ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы, Читальный зал > К 100-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО УЧЕНОГО

К 100-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО УЧЕНОГО

КАК МАРДЖАНИ НАВОДИЛ ПОРЯДОК В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ 

Духовным управлением мусульман РТ текущий год объявлен годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889). Научные труды Ш.Марджани, его сочинения не утратили своей значимости и в наше время и охватывают различные аспекты Ислама, истории, культуры и жизни татарского народа.

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова. Продолжаем публикацию глав из этого очерка.

Один из учеников Марджани мела Хабибелназар бин Габделкафи пишет в своих воспоминаниях: «Марджани с интересом прочитывал множество книг, при этом он не принимал каждое слово за чистую монету и критически относился к написанному. На моей памяти однажды он размышляя о разночтениях двух крупных ученых по какой-то проблеме, не найдя четких доводов, отдал предпочтение одному из них и обратился по данному вопросу к своему отцу, на что последний жестко заметил: «Не твоего ума дело разбирать — кто из ученых мужей здесь прав, а кто ошибается!»

Даже после этого хазрати Марджани продолжил критически анализировать эту проблему, переворошил уйму книг с целью определить истину. Воспринимать все внимательно и с критической точки зрения было характерно для Марджани с молодых лет. Становится очевидным, что его исследовательские способности проявились очень рано и развивались быстро. К 19-20 годам он свободно ориентировался во многих проблемах и мог оценить глубину знаний не только простых мулл, но и известных  авторов книг.

Все, что было написано здесь до этого, касалось обучения Марджани в сельском медресе, а сейчас настал черед рассказать вкратце о его преподавательской деятельности и научном творчестве. Марджани по своим умственным способностям, стремлению к наукам очень быстро обратил на себя внимание своих однокашников-шакирдов и учителей. Уже с 17 лет он начал давать уроки в медресе, которым руководил его отец. Приступив к преподавательской деятельности, он много размышлял по вопросу содержания уроков, критически относился к методике преподавания, стремился навести порядок в системе обучения, его особенно беспокоила бессистемность в обучении. Поэтому он постепенно начинает вносить изменения в систему организации некоторых уроков. Он поделился своими идеями по этому поводу с отцом и не нашел у него поддержки. Убедившись в своей правоте, Марджани по своему начал вести преподавание отдельных дисциплин. Первым предметом, который больше всего он уделил внимание, была грамматика персидского языка. Его раздражало то, что правила арабского языка изучались по персидским книгам, и шакирдам приходилось нелегко, так как это вносило большую путаницу в усвоении материала. Он решительно приступает к внесению изменений. Он сам пишет учебник грамматики и приступает обучать по-новому.

Вот как пишет в своих воспоминаниях об этом Садретдин  хазрат: «Марджани с раннего детства рос смышленым и умным. Прежде чем приступить к какому-либо делу он тщательно продумывал все детали. Поэтому ему по мере сил часто приходилось изменять все то, что ему не нравилось. К примеру, в медресе своего отца Багаутдина, где он получил образование, приступив в 17 лет к обучению шакирдов, он начал с того, что переработал учебники грамматики и морфологии арабского языка, которые, на его взгляд, не отличались совершенством. Кроме того, он написал книгу для детей, в которую включил некоторые ду’а и руководство по совершению религиозных обрядов». 


ШИГАП ХАЗРЯТ В МОЛОДОСТИ УВЛЕКАЛСЯ БОРЬБОЙ И ПРЕДПОЧИТАЛ БОРОТЬСЯ С НАСТОЯЩИМИ БАТЫРАМИ

О деятельности Марджани в сельском медресе его сын Бурханутдин нам поведал следующее: «Когда Марджани работал там, он понял, что имеющиеся учебники по вопросам вероубеждения и религиозных ритуалов не отвечают требованиям, что ему, конечно же, не было по душе, и до отъезда в Бухару он даже предпринял попытку внести изменения в этом вопросе. Об этом позже он писал: «В молодости мне пришлось написать небольшой сборник на нашем родном языке по данной проблематике, однако по прошествии лет, сколько бы я ни искал этот свой сборник и не спрашивал его у пожилых людей, не смог найти». Этой идеей он был увлечен до отъезда в Бухару, а позже, когда он стал заниматься серьезными трудами по фундаментальным вопросам вероубеждения, истории, у него уже не было возможности обращаться к этим проблемам, и он позабыл о них. После возвращения из Бухары он уже не обращался к ним».

Вот как пишет об этом мелла Хабибулнаджар хазрат в своем письме: «Когда Марджани был в возрасте 12-13 лет, он написал брошюру по теме требований к намазу на нашем родном языке. Однажды покойный сын Марджани Махмуд махдум принес показать эту брошюру в медресе и сказал: «Вот эту книжку мой отец написал, будучи совсем юным». В то время мы с интересом осмотрели ее, а вот переписать не догадались. А ведь она сегодня была бы бесценном сокровищем.

 Его стремление в столь юном возрасте внести поправки в систему обучения, в которой были изъяны, свидетельствует о том, что у него уже тогда были смелость и решительность».

Нам доподлинно не известно, одна и та же ли это книжка, про которую упоминают Бурхан хазрат и Хабибулнаджар хазрат. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что в последнее время издается много книг по грамматике и иных научных изданий, которые превосходят по количеству труды самого Марджани. При этом надо учесть, что 17- 18 летний шакирд из какого-то сельского медресе в те далекие времена, когда среди людей не было даже мысли об обновлении и преобразованиях, осознав важность этой большой работы, стал внедрять в начальную школу эти идеи, и тем самым, сделал первый шаг. В общество только-только начали проникать идеи прогресса и обновления. Но как этот шакирд из простого сельского медресе, который ни разу не покидал свою деревню, не был знаком с научными идеями, взялся за это важное дело. И это, конечно же, было необычно и совершенно ново. Что же явилось толчком и первопричиной того, что идеи прогресса и обновления возникли у этого молодого человека? Быть может, этому способствовали его родители или условия воспитания? А может его личные качества? Или имели значение те редчайшие книги из личной библиотеки его отца и деда, с которыми он не расставался, или его постоянные занятия по самообразованию? Ответа на поставленные вопросы мы не нашли.

Садретдин хазрат об образе жизни Марджани до его поездки в Бухару дает такие сведения: «Марджани с юных лет выказывал способности к науке и все интересное записывал в специальную тетрадь, причем все записи он делал только на арабском языке. Однажды наш отец очень высоко отзывался об учебе в Бухаре и вспоминал о годах пребывания там. Марджани записывал все в свою тетрадь. В ту пору он увлекался стариной и дотошно интересовался данной тематикой. Вблизи от нашего жилья находилось старинное захоронение, и он ходил туда чтобы изучать надписи на надгробиях. Надгробие для своей матери он выполнил и установил самостоятельно. Уже в то время он держал себя с достоинством, как ученый, говорил, тщательно обдумывая слова. Любил одеваться как ученые мужи и имамы. Ему нравилось вести беседы на научные темы с дедом и отцом, знатоками и учеными, он также отдавал предпочтения научным дискуссиям, в ходе которых извлекал для себя много полезного и обогащал свой кругозор. Он стремился добраться до сути предмета, любил превзойти всех в учебе и быть первым. Много времени он отдавал учению, чтению книг, и на отдых у него оставалось очень мало времени. Во время праздника Сабантуй он любил состязаться в национальной борьбе, но не участвовал в общественных мероприятиях и не водил близкую дружбу со своими ровесниками. Его участие в борьбе было связано, прежде всего, со стремлением быть выше своих соперников. Выходить на майдан он предпочитал с тем батыром, кто считался фаворитом, а не с поверженным соперником».
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 590 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru