Человеку следует таким образом напоминать о том, что он обречен на гибель и уничтожение. Ему следует напоминать о том, как он прежде был жив и скор в своих движениях, а теперь его суставы и кости постепенно дряхлеют и разрушаются и когда-то рассыпятся и отделятся друг от друга. Нужно напомнить о том, как прекрасно говорил умерший человек, а теперь язык его, произносивший прекрасные речи, изъеден в могиле насекомыми и червями; как человек когда-то смеялся, и как могила поглотила его зубы, одержав победу над ними. Человек ради будущего метался, лез из кожи вон, трудился и приобрёл столько много добра, в котором не было потребности. В то время как ему оставалось жизни один месяц, он накопил столько, что хватило бы на двадцать лет. Однако человек пребывает в неведении о том, что может навлечь смерть на себя. Смерть внезапно и без предупреждения пришла и постучала в дверь в тот самый момент, который человек не взял в расчёт. Как раз в тот самый миг он увидел лик Ангела смерти. Тот Ангел шепнул ему в ухо благую весть о рае или же крикнул в ухо об аде с силой, равной силе мук ада, так громко, что барабанная перепонка могла бы лопнуть.
Вот такие и подобные этому примеры нужно предлагать человеку. Тогда он начинает размышлять о себе. Он думает: «Неужели и со мной произойдёт то же самое, что случилось с ними? Неужели я также близорук и беспечен, как они? Неужели и мой конец будет таким же?».
Абу Дарда (радыйаллаху анху) говорил так: «Вспоминая об умерших людях, старайся считать себя одним из них».
Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) говорил: «Истинно счастливый человек тот, кто извлекает для себя уроки, глядя на другого».
Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) говорил: «Разве вы не видите, как ежедневно, утром или вечером, кого-то из ваших знакомых вы отправляете в путь, чтобы он предстал перед Всевышним Аллахом? И вы хороните того, кого отправляете в последний путь. Человек обретает себе ложе в земле. Покидает свою жену и друзей. Все дела, которые он мог бы выполнить, остаются отныне позади».
Для того чтобы человек смог стать обладателем подобных мыслей и суждений, а также для того, чтобы он не забывал о смерти, ему следует посещать могилы и навещать больных людей. Такие посещения будут напоминать человеку о смерти, и это даже может превратиться у него в состояние обязанности, о которой он не будет забывать. Отныне смерть будет всегда перед его глазами, и он не будет забывать о ней. Человек, достигший такого состояния, впредь начнёт совершать приготовления к смерти и к жизни после смерти. Он начнёт обращать своё внимание на то, чтобы отдалиться от толпы и блеска этого обманчивого мира. Или иначе всё будет выглядеть так, как будто человек помнит и говорит о смерти, не думая о ней всерьёз, не поселяя страха смерти в своей душе, а это не способствует его интересу, его пользе и не обеспечит ему того, чтобы он был бдительным в отношении подготовки себя к жизни в потустороннем мире.
Если человек испытывает в том или ином смысле удовольствие от земного или есть что-то из мирского, что ему нравится, то он должен сразу же вспомнить о смерти. Пусть это удовольствие и этот вкус не заставят его забыть о смерти, и пусть он поразмыслит о том, как ему обособиться от них.
Ибн Мути однажды загляделся на свой дом. Дом очень нравился ему. Вслед за этим он начал плакать и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы не было смерти, я был бы счастлив с тобой. Если бы местом, куда мы отправимся, не была узкая могильная яма, то, бесспорно, из-за тебя я был бы счастлив!» А затем он стал плакать навзрыд.
Высказывания благочестивых о смерти
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) говорит: «Событие, именуемое смертью, опозорило дунью. Смерть не оставила блаженства кому-либо из людей, обладающих разумом».
Раби бин Хайсам (рахматуллахи алейхи) говорит так: «Не было у му`мина ничего более благословенного, чем смерть. Смерть – итог, который он не знает и который постоянно ждёт. Самое благословенное и ожидаемое им событие – это смерть». А ещё Раби бин Хайсам говорит так: «Не извещайте меня ни о ком и тяните меня прямо к моему Господу».
Один из учёных сказал своему другу: «Брат! Остерегайся смерти, пока ты ещё находишься в этом мире. Ибо отправишься в такую страну, где даже если ты и пожелаешь смерти, не получишь её».
Когда рядом с ибн Сирином говорили о смерти, его тело застывало и становилось бесчувственным.
Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) каждый вечер собирал знатоков шариата – факихов. Вместе они спорили о Судном дне, воскрешении из мёртвых и потустороннем мире, а потом начинали плакать, словно перед ними находился умерший.
Ибрахим бин Тайми говорил: «Две вещи в этом мире отбивают у меня охоту и вкус. Одна из них – смерть. А вторая – это предстоящий ответ перед Аллахом. При воспоминании об этих двух вещах я теряю вкус ко всему».
Ка`б же говорил так: «Для того, кто узнает, истину смерти, уже не имеют впредь значения мирские заботы и злосчастья».
Благородная Сафийя (радыйаллаху анха) говорила: «Одна женщина пожаловалась Айше на то, что у неё жестокое и безжалостное сердце. Благородная Айша (радыйаллаху анха) сказала: «Ты постоянно вспоминай о смерти и веди речь о смерти. Ибо смерть смягчает сердце, делая его утончённым». Спустя какое-то время, эта женщина, придя к благородной Айше, поблагодарила ее».
Когда рядом с пророком Исой (алейхиссалям) заводили речь о смерти, с его тела каплями начинала сочиться кровь.
Когда возле пророка Дауда (алейхиссалям) вели разговор о смерти, или он сам говорил о ней, или же речь шла о Судном дне, он плакал так, как будто разрывались его суставы. Он приходил в себя лишь тогда, когда заходил разговор о милосердии и милости Всевышнего Аллаха.
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Я не видел умных людей, кроме тех, которые были бдительны к смерти и постоянно пребывали в печали по поводу смерти!»
Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) сказал одному учёному: «Пожалуйста, прошу тебя, дай мне немного наставлений!» А тот отвечал ему: «Ты не первый халиф, который обречён на смерть!» Умар бин Абдульазиз сказал: «Продолжай!» И тот говорил: «Никто из предков твоих, вплоть до пророка Адама, не остался жив, все познали смерть. Теперь же наступил твой черёд. Умрёшь и ты!» Халиф Умар бин Абдульазиз заплакал в ответ на такое наставление.
Раби бин Хайсам (рахматуллахи алейхи) вырыл могилу в своём доме. Ежедневно, по нескольку раз в день он лежал, вытянувшись в ней. Таким образом, он желал постоянно помнить о смерти. Сам он говорил так: «Сердце моё расстроится и взбунтуется, если душа моя, хотя бы на миг, забудет о смерти».
Мутарриф бин Абдуллах бин Шухайр говорил так: «Сказать по правде, событие, именуемое смертью, и в самом деле отбило охоту у тех людей, кто плавает среди изобилия и богатства. Поскольку смерть заставляет человека терять вкус к удовольствиям, которые имеются в богатстве и достатке. Поэтому смерть, является необыкновенной милостью, редкостным благом».
Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) сказал Анбасе: «Часто вспоминай о смерти и постоянно говори о ней. Если ты не испытываешь трудностей с пропитанием и обладаешь достатком, то смерть поставит тебя в затруднительное положение, взяв за глотку, и мир станет для тебя тесен. Если ты испытываешь трудности с пропитанием, то она даст тебе ширь, довольство, благополучие».
Имам Газали (рахматуллахи алейхи)
Источник: islam-penza.ru