ПОСТ — ЭТО САМОЕ СКРЫТОЕ ПОКЛОНЕНИЕ, И ПОЭТОМУ ОНО ТАК ВЫДЕЛЕНО ВСЕВЫШНИМ
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и его сподвижникам. Пост — это один из важнейших видов поклонения, о котором в одном из хадисов сказано:
Пост — это самое скрытое поклонение, и поэтому оно так выделено Всевышним Аллахом. В этой статье мы постараемся кратко разобрать все виды постов, кроме поста в месяц Рамадан, которые отдельно выделяются в Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Желательные посты можно разделить на те, которые повторяются только раз в год, те, которые повторяются каждый месяц, и те, что повторяются каждую неделю.
Пост в день Арафа
День Арафа — это девятое число Зуль-Хиджжи, когда паломники выполняют ключевой элемент хаджа — стояние в Арафа. Что касается паломников, то, если пост не ослабляет их поклонение и дуа в день Арафа, им тоже желательно поститься[3]. Ашура От Аиши (да будет доволен ею Аллах) [передается]:
И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
День Ашура — это десятое число месяца Мухаррам, и на основе вышеприведенных хадисов ханафитские ученые сказали, что это пост сунна[6].
Часть ханафитских ученых сказала, что нежелательно (макрух танзихи) поститься только десятого Мухаррама, и поэтому нужно поститься либо девятого и десятого, либо десятого и одиннадцатого[8]. Если десятое число Мухаррама придется на субботу, то не будет нежелательности поститься в этот день[9]. Десять дней месяца Зуль-Хиджжа
В эти дни желательно поститься: можно поститься все эти дни, можно поститься некоторые из них. Десятое число Зуль-Хиджжи — это праздник Ид аль-Адха, (Курбан-байрам), и в этот день поститься нельзя, поэтому речь идет о посте в течение девяти дней. Шесть дней Шавваля
Имам Малик считал нежелательным этот пост, и среди ханафитов были такие, которые сочли нежелательным поститься шесть дней подряд, начиная со второго Шавваля. Некоторые сказали, что нежелательность касается случая, когда пост начинается с первого Шавваля и длится пять дней подряд потом. Сильное мнение в мазхабе — отсутствие нежелательности поста, начинающегося со второго Шавваля, а разногласие касается того, что именно лучше — поститься подряд или раздельно, и оба варианта законны[12]. Посты в месяц Шаабан
Что касается хадисов с запретом поститься во вторую половину месяца Шаабан, то речь о тех, кто может ослабнуть перед постом в Рамадан[14]. Посты в месяц Мухаррам
Пост начала лунного месяца
Пост середины лунного месяца
Пост в понедельник и четверг
Пост в понедельник и четверг — это мустахабб[19].