ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Светочи Уммы, Читальный зал > К 100-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО УЧЕНОГО

К 100-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО УЧЕНОГО

ВЗГЛЯДЫ ШИГАБУТДИНА МАРДЖАНИ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Продолжаем публикацию глав из книги, изданной в 1915 году во время подготовки к 100-летию выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889) Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова. 

 Когда Марджани начал изучать грамматику арабского языка, ему было не более 9 -10 лет. После случившегося он уяснил для себя, что главное в учебе вникнуть в суть темы урока, развивать в себе способность мыслить и анализировать. Мальчик с тех  пор приучал себя к поиску ответов на вопросы наставника, сосредотачивать свое внимание и вести поиск знаний помимо тех книг и учебников, которые рекомендовал преподаватель. Прекрасно усваивая уроки, его одноклассники, опирались лишь на написанное в книгах, но тем не менее они не были способны достичь в науке особых вершин. Не в пример им Марджани сумел избежать подобной ограниченности, а потому то  и превзошел всех. Таким образом Марджани благодаря старанию и усидчивости уделял больше времени занятиям, но при этом у него не все складывалось так гладко как это могло показаться. Дело в том, что во внеурочное время на его плечи ложилась большая ответственность по хозяйству, так как он был старшим ребенком в семье. Большую часть его свободного времени отнимал тяжелый труд на подворье, помимо этого на нем было и воспитание младших. Так что самое драгоценное его время, которое можно было бы с удовольствием использовать в учении, проходило, как говорится, в этом смысле непродуктивно, и растрачивалось по мелочам. Большей частью ему удавалось выкроить время для посещения медресе в ночью, когда детей укладывали спать, и все работы на подворье были уже выполнены. Это было связано и с тем обстоятельством, что его родная мать скончалась в расцвете сил, а у мачехи было много детей и вполне естественно,  все это сказывалось на  положении мальчика в семье. Марджани вспоминая свои юные годы, рассказывал о том, что домашние дела и забота по хозяйству, воспитание детей и присмотр за ними подчас не давали ему возможность  выкроить время для учебы, сложно было и найти взаимопонимание с мачехой, поэтому на всю жизнь ему запомнились его тайные отлучки из дома, когда он глубокой ночью спешил в медресе. Его преследовал страх повстречаться с уличными собаками, которые всячески норовили напасть на него и причинить ему вред.

 Довольно часто у него возникали конфликты с мачехой, и тут за нее заступался отец и часто это завершалось наказанием для мальчика. Так однажды, делясь с шакирдами впечатлениями о своем детстве, Марджани заметил с грустью: «При воспитании своих детей ни в коем случае не давайте волю рукам. Нельзя бить и истязать детей. Нужно стремиться воспитывать их мягко и избегать нанесения им побоев. Причем ни в коем случае нельзя бить по голове и плечам ребенка. Так как можно нанести вред головному мозгу, что отрицательно скажется на умственных способностях и памяти ребенка. Мне в юные годы частенько доставалось от отца, вследствие этого у меня возникали проблемы со здоровьем и это негативно сказалось на моей памяти».

В преклонном возрасте Марджани  отмечал и то обстоятельство, что рано лишившись матери и пребывая на попечении мачехи, извлек некоторую пользу от этого, в частности, он говорил: «Несмотря на то, что в юности мне не хватало материнского тепла и нежности, это было  своего рода Божьей милостью я  приучился самостоятельности, во всем полагаться только на свои силы и стараться делать все хорошо. Меня окружали ребята, которые постоянно ощущали поддержку со стороны своих родителей. Они не смогли достичь совершенства в учении. У меня тоже была возможность остаться на их уровне. Во всех начинаниях есть благое, которое ниспосылается человеку от Всевышнего и когда я задумываюсь об этих трудностях в своей жизни, я всегда благодарю Аллаха».
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 865 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru