ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Ислам и медицина, Читальный зал > ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ИСЛАМСКИЕ КОРНИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСПИТАЛЕЙ
Современные больницы являются плодами системного подхода к здравоохранению, практиковавшемуся в средневековых исламских обществах. Длинная цепь халифов, султанов, ученых и практикующих врачей собрала древние знания и проверенные временем практики из различных традиций и объединила их с их оригинальными исследованиями. Их бимаристан, или убежище для больных, был не только истинным предшественником современной больницы, но и практически неотличимым от современного мультисервисного центра здравоохранения и медицинского образования.
Бимаристан (с персидского «больница») служил и центром лечения, и домом для выздоравливающих после болезни или несчастного случая, и психологическим убежищем и домом для престарелых, который предоставлял базовое содержание престарелым и немощным, за которыми некому было ухаживать. К более крупным больницам, как и сейчас, были прикреплены медицинские школы и библиотеки, где старшие врачи обучали студентов тому, как применять знания на практике. Там проводились экзамены и выдавались дипломы. Институциональные бимаристы были посвящены укреплению здоровья, лечению болезней, расширению и распространению медицинских знаний. Первые больницы

Хотя места для больных существовали с древних времен, в большинстве из них не было элементарной организации и структуры ухода. В раннесредневековой Европе доминирующее философское убеждение считало, что происхождение болезни было сверхъестественным и, следовательно, неконтролируемым вмешательством человека: в результате больницы были немногим больше, чем хосписы, в которых за пациентами ухаживали монахи, стремившиеся обеспечить спасение души без усилий для лечения тела. Мусульманские врачи придерживались другого подхода. Руководствуясь хадисом, что Всевышний не посылает болезни без исцеления, они стремились использовать рациональные, эмпирические средства.

Мобильные диспансеры

Первый известный исламский центр помощи был создан в палатке Руфайды аль-Асламия при жизни пророка Мухаммада (мир ему). Известно, что во время Битвы у Рва она лечила раненых в отдельной палатке, установленной для них. Позже правители превратили эти палатки в настоящие дорожные диспансеры с лекарствами, едой, напитками, одеждой, сопровождением врачей и фармацевтов. Их миссия состояла в том, чтобы помочь тем больным, кто находится вдалеке от города. Они также предоставили мобильную помощь правителям. К началу 12 века правления сельджукского султана Мухаммеда Салджуки мобильная больница стала настолько большой, что для ее транспортировки понадобилось 40 верблюдов.

Постоянные больницы

Первым мусульманским госпиталем был только лепрозарий — приют для прокаженных, построенный в начале восьмого века в Дамаске при омейядском халифе Валиде ибн Абдель Малике. Работавшие там медики были поощрены большим имуществом и щедрой зарплатой. Пациенты были ограничены в передвижении (проказа, как известно, была заразной), но им предоставлялись стипендии, которые помогали заботиться о своих семьях. Самая ранняя документально подтвержденная больница общего профиля была построена в 805 году в Багдаде халифом Харуном аль-Рашидом. В последующие десятилетия в исламском мире возникло еще 34 больницы, и их число продолжало расти с каждым годом.
Визирь ‘Али ибн Иса ибн Джарах ибн Табит писал в начале 10-го века главному врачу Багдада: «Я очень беспокоюсь за заключенных. Их большое количество и условия содержания в тюрьмах дают основания полагать, что среди них должно быть много больных. Поэтому я считаю, что у них должны быть свои врачи, которые должны осматривать их каждый день и давать им, где это необходимо, лекарства и отвары.
Такие врачи должны посещать все тюрьмы и лечить там больных заключенных» Вскоре после этого была построена отдельная больница для осужденных, полностью укомплектованная и снабженная.
Автор: Ася Гагиева
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 54 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ислам и медицина, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2019 — Madrasah2.ru