ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > ВЕРОУЧЕНИЕ

ВЕРОУЧЕНИЕ

погребение9ПОРЯДОК ЗАХОРОНЕНИЯ ПОКОЙНОГО

В заранее подготовленную нишу могилы укладывают тело покойного на правом боку, направив лицевую сторону к Кибле. Для этого вначале покойного кладут на краю могилы так, чтобы его голова находилась в той стороне могилы, где после похорон будут находиться его ноги.

Затем аккуратно со стороны головы его заносят в могилу.

Далее, прижав к его спине, укладывают каменные (или деревянные) плиты, чтобы его тело не отворачивалось в сторону. После этого засыпают могилу землёй и заполняют её. Есть учёные, которые говорят, что нежелательно закрывать нишу сожжённым кирпичом или доской.

Сунной является, чтобы тело покойного передавали в могилу мужчины, даже если покойный ребёнок или женщина. Однако доставить покойную женщину на место обмывания и там уложить её на носилки подобает женщинам. Предпочтение для спускания тела покойного в могилу отдаётся тому же, кому отдаётся и руководство погребальной молитвой. Однако для передачи тела покойной женщины в могилу приоритетность отдаётся её мужу, даже если в погребальной молитве предпочтение отдаётся родственникам покойной. Далее следуют её мужчины-махрамы, затем родственники с отцовской стороны, не являющиеся для неё махрамами, такие, как двоюродный брат. Потом следуют родственники с материнской стороны и далее праведные люди, из которых также выбираются самые благочестивые.

В случае отсутствия мужчин женщин выбирают по тому же принципу, что и в обмывании покойной.

Если двое имеют одинаковую степень в родстве с покойным, но один из них является более просвещённым, а второй – старшим по возрасту, то предпочтение отдается более учёному в противоположность тому, как поступают в погребальном намазе.

Желательно, чтобы количество людей, передающих тело покойного в могилу, было нечётным (один, три, пять и т. д. по необходимости). Над могилой не следует собираться, кроме как тем, кто опускает мёртвого или подаёт плиты или доски.

Опуская тело в могилу, следует стараться делать это так, чтобы ноги умершего находились ниже уровня головы, и следить за тем, чтобы тело оказалось на дне могилы в таком положении, в котором будет удобно повернуть его на правый бок, – чтобы оно было направлено грудью в сторону Каабы.

Во время укладывания тела покойного в могилу рекомендуется сверху закрыть могилу каким-либо покрывалом, одеялом и т. д., и в частности, если хоронят женщину.

При этом тому, кто опускает тело в могилу, рекомендуется произносить следующее:

بِسْمِ اللهِ وَعَلىَ مِلَّةِ رَسُولِ اللهِ

«Положили умершего в могилу с Именем Аллаха, имея намерение ради Аллаха (не преследуя никакой корысти, а только надеясь на вознаграждение и защиту, даруемые Аллахом). Мы, община Посланника Аллаха, придерживаемся его веры и поступаем согласно его Шариату».

Также произносят:

بِسْمِ اللهِ وَعَلىَ سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ

Эти слова имеют то же значение, что и предыдущая мольба.

Данная мольба приводится в изречении Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), переданном ат-Табарани:

إذَا وَضَعْتُمْ مَوْتَاكُمْ فيِ قُبُورِهِم فَقُولُوا بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ

«Когда положите ваших умерших в их могилы, произносите «Бисмилляхи ва ‘аля Суннати Расулиллях».

В хадисе также говорится, что если прочтут указанную мольбу при захоронении умершего, то в течение 40 лет его не подвергают каре.

При этом после слов «Бисмиллях» желательно добавить и الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ… «…ар-рахмани-ррахим».

Можно также при подавании покойного в могилу прочесть и мольбу, переданную нам от Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Он сказал: «Когда уже перенесли покойного на кладбище и все присутствующие для участия на похоронах сядут, ты стой на краю могилы. При подавании усопшего в могилу ты скажи:

 بِسْمِ اللهِ وَعَلىَ مِلَّةِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اَللَّهُمَّ هَذَا عَبْدُكَ نَزَلَ بِكَ وَاَنْتَ خَيْرُ مَنْزُولٍ بِهِ خَلَفَ الدُّنْيا خَلْفَ ظَهْرِهِ فَاجْعَلْ مَا قَدِمَ عَلَيْهِ خَيْرًا مِمَّا خَلَفَ فَإنَّكَ قُلْتَ: وَمَا عِنْدَ اللهِ خَيْرٌ لِلأبْرارِ

«Положили умершего в могилу с Именем Аллаха, имея намерение ради Аллаха. Мы, община Посланника Аллаха, придерживаемся его веры и поступаем согласно его Шариату. О мой Аллах, это – Твой раб, который стал Твоим гостем! Ты же, Господь мой, самый милостивый к Своим гостям и оказывающий лучшее гостеприимство. Он покинул дольний мир, так сделай же вечный мир, к которому он отправился, лучшим для него, чем мир бренный, который он оставил. Ибо Ты сказал:  «А то, что у Аллаха, является лучшим для благочестивых».

Также желательно прочитать отдельную соответствующую мольбу для умершего, например, следующую:

أللَّهُمَّ افْتَحْ أبْوَابَ السَّمَاءِ لِرُوحِهِ وَأكْرِمْ نُزُلَهُ وَوَسِّعْ لَهُ فيِ قَبْرِهِ

«О мой Аллах, открой для его души врата небес, возвысь его место обитания, расширь для него его место вступления и его могилу!»

Рекомендуется уложить умершего в могиле на правом боку, есть учёные, которые утверждают, что это даже обязательно. А повернуть его лицом в сторону Киблы является обязательным.

Желательно укладывать его так, чтобы его лицо и ноги, немного согнутые в коленях, касались стенки могилы, дабы умерший оказался в позе поясного поклона (как в намазе), и чтобы он не перевернулся на живот.

Рекомендуется также прислонить его спину к чистой каменной плите, чтобы он не перевернулся на спину.

Сразу после того, как положили умершего в могилу, развязывают узлы на саване. При этом говорят:

 اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أجْرَهُ وَلاَ تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

«О Аллах, вознагради и сохрани нас на правильном пути!»

Эти повязки собирают и ставят к ногам умершего, в саван, кроме той повязки, что находится на его бедрах.

Под голову умершего кладут какой-либо предмет: ссыпают землю или кладут каменную плиточку. Правую щеку покойного, освободив от савана, кладут на эту землю или камень.

Следует закрыть и потолок ниши, чтобы земля, которой засыпают могилу, не касалась тела покойного. Так пишется в книге «Шарх аль-минхадж».

Согласно достоверному слову учёных, закрывать нишу сверху является обязательным. Насыпать землю на умершего без изолирующей плиты нельзя. Если в процессе захоронения на тело умершего попала земля, то обязательно очистить его от неё.

Прежде чем засыпать могилу, тот, кто хоронит покойного, и один из присутствующих рядом первыми бросают в неё, т. е. в сторону головы лежащего в могиле, по 3 горсти земли. Это является сунной.

Со слов Абу Хурайры сообщается: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) три раза бросил землю в сторону головы мёртвого, лежавшего в могиле».

При каждом бросании рекомендуется читать следующие мольбы.

Бросая 1-й раз, произносят этот аят:

 ( بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ مِنْهَا خَلَقْنَاكُمْ)

Смысл: «С Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете – и к верующим, и к неверующим, а на том свете – только к тем, кто ушёл из жизни, будучи верующим. Из земли Аллах сотворил вас» (сура «Таха», аят 55).

После этого читают и эту молитву:

اَللَّهُمَ لَقِنْهُ عِنْدَ المَسْألَةِ حُجَّتَهُ

«О мой Аллах, внуши, напомни ему его довод, т. е. ответы, когда ему учинят допрос в могиле!»

При 2-м бросании произносят аят:

 (وَفِيهَا نُعِيدُكُمْ)

Смысл: «И в неё Он возвратит вас» (сура «Таха», аят 55).

Затем читают и эту мольбу:

اَللَّهُمَّ افْتَحْ أبْوَابَ السَّماءِ لِرُوحِهِ

«О мой Аллах, открой для его души врата небес!»

При 3-м бросании произносят аят:

 (وَمِنْهَا نُخْرِجُكُمْ تَارَةً أُخْرَى)

Смысл: «Из неё же Аллах выведет вас в другой раз» (сура «Та-ха», аят 55).

Далее читают и эту молитву:

 اَللَّهُمَّ جَفَّ الأرْضَ عَنْ جَنْبَيْهِ

«О мой Аллах, освободи его оба бока от земли (расширь могилу для него)!»

До конца захоронения покойного производят эти три бросания земли и чтение указанного аята и мольб, а после захоронения его время уже считается упущенным.

Остальным присутствующим на похоронах также желательно взять горстку земли, прочитать над ней 7 раз 97-ю нижеприводимую суру Корана («Аль-Кадр») и положить её в саван умершему или в могилу:

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ (1) وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ (2) لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ (3) تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِمْ مِنْ كُلِّ أَمْرٍ (4) سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ (5)

Сказано, что покойного, с которым совершили такой обряд, в могиле не подвергают мучениям.

Учёный-теолог Али аш-Шабрамульси пишет, что лучше положить эту горсть земли в саму могилу, нежели в саван умершему.

Желательно засыпать могилу лопатками и чтобы бугорок над могилой был не выше одной пяди. Рекомендуется поставить над могилой камушки, немного поливать могилу водой, установить надмогильную плиту (камень) на той её стороне, где покоится голова усопшего. Также, по словам аль-Кальюби, ссылающегося на Маварди, желательно установить такой камень и на той стороне могилы, где находятся ноги умершего.

Могилу засыпают землёй, которую извлекли из неё.

Следует обратить внимание на то, чтобы засыпанная землей могила возвышалась бы над уровнем земли на пядь (около 22 см), это является сунной (однако допустимо, чтобы высота бугра над могилой была бы и несколько больше).

Сравнять поверхность бугра, т. е. выпрямлять её, предпочтительнее в шафиитском мазхабе, чем делать её овальной формы. А все три остальных имама говорят, что лучше сделать поверхность могилы круглой, овальной. Так пишется в книге «Рахмат аль-уммат».

Покойного лучше хоронить на кладбище, нежели где-то отдельно, дабы мольба, прочитанная посещающими кладбище, распространилась и на него. И на кладбище рекомендуется хоронить родственников рядом, на одном месте, чтобы посещающим их было удобно и легко. И предпочтительно хоронить рядом с благочестивыми, праведными людьми.

Если люди не остаются на кладбище, то ночевать там является нежелательным. А если же люди остаются или собираются там, то нет ничего предосудительного в проведении ночи на кладбище.

После похорон читают мольбу, в которой просят у Всевышнего прощения за умершего, читают Коран, зикр, свидетельствуют в том, что он был хорошим, достойным мусульманином. Хорошо также попросить прийти за долгом того, кому задолжал покойный, просить простить умершего тех, кому навредил делом или же словом. После этого люди могут расходиться по своим делам. А наследующий день после похорон желательно совершить зиярат к этой могиле, т. е. посетить её.

Используя подходящий момент, в процессе захоронения следует увещевать присутствующих людей, как это часто делал и благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Автор Мухаммад Гаджиев аль-Инчхи
Источник: islamdag.ru

 


This post has been viewed 976 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru