26.04.2024

чиханиеЭТИКЕТ ЧИХАНИЯ И ЧТО ГОВОРИТЬ ПРИ ЧИХАНИИ

Как известно, произнесение слова «Альхамдулиллах» после чихания является сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А в ответ тому, кто произнёс эти слова после чихания, желательно сказать «Ярхамукаллах».

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُل‏:‏ الحَمْدُ لِلَّهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أخُوهُ أوْ صَاحبُهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فإذَا قالَ لَهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فَلْيَقُلْ‏:‏ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بالَكُمْ‏»‏ قال العلماء‏:‏ بالكم‏:‏ أي شأنكم‏

 «Если кто-либо из вас чихнёт, пусть скажет «Альхамду лиллях», а его брат [по вере] пусть скажет ему: «Ярхамукаллах». И если он скажет ему: «Ярхамукаллах», пусть [чихнувший] скажет [ему в ответ]: «ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум»».

 Выражение «Альхамдулиллах» означает «Хвала Аллаху».

А смысл выражения «Ярхамукаллах» – «Да помилует тебя Аллах».

«ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум» означает «Да укажет вам Аллах правильный путь и приведёт Он в порядок все дела ваши».

 

 Мудрость просьбы милости

 

Как пишет имам Ибн Хаджар[1], мудрость просьбы милости Аллаха для чихнувшего в том, что от чихания человека может постигнуть паралич лица, и другие подобные болезни, поэтому следует просить для него милости Аллаха, чтобы Он сохранил его в том же облике и здравии.

 

Если чихнул немусульманин

 

Если рядом с вами чихнёт немусульманин, то ему в ответ следует сказать «Яхдикаллах» – да наставит тебя Аллах, или подобное этому выражение, но не следует просить милости для него, как это делается для брата мусульманина[2].

 

 Если чихнул ребенок

 

Также не следует говорить «Ярхамукаллах», если чихнувший является ребёнком, вне зависимости от того, умеет он отличать хорошее от плохого или нет. Ему желательно сказать «Баракаллаху фика» – да благословит тебя Аллах, или «Аншаакаллаху иншаан салихан», то есть «Пусть Аллах вырастит тебя благочестивым» и т.п.[3]

 Под ребёнком тут имеется в виду тот, кто не достиг половой зрелости.

 

Напоминание чихнувшему сказать «Альхамдулиллах»

 

Желательно также напомнить чихнувшему, чтобы он произнёс выражение «Альхамдулиллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ سَبَقَ العَاطِسَ بِالْـحَمْدِ أَمِنَ مِنَ الشَّوْصِ

 «Тот, кто опередил чихнувшего словами «Альхамдулиллах», будет в сохранности от болезней зуб, ушей и живота»[4].

 Если же он не произнесёт эти слова, напомнили ли ему об этом или нет, то нежелательно (макрух) просить милости для него словами «Ярхамукаллах»[5].

 Если есть сомнение, произнёс чихнувший эти слова или нет, то следует сказать: «Да смилуется Аллах над тем, кто воздал Ему хвалу», или: «Да смилуется Аллах над тобой, если ты воздал Ему хвалу», или сказать ему: «Скажи Альхамдулиллах», – и если он скажет это, то следует просить милости Аллаха[6] для него.

 

Если человек чихнул несколько раз

 

Если человек чихнёт несколько раз подряд, то согласно сунне следует просить милости для него после каждого чихания, если он чихал не более трёх раз. А если он чихал больше трёх раз, то сунной является сказать: «Шафакаллах» – да исцелит тебя Аллах и т.п. Это в том случае, если он чихает подряд, а если он чихает с промежутками, то есть не подряд, то в этом случае после каждого раза следует просить милости[7] для него.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ «‏إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيُشَمِّتهُ جَلِيسُهُ، وَإِنْ زَاد على ثَلاثَة فَهُوَ مَزْكُومٌ، وَلا يُشَمَّتُ بَعْدَ ثَلاثٍ‏»‏‏

 «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть тот, кто рядом с ним, произнесёт слова благопожелания (то есть «Ярхамукаллах»). Если человек чихнёт более трёх раз, значит, он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят»[8].

 

Если человек чихнул в намазе

 

На высокую степень этой сунны указывает и то, что если молящийся чихнёт в намазе, то ему также желательно произнести выражение «Альхамдулиллах» так, чтобы он слышал себя, то есть не мысленно и не слишком громко. А тот, кто услышит его, пусть попросит для него милостивыражением «Ярхамукаллах»[9].

Однако если молящийся чихнул во время чтения фатихи и произнёс выражение «Альхамдулиллах», то он должен заново прочитать фатиху, так как оно нарушает непрерывность чтения фатихи[10].

 Согласно ханафитскому мазхабу, если молящийся чихнул в намазе, то ему лучше произнести «Альхамдулиллах» мысленно, не шевеля языком. «Аль-Фатава Ат-Татархания» قال أبو يوسف :ان كان يصلي وحده أو خلف الامام فعطس فليحمدالله في نفسه و لا يتكلم فيه. و في النوازل قال الفقيه و به نأخذ. و قال أبو حنيفة : يصمت، و في الولوالجية الاحسن ان يسكت. «الفتاوى التاتارخانية»

 

Прикрывать рот во время чихания

 

И в конце: чихнувшему желательно не повышать голос и закрывать рот рукой или чем-то другим[11].

 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

 «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чихал, он прикрывал рот рукой (или одеждой), тем самым приглушая звук»[12].

 Всё, что мы привели, было взято из книги «Аль-Азкар» Имама Навави и книги «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, вместе с хашиятом Ширвани.

 Подготовил: Муса Багилов
Источник: taalib.ru

 


[1]عبارة التحفة 9/230: العطاس — حركةٌ مزعجةٌ ربَّـما تولد عنه نحو لَقْوَةٌ، فناسب أن يدعى له بالرحمة المتضمّنةِ لبقائه على سمته وخلقته، والمانعةِ من شماتة عدوّه به.

[2]عبارة المغني 6/18: وتشميت الكافر بيهديك الله ونحوه لا بيرحمك الله

[3]عبارة التحفة: ولصغير بنحو: أصلحك الله، أو: بارك فيك —

عبارة الشرواني:وظاهره: ولو غير مميز فليراجع… كأنشأك الله إنشاء صالحا اهـ ع ش -.

[4]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ تذكيره الحمد للخبر المشهور «من سبق العاطس بالحمد أمن من الشوص» أي: وجع الضرس، واللوص أي: وجع الأذن، والعلوص وهو وجع البطن.

[5]عبارة التحفة 9/230: ويكره قبل الحمد. عبارة الشروانيّ: ظاهره ولو لصغير وعلى تسليمه ينبغي اختصاصه بالمميز، فليراجع… فلا يعتد به ويأتي به ثانيا بعد الحمد اهـ ع ش

[6]فإن شكّ قال 9/230: يرحم الله من حمده أو يرحمك الله إن حمدته — وتحصل بها سنة التشميت اهـ ع ش -.

[7]عبارة التحفة 9/230: وتكرير التشميت إلى ثلاث ثم بعدها يدعو له بالشفاء — كعافاك الله أو شفاك الله اهـ ع ش -، وقيده بعضهم بما إذا علمه مزكوما؛ وحذفوه لأن الزيادة على الثلاث مع تتابعها عرفا مظنة الزكام ونحوه.

يظهر أنها لو لم تتابع كذلك يسن التشميت بتكررها مطلقاً.
 

[8] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2
 

[9]عبارة التحفة 2/148: يسن لمصل عطس أو سلم عليه أن يحمد بحيث يسمع نفسه… وبحث ندب تشميت مصل عطس وحمد جهرا

[10]عبارة التحفة 2/41: وإن (تخلل ذكر) أجنبيّ لا يتعلّق بالصلاة كـ«الحمد» للعطاس… (قطع الموالاة)

عبارة علي الشبراملسي في حاشيته على النهاية 2/47 : لكن إذا وقع ذلك في الفاتحة قطع الموالاة

[11]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ للعاطس وضع شيء — يده أو ثوبه أو نحوه اهـ مغني — على وجهه وخفض صوته ما أمكنه — وأن يحمد الله عقب عطاسه اهـ مغني

[12] Этот хадис приводят Ахмад 2/439, Абу Дауд 5029 и ат-Тирмизи 2745, который сказал: «Это хороший достоверный хадис».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *