ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Пятничная хутба > ПЯТНИЧНАЯ ХУТБА

ПЯТНИЧНАЯ ХУТБА

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК МУСУЛЬМАН

Ассаляму аляйкум ва рахматуллаhи ва баракятуh, дорогие мусульмане!
Во всех религиях, земных и небесных, есть особенные дни, считающиеся священными, и в них совершается целый ряд присущих им публичных ритуалов. Так, для иудеев священной является суббота, для христиан — воскресенье, а для нас, мусульман Аллах и его Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) назначили еженедельным днём Служения и собраний пятницу.

И если для евреев и христиан так называемый день Служения Богу, в основе которого лежит идея временного прекращения всякой деятельности материального характера (чтобы полностью посвятить себя духовной деятельности и общению с Богом) требует отрешиться от обычных дел, то мусульманам вовсе не обязательно отводить этот день для отдыха. Более того, мусульманская пятница так же отличается от других дней недели, но не освобождает мусульманина от его повседневных забот, а наоборот, разрешает работать до и после совершения пятничной молитвы, так как в Исламе принято молиться всю неделю, и обязательных — пять раз в день.

Слово Джума происходит от слова джамаа, «он собрал», так что яум аль — Джума означает «день Собрания». Этим словом также названа 62-я сура Священного Корана — «аль-Джума», в которой, в частности, говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Смысл: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете. Когда намаз будет завершён, то разойдитесь по земле, взыщите милости Аллаха и поминайте Его многократно, — быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Джума», 62/9-10).

О пятнице и тем, что с ней связано, имеется свидетельство во многих аятах Корана, в том числе таких, понимание которых невозможно без комментариев, как, например, в суре «аль-Бурудж» сказано:

وَالسَّمَاء ذَاتِ الْبُرُوجِ وَالْيَوْمِ الْمَوْعُودِ وَشَاهِدٍ وَمَشْهُودٍ

Смысл: «Клянусь небом, обладателем созвездий Зодиака; клянусь днём, который обещан; клянусь свидетелем и тем, о чем он свидетельствовал» (Сура «аль-Бурудж», 85/1-3).

Одно из толкований данной Суры сводится к тому, что «свидетель» — это пятница, а «то, о чём свидетельствовал» — арафа (день накануне неё). Сохранились многочисленные хадисы, подтверждающие это: «Обещанный день — судный день; свидетель — пятница и то, «о чём свидетельствовал», — Арафат. Пятница — это подготовленная Аллахом сокровищница»;

«Глава всех дней — это пятница, она свидетель. То, о чем свидетельствовал, — это день Арафат»…

Согласно другому толкованию, в данном аяте пятнице соответствует не «свидетель», а «наблюдаемый». Ибо пятница — это такой день, когда все мусульмане собираются (наблюдаемые ангелами, стоящими в этот день у ворот мечети) для совершения коллективного поклонения Аллаху. Оба следующих хадиса являются подтверждением того, что пятничный день называют «наблюдаемым» по причине присутствия ангелов у входа в мечеть: «В пятницу больше молитесь мне, потому что это день, когда ангелы сами стоят наготове и наблюдают»; «В пятничные дни ангелы находятся возле дверей мечетей и записывают имена входящих в них людей. Как только имам восходит на минбар (кафедру для проповедей), эти страницы прикрываются».

Интересно, что в доисламские времена пятница была шестым днём недели и по-арамейски называлась аруубе — что в переводе означает «канун». Этот день считался подготовительным к седьмому дню недели для иудеев — субботе, когда в Медине с утра и до обеда организовывался базар. А ещё, именно в пятницу Вселенная достигла своей совершенной формы, то есть, было завершено самое великое из творений Аллаха — человек, Адам (алейхиссалям). И в пятницу Адам был направлен с определённой миссией на землю, после чего Аллах опять же в пятницу принял его раскаявшуюся в забывчивости душу обратно.

Любопытно, что когда-то в пятницу предок курейшитов — Кааб бин Люейе (Кусай) — собрал своё племя и велел ему преклониться священным местам Мекки и Медины, а также сообщил о том, что один из его потомков станет Пророком. Таким образом, пятница — самый счастливый из всех дней недели — когда зародилось солнце веры.

Кстати, в Коране «Солнцем праведности», «дающем свет» назван Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), посланный ко всем людям (к тому времени утратившим представление о Боге, разуверившимися, что Бог существует) в качестве Пророка как «носителя добрых вестей» — о том, что Бог не забыл свои создания.

Таким образом, под руководством Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) уверовавшие идут по пути духовного восхождения.

Но на этом достоинства пятницы не исчерпываются. Для последователей Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) пятница — день приумножения добра и счастья. Религиозные ритуалы, совершаемые в этот день, более вознаграждаемы, чем в остальные дни недели. Так, одна только коллективная молитва ценится в Исламе гораздо выше индивидуальной (на целых двадцать семь ступеней), не говоря уже о совершении её в этот особенный день — в пятницу — в день обязательного собрания.

Награда за религиозные служения в пятницу умножается тысячекратно. В этот день хорошо читать молитвы с целью улучшения памяти и т. п. Стояние на Арафате во время Хаджа, выпавшее на пятницу, даёт право называть данное паломничество великим (Хадж аль-акбар). Не случайно Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «В Судный день ближе всех ко мне окажутся те, кто почитал меня больше всех в земной жизни. Всевышний освободит от семидесяти загробных и тридцать земных нужд тех, кто приветствует меня днем и ночью в пятницу.

Затем Аллах даст обязанности одному из ангелов. Сколько бы вы ни получили подарков, он придет в мою могилу и сообщит об имени, роде и племени того, кто возносит мне молитвы. Я же запишу это в свою белую тетрадь».

Радостный и праздничный день для мусульман — пятница, предписанная Аллахом для обязательного соблюдения (Сура «аль-Джума», 62/9-10). Об обязанностях совершать пятничную молитву много говорится и в различных хадисах, восходящих к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), который и сам совершал эту молитву до конца своих дней. Но самое главное, что связывает пятницу с религией — это её особый намаз.

Недаром существует хадис о том, что сердце мужчины, пропустившего три пятничных намаза подряд без уважительной причины, запечатывается (женщинам же совершать пятничный намаз можно дома). Известно, что Сатана старается воспрепятствовать мусульманам, собирающимся в пятницу в мечеть. Таким образом, тот, кто заранее совершит омовение и поспешит в мечеть к началу проповеди — за каждый свой шаг получит награду как за целый год духовной жизни (вместе с его постами и намазами), а также ему будут прощены все недельные грехи.

Совершение специальной молитвы в пятницу — священный долг каждого совершеннолетнего Мусульманина (Сура «Джума» 62/9-10). Но кроме пятничного намаза существует ещё ряд ритуалов, исполнение которых в данный день недели является сунной: духовное очищение покаянием; дополнительные молитвы, частые приветствия Пророка (салляллаху алейхи ва саллям); купание накануне пятницы и надевание в мечеть красивой одежды, использование духов. В этот день всем мусульманам хорошо радоваться и улыбаться, желательно приходить в мечеть как можно раньше, сделать два раката соответствующего намаза, читать или слушать суру «аль-Ахкаф» (62) или суру «Каф» (18).

Во время пятничного богослужения лучше читать суры «аль-Джума» (62) и «аль-Мунафикун» (63) или «аль-А’ля» (87) и «аль-Гашия» (88).

При этом надо помнить, что пятница — своего рода праздник, поэтому в этот день запрещено соблюдать однодневный пост; заходить в мечеть после азана, без крайней необходимости заниматься торговлей и другими земными делами от начала чтения имамом азана и до совершения намаза, недопустимо отправляться в путешествие во время пятничного намаза, не совершив его.

Одним словом, тот, кто придерживается всех этих установлений, будет считаться совершившим благое дело а «тому, кто предстанет [перед Аллахом] с добрым деянием, воздается Десятикратно <…>» (Сура «аль-Ана’ам» 6/160).

Но кроме дневной молитвы, пятница знаменита и своим «временем согласия» (которое также можно застичь в последней трети её ночи), в течение которого Аллахом принимаются все просьбы, за исключением нехороших желаний.

В тот отрезок времени ангелы наблюдают за молящимися. «Время согласия в пятницу подобно священной ночи аль-Кадр в месяц Рамазан»! Об этом времени поведал также Ка’б Малик: «Если группа людей, договорившись, разделится для постоянного вознесения молитв в пятницу, она легко застанет время согласия» (Джанан, Кутуб-и Ситте, 12/501).

Как раз в пятничную ночь благочестивый Якуб (алейхиссалям) просил прощение у Бога за вину перед своим сыном Юсуфом, совершённую другими его детьми (Сура «Юсуф», 12/98).

Как день восхождения на гору Арафат считается кульминационным моментом Хаджа, заключающим в себе всё счастье и благо данного ритуала — так и пятница является светлой точкой среди остальных дней недели. Её загрязнение отражается на других днях.

В день Собрания мы стремимся как можно чаще упоминать имя Всевышнего Аллаха, прославляя Его, а также имя Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), последнего в череде пророков, научившего нас великой благодати — Исламу. Мы оставляем повседневные заботы на время собрания в мечети.

Сопричастные тайне объединения сердец, с произношением одних и тех же священных слов мы все вместе устремляемся в божественную обитель. Совершая коллективное богослужение и слушая проповеди и выступления хатибов и улемов, мы, тем самым, усиливаем свои братские отношения, поддерживаем согласие в среде мусульман и шире — способствуем укреплению мира в целом.

Таким образом, на нас, мусульман, лежит священная обязанность — с ещё большим усердием использовать пятницу, как и другие священные дни и ночи, для единственной цели нашего создания — поклонения Всевышнему (Сура «аз-Зарият» 51/56).

Не будем забывать, как верно подмечено в пословице, что «пятница — это мера недели, Рамадан — года, Хадж — жизни». Так давайте опережать друг друга в добрых делах!
Муса Хабиб
Источник: islam-penza.ru


This post has been viewed 6273 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пятничная хутба

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru