ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 27 (для 3 курса)

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ПОХОД ПРОТИВ БАНУ КУРАЙЗА В ПЯТОМ ГОДУ ХИДЖРЫ

Когда настало утро, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) и мусульмане вернулись в Медину и сложили оружие. В полдень к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) явился Джабраиль, да будет мир над ним, как рассказал мне аз-Зухри, в чалме из толстой парчи, на мулице с седлом, покрытым шелком, и спросил: «Ты уже сложил оружие, о, Посланник Аллаха?» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Да». Джабраиль продолжил: «А ангелы еще не сложили оружия: они вернулись лишь для того, чтобы догнать этих людей.
Всемогущий и всеславный Аллах приказывает тебе, о Мухаммад, пойти на Бану Курайза. Я отправляюсь к ним и потрясу их». Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) приказал муэдзину вызвать людей. Он возвестил: «Кто слушается и повинуется, должен совершить вечернюю молитву у Бану Курайза!» Над Мединой он оставил ибн Умм Мактума, как передает Ибн Хишам.

В походе против Бану Курайза Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)вручил свое знамя Али ибн Абу Талибу. Люди пошли за ним. Когда Али ибн Абу Галиб приблизился к замкам, услышал оттуда грязные ругательства в адрес Посланика Аллаха. Он вернулся и, встретив Посланника Аллаха в пути, сказал: «О Посланник Аллаха! Ты не приближайся к этим нечестивцам!»
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я думаю, что ты услышишь их брань в мой адрес». Али ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Когда увидят меня, ничего такого не скажут». Подойдя к замкам, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) крикнул: «О братья обезьян! Посрамил вас Аллаха и послал на вас свою месть?» Они ответили: «О Абу аль-Касим! Ты ведь не был таким грубым!»

До того, как прийти к Бану Курайза, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) проходил мимо группы своих сподвижников в местечке ас-Саурайн. Он у них спросил: «Кто-нибудь мимо вас проходил?» Они ответили: «О Посланник Аллаха! Мимо нас прошел Дихья ибн Халтфа аль-Калби на белой мулице, с седлом, покрытым шелком». Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) произнес: «Это Джабраиль. Он послан к Бану Курайза, чтобы потрясти их вместе с замками и вселить страх в их сердца».
Подойдя к Бану Курайза, Пророк расположился у одного из их колодцев под названием Бир Анна на границе их земель. К нему стали друг за другом подходить люди. Пришли люди после совершения предпоследнего вечерней молитвы, не совершив вечернюю молитву из-за слов Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям): «Никто не должен совершать вечернюю молитву, кроме как у Бану Курайза». Они пропустили эту молитву и совершили ее, уже будучи возле замков Бану Курайза. И после вечерней молитвы Аллах не осудил их за это в своей книге. Как не разгневался на них и Посланник Аллаха. Обо всем этом рассказал мне мой отец Исхак ибн Иасар, сославшись на Мабада ибн Кааба ибн Малика аль-Ансари.
Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) осаждал их в течение двадцати пяти дней, пока осада для них не стала невыносимой и пока Аллах не вселил в их сердца страх. Хавай ибн Ахтаб вошел вместе с Бану Курайза в их замок, когда племена Курайш и Гатафан отступили от мусульман, исполняя данное обещание Каабу ибн Асаду. Когда курайшиты убедились в том, что Посланник Аллаха не уйдет от них, пока не уничтожит их, Кааб ибн Асад обратился к ним словами: «О евреи! Вы видите, какая напасть напала на вас. Я предлагаю вам три варианта, выбирайте, который хотите!» Они спросили: «Каковы они?» Кааб сказал: «Последуем этому человеку и уверуем в него. Ей-богу, вам уже стало ясно, что он — пророк посланный, что он — тот, о котором упоминается в вашем Писании. И вы сохраните свою жизнь, свое имущество, своих детей и жен». Они ответили: «Мы никогда не разлучимся с учением Торы и не заменим его ни на что!»
Кааб сказал: «Если вы отвергаете это, то давайте убьем наших детей и женщин, потом выйдем к Мухаммаду и его сторонникам, обнажив мечи и не оставив за собой никаких забот. Пусть рассудит Бог нас с Мухаммадом! Если погибнем, не оставив за собой никого, за которых нам нужно бояться. А если мы победим, то найдем себе и женщин, и детей». Ему ответили: «Как убьем этих несчастных?! Какой смысл жить после этого без них?» Кааб продолжил: «Если вы отвергаете и это, то сейчас ночь на субботу. Возможно, что Мухаммад и его приятели не ждут нас сегодня. Они располагаются лагерем. Может, мы нападем на Мухаммада и его приятелей и застанем их врасплох?» Они ответили: «Тогда мы нарушим нашу субботу, совершив то, чего не совершали наши предки, кроме тех, кого, как тебе известно, постигло переселение душ». Кааб воскликнул: «Никто из вас с тех пор, как родила вас мать, не был решительным хотя бы раз на один день!»
Потом они отправили к Пророку(саллаллаху аляйхи ва саллям) посланцев с просьбой направить к ним Абу Лубабу ибн Абд аль-Мунзира из Бану Амр ибн Ауф (они были союзниками племени аль-Аус), чтобы посоветоваться с ним. Увидев его, его окружили мужчины, женщины разразились рыданиями, перед ним плакали дети. Ему их стало жалко. Его спросили: «О Абу Лубаба! Ты считаешь, что нам нужно сдаться Мухаммаду?» Он ответил утвердительно и указал рукой на свое горло, намекая на то, что они будут зарезаны. Абу Лубаба потом рассказывал: «Ей-богу, я еще не тронулся со своего места, как понял, что я предал Аллаха и Его посланника». Потом Абу Лубаба ушел своей дорогой и не пришел к Посланнику Аллаха. Он прислонился к одному из столбов мечети и произнес: «Я не сдвинусь с этого места, пока Аллах не простит мне содеянное мной. Даю обет Аллаху, что никогда больше не приду к Бану Курайза и никогда больше не появлюсь в городе, где я предал Аллаха и Его посланника!»
Ибн Хишам передал: «Как говорил Суфьян ибн Уайна, сославшись на Исмаила ибн Абу Халида, Аллах ниспослал об Абу Лубабе следующий аят: «О верующие! Не предавайте Аллаха и Посланника! Не предавайте то, что вам доверено, зная об этом». (8:27).

Ибн Исхак передал: «Когда до Пророка дошла весть о случившемся с Абу Лубабой, — а он ждал его долго, — Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Если бы он пришел ко мне, я бы его простил. Поскольку он уже совершил то, что совершил, я не могу освободить его с этого места, пока Аллах не простит его».

Мне рассказал Иазид ибн Абдаллах ибн Кусайт, что прощение Абу Лубабы пришло к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям), когда он находился в доме Умм Саламы. Она рассказывала: «На заре я слышала, как Пророк смеется. Я спросила: «Отчего ты смеешься, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Пришло прощение Абу Лубабу».
Я спросила: «Может, мне сообщить ему и обрадовать, о, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Сделай, если хочешь!» Она встала в дверях своей комнаты (это было до того, как пришло знамение о запрете общаться с мужчинами женам Пророка) и крикнула: «О Абу Лубаба! Радуйся, Аллах простил тебя!» Люди побежали к нему, чтобы освободить, но он сказал: «Нет, ей-богу, пока не освободит меня Пророк своими руками!» Когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) проходил мимо него, направляясь к утренней молитве, то развязал его.

Ибн Хишам рассказывает: «Абу Лубаба провел шесть дней, связанным у столба. Его жена приходила к нему во все времена совершения молитв, развязывала его для совершения молитвы, потом он снова возвращался к столбу и привязывал себя к нему. Об этом рассказали мне некоторые знатоки. О его прощении были ниспосланы следующие слова Аллаха: «Иные сознались в своих грехах: доброе дело они смешали с другим — худым. Может быть, Аллах простит им — ведь Аллах прощающий, милосердный». (9:102).
Ибн Исхак передал: «В тот день, когда Бану Курайза сдались Посланнику Аллаха, приняли ислам Саалаба ибн Саайа, Усайд ибн Саайа, Асад ибн Убайд — люди из Бану Хадаль, а не из Бану Курайза и не из ан-Надир, их происхождение выше этого».

В тот день из замка мимо охраны Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), возглавляемой Мухаммадом ибн Масламой, выходил Амр ибн Суада аль-Курайзи. Увидев его, ибн Маслама спросил: «Кто это?» Тот ответил: «Я — Амр ибн Суада». Амр отказался участвовать в вероломстве Бану Курайза против Пророка, говоря: «Я не изменю Мухаммаду никогда!» Когда Мухаммад ибн Маслама узнал его, он сказал: «О Боже, прости ошибки благородных!» Потом пропустил его, и Амр ушел своей дорогой. Он ночевал в ту ночь в мечети Пророка в Медине, потом ушел, и неизвестно, в какое место на земле он отправился. О нем рассказали Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Он сказал: «Этого человека Аллах спас из-за его верности». Некоторые люди утверждают, что он был связан гнилой веревкой в числе других курайшитов, когда они сдались на милость Пророка. Его веревка осталась брошенной, и неизвестно, куда он ушел, и тогда Пророк произнес эти слова. Аллах знает, что было на самом деле!

Утром они сдались на милость Посланника Аллаха. Ауситы возмутились и сказали: «О Посланник Аллаха! Они наши подопечные, а не хазраджитов. Ты поступал с подопечными наших братьев раньше так, как ты знаешь». (Пророк до Бану Курайза осаждал Бану Кайнука. Они были союзниками хазраджитов и сдались Пророку. Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль просил Пророка отдать их ему, и Пророк отдал их.) Когда ауситы обратились с этими словами к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям), он сказал: «Вы согласны, о ауситы, на то, что их судьбу будет решать один из вас?» Они согласились.
Пророк продолжил: «Этим человеком будет Саад ибн Муаз». По указанию Пророка Саад ибн Муаз находился в палатке жены одного из мусульман. Звали ее Руфайда. Она лечила раненых, находила утешение для своей души в оказании услуг тем мусульманам, которые понесли потери. Когда Саада поразила стрела в битве у рва, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил его родне: «Положите его в палатку Руфайды, скоро я его навещу». Когда Пророк назначил его судьей над Бану Курайза, к нему пришли люди из его племени и повезли его на осле, положив его на кожаную подушку. Он был человеком дородным, красивым. Повезли его к Пророку, говоря: «О Абу Амр! Поступай по-хорошему со своими подопечными. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) поручил тебе это дело с тем, чтобы ты поступил с ними по-хорошему». Когда стали много говорить ему об этом, он сказал: «Я ведь Саад! Не подобает мне бояться никаких упреков, а только Аллаха!»
Некоторые находившиеся возле него люди из его племени вернулись к дому Бану Абд аль-Ашхаль и сказали им, что с Бану Курайза до того, как пришел к ним Саад, узнав о сказанных им словах. Когда Саад пришел к Пророку и мусульманам, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Подойдите к своему господину!» Мухаджиры из курайшитов говорили, что Пророк имеет в виду ансаров. А ансары говорили, что Пророк имел в виду всех мусульман. Они подошли к нему и сказали: «О Абу Амр! Посланник Аллаха поручил тебе решить судьбу твоих подопечных». Саад ибн Муаз сказал: «Вы даете слово в том, что мое решение о них будет принято вами?» Они ответили: «Да». Потом Саад спросил: «А тот, кто находится здесь?» и указал на место, где находился Посланнику Аллаха, но не поворачиваясь к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) из уважения к нему. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил утвердительно. Саад сказал: «Я выношу им приговор: убить мужчин, разделить имущество, пленить детей и женщин».
Мне передал Асим ибн Омар ибн Катада со слов Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн Саада ибн Муаза, со слов Алькамы ибн Ваккаса аль-Лайси, который говорил: «Пророк сказал Сааду: «Ты осудил их судом Аллаха, исходящим с семи небес».

Ибн Хишам передал: «Мне рассказали некоторые знатоки, которым я верю, что во время осады Бану Курайза Али ибн Абу Талиб кричал:

— О, отряд верующих! — он и аз-Зубайр ибн аль-Аввам выступили вперед. — Клянусь Аллахом, я испытаю то, что испытал Хамза! Я захвачу их замок!» Курайзиты сказали: «О Мухаммад! Мы подчиняемся решению Саада ибн Муаза».

Ибн Исхак передал: «Потом они сдались, и Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубили им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами.
Среди них были враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени — всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек. Когда их уводили к Пророку, они говорили Каабу ибн Асаду: «О Кааб! Что же он с нами сделает?» Он отвечал: «Неужели вы и здесь ничего не понимаете? Разве вы не видите: тот, кто вызывает, не прекращает вызывать, а тот, кого уводят из вас, не возвращается? Это, ей-богу, убийство». Это продолжалось до тех пор, пока Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) не покончил с ними. Привели Хавайа ибн Ахтаба, врага Аллаха, на нем был плащ разноцветный, дорогой, но с дырками с разных сторон, чтобы не сняли с него, а руки его были привязаны к шее веревкой. Увидев Пророка, он сказал: «Ей-богу, я себя не упрекаю в том, что враждовал с тобой. От кого Аллах отказался, тот пропадет». Потом, обратившись к людям, произнес: «О люди! Что решил Аллах, то и сбылось. Это предписано Аллахом на Бану Исраиль!»
Потом он сел, и ему отрубили голову.

Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Аиши, матери верующих, которая говорила: «Из них была убита только одна женщина. Ей-богу, она была у меня, разговаривала со мной, хохотала, в то время как Посланник Аллаха убивал мужчин ее рода на рынке. Тут ее позвали по имени: «Где такая-то?» Она ответила: «Это я». Я спросила ее: «Горе тебе, в чем дело?» Она ответила: «Меня убьют». Я спросила: «Почему?» Она ответила: «Из-за одного дела, которое я совершила». Ее увели и отрубили ей голову». Аиша говорила: «Ей-богу, я не забуду. Как была я удивлена ее душевностью и смешливостью, в то время как она уже знала, что ее убьют».
Ибн Хишам сказал: «Это та женщина, которая сбросила жернов на Халлада ибн Сувайда и убила его».

Сабит ибн Кайс ибн аш-Шаммас — как рассказал мне ибн Шихаб аз-Зухри — пришел к аз-Зубайру ибн База аль-Курайзи (его называли Абу Абд ар-Рахман). Аз-Зубайр в период язычества отпустил на свободу после пленения Сабита ибн Кайса. (Мне некоторые потомки аз-Зубайра говорили, что он отпустил его в битве Буас: взял его в плен, отрезал ему прядь волос, потом отпустил его.) К нему пришел Сабит, уже будучи стариком, и сказал: «О Абу ар-Рахман! Ты меня узнаешь?» Он ответил: «Как я могу тебя не узнать?» Сабит сказал: «Я хочу отблагодарить тебя за то, что ты сделал для меня».
Аз-Зубайр произнес: «Великодушный отвечает благодарностью великодушному!» Потом Сабит ибн Кайс пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха! Аз-Зубайр оказал мне в свое время милость. Я хочу отблагодарить его за это. Отдай мне его!» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)ответил: «Он — твой». Сабит снова пришел к аз-Зубайру и сообщил ему, что Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) отдал его Сабиту и аз-Зубайр свободен. Аз-Зубайр ответил, что он уже старик, и если у него не будет ни родных, ни детей, то жить ему нет смысла. Сабит пришел к Пророку и сказал: «Ты мне дорог как отец и мать, о Посланник Аллаха! Отдай мне его жену и детей!» Пророк ответил: «Они — твои!» Сабит пришел к аз-Зубайру и сообщил: «Пророк отдал мне твою семью и твоих детей. Они теперь твои». Аз-Зубайр ответил: «Родные в Хиджазе — у них нет имущества. Зачем их оставлять в таком положении?» Сабит пришел к Пророку и попросил отдать имущество аз-Зубайра ему.
Пророк согласился. Сабит пришел и сказал: «Пророк отдал мне твое имущество, и оно теперь принадлежит тебе». Аз-Зубайр ответил: «О Сабит! Что стало с тем, лицо которого подобно китайскому зеркалу, в которое смотрятся девушки квартала, — с Каабом ибн Асадом?» Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с господином оседлых и кочевников Хавай ибн Ахтабом?» Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с нашим вожаком в наступлении и защитником наших в отступлении — Аззалом ибн Самвалом?» Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с двумя общинами?» Он имел в виду Бану Кааб ибн Курайза и Бану Амр ибн Курай-за. Сабит ответил: «Они убиты». Аз-Зубайр сказал: «Я прошу тебя, о Сабит, за мою услугу к тебе, отведи меня к моему народу! Ей-богу, нет смысла жить после них». Сабит отдал его, и он был убит. Когда до Абу Бакра ас-Сиддика дошли его слова «после своих любимых», он сказал: «Он встретится с ними в вечном огне».
Мне рассказал Шуаба ибн аль-Хаджжаж со слов Абд аль-Малика ибн Умайры, со слов Атии аль-Курайзи: «Пророк приказал убить всех курайзитов, достигших совершеннолетия. Я был мальчиком. Меня нашли несовершеннолетним и отпустили».

Мне рассказал Аюб ибн Абд ар-Рахман, что Сальма бинт Кайс, которая была одной из теток Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)со стороны матери, молилась вместе с ним лицом к Иерусалиму и Мекке, т. е. двум киблам, дала ему клятву женщин, попросила Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)отдать Рифаа ибн Самвала аль-Курайзи ей. Это был человек взрослый, и он попросил у нее помощи, поскольку был знаком с ними раньше. Она сказала: «О Пророк Аллаха! Отдай мне Рифаа! Он говорил, что будет молиться и есть верблюжье мясо». Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) отдал его ей. Она сохранила ему жизнь.

РАЗДЕЛ ДОБЫЧИ

Потом Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман. В этот день были определены доли всадников и пеших воинов, а также была выделена пятая часть добычи. Всаднику полагалось три доли: лошади — две доли, а всаднику — одна; пешему воину — одна доля. Во время осады Бану Курайза было тридцать шесть всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из нее пятая часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальнейшем во время походов.

Потом Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и обменял их там на коней и оружие.
Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр — одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она находилась у Посланника Аллаха до его кончины, была его собственностью. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) предлагал ей жениться на ней и изолировать ее, как и других жен Пророка. Она отвечала: «О Посланник Аллаха! Оставь меня в своей собственности — так легче и для меня, и для тебя!» Он так и сделал. Когда он взял ее, она отказалась принимать ислам, признавала только иудаизм. Пророк поселил ее отдельно. Он тяжело переживал про себя из-за того, что она отказывалась принять ислам. И вот когда он был вместе со своими сподвижниками, услышал за собой звук шагов. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: Это Саалаба ибн Саайа спешит сообщить мне о принятии Райханой ислама». Тот пришел и сказал: «О Посланник Аллаха! Райхана приняла ислам!» Этому он очень обрадовался.

КОРАН О БИТВЕ У РВА

В Коране о битве у рва содержится рассказ в суре аль-Ахзаб («Сонмы»): «О вы, которые уверовали! Вспомните милость Аллаха вам: когда шли на вас ополчения, Мы послали против них ветер и невидимые для вас ополчения. Аллах видел, что вы делали». Ополчения — это племена Курайш, Гатафан и Бану Курайза. Ополчения, которые послал Аллах против них вместе с ветром, — это ангелы. «Вот они напали на вас и сверху, и снизу, и вот взоры ваши поникли, сердца доходили до горла, и вы стали думать об Аллахе разные думы. Здесь верующие подверглись испытанию и были сильно потрясены. И вот, лицемеры и те, которые слабы духом, говорят: «То, что обещал нам Аллах и Его посланник, есть только обман». И вот, один отряд из них сказал: «Жители Ясриба! Вам не место здесь, вернитесь!»
Один отряд из них просит у Пророка позволения уйти, говоря: «Наши дома остались беззащитными». Но дома не были беззащитными, они хотели лишь убежать. Если бы на них напали в их городе [Медине], потом потребовалась бы битва с врагами, они не сумели бы их одолеть и остались бы в городе лишь немногие [в живых]. А ведь они раньше дали обет Аллаху в том, что назад не отступят. А за обещания Аллаху надо нести ответственность». Это — о Бану Хариса, которые вместе с Бану Салама во время битвы у горы Ухуд хотели отступить. Потом они дали обещание Аллаху, что никогда больше не станут этого делать. Аллах напомнил им данное ими обещание. Далее Всевышний сказал: «Скажи: бегство не принесет вам пользы; если вы и убежите от смерти или от убиения, но недолго будете наслаждаться жизнью. Скажи: «Есть ли кто-нибудь, который сможет вас защитить от Аллаха, если Он захочет сделать вам зло, или захочет вас помиловать?
Кроме Аллаха, они не найдут себе ни заступника, ни помощника. Аллах знает тех из вас, которые отклоняют [от Пророка] своих братьев [т.е. лицемеры] и говорят им: «Идите к нам!» Очень мало мужества проявляют они, показывая крайнее корыстолюбие среди вас. Когда приходит к ним страх, ты видишь, как они на тебя смотрят: они ворочают глазами, как тот, кто теряет сознание перед смертью. А когда страх проходит, они начинают острословить о вас».

«Они думают, что соумышленники не отступали [племена Курайш и Гатафан]. И если соумышленники опять придут, то они захотят стать кочевниками в пустыне вместе с этими арабами, и там только расспрашивать о вашем положении: «Если бы они и были бы с вами, то сражались бы мало». Потом, обратившись к верующим, Всевышний сказал: «Посланник Аллаха показал для вас прекрасный пример, тем, которые желают Аллаха и Судного дня и часто поминают Аллаха.
Когда верующие увидели соумышленников, сказали: «Это то, что предвозвестил нам Аллах и Его посланник. Правдив Аллах и Его посланник!» И в них лишь увеличились вера и покорность. Из верующих одни честно исполнили данный Аллаху обет; другие из них кончили свой срок; а некоторые все еще ждут вознаграждения за свои дела, когда Аллах вознаградит верных за их верность и накажет лицемеров, если захочет, или простит их: ведь Аллах — прощающий, милосердный. Аллах отверг неверных за их злобность, и они не встретили добра. А верующих Аллах защитил в этой битве: Аллах — могущественный, сильный. Тех людей Писания [т. е. Бану Курайза], которые помогали им, Он не выгнал их из замков их, вселив страх в их сердца: одну часть из них была убита, а другая — пленена. Он отдал вам их земли, дома и имущество и землю, на которую до этого не ступали ваши ноги [т. е. Хайбар]. Аллах способен на все». (33:9—27).

СМЕРТЬ СААДА ИБН МУАЗА

Когда завершилось дело Бану Курайза, открылись раны у Саада ибн Муаза, и он умер.

Мне рассказал Муаз ибн Рифаа аз-Заруфи. Он говорил: «Мне рассказывал один из моих родственников, что когда Саад ибн Муаз умер, к Пророку глубокой ночью пришел Джабраиль в чалме из толстого шелка и спросил: «О Мухаммад! Кто этот усопший, перед которым открылись врата неба и закачался трон?» Пророк быстро встал и, волоча одежду, поспешил к Сааду и нашел его уже мертвым».
Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амры бинт Абд ар-Рах-ман. Она говорила: «Аиша возвращалась в Мекку. Вместе с ней был Усайд ибн Худайр, которого встретила весть о смерти жены. Он расстроился из-за нее. Аиша тогда ему сказала: «Да простит тебя Аллах, о Абу Иахья! Ты печалишься о жене, между тем умер твой двоюродный брат, из-за чего закачался трон Аллаха!»

Рассказал мне один человек со слов аль-Хасана аль-Басри. Он говорил: «Саад был человеком тучным. Когда люди его понесли, оказалось, что он был легким. Некоторые лицемеры сказали: «Ей-богу, он был тучным, а когда мы несли его, он был очень легким». Это дошло до Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям), и он сказа «У него есть кроме вас носильщики. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, ангелы обрадовались духу Саада, и из-за него закачался трон Аллаха».
Рассказал мне Муаз ибн Рифаа со слов Махмуда ибн Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн аль-Джамуха, со слов Джабира ибн Абдаллаха, который рассказывал: «Когда Саад был похоронен, а мы были вместе с Посланником Аллаха, он произнес слова: «Субхану Аллах!» Люди произнесли эти слова вместе с ним. Потом он произнес: «Аллах акбар!» Люди повторили за ним. Они спросили: «О Посланник Аллаха! Почему ты говорил «Субхану Аллах»?» Он ответил: «Могила для этого благочестивого раба была тесной, пока Аллах не расширил ее».

Ибн Хишам передал: «Смысл этого хадиса содержится в словах Аиши: «Посланник Аллаха сказал: «Могила сжимает усопшего. И если кто-нибудь спасется от этого, то это будет Саад ибн Муаз».
Умм Саад (мать Саада), когда понесли его в носилках, плача, продекламировала стихи:

«Горе матери Саада! Умер ее сын Саад!

Он был суров и справедлив, велик и славен,

Всадник бесподобный. Он был незаменим, рубил врагов подряд.
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил: «Каждая оплакивающая женщина лжет, восхваляя усопшего, кроме оплакивающей Саада ибн Муаза».

Ибн Исхак сказал: «В битве у рва из мусульман погибли шесть человек. Из язычников были убиты три человека: из Бану Абд ад -Дар ибн Кусай -Мунаббих ибн Осман, в него попала стрела, и он умер от этого в Мекке и Бану Махзум ибн Иакза — Науфаль ибн Абд аллах. Попросили Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) продать его тело: он прорвался ко рву, застрял в нем и был убит, а тело его захватили мусульмане. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Нам не нужны ни его тело, ни плата за него» и не стал им препятствовать в выносе его тела.

Ибн Хишам передал: «Они дали Посланнику Аллаха за его тело десять тысяч дирхамов, как передали со слов аз-Зухри».

Ибн Исхак говорил, что были убиты тогда из Бану Малик ибн Хисль — Амр ибн Абд Вудди, его убил Али ибн Абу Талиб.
Ибн Хишам передал: «Мне рассказал заслуживающий доверия человек, которому передали рассказ ибн Шихаба аз-Зухри. Ибн Шихаб говорив «Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, в тот день убил Амра иб Абд Вудди и его сына Хисла ибн Амра».

Ибн Исхак говорил, что во время осады Бану Курайза со стороны мусульман погиб Халлад ибн Сувайд из Бану аль-Харс ибн аль-Хазрадж, на него был сброшен жернов, который раздавил его. Утверждают, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал, что ему будет вознаграждение от Аллаха как за двух погибших. Из этого же рода умер Абу Синан ибн Михсан, когда Посланник Аллаха осаждал Бану Курайза. Он был похоронен на кладбище Бану Курайза.

Когда участники битвы у рва ушли, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), как мне передали, сказал: «После этого дня на вас курайшиты больше не нападут, но вы на них нападете». После этого курайшиты на мусульман действительно не нападали, а Пророк на них нападал вплоть до завоевания Мекки».


This post has been viewed 2370 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Сиратун Ннабий – 3й год

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru