ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ДУХОВНЫЙ МИР ИСЛАМА

присмотревшись к сокровищам исламского наследия, мы поймем, что большая его часть призвана помочь человеку обрести внутренний покой и умиротворение. КТО-ТО ВНУТРИ НАС — ПРОТИВ НАС

Присмотревшись к сокровищам исламского наследия, мы поймем, что большая его часть призвана помочь человеку обрести внутренний покой и умиротворение.

Некий охотник бродил по джунглям в поисках места для привала. Наконец, он нашел подходящее место и, удобно расположившись, приготовился, уж было, отдохнуть, как вдруг увидел лежащий поодаль череп. Поскольку делать было нечего, охотник сказал черепу: «Привет!» Изумлению охотника не было предела, когда вдруг череп ответил ему: «Привет!» Ошеломленный охотник не придумал ничего лучше, как спросить у черепа: «Ты можешь говорить?» На что череп невозмутимо ответил: «Да, я могу говорить!» Охотнику стало интересно, и он спросил: «А как ты здесь оказался?» Череп ответил: «Разговоры, брат! Я слишком много болтал!»

Охотник вдруг испугался и побежал прочь от этого места. Но мысли о говорящем черепе не оставляли его в покое и он пошел к султану той страны: «О, могущественный султан! Ты не поверишь в то, что я скажу, но ты, как повелитель, должен знать о том, что происходит в твоих владениях. Дело в том, что я наткнулся в джунглях на говорящий череп! Я просто отдыхал, и увидел лежащий на земле череп. От нечего делать я поприветствовал его, на что череп ответил мне тем же!»

Далее охотник пересказал султану недолгий диалог, который состоялся между ним и удивительным черепом. Султан слушал своего подданного с явным недоверием, которое отражалось на его лице. После рассказа охотника султан сказал: «Ты либо шутишь, либо ты сошел с ума!» Охотник возразил: «Нет, о, повелитель!  Я могу держать пари!» Султан сказал: «Хорошо, раз ты настроен так решительно, то, думаю, мне стоит пойти и посмотреть на тот череп».

Вскоре целая процессия отправилась из дворца султана в джунгли. Охотник привел султана прямо к тому месту, где он познакомился с черепом. Султан неторопливо спешился, подошел к черепу и сказал: «Привет!» Однако череп молчал… Султан поприветствовал череп еще раз и более громким голосом. Череп и не думал нарушать естественный ход вещей. В дело решил вмешаться охотник. Он обратился к черепу: «Ты чего молчишь? Что случилось?» Но череп молчал!

Султан усмехнулся и сказал: «Я так и знал, ты – просто шарлатан, который отнял у меня время и выставил на посмешище!» Он взгромоздился на своего коня и, направляя его в обратный путь, напоследок кинул слугам: «Казните этого человека!»

Охотнику отрубили голову и бросили ее там же, рядом с тем черепом. Когда все удалились, череп сказал свежеотрубленной голове: «Привет!»

Голова возмутилась: «Дурак! Ты не мог заговорить немного раньше?»

Череп спросил: «А что тебя занесло сюда?»

И голова потупила взгляд: «Я слишком много болтал…»

История сия, конечно же, вымышлена, но в ней есть поучительный момент. О вреде лишних и ненужных разговоров разные народы сложили массу пословиц и поговорок. Выдающиеся мыслители и мудрецы писали в своих трудах о том, как преодолеть этот недостаток. Данный порок не был обойден вниманием благородного пророка Мухаммада (ﷺ). Известен его разговор со сподвижниками (р.а.), в котором он познакомил их с весьма эффективным способом сохранения «гигиены языка». Пророк (ﷺ) учил, что языка есть четыре применения: благодатная беседа о Всевышнем, добрый совет близкому, если тот нуждается в нем, ответ на вопрос спрашивающего, если отвечающему известен ответ. Когда Пророк (ﷺ) замолчал, сподвижники задали вопрос о четвертом применении языка. На это Пророк (ﷺ) ответил, что четвертым применением языка является его неподвижность, т.е. молчание.

Если задуматься, мы увидим, что в данном хадисе речь идет не столько о «гигиене языка», сколько о «гигиене ума». По сути, Пророк Мухаммад (ﷺ) делится методикой обуздания постоянного внутреннего диалога, который непрерывным потоком течет в каждом человеке в виде мысленного разговора. Увлеченность или, точнее, вовлеченность во «внутренний разговор» с самим собой приводит к роботизации человеческих действий во внешнем мире. Примерно так происходит обучение вождению автомобиля: вначале кажется невозможным научиться следить и за управлением, и за дорожной ситуацией, и за разговорами в салоне автомобиля, отвечать на звонки, звонить самому и т.д. Но когда умения приходят – основная масса всех операций и процессов при вождении совершается водителем автоматически. Если задуматься, то мы увидим, что автоматизация повседневных и привычных действий, которые человек совершает ежедневно из года в год на протяжении всей жизни, выполняет одну важную функцию, а именно: автоматизация жизнедеятельности освобождает место для пресловутого разговора с самим собой. Иными словами, кто-то внутри нас контролирует наш рассудок, наше умение мыслить и рассуждать. И до тех пор, пока мы не вернем себе контроль над своим умом, не приходится говорить о сколь-нибудь значимом продвижении по духовному пути.

В свете приведенного выше хадиса, важной задачей каждого мусульманина является обретение умения контролировать свой язык, свои слова. И когда «внутри» воцарится покой, тогда в человеке откроются новые возможности, как для адекватного восприятия внешнего мира, так и для адекватного поведения в нем. Немного внимания и, присмотревшись к сокровищам исламского наследия, мы поймем, что большая его часть призвана помочь человеку обрести внутренний покой и умиротворение. Действительно, кто имеет больше шансов проникнуться понятием таухида и шахады: человек, полностью погруженный в заботы внешнего мира и не имеющий ни минуты покоя для того, чтобы задуматься о смысле жизни или же человек, который обрел внутренний покой и может сосредоточиться на тончайших нюансах ощущений своего сердца?
Автор: Айдар Хайрутдинов
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 693 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Пророк Мухаммад, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru