ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЯ 18, 19

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Науки о Священном Коране

Как легко понять из названия, эта группа шариатских наук всесторонне изучает священное писание мусульман.

Науки о Коране можно разделить следующим образом:

1. Изучающие его с точки зрения его формы: таджвид, наука о чтениях (кыраат).

2. Изучающие его с точки зрения его содержания: тафсир, усуль ат-тафсир.

3. И наконец одна общая наука, рассматривающая Коран в целом: историю его ниспослания, записывания, собирания в одно целое, его уникальность и т. д. Эта наука называется ‘улюм аль-Куран.

Рассмотрим кратко каждую из этих наук в отдельности.

1. ‘Ильм ат-таджвид (علم التجويد) 

В ней изучаются способы правильного чтения Корана, в первую очередь — правильная артикуляция звуков арабского языка (махрадж), а затем — правила сочетания этих звуков при чтении.

Эта наука является обязательной для изучения (фард аль-‘айн) каждым мусульманином, на которого возложена обязанность чтения Священного Корана. Проще говоря, каждый, кто читает суры Корана в намазе, обязан изучать таджвид.

Обычно принимающий Ислам или начинающий соблюдать религию первым делом обучается совершению намаза, заучивая — чаще всего со слуха или по транскрипции — обязательный минимум того, что необходимо читать в нем. Первый способ правильней и надежнее. Однако неправильно ограничиваться этим. Выучившись намазу, следует приступить к системному изучению таджвида, благо сейчас чтению Корана обучают практически в каждой мечети (как — это уже другой вопрос). Там уже учат арабские буквы, их свойства и способы произношения, правила таджвида и т. д. Также там обычно заучивают суры Священного Корана. Даже если мусульманин впоследствии не собирается заучивать Коран полностью, ему хорошо бы знать хотя бы последнюю, 30-ю, его часть (известную как «джуз ‘амма»).

2.’Ильм аль-кыраат (علم القراءات)

Эта сложная наука изучает различия в способах чтения Корана. В чтении Корана, как и в фикхе, есть свои мазхабы. Часто различия между ними достаточно сильны. Есть чтения общепринятые (мутаватир), их семь или десять. Есть редкие, а есть и отклонения от дозволенного (шазз). Часто различия между чтениями обусловлены диалектными различиями разных племен арабов.

К изучению науки о кыраатах приступают после заучивания Священного Корана. Это знание не для всех, однако в общине мусульман должны быть люди, сохраняющие его.

3. ‘Ильм ат-тафсир (علم التفسير)

О важности чтения Корана не в буквальном переводе, а с толкованиями (тафсирами) говорят и пишут очень много. Распространение дословных переводов с грубыми ошибками в области вероучения в эпоху повальной религиозной неграмотности после распада Советского союза — это одна из причин заблуждения мусульман, появления ваххабизма и экстремизма.

Все это так, однако эти разговоры не привели пока к появлению доступных широкой аудитории суннитских тафсиров на русском языке. Наиболее близок к этому «Аль-Мунтахаб», но и он не идеален. Перевод однотомных тафсиров классической эпохи, вроде тафсира «Джалялейн», делу не поможет: он слишком краткий, часто поясняет только отдельные слова через их синонимы, плюс к этому содержит не слишком полезную для русскоязычной аудитории информацию по арабской грамматике и различиям в кыраатах. Переводить эту и подобные книги — тупиковый путь.

Но хвала Всевышнему, ситуация понемногу меняется и на русском языке вот-вот должны появиться тафсиры, которые восполнят потребность в комментированном переводе нашей священной книги, адаптированном для современного читателя.

Тафсиров же на арабском языке, написанных суннитскими учеными, великое множество — от однотомных до многотомных. Среди них есть такие, где делается упор на толкование одних аятов Корана через другие («Адваъ аль-баян» шейха аш-Шанкыти), такие, где аяты комментируются хадисами и преданиями от ученых-саляфов (Тафсир ат-Табари, Ибн Касира, аль-Багави и др.) Есть такие, где раскрывается неподражаемость и выразительность формы Корана (например, «Кашшаф» аз-Замахшари) или такие, где собраны аяты, качающиеся решений фикха («аят аль-ахакам», например Абу Бакра аль-Джассаса или имама аш-Шафии).

Один из самых значительных ученых современности муфтий Мухаммад Такы аль-Усмани, да сохранит его Аллах, из всего множества тафсиров особо выделил следующие пять:

1. Тафсир Ибн Касир
2. «Тафсир аль-Кабир» имама Фахруддина ар-Рази
3. Тафсир Абу Су’уда
4. Тафсир аль-Куртуби
5. «Рух аль-ма’ни» имама аль-Алюси

Шейх Мухаммад Юсуф аль-Бинори, да помилует его Аллах, назвал четыре, которыми можно ограничиться: вышеперечисленные, кроме аль-Куртуби.

 

НАСТАВЛЕНИЕ 19

 

Науки о Священном Коране (часть 2)

4. Усуль ат-тафсир (اصول التفسير)

Эта наука — необходимый инструмент для толкователя Корана, подобно тому как без усуль аль-фикх не обойдется тот, кто всерьез занимается изучением фикха. Ученые классической эпохи установили определенные правила и закономерности для комментирования Священной Книги, которые современники игнорировать не в праве.

Эти правила вначале возникли в умах великих муфассиров (толкователей Корана), затем были зафиксированы ими в предисловиях к своим тафсирам: например, к тафсирам имамов аль-Куртуби, ат-Табари, Ибн Касира и др., да помилует их Аллах. Также источником этих правил служат классические книги по ‘улюм аль-Куран (об этой науке пойдет речь ниже), вроде «Аль-Иткан» имама ас-Суюты.

Из книг ученых предыдущих веков, посвященных именно усуль ат-тафсир, можно выделить «Мукаддима фи усуль ат-тафсир» Ибн Таймии (ум. в 728 г. по хиджре) и «Аль-фауз аль-кабир фи усуль ат-тафсир» Шаха Валиуллаха ад-Дахляви (ум. в 1176 г. по хиджре). Обе эти книги в наши дни активно издаются, изучаются и комментируются. Книг же современных ученых по этой науке великое множество, их невозможно перечислить.

Изучение этой науки — индивидуальная обязанность (фард ‘айн) для того, кто занимается тафсиром.

5. ‘Улюм аль-Куран (علوم القرآن)

«Науки о Коране» — таков буквальный перевод названия этой общей дисциплины, посвященной Корану как единому целому: истории его ниспослания, записывания, собирания, чтения, толкования и т. д.

На русский язык переведена замечательная книга муфтия Мухаммада Такы Усмани, да сохранит его Аллах, «Корановедение». Книгу можно скачать на сайте azan.kz. Она даст отличное представление читателю о науке ‘улюм аль-Куран, будет полезна как студентам, изучающим Шариат, так и простым мусульманам.

Первая ее часть посвящена истории Корана, отмененным и отменяющим аятам, дается отор тем, кто отрицает его подлинность и неизменность.

Последняя глава этой части рассматривает основные темы Корана:

- вероучение (акыда),
- повеления и запреты (хукмы Шариата),
- истории предыдущих общин,
- притчи и аллегории.

Вторая часть подробно рассказывает о толковании Корана, о существующих тафсирах, правилах его комментирования. Можно сказать, что вторая часть «Корановедения» — это также полезное введение в науку усуль ат-тафсир.

Науки о хадисах

Следующая группа наук посвящена изучению второго источника исламского Шариата — Сунны. Хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассматриваются учеными с двух сторон:

1. «Риваятан» — то есть рассматривая слова, поступки и качества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с точки зрения того, как они передаются, какими словами, какими путями шла передача и т. д. Также рассматривается текст хадиса с позиции его понимания, толкования и вынесения из него шариатских решений.

Хадисы «риваятан» изучают, читая, заучивая и комментируя сборники хадисов.

Примерная последовательность изучения такова:

1. «Арба’ин» имама ан-Навави,
2. «‘Умда аль-ахкам» имама Абдуль-Гани аль-Макдиси,
3. «Булюг аль-Марам» имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни,
4. «Рияд ас-Солихин» имама ан-Навави,
5. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» имама аз-Забиди,
6. «Мухтасар Сахих Муслим» имама аль-Мунзири.

Также к ответвлениям этого направления хадисоведения иногда ученые относят изучение «сиры» — биографии Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

2. Изучение хадиса «дираятан» — это изучение правил и условий, предъявляемых к передатчикам хадисов («джарх ва ат-та’диль»), а также терминологии (мусталах) хадисов: их видов и т. д.

Примерная программа изучения «мусталах аль-хадис»:

1. «Аль-Байкунийя» с толкованием имама аз-Зуркани или шейха Абдуллаха Сираджуддина.
2. «Нухба аль-фикар» с толкованием «Нузха ан-назар» — автор обеих книг — имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни.
3. «Мукаддима» имама Ибн ас-Саляха.
4. «Тадриб ар-Рави» имама ас-Суюты.
5. «Альфия» хафиза аль-Иракы с толкованием «Фатх аль-мугыс» имама ас-Сахави.
Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
____________________________

Azan.kz


This post has been viewed 342 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Наставления о важности ИЗ

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru