пророков, мир им и благословение Аллаха, и это единодушное мнение  (иджма) ученых».

ГЛАВА 9.

О ПОЯСНЕНИИ ВИДОВ ЧУДЕС (КАРАМАТОВ)

Наставник (устаз) Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Этими чудесами (карматами) могут быть ответ на мольбу, возникновение еды во время лишений, получение воды, когда мучает жажда, облегчение в виде уменьшения времени при прохождении расстояния, избавление от врага, слышание обращения тайного голоса и многое другое из подобных действий, нарушающих обычный ход вещей».

Он сказал: «Знай, многое из того, что является допустимым и однозначно известным в наши дни, не может быть чудесами приближённых к Аллаху людей (авлия), и это однозначно известно или близко к этому. К таким вещам относятся рождение человека не от родителей, превращение неодушевленного в живое и многое другое[2]»[3].  

ГЛАВА 10.

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

«ПРИБЛИЖЕННЫЙ К АЛЛАХУ ЧЕЛОВЕК» («АЛЬ-ВАЛИЙ»)

Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Допустимы два способа образования слова «приближенный к Аллаху человек» («аль-валий»).      
Первый способ заключается в том, что данное слово образовано по модели «фа`иль» (араб. فعيل) в качестве усилительной формы причастия действительного залога, например, как это имеет место в словах «`алим» (араб.عليم) и «кадир» (араб. قدير ), образованных от причастий «`аалим» — учёный (араб. عالم) и «каадир» — могущественный (араб. قادر). В этом случае слово «приближенный к Аллаху человек» («аль-валий») означает: «Тот, чье поклонение совершено без нарушения его грехом».      
Второй способ заключается в том, что «приближенный к Аллаху человек» («аль-валий») является словом, образованным по модели «фа`иль» (араб. فعيل) со значением причастия страдательного залога, например, как это имеет место быть в словах «катиль» (араб. قتيل) и «джарих» (араб.جريح), имеющих значение причастия страдательного залога «мактуль» — убитый (араб.مقتول) и «маджрух» — раненный (араб.مجروح). В этом случае слово «приближенный к Аллаху человек» («аль-валий») имеет следующее значение: «Тот, кому покровительствует Всевышний Аллах, постоянно защищая и оберегая его, тот, для кого Аллах не создал унижение в виде способности совершить грех, тот, кому Аллах постоянно оказывает содействие в виде способности совершать поклонение». Всевышний Аллах сказал: «Он покровительствует праведным» [4]»[5].

                                                                                                                           ГЛАВА 11.

О ТОМ, КОГО МОЖНО НАЗЫВАТЬ ПРАВЕДНЫМ («САЛИХ») 

Что касается выражения «праведный раб», то он употребляется как в отношении Пророка, так и в отношении приближенного к Аллаху человека. Всевышний Аллах сказал: «Помяни также Исмаила, Идриса, Зулькифла[6]. Они все были из числа терпеливых в поклонении Аллаху и в избегании греховного. Я ввел их в Свою Милость, сделав их Пророками, так как они были из числа праведников»[7].

Всевышний Аллах, описывая Яхью, мир ему, сказал «…Пророком из числа праведников»[8].

Всевышний также сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с Пророками, правдивыми мужами, мучениками, павшими на пути Аллаха и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах»[9].

Имеется много аятов и хадисов  с тем же смыслом, который приведен мной.

Что касается определения праведника, то имам Абу Исхак Аз-Заджадж в своей книге «Маани аль-куан» и Абу Исхак ибн Куркул, автор книги «Матали аль-анвар», сказали: «Праведник – это тот, кто исполняет должным образом обязанности перед Аллахом и обязанности перед людьми».

 

ГЛАВА 12.

О ПОЯСНЕНИИ ТОГО, ЧТО

ПРИБЛИЖЕННЫЙ К АЛЛАХУ ЧЕЛОВЕК (ВАЛИЙ) 

ЗАЩИЩЕН ОТ ГРЕХА, НО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПОГРЕШИМЫМ

Имам Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если спросят: «Бывает ли приближенный к Аллаху человек непогрешимым?» – мы ответим: «Что касается обязательной безгрешности, как это исповедуют в отношении Пророков, то не бывает[10]. Что же касается того, что он будет защищен от грехов таким образом, что не будет упорствовать в их совешении, хотя и может совершать мелкие проступки и  промахи, то это не воспрещает описывать его как приближенного к Аллаху человека».

Аль-Джунайда, да смилостивится над ним Аллах, спросили: «Может ли совершить прелюбодеяние познавший Аллаха человек?» – он долго пробыл с опущенной головой, затем поднял ее и сказал: «Веление Аллаха является предопределенным решением[11]»[12].

ГЛАВА 12.

О СТРАХЕ ПЕРЕД АЛЛАХОМ

ПРИБЛИЖЕННОГО К АЛЛАХУ ЧЕЛОВЕКА

Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если спросят: «Уходит ли страх перед Аллахом у приближенных к Аллаху людей?» – мы ответим: «Преобладающим состоянием у приближенных к Аллаху людей выского уровня является страх пред Аллахом, а то, о чем мы говорили ранее, является редким и незапрещенным»[13].

Ас-Сари Ас-Сакти, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если  кто-либо войдет в сад, в котором много деревьев, и на каждом дереве будут птицы, которые будут говорить ему красноречивым языком: «Мир тебе, о приближенный к Аллаху человек!» – и если он не побоится того, что это является коварством, то он будет обманут этим»[14].

Примеров подобных этому рассказу много.

Он также сказал: «Если спросят: «Покидает ли приближенного к Аллаху человека страх перед испытаниями Аллаха?» – мы ответим: «Если раб всецело будет отвлечен от реальности, и не будет чувствовать своего состояния, то он будет отвлечен от страха перед Аллахом состояниями, овладевшими им, в то время как страх перед Аллахом относится к качествам, пребывающим в обычном состоянии»[15].

ГЛАВА 13.

О ПОЯСНЕНИИ КАЧЕСТВА ПРИБЛИЖЕННОГО К АЛЛАХУ В СОСТОЯНИИ ЯСНОСТИ СОЗНАНИЯ (САХВ)

Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если спросят: «Что является преобладающим у приближенного к Аллаху человека в состоянии ясности сознания (сахв)?» – мы ответим: «Правдивость в исполнении обязанностей перед Аллахом, затем мягкое обращение и сострадание к творениям во всех их состояниях, затем увеличение Милости Аллаха для всех творений, затем терпение неудобств, проявляя красоту нрава, от творений, затем обращение молитв к Всевышнему Аллаху даровать лучшее творениям без просьбы с их стороны, затем проявление усердия в спасении творений, затем отказ от мести, затем предостережение от того, чтобы дать почувствовать творениям их обязанность перед собой, удерживая руку от их имущества, затем отказ от желаний в какой-либо форме, затем удержание языка от распространения  плохого о творениях, затем отдаление видения плохих качеств людей, и в этом случае такой человек не будет врагом ни для кого как в земном мире, так и в мире вечном».

Я сказал: «Это значит, что такой человек прощает долги перед собой в земном мире и не требует их, и поэтому у него не останется ничего, что он мог бы потребовать у других в мире вечном. Всевышний Аллах сказал:  «Если кто-либо проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость»[16].

Всевышний Аллах также сказал: «…которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро[17]».

Передано в книге Ибн Ас-Сунни «Амали аль-явми ва аль-лайлят» с его цепочкой передач (иснадом) от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сможет ли кто-нибудь из вас быть таким, как Абу Дамдам?». Люди спросили: «А кто такой Абу Дамдам?». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поднимаясь утром, Абу Дамдам говорил: «О Аллах, я подарил Тебе свою душу и свою честь[18], и он не ругал тех, кто ругал его, не притеснял тех, кто притеснял его, и не бил тех, кто бил его».

Я сказал: «Эти слова значат: «Он не будет мстить тем, кто притеснит его, как сказал Всевышний Аллах: «Если кто проявит вражду к вам, то и вы враждуйте с ними»[19].

ГЛАВА 14.

О ТОМ, ЧТО СТРОГОЕ СЛЕДОВАНИЕ ИСЛАМУ (ИСТИКАМА)

ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ БОЛЬШИМ ЧУДОМ (КАРАМАТОМ)

Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Знай, что одним из самых великих чудес (караматов), которые бывают у приближенных к Аллаху людей, является постоянное содействие Аллаха в поклонении и защита от совершения грехов и противоречащих Шариату поступков»[20].  

Я сказал: «К действиям, противоречащим Шариату, относятся и те действия, которые не являются грехом, например, такие как нежелательные действия (карахат танзих), оставление сильных желаний (шахват), которые желательно оставить и прочее»[21].

ГЛАВА 15.

О ПОЯСНЕНИИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ВИДЕНИЯ

ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА В ЗЕМНОМ МИРЕ

Аль-Кушайри сказал: «Если спросят: «Возможно ли в качестве чуда (карамата)   увидеть Всевышнего Аллаха зрением  в земном мире?» – мы ответим: «Наиболее сильным мнением является, что это невозможно, так как по этому поводу имеется единогласное мнение (иджма)».

Он сказал: «Я слышал как имам Абу Бакр ибн Фурак, да будет доволен им Аллах, рассказывал от Абул-Хасана Аль-Ашари, да смилостивится над ним Аллах, что он высказал по этому  поводу два мнения в книге «Китаб ар-руяти аль-кабир».

Я сказал: «Ученые передали единогласное мнение о том, что в земном мире невозможно видение и слышание Всевышнего Аллаха приближенным к Нему рабом. Согласно же разуму, по единодушному мнению последователей истины, это возможно также, как оно и будет с правоверными в мире вечном».

Среди сподвижников и тех, кто был после них, да будет доволен ими Аллах, имеется разногласие по поводу лицезрения Пророком, мир ему и благословение Аллаха,  своего Господа, Пречист Он и Превелик, в ночь вознесения (мирадж). Избранным большинством или многими учеными установлено, что он, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа, Пречист Он и Превелик. Это мнение Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, я разъяснил это в комментариях к «Сахиху» имама Муслима[22], да смилостивится над ним Аллах[23].  

ГЛАВА 16.

О ПОЯСНЕНИИ ДОПУСТИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦА ЖИЗНИ

У ПРИБЛИЖЕННОГО К АЛЛАХУ ЧЕЛОВЕКА 

Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если спросят: «Возможно ли, что человек будет приближенным к Аллаху в определенное время, а затем его состояние изменится?» – мы скажем: «Если кто-либо сделает условием высокого уровня человека (вилаята) благое завершение жизни, то это[24] недопустимо. Для того, кто  скажет, что он в данном состоянии является в действительности правоверным, даже если допустить, что его состояние изменится, не является невероятным, что он будет в данном состоянии правдивым приближенным к Аллаху, а затем его состояние изменится»[25].

Он сказал: «Последнее мнение и есть то, что мы выбираем».

Возможно, что из числа чудес (караматов) приближенных к Аллаху будет то, что он будет знать, что ему обеспечен благой конец, и что его конец не изменится. Это примыкает к ранее приведенному нами вопросу о том, что допустимо, чтобы приближенный к Аллаху мог знать, что он является таковым[26].

ГЛАВА 17.

РАССКАЗЫ О ДАРОВАНИЯХ И ЧУДЕСАХ (КАРАМАТАХ) ПРИБЛИЖЕННЫХ К АЛЛАХУ

Ранее мы уже привели пояснение определения чуда (карамата).

Что касается дарования (мавхибат), то это дело, не нарушающее обычный ход вещей, однако обычно редкое и невероятное, которым отличаются некоторые люди. Дарования свойственны не только приближенным к Аллаху людям.

В этой главе я расскажу о некоторых достоверных чудесах и дарованиях.

Всевышний Аллах сказал: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце»[27].

Всевышний Аллах сказал: «Это те, кого Аллах повел прямым путем»[28].

Нам сообщил наш шейх, имам, судья (кадий) Абу Мухаммад Абдур-Рахман, сын имама, праведного шейха  Абу Амра Мухаммада ибн Ахмада ибн Мухаммада ибн Кудама, он сказал: «Нам сообщил Абу Хафс Умар ибн Мухаммад ибн Муаммар ибн Табарзада, он сказал: «Нам сообщил Абуль-Фатх Абдуль-Малик ибн Абуль-Касим Аль-Карухи, он сказал: «Нам сообщил Абу Амир Махмуд ибн Аль-Касим ибн Мухаммад Аль-Уздий, Абу Бакр Ахмад ибн Абду-СамадАль-Гураджи, Абу Наср Абдуль-Азиз ибн Мухаммад Ат-Таряки, они сказали: «Нам сообщил Абу Мухаммад Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн Аль-Джаррах Аль-Джараджи, он сказал: «Нам сообщил Абуль-Аббас Мухаммад ибн Ахмад ибн Махбуб Аль-Махбуби, он сказал: «Нам сообщил имам Абу Иса Мухаммад ибн Иса Ат-Тирмизи, он сказал: «Нам рассказал Умар ибн Хафс, он сказал: «Нам рассказал Абдуллах ибн Вахб от Амра ибн Аль-Хариса от Дарраджа от Абуль-Хайсама, от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Не насытится правоверный от блага, которое он слышит, пока его концом не будет Рай[29]»[30].

Усердие Умайра ибн Хания, да смилостивится над ним Аллах

 Через эту же цепочку передач (иснад) до Ат-Тирмизи сообщается, что он сказал: «Нам рассказал Али ибн Худжр, он сказал: «Нам рассказал Маслама ибн Амр, он сказал: «Умайр ибн Хани, да смилостивится над ним Аллах, совершал в день тысячу ракаатов намаза и произносил слова восхваления Аллаха (тасбих) сто тысяч раз»[31].

Абу Муслим Аль-Хавляни и мешок муки

Нам сообщил наш шейх Аль-Хафиз Абуль-Бака, он сказал: «Нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб, нам сообщил Аль-Хасан ибн Ахмад аль-Баззар, нам рассказал Мухаммад ибн Джафар Аль-Адами, нам сообщил Ахмад ибн Муса Аш-Шатави, нам сообщил Харун ибн Маруф, нам рассказал Дамрат от Усмана ибн Атаа от своего отца, что он сказал: «Жена Абу Муслима Аль-Хавляни сказала: «Абу Муслим, у нас нет муки». Он спросил: «У тебя есть что-нибудь?». Она ответила: «Дирхам, за который мы продали пряжу». Он сказал: «Дай мне его и подай сумку». Затем он пошел на рынок и остановился рядом с человеком, продающим еду, и в это время рядом с ним встал человек, просящий милостыню, и сказал: «О Абу Сулайман! Подай мне». Он убежал от него и встал у другой лавки, просивший же милостыню последовал за ним  и сказал: «Подай нам». Когда он надоел Абу Сулайману, он отдал ему дирхам, а затем взял сумку и наполнил её опилками вперемешку с землей. После этого он направился к дверям своего дома и постучался, при этом его сердце было в страхе перед семьей. Когда же он открыл дверь, он бросил сумку и ушел. Когда же она открыла её, то оказалось, что там мука. После жена замесила тесто и испекла хлеб. Ночью, когда прошло немного времени, Абу Муслим пришел и постучался в дверь, и когда он вошел, жена поставила перед ним стол, на котором были лепешки из муки. Он спросил её: «Откуда у вас это?» – и она ответила: «Абу Муслим, из той муки, которую ты принес». После этого он начал есть и плакать.

Я сказал: «Как ценен этот рассказ, и как много в нем пользы».  

Жизнеописание Абу Муслима Аль-Хавляни, да смилостивится над ним Аллах

Что касается Абу Муслима, обладателя этого чуда (карамата),  то его имя Абдуллах ибн Суваб, также говорят и ибн Саваб, и ибн Асваб, и ибн Абдуллах, и ибн Авф, и ибн Мишкам, и Якуб ибн Авф. Правильным и распространенным является то, что мы привели в начале.

Он был из числа жителей Йемена и жил в Шаме в городе Дарая, в известной деревне рядом с Дамаском.

Он был одним из поклоняющихся людей, ведущих суровый образ жизни. Он был праведником из числа последующего за сподвижниками поколения (табиунов), также он был из числа обладателей явных чудес (караматов) и блистательных состояний.

Он отправился в путь к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы стать сподвижником, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, скончался, когда он был в пути. Он явился в Медину и встретился с Абу Бакром, Умаром и другими сподвижниками, да будет доволен ими Аллах.

Некоторые из его ценных чудес (караматов) будут приведены ниже.

Хождение по воде

К его чудесам (караматам) относится то, что передал нам имам Ахмад ибн Ханбал в своей книге «Аз-Зухд»: «Поистине Абу Муслим Аль-Хавляни прошел мимо реки Тигр, и и перед ним возникла доска, по которой он прошел по воде, а затем повернулся к своим спутникам и сказал им: «Теряете ли вы из ваших вещей что-либо, чтобы мы просили Всевышнего Аллаха?»[32].

Эту же историю привели по другому пути передачи, и в ней сказано: «Он остановился у реки Тигр, затем воздал хвалу Всевышнему Аллаху и восхвалил Его, затем упомянул благодеяния  и благоденствия, затем упомянул проведение исраильтян по морю, затем крикнул на свое верховое животное, и оно пошло, пересекая Тигр, люди последовали за ним и пересекли реку».

Ворон принес ему радостную весть о победе отряда мусульман

Также с цепочкой передач (иснадом) от имама Ахмада передается: «Абу Муслим был в землях Византии, и в это время командующий отправил отряд в поход, назначив им срок возврата. Отряд  опоздал к назначенному сроку, и Абу Муслим обеспокоился из-за их опоздания.  Когда он совершал омовение на берегу реки, разговаривая с самим собой об их делах, на дерево, напротив него, сел ворон и сказал: «Абу Муслим, ты задумался о делах отряда? – он ответил: «Да», – ворон сказал: «Не беспокойся, поистине, они невредимы, взяли добычу и будут у тебя в такое-то время». Абу Муслим сказал: «Кто ты, да смилостивится над тобою Аллах?» – он ответил: «Я Артаиль, тот, кто радует сердца правоверных». Отряд вернулся в срок, указанный им, и таким[33], как упомянул ворон[34].

Ответ на мольбу Абу Муслима, да смилостивится над ним Аллах

 С цепочкой передач (иснадом) до имама Ахмада сообщается: «Однажды на земле Визанитии Абу Муслим сидел вместе со своими спутниками и рассказывал им хадисы, и в это время они сказали ему: «О Абу Муслим, мы очень хотим мяса, может ты попросишь Аллаха, и Он даст нам его?» – он сказал: «О Аллах, Ты слышал их слова и Ты способен на то, что они попросили». Едва они успели услышать крик войска, как явился олень и прошел мимо спутников. Абу Муслим и они вскочили и схватили его».

Просьба о ниспослании дождя нашим господином Муавией

посредством Абу Муслима, да будет доволен им Аллах

С цепочкой передач (иснадом) до имама Ахмада сообщается: «В эпоху правления Муавии, да будет доволен им Аллах, людей постигла засуха, и он вышел просить дождь вместе с ними. Когда они дошли до места совершения намаза о ниспослании дождя, Муавия сказал Абу Муслиму: «Ты видишь, что постигло людей, попроси Аллаха о дожде». Он сказал: «Я сделаю это, несмотря на моё нерадение», – затем встал. На нем был бурнус[35], и он спустил его с головы, затем поднял руки и сказал: «О мой Аллах! Поистине, мы просим Тебя о дожде. Я пришел к Тебе со своими грехами, не отвергай меня». Не успели они вернуться, как пошел дождь.

Абу Муслим сказал: «О мой Аллах, поистине Муавия воздвиг меня на место славы. Если у меня есть благо перед Тобой, то забери меня к Себе». Это был четверг, а Абу Муслим умер в следующий четверг[36].

Огонь не сжег Абу Муслима

С цепочкой передач (иснадом) до Абу Тахира Ас-Силяфи от Шурахбиля ибн Муслима сообщается: «Когда лжец Аль-Асвад ибн Кайс Аль-Анси объявил себя пророком в Йемене, он отправил за Абу Муслимом Аль-Хавляни. Когда тот явился, он спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что я Посланник Аллаха?» – тот ответил: «Я не слышу». Он спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – Посланник Аллаха?» – Абу Муслим ответил: «Да». Он снова спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что я Посланник Аллаха?» – тот ответил: «Я не слышу». Затем он еще раз спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад –Посланник Аллаха?» – Абу Муслим ответил: «Да».

Он повторил это многократно и затем велел разжечь огромный костер, в который Абу Муслим был брошен, но он не навредил ему. Тогда Аль-Анси сказали: «Изгони его от себя, иначе он настроит против тебя всех, кто следует тебе», – и тогда он велел ему уйти.

Абу Муслим прибыл в Медину, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение,  уже умер, и халифом стал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Абу Муслим опустил на колени верблюда у ворот мечети, затем вошел в мечеть и совершил намаз обратившись к столбу. Умар, да будет доволен им Аллах, увидел его, подошел к нему и спросил: «Откуда ты?» – он ответил: «Из Йемена». Он спросил: «Что сделал тот, которого лжец сжег огнем?» – он ответил: «Это Абдуллах ибн Суваб». Он сказал: «Я заклинаю тебя Аллахом, он – это ты?» – он ответил: «Конечно, да». Умар обнял его и заплакал, затем усадил его между собою и Абу Бакром, да будет Аллах доволен ими обоими, тогда он сказал: «Хвала Аллаху, который не умертвил меня, пока я не увидел в общине Мухаммада, мир ему и благословение, того, с кем поступили как с Ибрахимом, мир ему и благословение, другом Милостивого»[37].

Я сказал: «Это одно из величайших чудес (караматов) и наиболее ценных ярких состояний».

Смысл слов Абу Муслима «Не слышу»

Что касается его слов «Не слышу», то они имеют два толкования. Первое из них заключается в следующем: «Я не принимаю», – а второе предполагает, что Всевышний Аллах закрыл его слух от этой скверной большой лжи.

Некоторые ученые ограничились лишь первым толкованием, но второе, по-моему мнению, более явное. Аллах знает лучше.

                                                                                                     Чудо (карамат) Абдуль-Вахида ибн Зияда,

да смилостивится над ним Аллах

Ахмад ибн Аль-Хавари сказал в своей книге «Аз-Зухд»: «Мне рассказал Абу Сулайман следующее: «Абдуль-Вахида ибн Зияд, да будет доволен им Аллах, одолел паралич, и он попросил Всевышнего Аллаха излечить его на время совершения омовения. Когда наступало время омовения, он вставал со своей кровати, шел и совершал омовение, а когда он возвращался в постель, к нему возвращался паралич»[38].

Чудо (карамат) шейха Абуль-Хайра Ат-Тинати,

да смилостивится над ним Аллах

Передано в книге «Рисалят» имама, наставника (устаза) Абуль-Касима Аль-Кушайри с цепочкой передач (иснадом) до него: «Яслышал, как Ахмад ибн Мухаммад Ат-Тамими говорил: «Я слышал, как Абдуллах ибн Али Ас-Суфи сказал: «Я слышал, как Хамза ибн Абдуллах Аль-Алави говорил: «Я вошел к Абуль-Хайру Ат-Тинани, да смилостивится над ним Аллах, и был в душе убежден в том, что поздороваюсь с ним и выйду, не поев у него». Когда же я вышел от него и прошёл немного, вдруг он пришел за мной, неся еду, и сказал мне: «Юноша, поешьте это сейчас. Ты сдержал свое намерение».

Он сказал: «Этот Абуль-Хайр известен своими чудесами (караматами)»[39].

Мы занялись исправлением сердца, и лев побоялся нас

От Ибрахима Ар-Риккий сообщается: «Я направился к нему поздороваться, и он совершил вечерний намаз, не прочитав суру «Аль-Фатиха» подобающим образом, и я сказал себе в душе: «Мой путь пропал даром». Когда я завершил намаз, я вышел для совершения обряда ритуальной чистоты, и в это время на меня направились звери, тогда он вышел, прикрикнул на льва и сказал: «Разве я не говорил тебе не препятствовать моим гостям!?».

Лев отступил, и я совершил обряд ритуальной чистоты.  Когда я вернулся, он сказал мне: «Вы занялись исправлением явного и испугались льва, мы же занялись исправлением сердца, и лев испугался нас»[40].

Обязательность толкования действий

приближенных к Аллаху людей в лучшую сторону

Я сказал: «Те, кто подражают правоведам (факихам), не имея знаний, считают, что намаз Абуль-Хайра был недействительным из-за его слов «…не прочитав суру «Аль-Фатиха» подобающим образом…». Это является глупостью и невежеством тех, кто считают так, и их дерзостью в предоставлении воли своим предположениям о действиях приближенных к Аллаху рабов. Пусть разумный предостерегается от этого, и его обязанностью является, если он не понимает извлекаемых мудростей и превосходных тонкостей из их действий, узнать у понявших это».

В отличие от тех, кто не имеют досконального знания, и кто считает, что в тех словах было что-то противоречащее Шариату, я этого не увидел. Нам надлежит толковать действия приближенных к Аллаху рабов наилучшим образом.

Ответ на сомнения можно разделить на три пункта:

1)                 То, что произошло у него – это ошибка, не меняющая смысл суры «Аль-Фатиха», а подобная ошибка по единодушному мнению не портит намаз;

2)                 Он был бессилен в этом по причине болезни языка, и в таком случае его намаз также действителен по единодушному мнению;

3)                 Если у него не было оправдания, то все равно, по мнению имама Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах, и группы других ученых, чтение именно суры «Аль-Фатиха» не обязательно, и нет необходимости приближенному к Аллаху рабу следовать правовой школе (мазхабу) того, кто обязал читать её».

 

 

 

 


[1] «Ар-Рисалат аль-кушайрия», стр. 565.

[2] Мнение Аль-Кушайри, что перечисленные выше чудеса не могут быть у приближенных к Аллаху (авлия), является слабым и противоречит мнению большинства ученых, что можно найти в комментариях шейх уль Ислама Закарьи Ансари к «Ар-Рисалят аль-кушайрия». Данную точку зрения отверг даже сын Аль-Кушайри, Абу Насыр, в книге «Аль-муршид», а также известные ученые Имамуль Харамайн в «Аль-иршад» и Имам Ан-Навави в «Шарх Муслим».

[3] «Ар-Рисалат аль-кушайрия», стр. 565.

[4] Сура «Аль-Араф», аят 196.

[5] «Ар-Рисалат аль-кушайрия», стр. 565.

[6] Сказано также, что Зулькифль не был Пророком.

[7] Сура «Аль-Анбия», аяты 85-86.

[8] Сура «Аль Имран», аят 39.

[9] Сура «Ан-Ниса», аят 69.

[10] То есть приближенный к Аллаху человек не подобен Пророку в абсолютной защищенности от грехов.

[11] Сура «Аль-Ахзаб», аят 38.

[12] «Ар-Рисалат аль-кушайрия», стр. 566. Аль-Джунайд, да смилостивится над ним Аллах, указывает на то, что совершение греха приближенным к Аллаху человеком не отрицает его выского положения перед Всевышним (вилаят), и что Аллах скорым покаянием оберегает его от этого.

[13] Имеются в виду слова «…нет ничего плохого в том,  что они не будут бояться того, что конец их земной жизни не изменится …».

[14] Т.е. если он не побоится того, что это является испытанием, то он окажется обманутым, и познание Аллаха спадет с него, так как Всевышний Аллах сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Сура «Аль-Фатир», аят 28). Всякий обладающий знаниями неизбежно будет чувствовать страх перед Ним по той причине, что он будет знать Его величие и совершенство Его могущества.

[15] «Ар-Рисалат аль-кушайрия», стр. 566-567.

[16] Сура «Аш-Шура», аят 43.

[17] Сура «Аль-Имран», аят 134.

[18] Эти слова имеют смысл: «Я полностью полагаюсь на Тебя и предоставляю Тебе право мстить за меня моим обидчикам».

[19] Сура «Аль-Бакара», аят 194.

[20] «Ар-Рисалат аль-кушайрия», стр. 568.

[21] Абу Нуайм приводит в «Хульят аль-авлия» (10/190) от Сахля  ибн Абдуллаха, да смилостивится над ним Аллах: «У нас шесть основ: приверженность Книге Всевышнего Аллаха и следование Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,  употребление дозволенного, воздержание от вреда, избегание грехов, покаяние и исполнение обязанностей. Он сказал: «У того кто следует Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в сердце не будет выбора для чего-либо из вещей, и в его сердце будет властвовать лишь то, что любит Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха».

[22] См. «Шарх сахиха Муслима» (3/4), также «Ихкам ад-даляля» шейха Закарийи Аль-Ансари (2/972).

[23] Ибн Аббас, Кааб, Абу Зарр, Аль-Хасан и многие другие сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, утверждали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел Аллаха своими глазами. Это же утверждал и имам Ахмад ибн Ханбал. Имам Ан-Навави в своем комментарии к «Сахих» Муслима пишет: «Основой в этой главе является хадис от Ибн Аббаса, который является корифеем нашей уммы и тем, к кому обращаются для разрешения самых сложных вопросов. Слова Аишы, да будет доволен ею Аллах, не подвергаются порицанию, но когда передачи (риваяты) от Ибн Аббаса являются достоверными в подтверждении того, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, своими глазами видел Аллаха, нужно переходить к принятию мнения видения, так как утверждению отдается предпочтение перед отрицанием».

[24] Т.е. потеря своего выского положения перед Аллахом.

[25] Допустимость изменения конца не порождает сомнение в то, что он является приближенным к Аллаху или правоверным в данном состоянии.

[26] См. «Ар-Рисалат аль-кушайрия» (стр. 568).

[27] Сура «Худ», аят 120.

[28] Сура «Аль-Анам», аят 90.

[29] См. «Сунан Ат-Тирмизи» (2686). Хороший достоверный хадис.

[30] Аль-Мунави, да смилостивится над ним Аллах, сказал в книге «Файд аль-кадир»: «… так как слушание блага является причиной деяний, а деяние, исходя из явной стороны, является причиной вхождения в Рай…».

[31] «Сунан Ат-Тирмизи» (3415).

[32] «Аз-Зухд (2253).

[33] Т.е. с добычей.

[34] «Аз-Зухд» (2317).

[35] Плащ с капюшоном, сделанный из плотной шерстяной материи, обычно белого цвета.

[36] «Аз-Зухд» (2319).

[37] «Аль-Истиаб» (3181), «Тарих Димашк» (200/27).

[38] «Хульят аль-авлия» (6/155).

[39] «Ар-Рисалат аль-кушайрийя», стр. 573.

[40] «Ар-Рисалат аль-кушайрийя», стр. 573.
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Книга: Бустан аль-Арифин
Источник: darulfikr.ru


This post has been viewed 429 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru