ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ПЕДАГОГИКА

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ — ПЛАНЕТА В ОПАСНОСТИ
 

Со слов Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллаh, передается, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем для своих подданных. Мужчина является пастырем для  своей семьи. И женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый несет ответственность за свою паству!» (Бухари).

Хорошее воспитание – это одно из проявлений заботы о своей пастве. Это то психологическое наследство, которое дают ребенку его родители. На этом фундаменте ребенок строит почти всю свою жизнь. Но мало кто подозревает, что между определенными методами воспитания и совершаемыми взрослыми людьми «ошибками», преступлениями, нарушениями и случающимися с ними несчастиями существует закономерная связь… Речь идет о применении различных форм наказания и насилия в отношении детей. Различные исследования, как экспериментальные, так и лонгитюдные, показали разительную разницу между людьми, которые подвергались жестким формам воспитания и обращения и теми, кто воспитывался в атмосфере тепла и уважения…

Формы плохого обращения с детьми

Плохое обращение – это не только про физическое воздействие в виде тумаков, ударов, толчков, битья розгами и т.д. Это может быть и эмоциональное насилие, когда ребенку запрещают выражать определенные чувства (гнева, например, или страха), когда от него отворачиваются, бросают, не обращают на него внимания, игнорируют его потребности, пренебрегают им, или угрожают ему, манипулируют, обманывают, принуждают, унижают, слишком много запрещают или безосновательно ограничивают, лишают любви. Психика – тонкая материя, которую легко задеть, поэтому даже грубые слова или недовольные взгляды могут ранить ребенка. Эти события также могут оставить роковой след в его психике, который затем формирует у него определенные стратегии поведения, мышления и чувствования, приводящие его и его окружающих к пагубным последствиям… Каким именно?

Результаты исследований

В книге «Высокая степень риска: дети без совести» Кена Меджида и Кэрол Маккелви говорится, что подвергавшиеся жестокому обращению и пренебрежению дети, если с ними не произойдет изменений до возраста шестнадцати лет, став взрослыми, будут стремиться к насилию. Кен Меджид говорит, что если мы не станем вмешиваться в жизнь своих детей на ранних стадиях, то скоро этих раненых детей станет больше, чем нас, и тогда мы окажемся в беде. Люди обычно недооценивают роль психологически ссадин, которые старшие оставляют на детях. Мы даже не подозреваем, как сильно мы вредим детям, позволяя себе плохо с ними обращаться. И не подозреваем, какой опасности подвергаем самих себя подобным пренебрежением, ведь наше завтра – в руках детей, которых мы обижаем сегодня. И по логике развития психики они обязательно захотят взять реванш…

Профессор Брюс Перри из медицинского колледжа Бейлора провел исследование с участием детей, подвергавшихся плохому обращению. По его словам ребенка от того, чтобы стать убийцей, отделяет только особая обстановка в семье. По его выводу постоянные наказания, пренебрежение, жестокое запугивание  приводят к стойким физическим изменениям структуры мозга детей.

1. Дети, испытавшие грубое обращение или наблюдавшие за ним, имеют высокий уровень стрессовых гормонов. Это значит, что они постоянно находятся в состоянии полной боевой готовности, у них слабый сердечный ритм, низкая эмоциональная чувствительность, наблюдается недостаток сострадания.

2. Дети, живущие с родителями замкнутыми и отдаленными, пассивными, подавленными или невнимательными, страдают отставанием в умственном развитии. Потому что недостаток внимания ухудшает развитие коры головного мозга.

3. Сканированные снимки мозга детей, испытавших пренебрежение, показали у них нарушение познавательных функций, что отражается на мотивации к учебе и желании познавать мир, добывать полезную информацию

4. Дети, получившие травмы развития в ранний период жизни, используют более примитивные и менее обдуманные методы решения конфликтов. Они более импульсивны, быстрее реагируют на раздражители, меньше других учитывают последствия своих поступков. К тому же они более агрессивны.

Согласно исследованиям Фостер Кляйн, специалиста по изучению детей с искажением личности, дети, испытавшие насилие и попадающие в группу высокого риска, обладают следующими чертами:

  • не способны любить и принимать любовь
  • совершают вредные для себя поступки
  • проявляют грубость в отношении других
  • прибегают к лицемерию и обману
  • имеют проблемы с воровством, объеданием, привычкой к тайным запасам
  • плохо контролируют свое поведение
  • не имеют длительных дружеских отношений
  • проявляют дефекты при зрительном контакте

Это результаты лишь некоторых исследований. Статистика, приведенная только в США, пугает и вместе с тем дает объяснение некоторым последним событиям, когда люди, не принадлежащие к каким-то идеологическим группировкам, совершали масштабные преступления – не лежит ли в основе такого поведения воспроизведение жестокости, которая была испытана ими в детстве?.. Сложно ответить, не зная доподлинной истории человека, однако статистика наводит не на оптимистичные мысли.

Статистика случаев неправильного обращения

  • Более 1,5 миллиона детей пострадали от насилия и пренебрежения
  • Пренебрежение было признано самой распространенной формой неправильного обращения с детьми
  • Более 1200 детей умерло в 2000 году от жестокого обращения и пренебрежения, 85 % из которых были младше шести лет
  • Более 530 тысяч детей подвергались эмоциональному воздействию
  • Более 1, 335 миллиона детей испытали физическое пренебрежение
  • Около тысячи детей, подвергавшихся наказаниям и пренебрежению в раннем детстве, были объединены в группу для наблюдения в 1996 году. В ходе исследований выяснилось, что они имели существенно более низкие уровни умственного интеллекта, гораздо чаще привлекались к выполнению неквалифицированных работ, совершали в 1,6 раза чаще преступные действия и гораздо чаще проявляли склонность к самоубийству или к развитию антисуицидальных расстройств личности, чем контрольная группа, не подвергавшаяся насилию.
  • Почти все преступники признаются, что в детстве они подвергались наказаниям

…и их последствия

Многие родители убеждены, что физические и психологические страдания, причиняемые ими их детям служат им на благо. Это заблуждение, прямо противоположное реальности, потому что то «благо», которое якобы содержится в таких формах воздействия на ребенка, не годятся ни в какое сравнение с реальными последствиями плохого обращения с ним. А в их числе:

  • ребенок привыкает к грубому обращению и проявляет его к другим
  • у него развиваются проблемы с тем, чтобы строить длительные дружеские и близкие отношения, развод – не редкий случай при таком воспитании
  • боль, нанесенная таким «воспитанием» оставляет глубокий и болезненный след, и в качестве попытки подсознательно «заткнуть» или ослабить эту боль, то есть забыться, человек начинает использовать различного рода зависимости (алкоголь, наркотики, игры и т.д.)
  • пережитые страдания во взрослом возрасте воспроизводятся в виде депрессий
  • характерна умственная отсталость (насилие тормозит развитие коры головного мозга), возникают проблемы с памятью, сосредоточенностью, низкая мотивация к учебе, познанию
  • люди, перенесшие насилие, считают его «заслуженным» к себе отношением, отсюда низкая самооценка, неуверенность в себе и отказ от удовлетворения своих потребностей
  • привыкнув к тому, что вопросы решались посредством силы и давления, а не правды и уважения ко всем, такие дети в будущем преклоняются перед силой и властью, и мало считаются с понятиями правды и справедливости
  • испытав жестокость к себе и глухоту в отношении их чувств, они проявляют то же самое в отношении других – мало эмпатии и много претензий
  • решение конфликтов происходит преимущественно жесткими методами и по принципу «победитель и проигравший»
  • обесценивание прав других, нарушение их границ – потому что они перенесли такое же обращение к себе
  • проявление радикализма, формирование внешней религиозной ориентации. Это последствие было выявлено Гордоном Олпортом, выдвинувшим концепцию внешней (лицемерной) и внутренней (искренней) религиозной ориентации, корни которых по его исследованиям зарождаются в семье, и в зависимости от типа воспитания формируется определенный тип религиозности. В данном случае насилие, пренебрежение и неуважение формируют у человека поверхностное отношение к религии, использование ее в своих целях, ориентация на мнение людей, а не на правду и «мнение» Всевышнего.

Пример Посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует

Вышеуказанные данные подтверждают аят Кyр`ана, в котором Всевышний Аллаh говорит, что в Посланнике Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, — наилучший пример для нас. Как он вел себя с детьми? Он играл с ними, баловал, ласкал, обращался уважительно и мягко и тем более ни разу не ударил. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллаh, рассказывал: «Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, был лучшим из людей по своему характеру. Как-то раз он послал меня что-то сделать. Я сказал: «Клянусь Аллаhом, я не пойду», — но в сердце чувствовал, что нужно пойти и сделать то, что сказал мне Пророк Аллаhа. Я вышел и встретился с ребятами, играющими на улице. Неожиданно Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, подошедший сзади, поймал меня за шкирку. Когда я посмотрел на него, он, смеясь, сказал: «Анасик, пойди, куда велено». Я ответил: «Да, уже иду, Посланник Аллаhа». Анас не послушал его, несмотря на то, что чувствовал в этом необходимость. Но как отреагировал на его поступок Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует? Не отругал, не ударил, не оскорбил, а, смеясь, напомнил о своем поручении.

Если дети «не слушаются», ведут себя грубо и неуважительно, то в большинстве случаев это не по причине их плохого характера, а потому что родители закладывают в них такие программы. Обращаясь с ребенком уважительно, ты учишь их уважению. Обращаясь к ним с любовью, ты учишь их любви. Соблюдая границы сам, ты учишь их тому же без слов. Ребенок впитывает наше обращение, а потом транслирует его с минимальными изменениями окружающему миру. Поэтому статистика случаев грубого обращения показывает, что наше завтра под угрозой, так как со временем оно перейдет в руки тех, кого мы сегодня бьем, унижаем, используем, кем мы манипулируем, пугаем и издеваемся. Если нас не останавливают от этого ни религия, ни детские страдания, то должен остановить хотя бы инстинкт самосохранения. Ведь насилие, как и любовь, переданные ребенку, когда-нибудь вернутся к нам в другом виде.

Автор: Ася Гагиева
Источник: muslim.kz


This post has been viewed 41 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru