ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Сакральные тайны смерти и могилы > САКРАЛЬНЫЕ ТАЙНЫ СМЕРТИ И МОГИЛЫ. ИМАМ АЛЬ ГАЗАЛИ

САКРАЛЬНЫЕ ТАЙНЫ СМЕРТИ И МОГИЛЫ. ИМАМ АЛЬ ГАЗАЛИ

Часть 20: Аяты и хадисы, касающиеся темыУРОК 20. АЯТЫ И ХАДИСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ТЕМЫ

Наш Всевышний Господь в Священном Коране о павших в борьбе за веру, шахидах, сказал: «Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего, радуясь тому, что Аллах даровал им [в раю] по милости Своей, радуясь тому, что нет причин для страха и печали у тех, которые еще не присоединились к ним» («Али Имран», 3/169-170). После того, как были убиты главные из вождей племени Курайш в сражении при Бадре, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) обратился к ним: «О такой-то человек, такой-то человек и такой-то человек! Я нашёл и увидел то, что обещанное мне моим Господом является истинным. А вы нашли то, что обещанное вам моим Господом является справедливым и истинным?».

Тем, кто спросил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям), обращается ли он к ним, несмотря на то, что они умерли, он ответил: «Клянусь Аллахом, в чьей власти моя жизнь, они, воистину, слышат гораздо лучше вас моё обращение к ним. Но, к сожалению, они не могут ответить». Эти слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) есть доказательство того, что и души язычников, то есть плохие души, также вечны. В то же время, поскольку душа отличается постоянством, она может воспринимать, понимать и распознавать то, что сказано. Более того, приведенные аят и хадис показывают, что души шахидов являются в этом смысле постоянными и то, что они вознаграждены. Следовательно, умерший умирает как счастливый человек, которым доволен Аллах, или как несчастный, которым Аллах не доволен.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) в другом хадисе сказал: «Могила является или одной из пропастей ада, или одним из садов рая». Этот хадис сообщает нам следующую истину. Факт, именуемый смертью, означает изменение положения и состояния человека, плохого или хорошего, который в момент своей смерти сразу же встречается лицом к лицу со своим положением. Хотя, возможно, другие муки могут наступить позже, но суть самого наказания, или воздаяния, ни в коем случае не будет откладываться.

Передано Анасом (радыйаллаху анху), что Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) говорил: «Смерть – это Конец света. Если кто-то умер, значит, для него уже наступил Конец света». В другом хадисе сказано: «Когда кто-то из вас умрёт, то ему каждый день, утром и вечером, до самого Судного дня будет показываться его место. Если умерший человек относится к обитателям рая, то до самого Судного дня утром и вечером ему будут показывать это место. Если же он – обитатель ада, то ему до самого Судного дня будут показывать его место в аду и говорить: «Так вот, это и есть твоё место». И так будут продолжать говорить до тех пор, пока он не воскреснет в Судный день».

К тому же, знание об ожидающих нас в каждом из этих мест – в раю или аду – благах или страданиях уже сейчас не является тайной. Положение в каждом из этих двух мест, в сущности, раскрыто благодаря имеющимся доказательствам. Абу Кайс говорил: «Мы вместе с Алкамой присутствовали на каких-то похоронах. Алкама сказал нам: «Вот у этого покойника, которого вы видите, мир перевернулся». Значит, тот человек, с того момента увидел истины, которым он не придавал значения и которыми пренебрегал, будучи живым. Однако возможность возвращения теперь не в его руках.

Благородный Али (радыйаллаху анху) говорил так: «Не может быть и речи о том, чтобы кто-либо, ещё живя на земле, расстался бы с жизнью, не узнав предназначенного ему места в раю или в аду. Ему непременно будут показаны эти места». Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил так: «Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал так: «Если кто-то умрёт одиноким и без покровителя, то умрёт, будучи шахидом. В то же время он будет спасён от жестоких мук могилы. В то же время, включая утро и вечер, ему будут приносить его пропитание из рая».

А Масрук говорил так: «Я не завидую ничему в такой степени, как положению му`мина в могиле. Ибо му`мин, избавившись от земных печалей и трудностей, перешёл к отдохновению. И одновременно он гарантировал себе защиту от наказания Аллаха».

Йа`ла бин Валид говорил так: «Я шёл вместе с Абу Дардой (радыйаллаху анху). Я спросил у него: «Что бы ты пожелал человеку, которого любишь?». А он сказал: «Смерти!» Затем я спросил: «А если человек ещё продолжает жить, то что бы ты пожелал для него?». Он ответил: «Я пожелаю, чтобы у него было малое количество имущества и детей». Тут пожелание смерти для любимого Абу Дардой (радыйааллаху анху) человека происходит оттого, что никто, кроме му`мина, не любит смерти. Ибо смерть для му`мина означает избавление от тюрьмы, достижение свободы. Точно так же пожелание малого количества имущества и детей происходит оттого, что они служат причиной раздора. Они являются средствами большой привязанности к жизни, к мирскому.

Поистине, из-за сильной привязанности человека к тому, с чем он, в конце концов, расстанется вполне определённо и твёрдо, момент расставания бывает довольно трудным и вызывает нестерпимые муки, страдания и душевную боль. Человек однажды определённо расстанется со всем. И это, без сомнения, произойдет с наступлением смерти. Вот почему Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) сказал: «В сущности, положение му`мина, когда он вручает душу Богу, таково, что напоминает арестованного, который, попав в тюрьму и проведя там ночь, потом отпускается на волю. Так же, как выпущенный на волю арестант, выйдя в огромный мир, гуляет и посещает много мест, му`мин в тот момент, когда вручает душу Богу, освобождается из заключения и обретает свободу».

Так вот, человек, который, главным образом, делает приготовления к своей вечной жизни, старается отдалиться от мирской жизни и старается решительно порвать свои связи с ней, не думает ни о чём, кроме как об упоминании имени Аллаха. Всё, чем он занят, – это Господь и Его предписания. Ведь мирские занятия являются помехой его встрече с истинным Возлюбленным. Точно так же, как заключение является преградой между человеком и тем, кого он любит, земная жизнь создаёт барьер между Господом и теми, кто желает соединиться с Ним. Ибо сопротивление человека мирским желаниям, естественным потребностям организма причиняет ему страдания и огорчения. Однако вместе с наступлением смерти му`мин освобождается от всех трудностей, доставлявших ему муки и страдания. Он оказывается выпущенным на волю из заточения. Теперь он получил возможность быть наедине со своим возлюбленным Господом. Теперь он, освободившись от всех трудностей и печалей, не имея никаких преград, испытывает чувство наслаждения и удовольствия от встречи со своим Господом. Возможно ли для какого-то му`мина представить большее счастье, удовольствие и благо, чем это?

В сущности, понятия блага и счастья означают то, что человек получил желаемое. Наш Всевышний Господь известил нас об этом так: «Мы — ваши друзья и в этой, и в будущей жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души, для вас там то, чего попросите в качестве угощения от Прощающего, Милосердного» («Фуссылят», 41/31-32).

Именно этот аят нашего Господа является одним из объемлющих аятов с точки зрения раскрытия смысла и духа райских удовольствий. Самой большой мукой является то, что человек не сумел получить желаемое им.

Например, наш Господь сказал так:

«Но между ними и их желаниями воздвигнута преграда, как это было сделано раньше для подобных им. Воистину, они были в гнетущем сомнении» («ас-Саба», 34/54).

Вот и этот аят также является лишь одним из аятов, охватывающим и передающим смысл того, почему будут ужасными муки, которые испытают на себе обитатели ада. Люди, отвергающие и не признающие Аллаха, в день Страшного суда пожелают увидеть пользу того, во что они поверили после своей смерти. Поэтому они пожелают спасти себя от огня ада, и потом будут желать и просить рая. Они захотят, вернувшись на землю снова, совершить там благодеяния и праведные поступки, однако всё это для людей, отрицающих Аллаха, будет уже ничем иным, как пустыми надеждами. Ибо они упустили свое время, не воспользовавшись им.

Человек, павший смертью шахида, едва успев вручить свою душу Аллаху, безо всякого промедления видит и осознаёт приготовленные для него блага и милости. Более того, для них это видится ясным, по словам обладателей сокровенного знания, посредством света крепкой веры, называемой «достоверным познанием Аллаха – якин», почти так же, как видят глаза человека. Им открыто показывается эта сторона события. Все хадисы о шахидах сообщают нам об этой истине. Более того, каждый хадис, имеющий отношение к данной теме, сообщает информацию, имеющую отношение к бесконечным благам и милостям, которых удостаиваются шахиды, при помощи различных толкований, диалогов и высказываний. Например, мать всех правоверных благочестивая Айша (радыйаллаху анха) сообщает: «Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) сказал Джабиру, отец которого пал смертью шахида в сражении при Ухуде:

«О Джабир! Не хочешь ли ты, чтобы я сообщил тебе благую и радостную весть?». Тот ответил: «Да продолжит Аллах сообщать тебе с добром свои благие вести! Изволь, сообщи!» И тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал о положении его отца, павшего шахидом: «Всевышний Аллах оживил твоего отца и сказал ему следующее: «Раб мой! Если у тебя сейчас есть что-либо, чего тебе хочется, то проси у Меня, и Я дам тебе то, что ты пожелаешь». В ответ на это твой отец сказал так: «О мой Господь! Я не смог поклоняться Тебе и совершать поклонения так, как Ты этого заслуживаешь. Моё пожелание заключается в том, чтобы Ты вновь послал бы меня на землю, чтобы я вместе с Твоим Пророком сражался в его рядах и смог бы во второй раз пасть смертью шахида на Твоём пути». А Всевышний Аллах сказал твоему отцу так: «Ещё прежде был Мой приказ относительно того, чтобы ты не был возвращён вторично на этот свет».

Ка`б аль-Ахбар рассказывал: «В раю появляется плачущий человек. Его спрашивают: «Сейчас ты находишься в раю. Что заставляет тебя плакать здесь?». А он говорит: «Я плачу потому, что был убит только один раз на пути Аллаха. Сейчас моё единственное желание – вновь вернуться в мир и многократно принять смерть шахида, пребывая на пути Аллаха». Истина этого вопроса заключается в том, что сразу после смерти му`мин видит все величие и могущество Всевышнего Господа. А мир просто похож на очень тесную тюрьму. Положение человека в этом мире сродни положению арестанта, заключённого в темницу. Вдруг из этого тёмного заточения открывается дверь в розовый сад, которому нет конца и края. Этот сад настолько огромен и широк, что глаз человека не может видеть, где он заканчивается. В нем есть деревья и цветы самых разных видов, прекрасные розы и плоды, повсюду щебечут птицы с разноцветным оперением. Человек, который был заперт в заточении, увидев через открывшуюся дверь этот сад, красоту которого невозможно описать и объяснить словами, ни в коем случае не захочет вернуться опять в темницу.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) раскрывает эту истину через такой пример: «Об умершем человеке можно сказать так: «Этот человек, покинув землю, бодрствовал всю ночь здесь, а семью оставил на земле. Если он доволен этим местом, куда пришёл, то его не обрадует мысль о возвращении вновь на землю. Точно так же, как кто-то из вас после своего рождения не захочет вернуться вновь в материнское чрево».

Из этого хадиса следует, что чем является для человека чрево матери по сравнению с миром, тем же является для него и вечная жизнь по сравнению с жизнью на земле. Значит, человек, увидевший жизнь в потустороннем мире, не захочет возвращения в этот мир. Каким тёмным является для человека материнское чрево по сравнению со вселенной, точно так же мрачна Вселенная по сравнению с жизнью в вечном мире. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал:

«Положение му`мина на земле точно такое же, как у плода в материнском чреве. Выйдя из материнского чрева, он плачет оттого, что его извлекли оттуда, но когда он увидит свет и будет помещён на своё место, то не пожелает вновь вернуться на старое место».

Так же и му`мин. Вначале он боится смерти, у него шевелятся волосы от ужаса перед ней. Однако, достигнув Господа своего, он уже не желает возвращаться на землю ещё раз, так же как младенец не желает вновь возвращаться в лоно материнского чрева. Когда Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) говорили, что какой-то человек умер, он говорил: «Хорошо, если так, значит, человек или удалился, чтобы отдохнуть, или избавились от него».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям), сказав, что человек «удалился для отдыха», имел в виду то, что какой-либо верующий человек ушел, чтобы отдыхать от этого мира. Когда он сказал: «от него избавились», он подчеркнул, что умер грешный, дурной человек. Он обратил внимание на то, что люди, страдавшие из-за него, и которым он причинял беспокойство, избавились от его дурных поступков и обрели спокойствие. Ибо люди, живущие на земле, с этого времени находятся в безопасности от его злодеяний.

Абу Амр говорил так: «Когда мы еще были детьми, к нам пришёл ибн Умар (радыйаллаху анху). По пути он увидел какую-то могилу, на поверхности которой обнажился череп. Он сказал кому-то, чтобы этот череп прикрыли землёй. Тот так и сделал. Затем ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Вы видите эти проступающие из земли тела? Пожинают возмездие не они. Подвергаются наказанию только их души. И это возмездие для душ будет длиться до самого Судного дня».

Амр бин Динар сказал так: «Каждый умерший человек, до того как его похоронят в могиле, находясь среди членов своей семьи, видит и знает обо всём происходящем. Он знает о том, что его моют, заворачивают в саван, а он на них всё смотрит и смотрит». Малик бин Анас говорил так: «По сведениям, дошедшим до меня, души му`минов свободны. Они гуляют, направляясь туда, куда им хочется».

Нуман бин Башир рассказывал так: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям), стоя на минбаре, сказал: «Да будет вам известно, что у дольнего мира осталось времени настолько мало, насколько нужно места мухе в земном пространстве. Предостерегаю вас относительно ваших братьев, находящихся в могилах. Ибо дела ваши предъявляются и показываются им».

Передано от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что благородный Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) сказал так: «Не позорьте своих умерших скверными деяниями. Ибо ваши поступки показываются и предъявляются умершим и находящимся в могилах друзьям». Поэтому Абу Дарда (радыйаллаху анху) обращался к Аллаху со такой ду’а: «Мой Аллах! Я прибегаю к Твоей помощи и ищу спасения у Тебя от того, чтобы я совершил какой-нибудь поступок, из-за которого я мог бы опозориться перед моим дядей Абдуллахом бин Равахой (радыйаллаху анху)».

У Абдуллаха бин Амра бин Аса спросили: «Куда отправляются души после того, как му`мины умирают?». Он ответил: «Души му`минов находятся в зобу белых птиц под семью небесами. Души же непокорных, отрицающих Аллаха людей находятся под семью слоями земной тверди». Абу Саид Худри (радыйаллаху анху) говорил так: «Я слышал, что Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) говорил: «Умерший человек узнаёт тех, кто его мыл, переносил и опускал в могилу».

Салих аль-Мурри говорил так: «Я узнал, что в момент смерти души собираются вместе. Души других умерших задают душе только что умершего человека вопрос: «Каково твоё место? В каком из двух видов тел ты находился – в чистом, безгрешном теле или же в плохом, дурном?».

Убайд бин Умайр говорил так: «Обитатели могил постоянно ждут известий. Когда приносят какого-нибудь умершего, обитатели могил спрашивают о ком-нибудь: «Что делает такой-то человек? Как он?». А только что похороненный отвечает им: «Прошло много времени с тех пор, как умер тот человек. Разве он не явился к вам? Разве он не был представлен вам?». На это они отвечают: «Все мы пришли от Аллаха и к Нему же вернёмся». И они говорят: «Его увели в какое-то место, находящееся вне нашего местопребывания. Он и на земле не был вместе с нами».

Джафар бин Саид говорил так: «Когда умирает кто-то, у которого был ребёнок, умерший до него, то этот ребёнок встречает его». А Муджахид говорил так: «Поистине, то, что ребёнок умершего – праведный и порядочный, сообщается человеку в могиле как благая весть».

Абу Аюб аль-Ансари (радыйаллаху анху) передаёт: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал так: «Когда му`мин вручает свою душу Аллаху, то так же как в дольном мире он встречает того, кто принёс благую весть, его встречают находящиеся у Аллаха милосердные ангелы и говорят: «Дайте время, чтобы ваш брат отдохнул, как следует, так как он находился в тяготах и страданиях».

Когда человек попадает в могилу, обитатели кладбища, собравшись у его изголовья, задают ему такие вопросы: «Что сделал такой-то человек? Как поступила такая-то женщина? Вышла ли замуж такая-то женщина?». Если же у него спросят о каком-нибудь человеке, умершем до него, а он ответит им так: «Тот человек скончался до того, как я умер», – то обитатели могил скажут: «Мы являемся рабами Аллаха, и к Нему мы возвращаемся. Значит, его отвели в место, которое называется адом».
Источник: Azan.kz

This post has been viewed 110 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Сакральные тайны смерти и могилы

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2018 — Madrasah2.ru