ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > НРАВСТВЕННОСТЬ И ХАРАКТЕР

НРАВСТВЕННОСТЬ И ХАРАКТЕР

ЕСЛИ НЕТ СТЫДА, ТО ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ

Стыдливость – это черта характера и чувство, выражающееся в стремлении избегать того, за что может быть неловко. Чаще всего под стыдливостью подразумевается скромность в отношении собственного тела, стремление к сокрытию наготы и т.п.

С точки зрения Ислама стыдливость является нравственным качеством, которое побуждает человека к отказу от всего безобразного, сварного, дурного и не позволяет ему ущемлять права тех, кто имеет право на что-либо. Это укрепившаяся в душе человека привычка, которая побуждает его исполнять свои обязанности перед окружающими и избежать разногласий с ними.

Абу-ль-Касим Аль-Джунайд (да будет доволен им Аллах), сказал: «Стыд – это способность видеть благодеяния Аллаха и собственные упущения, между которыми и зарождается то, что именуется стыдом».

Если стыдливость является хорошим нравственным качеством, то оно непременно было присуще Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), который и является обладателем всех превосходных нравственных качеств.

От Абу Са’ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان رسول الله — صلى الله عليه وسلم — أشد حياء من العذراء في خدرها، فإذا رأى شيئا يكرهه عرفناه في وجهه

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за занавеской, и если он видел что-нибудь такое, что было ему не по нраву, мы замечали это по выражению его лица». (Бухари, Муслим)

Несомненно, Пророк (мир ему и благословление Аллаха), будучи обладателем высоких нравственных качеств, прививал своим последователям эти качества. В хадисе, который передают от Имрана бин Хусайна (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الحياء لا يأتي إلا بخير

«Стыдливость не приводит ни к чему, кроме блага». (Бухари, Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الحياء خير كله أو قال: الحياء كله خير

«В стыдливости нет ничего, кроме блага». (Муслим)

Стыдливость всегда будет удерживать человека от совершения плохих поступков и побуждать его только к благому.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также обратил внимание на важную взаимосвязь между стыдом и иманом и охарактеризовал стыдливость как одну из составляющих имана.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الإيمان بضع وسبعون أو بضع وستون شعبة: فأفضلها قول: لا إله إلا الله، وأدناها إماطة الأذى عن الطريق، والحياء شعبة من الإيمان

«Иман включает в себя более семидесяти или шестидесяти составляющих, наилучшей из которых является утверждение «Ля иляха илля-Ллах» – «Нет бога, кроме Аллаха», а наименьшей — устранение с пути того, что может повредить людям; и стыдливость является одной из составляющих имана. (Бухари, Муслим)

Под составляющими имана в хадисе подразумеваются определённые качества или поступки, совершение которых свидетельствует о том, что человек обладает иманом. Конечно же, в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не утверждает, что отсутствие в человеке стыдливости, которая является одной из составляющих имана, делает его неверующим.

Комментируя подобные хадисы, учёные-богословы утверждают, что в них говорится лишь о незрелости веры подобных людей.

Следовательно, человек, который крепко верит в Аллаха и не потерял чувства стыда, будет стремиться к добру, будет держаться подальше от всего дурного и харама, и его иман будет совершённым. А тот, у кого слабый иман и нет стыда, сможет с лёгкостью совершать злодеяния.

Эти бесстыдники не стесняются ни Аллаха, ни людей. Про таких Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, переданном от Абу Мас’уда ‘Укъбы бин ‘Амра аль-Ансари аль-Бадри (да будет доволен им Аллах), сказал:

إن مما أدرك الناس من كلام النبوة، إذا لم تستحي فاصنع ما شئت

«Поистине, одним из высказываний, которое дошло до людей из слов первого пророчества, гласит: «Если ты не чувствуешь стыда, то делай что хочешь»». (Бухари)

Посланник Аллаха указал в этом хадисе направление деятельности человека. Если человек при совершении какого-либо дела или действия не будет стыдиться Аллаха или людей, то пусть он принимает решение исполнить его. Таким образом, прежде чем совершить какой-либо поступок, человек должен сначала проверить его на соответствие своим убеждениям и ценностям религии.
Автор: Нурмухаммад Изудинов
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 82 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2018 — Madrasah2.ru