ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > В СВЕТЕ ФИКХА

В СВЕТЕ ФИКХА

Пост — это самое скрытое поклонение, и поэтому оно так выделено Всевышним АллахомПОСТ — ЭТО САМОЕ СКРЫТОЕ ПОКЛОНЕНИЕ, И ПОЭТОМУ ОНО ТАК ВЫДЕЛЕНО ВСЕВЫШНИМ

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и его сподвижникам. Пост — это один из важнейших видов поклонения, о котором в одном из хадисов сказано: 

الصِّيَامُ جُنَّةٌ ، فَلَا يَرْفُثْ وَلَا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ : إِنِّي صَائِمٌ مَرَّتَيْنِ. وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ، يَتْرُكُ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي. الصِّيَامُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، وَالْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا
 
«Пост — это щит, и поэтому не ругайтесь и не грубите. И его человек будет пытаться сражаться или ругаться, то пусть ему скажут дважды: «Я пощусь!» Клянусь Тем, Кому принадлежит Моя душа, запах изо рта постящегося лучше перед Аллахом, чем запах благовоний. (И Всевышний Аллах говорит) он оставляет еду, питье и страсти из-за меня. Пост ради Меня, и Я воздам за него, а благие дела получат десятикратное воздаяние[1].

 Пост — это самое скрытое поклонение, и поэтому оно так выделено Всевышним Аллахом. В этой статье мы постараемся кратко разобрать все виды постов, кроме поста в месяц Рамадан, которые отдельно выделяются в Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Желательные посты можно разделить на те, которые повторяются только раз в год, те, которые повторяются каждый  месяц, и те, что повторяются каждую неделю. 

Посты, которые повторяются раз в год

 Пост в день Арафа 

، عَنْ أَبِي قَتَادَةَ ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : » صَوْمُ يَوْمِ عَرَفَةَ كَفَّارَةُ سَنَتَيْنِ : سَنَةٍ مَاضِيَةٍ، وَسَنَةٍ مُسْتَقْبَلَةٍ،
 
От Абу Катады [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Пост в день Арафа — это искупление двух лет: предыдущего года и будущего года»»[2].

 День Арафа — это девятое число Зуль-Хиджжи, когда паломники выполняют ключевой элемент хаджа — стояние в Арафа. Что касается паломников, то, если пост не ослабляет их поклонение и дуа в день Арафа, им тоже желательно поститься[3]. Ашура От Аиши (да будет доволен ею Аллах) [передается]: 

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَمَرَ بِصِيَامِ يَوْمِ عَاشُورَاءَ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ كَانَ مَنْ شَاءَ صَامَ وَمَنْ شَاءَ أَفْطَرَ
 
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) велел поститься в день Ашура, а когда пост в Рамадан стал обязательным, то, кто хотел поститься, постился, а кто не хотел, не постился»[4].

 И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: 

وَصِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ
 
«Я надеюсь, что Аллах простит прошедший год за пост в день Ашура»[5].

 День Ашура — это десятое число месяца Мухаррам, и на основе вышеприведенных хадисов ханафитские ученые сказали, что это пост сунна[6]. 

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَاقَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » لَئِنْ بَقِيتُ إِلَى قَابِلٍ ؛ لَأَصُومَنَّ التَّاسِعَ
 
От Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если я буду жив в следующем году, то буду поститься и девятого (Мухаррама)»»[7].

 Часть ханафитских ученых сказала, что нежелательно (макрух танзихи) поститься только десятого Мухаррама, и поэтому нужно поститься либо девятого и десятого, либо десятого и одиннадцатого[8]. Если десятое число Мухаррама придется на субботу, то не будет нежелательности поститься в этот день[9]. Десять дней месяца Зуль-Хиджжа 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » مَا مِنْ أَيَّامِ الدُّنْيَا أَيَّامٌ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ سُبْحَانَهُ أَنْ يُتَعَبَّدَ لَهُ فِيهَا مِنْ أَيَّامِ الْعَشْرِ، وَإِنَّ صِيَامَ يَوْمٍ فِيهَا لَيَعْدِلُ صِيَامَ سَنَةٍ، وَلَيْلَةٍ فِيهَا بِلَيْلَةِ الْقَدْرِ
 
От Абу Хурейры [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Самые любимые дни года для Аллаха, чтобы в них поклонялись, — это десять дней (Зуль-Хиджжи). Один день поста в них равен посту в течение целого года, а выстаивание ночи в них подобно ночи Могущества»»[10].

 В эти дни желательно поститься: можно поститься все эти дни, можно поститься некоторые из них. Десятое число Зуль-Хиджжи — это праздник Ид аль-Адха, (Курбан-байрам), и в этот день поститься нельзя, поэтому речь идет о посте в течение девяти дней. Шесть дней Шавваля 

عَنْ أَبِي أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، أَنَّهُ حَدَّثَهُ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : » مَنْ صَامَ رَمَضَانَ، ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ، كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
 
От Абу Аюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кто будет поститься в Рамадан, а затем будет поститься шесть дней Шавваля, тот подобен тому, кто постился весь год»»[11].

 Имам Малик считал нежелательным этот пост, и среди ханафитов были такие, которые сочли нежелательным поститься шесть дней подряд, начиная со второго Шавваля. Некоторые сказали, что нежелательность касается случая, когда пост начинается с первого Шавваля и длится пять дней подряд потом. Сильное мнение в мазхабе — отсутствие нежелательности поста, начинающегося со второго Шавваля, а разногласие касается того, что именно лучше — поститься подряд или раздельно, и оба варианта законны[12]. Посты в месяц Шаабан 

، عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ : كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ حَتَّى نَقُولَ : لَا يُفْطِرُ، وَيُفْطِرُ حَتَّى نَقُولَ : لَا يَصُومُ. فَمَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اسْتَكْمَلَ صِيَامَ شَهْرٍ إِلَّا رَمَضَانَ، وَمَا رَأَيْتُهُ أَكْثَرَ صِيَامًا مِنْهُ فِي شَعْبَانَ
 
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) (в некоторые месяцы) постился так много, что мы думали, что он будет поститься весь месяц, а затем (какие-то дни) не постился. А (в какие-то месяцы) не постился, так что нам казалось, что (в этом месяце) он не будет вообще поститься, а затем постился. Я не видела, чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), кроме Рамадана, постился весь месяц, и я не видела, чтобы он постился в каком-то месяце больше Шаабана»[13].

 Что касается хадисов с запретом поститься во вторую половину месяца Шаабан, то речь о тех, кто может ослабнуть перед постом в Рамадан[14]. Посты в месяц Мухаррам 

، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » أَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ رَمَضَانَ ؛ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ، وَأَفْضَلُ الصَّلَاةِ بَعْدَ الْفَرِيضَةِ ؛ صَلَاةُ اللَّيْلِ 
 
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Лучший пост после Рамадана — (это пост) в месяц Аллаха аль-Мухаррам. И лучший намаз после обязательного — намаз ночью»»[15].

 

Посты, повторяющиеся каждый месяц

 Пост начала лунного месяца 

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ : كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُيَعْنِي مِنْ غُرَّةِ كُلِّ شَهْرٍثَلَاثَةَ أَيَّامٍ.
 
От Абдуллаха [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) постился три дня в начале каждого месяца»[16].

 Пост середины лунного месяца 

عَنِ ابْنِ مِلْحَانَ الْقَيْسِيِّ ، عَنْ أَبِيهِ قَالَ : كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَأْمُرُنَا أَنْ نَصُومَ الْبِيضَ ؛ ثَلَاثَ عَشْرَةَ، وَأَرْبَعَ عَشْرَةَ، وَخَمْسَ عَشْرَةَ، قَالَ : وَقَالَ : هُنَّ كَهَيْئَةِ الدَّهْرِ 
 
От Ибн Мильхана аль-Кейса от его отца [передается]: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) повелевал нам поститься в белые дни: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого. И он сказал: «Это как пост целый год»»[17].

 

Посты, повторяющиеся каждую неделю

 Пост в понедельник и четверг 

، عَنْ جُبَيْرِ بْنِ نُفَيْرٍ ، أَنَّ عَائِشَةَ قَالَتْ : إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَتَحَرَّى صِيَامَ الِاثْنَيْنِ وَالْخَمِيسِ
 
От Джабира ибн Нуфейра [передается], что Аиша сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) старался поститься в понедельник и четверг»[18].

 Пост в понедельник и четверг — это мустахабб[19].

 

 


[1] Бухари, №1894.
[2] Ахмад, №22588.
[3] «Хашия» Ибн Абидина (6/197)
[4] Бухари, №2001.
[5] Муслим, №1162.
[6] «Хашия» Ибн Абидина (6/194).
[7] Муслим, №1134.
[8] «Хашия» Ибн Абидина (6/197).
[9] «Хашия» Ибн Абидина (6/198).
[10] Абу Дауд, №1728.
[11] Муслим, №1164.
[12] «Хашия» Ибн Абидина (6/394).
[13] Бухари, №1969.
[14] Аль-Миркат, 4/1364.
[15] Муслим, №1163.
[16] Абу Дауд, №2450.
[17] Абу Дауд, №2449.
[18] Насаи, №2360.
[19] «Хашия» Ибн Абидина (6/196).
Источник: azan.ru

This post has been viewed 98 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru