26.04.2024

УДЕЛЯЙТЕ ВНИМАНИЕ ДЕТЯМ

Если человек хочет построить уникальный, выдающийся коммерческий объект, содержимое которого удовлетворило бы все нужды людей, а окружающая территория была бы заполнена всей нужной инфраструктурой, такому человеку нужно будет предпринять три шага:

а) первое – ему нужно найти земельный участок, наиболее подходящий для возведения на нем объекта;

б) второе – найти наиболее квалифицированного архитектора для разработки плана строительства;

в) третье – найти как можно более опытного строителя, который бы претворил в жизнь разработанный план.

Найдя землю, он должен будет заплатить немалую цену, чтобы заполучить ее. Нужно будет выплатить большой гонорар архитектору для составления плана в рамках своих пожеланий. Наконец, большие суммы будут уплачены и строителю для возведения необходимого объекта по составленному плану.

И вот здание возведено. Местные жители теперь часто посещают этот коммерческий объект. Их нужды удовлетворены, они с восторгом отзываются о здании. Объект стал настоящей жемчужиной для местного общества.

Многоуважаемые отцы и друзья! Будучи родителями, мы хотим, желаем, чтобы наши дети были уникальными, выдающимися, обладали сильной верой, лучшим характером и поведением, могли позаботиться о себе и обществе, стать активом для уммы посланника Аллаhа ﷺ.

В приведенном мною примере:

а) Земля – это мать. Если у нее сильная вера, хорошие качества, прекрасный характер и поведение, она повлияет на ребенка и его воспитание.

б) Архитектор выражает Аллаhа и Его посланника ﷺ, совершенный шариат, который дали нам Аллаh и Его посланник ﷺ, прекрасный план для воспитания наших детей.

в) А строитель – это отец, совершенный строитель, строящий своих детей в соответствии с планом шариата.

Многоуважаемые отцы и друзья! Нух (мир ему) служил своим людям тысячу лет, постоянно призывая людей к единственности Аллаhа, послушанию Аллаhу. И после тысячи лет, когда он полностью отчаялся, он обратился к Аллаhу с мольбой:

رَبِّ إِنِّى دَعَوْتُ قَوْمِى لَيْلًا وَنَهَارًا

«Господи! Я призывал мой народ днем и ночью» (Кyр`ан, 71:5)

Но никто не слушал, все нарушили закон. Тогда Аллаh (Свят Он и Велик) велел Нуху (мир ему): «Построй ковчег» (Кyр`ан, 11:37)

Аллаh сказал, что грядет Его наказание, а те, кто будет с Нухом (мир ему) в ковчеге, окажутся спасены от этого.

Нух (мир ему) увидел своего сына Канаана, который был непослушным, не слушался своего отца, говорившего ему поверить в Аллаhа. Всю жизнь своего сына Нух призывал его покориться Аллаhу. Это происходило вплоть до самого начала потопа, когда Нух (мир ему) снова сказал Канаану:

يَـٰبُنَىَّ ٱرْكَب مَّعَنَا وَلَا تَكُن مَّعَ ٱلْكَـٰفِرِينَ

«Сынок, присоединяйся к нам (в ковчег), не будь среди неверующих» (Кyр`ан, 11:42)

Нух (мир ему) призвал сына не ослушиваться Аллаhа (Свят Он и Велик). Но сын был упрям и сказал:

سَـَٔاوِىٓ إِلَىٰ جَبَلٍ يَعْصِمُنِى مِنَ ٱلْمَآءِ

«От ливня я спасусь на вершине горы» (Кyр`ан, 11:43)

До этого момента Нух (мир ему) продолжал призывать своего сына, но Аллаh (Свят Он и Велик) наслал потоп, который поглотил Канаана, сына Нуха (мир ему).

Многоуважаемые отцы и друзья! Мы живем в трудные времена. Много фитны, много пороков. И мы не знаем, что случится с нами к концу дня, что станет с нашими ценностями к концу недели, что станет с нашей верой в ближайшем будущем.

В хадисе сообщается, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

بَادِرُوا بِالْأَعْمَالِ فِتَنًا كَقِطَعِ اللَّيْلِ الْمُظْلِمِ يُصْبِحُ الرَّجُلُ مُؤْمِنًا وَيُمْسِي كَافِرًا أَوْ يُمْسِي مُؤْمِنًا وَيُصْبِحُ كَافِرًا

«Спешите совершать хорошие поступки до наступления такой фитны, что подобна темной части ночи…»

Как становится все темнее и темнее мрак в ночи, такие к нам придут трудности, подобные темной части ночи. Вплоть до того, что, как сказал пророк ﷺ: «…и настанет такое время, что утром человек будет тверд в своей вере, а уже к вечеру…»

То есть не пройдет и 24 часов, и даже 12 часов. Утром он будет верующим и говорить: «Ля́ иля́hа иллялла́h», – но к концу дня: «…он станет неверующим…»

И посланник Аллаhа ﷺ сказал: «…человек будет тверд в вере вечером, но к утру (спустя всего ночь) он станет неверующим».

Пророк ﷺ говорил:

سَتَكُونُ فِتَنٌ

«Придет такая фитна, что…»

القاعد فيها خير من الماشي والماشي خير من الساعي (أو كما قال رسول الله صلى الله عليه وسلم)

«…сидящий будет лучше идущего, а идущий будет лучше бегущего».

То есть, чем менее активен будет человек во время фитны и разлада, тем лучше он сохранит веру.

Однажды пророк ﷺ, находясь на возвышенности в Лучезарной Медине, спросил окружавших его сподвижников:

هل ترون ما أرى

«Видите ли вы то, что вижу я?»

Сподвижники сказали: нет, посланник Аллаhа, мы не видим того, что видишь ты. Тогда посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Я могу видеть фитну (разлад, зло), идущую прямо в ваши дома словно дождь.

Когда мы думаем о различных видах радиоволн и о том разном, что переносится посредством них от телевышек, по беспроводной связи, и входит непосредственно в наши дома, это напоминает нам об этом хадисе посланника Аллаhа ﷺ, где пророк ﷺ говорил, что в ваши дома войдет фитна словно капли дождя.

Многоуважаемые отцы и друзья! Нух (мир ему) построил свой ковчег. Пришло время, чтобы и мы построили свои ковчеги. Нух (мир ему) взял туда своих последователей, внес в ковчег слова калимы (свидетельства веры), защитил веру, спас людей от наказания Аллаhа (Свят Он и Велик). Настало время, чтобы мы, будучи людьми, главами семей, ответственными членами общества, возвели свои собственные ковчеги. И нам нужно защитить всех своих подопечных в наших ковчегах. Фитна вокруг нас может захлестнуть нас и тех, кто от нас зависит.

Аллаh (Свят Он и Велик) говорит нам в священном Кyр`ане:

يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ قُوٓا۟ أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا

«Верующие! Спасите себя и свои семьи от адского огня» (Кyр`ан, 66:6)

Смысл этих слов в том, что следует беспокоиться не только о себе, собственном спасении и безопасности. Беспокойтесь также и о тех, кто зависит от вас. Как мы беспокоимся о собственной безопасности, своем вечном спасении, в равной степени мы ответственны и за спасение наших жен, детей, подопечных. В отношении всех, кто находится под нашей заботой, мы ответственны за спасение их веры.

Когда мы смотрим на нашу ситуацию в обществе, близких нам людей и осознаем их образ жизни, то видим, что глава семьи может быть религиозен, посещать мечеть пять раз в день, быть сознательным по отношению к Аллаhу, заниматься благотворительностью, всегда призывать людей к признанию единственности Аллаhа, выезжать для распространения послания ислама в другие города, но что творится с теми, кто находится на нашем попечении? Отец может часто посещать мечеть, а сын не быть там ни разу. У близких членов семьи может вовсе не быть исламских ценностей. Разрыв в ценностях таков, словно близкие люди живут в противоположных концах земли. Человек старается восходить по ступеням своей духовности, но не заботится о тех, кто зависим от него. А ведь Аллаh (Свят Он и Велик) говорит нам (смысл): «Спасите себя и свои семьи…»

В мире технологий мы говорим о приложениях, скачивании различных их видов. К сожалению, в нашем обществе появился новый вид «приложений», и это – синдром отсутствующего родителя.

Наши дома превратились в своего рода гостиницы. Утром мы уходим, а возвращаемся лишь поздним вечером, когда дети уже почти спят. Мы принимаем душ, отправляемся в постель, а рано утром снова уходим, так и не увидев толком детей. И так продолжается изо дня в день, пока не доходим до того, что и не знаем, насколько выросли наши дети. Таков новый вид «приложений» – синдром отсутствующего родителя.

Многоуважаемые отцы и друзья! Это крайне вредно и очень пагубно для нас. Когда мы смотрим на сироту, мы сочувствуем ему, видим пустоту в его глазах, пустоту в его жизни. Но как прекрасно сказал один поэт:

ليس اليتيم الذي انتهى أبواه…

«Сирота не тот, у кого умерли мама с папой…»

Это еще не настоящий сирота. У кого умер отец, оставив сражаться с различными жизненными трудностями, тот еще не настоящий сирота. Как говорит поэт, сирота – тот, у кого есть мама, и она заботится о нем, но отец столь погружен в мирские дела, что у него нет времени на своих детей.

И такое поведение распространено среди нас. Мы обеспечиваем детей всем: даем им крышу над головой, одежду, еду, все, что они просят. И думаем, что этим заменяем им самих себя. Все перечисленное может иметь большое значение, но самое важное для ребенка – чтобы отец занимался им, проводил с ним время.

Мы не можем удовлетворить все желания своих детей. Это невозможно. И ничьи желания в этом мире не могут быть полностью удовлетворены.

У одного царя не было детей, и он обратился к своему царедворцу:

– Завтра приведи своего ребенка. У меня детей нет. Будь они у меня, был бы счастлив. У тебя ребенок есть, так что приведи его завтра во дворец.

На следующий день царедворец привел ребенка и представил его царю. Царь был счастлив и велел царедворцу, отцу ребенка:

– Позаботься о нем. Обращайся с ним, словно это мой собственный сын.

Прошло немного времени, и ребенок заплакал. Царь спросил о причине.

– Он плачет потому, что хочет слона.

Царь сказал:

– Нет проблем. Около дворца должен быть слон. Дайте его ему.

Ребенок успокоился. Но прошло время, и он снова заплакал. Царь спросил отца:

– А теперь почему он плачет?

– Он хочет иголку.

– Если мы дали ему слона, почему иголку дать не можем? Дайте ему иголку.

Ребенок успокоился, но потом снова заплакал. Царь спросил отца:

– Что не так? Почему он снова плачет?

– Он думает, как бы продеть слона через игольное ушко. Можете исполнить такое желание?

Царь ответил:

– Это невозможно. На такое я не способен.

Многоуважаемые отцы и друзья! Управляя своими магазинами, управляя своими фабриками, мы принимаем активное участие в этом. Стоит вам пустить дела на самотек, и вы знаете, что причиной проблем стало ваше отсутствие.

Так же и с нашими детьми: если в них есть что-то плохое, причина тому – синдром отсутствующего родителя. Мы не принимаем активного участия в их жизни. Не знаем, что происходит с ними. Не знаем, о чем они думают, кто их друзья, каково их мировоззрение. И проходят годы – столь долгий срок, – прежде чем мы обнаруживаем недостатки в ребенке.

Сообщается, что благородный пророк ﷺ сказал:

كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْؤول عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Каждый из вас – пастух. И каждый из вас ответственен за свою «отару».

Далее пророк ﷺ сказал: «Глава дома – пастух своего дома. И глава дома ответственен за свою «отару».

Будучи отцами, будучи родителями, главами семей, мы встречаемся с различными трудностями – разными суждениями, поведением, действиями наших детей. Но мы должны быть над ними, исправлять ситуацию и продолжать их воспитание.

Сообщается, что благородный пророк ﷺ сказал: «Когда ребенку исполнится семь лет, велите ему совершать намаз».

Не считайте его маленьким, не думайте, что подрастет – тогда и выучиться, отправившись на лекцию или совершив выезд с мусульманами.

Когда ему исполнится десять лет, то есть за три года, он должен быть способен на исполнение пятикратного намаза. Если он не совершил намаз, ударьте его. Это не значит, что вы должны устраивать настоящие побои, нужна просто небольшая встряска.

Когда ему исполнится десять, пусть он спит в отдельной постели. Не давайте кому-то еще спать в его постели. Особенно в нынешние времена пороков и безнравственности эти моменты очень важны.

Благородный пророк ﷺ уделял время своей семье. Проводил время со своими внуками. Во втором томе сборника Бухари приводится случай, как однажды посланник Аллаhа ﷺ направился в дом Фатимы (да будет доволен ей Аллаh) специально, чтобы провести время со своими внуками. И с улицы он позвал:

أين لُكَع أين لُكَع

Арабское слово لُكَع выражает любовь, как, например, на гуджарати при обращении к детям мы говорим «баччу». В общем, это слово, выражающее нежность. И благородный пророк ﷺ тоже использовал это слово любви и нежности:

أين لُكَع أين لُكَع

И тогда двое его внуков – Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллаh) – выбежали из дома и побежали к дедушке. Когда благородный пророк ﷺ имел дело с детьми, он сам вел себя как ребенок.

В сборнике «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля есть повествование, в котором благородный пророк ﷺ говорит:

من كان له صبي فليتصاب له

«У кого есть ребенок, пусть ведет себя с ним как ребенок».

Имеется в виду близость.

Благородный пророк ﷺ раскрыл руки, и Хасан с Хусейном (да будет доволен ими Аллаh) прыгнули к нему. Он оказывал им полноценное внимание. Но при этом, если он видел, что они делают что-то не так, тут же воспитывал их.

Однажды Хасан (да будет доволен им Аллаh) взял финик и положил себе в рот. Это был финик, который дали как милостыню (садака). Садака запрещена для благородного пророка ﷺ и его семьи. Когда пророк ﷺ увидел, что финик оказался во рту Хасана (да будет доволен им Аллаh), он положил пальцы ему в рот и сказал:

كخ كخ

То есть чтобы он убрал финик изо рта.

Даже если ребенок мал, вскоре он вырастет и будет знать, как поступать правильно. Благородный пророк ﷺ сразу предпринял необходимые действия. И так мы должны воспитывать наших детей.

Многоуважаемые отцы и друзья! Нашим детям нужно время, полноценное проведение времени с нами.

В хадисе рассказывается, что у женщины произошел выкидыш, то есть она была беременной, но случился выкидыш. В День воскрешения из-за грехов Аллаh приговорит ее к аду, но тот плод, который был у нее, предстанет перед Аллаhом и скажет (смысл): «О, Аллах! Это моя мама. Она не должна попасть в ад. Я люблю ее».

Аллаh (Свят Он и Велик) скажет, что это связано с ее грехами, она была непослушной Ему. Плод обратится к Аллаhу (Свят Он и Велик), скажет, что вырос в утробе своей матери, из-за этого любил свою маму, не может перенести ее отправление в ад. Разговор продолжится, пока Аллаh (Свят Он и Велик) не скажет ребенку: «Невозможно, чтобы Я наказал кого-то просто так. Но является возможным, чтобы Я простил просто так. Возьми маму и отправляйся в рай».

Многоуважаемые отцы и друзья! Смысл в том, что это ребенок, еще не рожденный, он просто находился в утробе матери, и если это является столь ценным, то представьте, если он рожден, проводит время со своими родителями, какова ценность этого!

Нам нужно привить семь ценностей своим детям:

а) Первое – научите их благодарности.

Иногда мы даем детям деньги на сладости, напитки, но слышим ли мы от детей: «Джазакумулла́h»? И когда ребенок не говорит «джазакумулла́h», упрекаем ли мы его за это? Учите ребенка благодарности. Если мы не обучим его благодарности, то завтра, получив большое количество благ от людей и Аллаhа, ребенок никому благодарен не будет.

б) Второе – нужно привить ему осознание таухида (единственности Аллаhа).

Расскажите о величии Аллаhа (Свят Он и Велик).

в) Третье – научите ребенка послушанию родителям.

Если ребенок непослушен вам, не смотрите на это сквозь пальцы, не махайте рукой на это из-за нежелания ссориться. Покажите детям, что вы – главный, вы – отец, и ребенок должен слушаться вас.

г) Четвертое – обучите ребенка сознательности по отношению к Аллаhу.

д) Пятое – обучите ребенка предписаниям Аллаhа (Свят Он и Велик) и расскажите ему о трудностях, которые предстоят в жизни.

е) Шестое – займитесь духовным совершенствованием (ислях) ребенка.

Если видите, что он делает что-то не так, тут же поправьте его.

ж) Седьмое — внимательно присматривайтесь к поведению и характеру ребенка.

Эти семь пунктов я привел из советов хакима Лукмана к своему сыну. В 21-м джузе священного Кyр`ана Аллаh  рассказывает о совете Лукмана, который тот дал своему сыну. Мы коснемся этого лишь вкратце:

وَلَقَدْ ءَاتَيْنَا لُقْمَـٰنَ ٱلْحِكْمَةَ أَنِ ٱشْكُرْ لِلَّـهِ

Первый совет:

«Благодари Аллаhа» (Кyр`ан, 31:12)

Привейте эту черту ребенку.

Второе:

يَـٰبُنَىَّ لَا تُشْرِكْ بِٱللَّـهِ

«Сынок, не приписывай Аллаhу напарников» (Кyр`ан, 31:13)

То есть не совершай ширка (многобожия). Привейте таухид ребенку.

Третье: послушание родителям.

وَوَصَّيْنَا ٱلْإِنسَـٰنَ بِوَٰلِدَيْهِ

«Мы завещали человеку быть послушным родителям» (Кyр`ан, 31:14)

Четвертое: сознательность по отношению к Аллаhу.

يَـٰبُنَىَّ إِنَّهَآ إِن تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ فَتَكُن فِى صَخْرَةٍ أَوْ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ أَوْ فِى ٱلْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا ٱللَّـهُ

Даже если у вас есть что-то с горчичное зернышко, где бы вы ни были, Аллаh проявит это в День воскрешения.

Пятое: совершай намаз и…

وَٱصْبِرْ عَلَىٰ مَآ أَصَابَكَ

Будь терпелив к тем многим трудностям, которые встретятся тебе в жизни.

Шестое: совершай ислях.

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ

«Не отворачивай лицо, когда встречаешь людей» (Кyр`ан, 31:18)

Не проявляй гордыню, надменность. Не говори, что ты – директор такой-то организации, президент фирмы, алим или муфтий, а потому можешь вести себя, как заблагорассудится. Совершай ислях.

И, наконец:

وَٱقْصِدْ فِى مَشْيِكَ وَٱغْضُضْ مِن صَوْتِكَ

Беспокойтесь о поведении ребенка.

Это семь моментов, которые нам нужно привить нашим детям.

Многоуважаемые отцы и друзья! Шейх Закария (рахимахуЛлах) в книге «Моя жизнь» («Аап бети») приводит один случай – и я рекомендую каждому из вас взять эту книгу, переведенную на английский, и постараться прочесть ее, она очень полезна для нашего совершенствования, нашего исправления, – так вот, шейх Закария (рахимахуЛлах) писал, что в детстве его мама сделала для него маленькую подушку. Детям очень нравились такие подушки, и его мама изготовила одну для него и дала ее ему. Однажды днем его отец хотел совершить кайлюлу (сиесту, дневной сон), и ему нужна была подушка, чтобы поспать на ней. Шейх Закария (рахимахуЛлах) рассказывает, что очень любил эту подушку и совершенно не хотел с ней расставаться. Он сказал отцу, что тот может взять его подушку. Отец взял ее, но шлепнул сына, сказав:

– Уже с такого возраста ты говоришь «мое», «мое»?! Эта подушка принадлежит мне, я – отец. С каких это пор она стала твоей?

Сыну стало стыдно. И, как рассказывал шейх, прошли десятилетия, но он продолжал чувствовать пользу того шлепка, который, по его словам, изменил направление его жизни.

Многоуважаемые отцы и друзья! Сейчас начало учебного года, дети начинают ходить в школу, медресе. Давайте проводить полноценное время с нашими детьми. Давайте скорректируем свой распорядок дня.

Если мы продолжим всю нашу работу как есть, продолжим все наши будничные дела как есть, то дети вырастут, начнутся приготовления к свадьбе, а мы будем удивляться, как они вообще выросли. Давайте проводить полноценное время с ними. Ребенок ходит в школу, медресе, возвращается – спросите его, как дела в школе, как дела в медресе. Матери обычно делают это. Но насколько мы, отцы, делаем это?

Второе: будучи семьей, мы должны сближаться, кушать вместе. В нынешние времена практика совместного семейного приема пищи исчезает. Ребенок кушает, придя со школы голодным. Отец ест после иша-намаза. Мать ест отдельно в другое время. И система семьи распадается, мы теряем возможность сблизиться друг с другом.

Третье: ночью проводите время с детьми. Возьмите для них книгу, истории о пророках, расскажите им эти истории.

На прошлой неделе муфтий Рафи Усмани (хафизахуЛлах) рассказывал, как его отец, муфтий Шафи (рахимахуЛлах), ночью давал им истории о пророках, и они в результате знали все эти истории.

Я могу рассказать и о собственном опыте. Мой отец выезжал с мусульманами в другие города для распространения ислама. И я помню, как по возвращении зимой он садился со всеми нами, детьми, у печки, и иногда, помимо прочего, рассказывал нам истории о различных пророках. И эта практика продолжалась. Хвала Аллаhу, все это до сих пор хранится в моей памяти…

Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи, из книги: «Маджлисы», стр. 63-75
Источник: muslim.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *