26.04.2024
  ПУТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАМЯТИ О СМЕРТИ В ДУШЕ 

Поистине событие, именуемое смертью, является очень пугающим явлением, наводящим страх и несущим в себе огромные опасности. Источник беспечности и недальновидности людей в отношении того, что касается смерти, кроется в отсутствии у них необходимых сведений и размышлений о смерти, а также в том, что они не вспоминают часто о ней. А те из них, которые говорят, что помнят о смерти, часто просто кажутся таковыми. Ибо они не вспоминают о смерти со спокойным сердцем, не находящимся в состоянии неведения. Напротив, их души и сердца постоянно заполнены мирскими заботами. Поминание смерти не вызывает в сердце такого человека появления какого-либо чувства оживления, действия, а в душе его – боли, горечи и страдания. В сущности, человек должен очистить своё сердце и выбросить из него всё, за исключением смерти; он должен каждый миг помнить о смерти. Ибо люди каждый день видят воочию, как предают земле немало знакомых людей. Человек должен думать о смерти, представлять себе её в виде средства для передвижения, предназначенного для путешествия по опасному, крутому и обрывистому пути. Или видеть смерть в виде бескрайнего океана и представлять себе, будто бы он совершает путешествие среди опасностей и громадных океанских волн. Разве может тот, кто собирается в такое путешествие, думать о чём-нибудь ином, если он знает об опасностях, ждущих его? Разве может быть у него в голове какая-нибудь другая мысль, кроме мысли о том, как он может спастись, пройдя самым наилучшим образом по этому пути, если нет другого выхода и другого пути, кроме этого? Если кто-либо действительно преуспеет в том, чтобы поселить истину, именуемую смертью, прямо в своём сердце, если он выработает такое состояние, чтобы помнить о смерти каждое мгновение, то тогда эффект её воздействия на него увеличится. Когда это будет выполнено с успехом, когда это будет достигнуто, в дальнейшем радость и счастье от мирского благополучия уменьшатся, и убавится любовь и тяга к земному, а мирские желания, поселившиеся у него в душе, умрут. Самым прекрасным и убедительным способом воспитания этого в человеке напоминание о современниках и товарищах. Если у него были товарищи, которые умерли, или знакомые, обладающие властью, положением и возможностями, которых тоже уже нет, человеку следует напоминать о них. Следует напомнить о том, как они выглядели, какое положение занимали в обществе. Следует напомнить о том, как могила даже этих людей забрала к себе, как сгноила и превратила в прах их красивые, милые лица, их статные фигуры. И как, отделив друг от друга части их тел и рассыпав их, привела всё в состояние хаоса. Их кости истлеют, и от них не останется и следа. Следует рассказать о положении оставленных ими жён и мужей, осиротевших детей. Следует напомнить о том, как безрассудно тратили они свое богатство. Нужно вспомнить и о том, как их освободившиеся места в мечетях остаются пустыми. Нужно понять, что от них не осталось даже следов. Если таким образом говорить с человеком, душа его приобретёт подробные знания, связанные со смертью умерших товарищей и знакомых; если заставить его воображение нарисовать картину того, какой вид приобрел милый сердцу облик этих людей в могиле; если вызвать в памяти человека картины того, каким весёлым и молодым был один из умерших; как он жил на этой земле в суете и трудах, вообще не думая о смерти; как обманывался и заблуждался всё время, придавая значение мотивам и следствиям, – вот тогда это послужит уроком для человека, дабы он образумился и внял голосу разума. Одновременно следует напомнить человеку о том, что он постоянно ориентируется на свою молодость и силу, не думая, что однажды постареет и станет немощным и слабым; о том, что он желает проводить каждый день своей жизни весело, шутя и забавляясь; несмотря на смерть, постоянно забирающую людей перед его глазами, живёт беспечно и не имеет знаний о ней.

Человеку следует таким образом напоминать о том, что он обречен на гибель и уничтожение. Ему следует напоминать о том, как он прежде был жив и скор в своих движениях, а теперь его суставы и кости постепенно дряхлеют и разрушаются и когда-то рассыпятся и отделятся друг от друга. Нужно напомнить о том, как прекрасно говорил умерший человек, а теперь язык его, произносивший прекрасные речи, изъеден в могиле насекомыми и червями; как человек когда-то смеялся, и как могила поглотила его зубы, одержав победу над ними. Человек ради будущего метался, лез из кожи вон, трудился и приобрёл столько много добра, в котором не было потребности. В то время как ему оставалось жизни один месяц, он накопил столько, что хватило бы на двадцать лет. Однако человек пребывает в неведении о том, что может навлечь смерть на себя. Смерть внезапно и без предупреждения пришла и постучала в дверь в тот самый момент, который человек не взял в расчёт. Как раз в тот самый миг он увидел лик Ангела смерти. Тот Ангел шепнул ему в ухо благую весть о рае или же крикнул в ухо об аде с силой, равной силе мук ада, так громко, что барабанная перепонка могла бы лопнуть.

Вот такие и подобные этому примеры нужно предлагать человеку. Тогда он начинает размышлять о себе. Он думает: «Неужели и со мной произойдёт то же самое, что случилось с ними? Неужели я также близорук и беспечен, как они? Неужели и мой конец будет таким же?».

Абу Дарда (радыйаллаху анху) говорил так: «Вспоминая об умерших людях, старайся считать себя одним из них».

Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) говорил: «Истинно счастливый человек тот, кто извлекает для себя уроки, глядя на другого».

Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) говорил: «Разве вы не видите, как ежедневно, утром или вечером, кого-то из ваших знакомых вы отправляете в путь, чтобы он предстал перед Всевышним Аллахом? И вы хороните того, кого отправляете в последний путь. Человек обретает себе ложе в земле. Покидает свою жену и друзей. Все дела, которые он мог бы выполнить, остаются отныне позади».

Для того чтобы человек смог стать обладателем подобных мыслей и суждений, а также для того, чтобы он не забывал о смерти, ему следует посещать могилы и навещать больных людей. Такие посещения будут напоминать человеку о смерти, и это даже может превратиться у него в состояние обязанности, о которой он не будет забывать. Отныне смерть будет всегда перед его глазами, и он не будет забывать о ней. Человек, достигший такого состояния, впредь начнёт совершать приготовления к смерти и к жизни после смерти. Он начнёт обращать своё внимание на то, чтобы отдалиться от толпы и блеска этого обманчивого мира. Или иначе всё будет выглядеть так, как будто человек помнит и говорит о смерти, не думая о ней всерьёз, не поселяя страха смерти в своей душе, а это не способствует его интересу, его пользе и не обеспечит ему того, чтобы он был бдительным в отношении подготовки себя к жизни в потустороннем мире.

Если человек испытывает в том или ином смысле удовольствие от земного или есть что-то из мирского, что ему нравится, то он должен сразу же вспомнить о смерти. Пусть это удовольствие и этот вкус не заставят его забыть о смерти, и пусть он поразмыслит о том, как ему обособиться от них.

Ибн Мути однажды загляделся на свой дом. Дом очень нравился ему. Вслед за этим он начал плакать и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы не было смерти, я был бы счастлив с тобой. Если бы местом, куда мы отправимся, не была узкая могильная яма, то, бесспорно, из-за тебя я был бы счастлив!» А затем он стал плакать навзрыд.

Высказывания благочестивых о смерти

Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) говорит: «Событие, именуемое смертью, опозорило дунью. Смерть не оставила блаженства кому-либо из людей, обладающих разумом».

Раби бин Хайсам (рахматуллахи алейхи) говорит так: «Не было у му`мина ничего более благословенного, чем смерть. Смерть – итог, который он не знает и который постоянно ждёт. Самое благословенное и ожидаемое им событие – это смерть». А ещё Раби бин Хайсам говорит так: «Не извещайте меня ни о ком и тяните меня прямо к моему Господу».

Один из учёных сказал своему другу: «Брат! Остерегайся смерти, пока ты ещё находишься в этом мире. Ибо отправишься в такую страну, где даже если ты и пожелаешь смерти, не получишь её».

Когда рядом с ибн Сирином говорили о смерти, его тело застывало и становилось бесчувственным.

Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) каждый вечер собирал знатоков шариата – факихов. Вместе они спорили о Судном дне, воскрешении из мёртвых и потустороннем мире, а потом начинали плакать, словно перед ними находился умерший.

Ибрахим бин Тайми говорил: «Две вещи в этом мире отбивают у меня охоту и вкус. Одна из них – смерть. А вторая – это предстоящий ответ перед Аллахом. При воспоминании об этих двух вещах я теряю вкус ко всему».

Ка`б же говорил так: «Для того, кто узнает, истину смерти, уже не имеют впредь значения мирские заботы и злосчастья».

Благородная Сафийя (радыйаллаху анха) говорила: «Одна женщина пожаловалась Айше на то, что у неё жестокое и безжалостное сердце. Благородная Айша (радыйаллаху анха) сказала: «Ты постоянно вспоминай о смерти и веди речь о смерти. Ибо смерть смягчает сердце, делая его утончённым». Спустя какое-то время, эта женщина, придя к благородной Айше, поблагодарила ее».

Когда рядом с пророком Исой (алейхиссалям) заводили речь о смерти, с его тела каплями начинала сочиться кровь.

Когда возле пророка Дауда (алейхиссалям) вели разговор о смерти, или он сам говорил о ней, или же речь шла о Судном дне, он плакал так, как будто разрывались его суставы. Он приходил в себя лишь тогда, когда заходил разговор о милосердии и милости Всевышнего Аллаха.

Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Я не видел умных людей, кроме тех, которые были бдительны к смерти и постоянно пребывали в печали по поводу смерти!»

Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) сказал одному учёному: «Пожалуйста, прошу тебя, дай мне немного наставлений!» А тот отвечал ему: «Ты не первый халиф, который обречён на смерть!» Умар бин Абдульазиз сказал: «Продолжай!» И тот говорил: «Никто из предков твоих, вплоть до пророка Адама, не остался жив, все познали смерть. Теперь же наступил твой черёд. Умрёшь и ты!» Халиф Умар бин Абдульазиз заплакал в ответ на такое наставление.

Раби бин Хайсам (рахматуллахи алейхи) вырыл могилу в своём доме. Ежедневно, по нескольку раз в день он лежал, вытянувшись в ней. Таким образом, он желал постоянно помнить о смерти. Сам он говорил так: «Сердце моё расстроится и взбунтуется, если душа моя, хотя бы на миг, забудет о смерти».

Мутарриф бин Абдуллах бин Шухайр говорил так: «Сказать по правде, событие, именуемое смертью, и в самом деле отбило охоту у тех людей, кто плавает среди изобилия и богатства. Поскольку смерть заставляет человека терять вкус к удовольствиям, которые имеются в богатстве и достатке. Поэтому смерть, является необыкновенной милостью, редкостным благом».

Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) сказал Анбасе: «Часто вспоминай о смерти и постоянно говори о ней. Если ты не испытываешь трудностей с пропитанием и обладаешь достатком, то смерть поставит тебя в затруднительное положение, взяв за глотку, и мир станет для тебя тесен. Если ты испытываешь трудности с пропитанием, то она даст тебе ширь, довольство, благополучие».
Имам Газали (рахматуллахи алейхи)
Источник: islam-penza.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *