26.04.2024

Кто они - первые наставники и учителя Ш.Марджани в Бухаре?КТО ОНИ — ПЕРВЫЕ НАСТАВНИКИ И УЧИТЕЛЯ Ш. МАРДЖАНИ В БУХАРЕ?

 С момента начала путешествия Марджани из его родных мест до города Троицка не произошло чего-либо примечательного. Во всяком случае об этом не сохранилось никаких свидетельств. Караван, в составе которого ехал Марджани, продолжил свой путь, а сам он на несколько месяцев остался в городе. Он принимал участие в меджлисах, встречался с учеными, принимал участие в беседах на различные темы. Вот как описывает Марджани свое пребывание в Троицке: «Я повстречался в Троицке с ученым муэдзином, который был хорошо знаком с трудами Габденнасира Курсави и испытывал к нему искреннее уважение. Однажды в беседе по вопросам веры муэдзин выразил мне свое восхищение  его взглядами по этому вопросу. Я возразил муэдзину, что Курсави в некоторых моментах высказывал противные взгляды последователям Сунны и правоверным. Учитывая то обстоятельство, что подобные речи вредят Шариату, амир Бухары даже приговорил его к смерти. Курсави избежал казни только в результате побега из Бухары. С этим муэдзином мы вели продолжительные беседы. Пусть Аллах Та’аля возблагодарит этого муэдзина и будет доволен им за то насколько его взгляды были верны, а мои мысли были справедливы. Я впервые услышал о Курсави столь восторженную оценку из уст этого муэдзина».

 

 Во время пребывания в Троицке Марджани встретил своего односельчанина из деревни Ташкичу, который радушно встретил его и принимал у себя. Впоследствии Марджани очень тепло отзывался об этом человеке и часто упоминал его и говорил: “Жив-здоров ли этот человек, который так был обходителен с нами? Если он здоров, всех благ ему, а если отошел в мир иной, желаю побывать на его могиле”. (эти слова нам передали в Троицке, к  сожалению, имя этого человека не сохранилось в памяти)

 

Когда Марджани был в Троицке, ему в голову пришла новая идея, связанная с предстоящей его жизнью в Бухаре, с материальным обеспечением его существования там.

 

Как известно, материальное состояние его отца-сельского муллы было среднего достатка. Тех денег, которые он выдал сыну, отправляя в Бухару, по расчетам должно было хватить на то, чтобы снять комнату, обустроиться и жить в первое время. Поэтому Марджани задумался о том, как приумножить свои имеющиеся средства. Вот как пишет в своих воспоминаниях Садретдин хазрат: “ Марджани с юности стремился, предворяя свое будущее, обеспечить себя материально. Во время поездки в Бухару он на имеющиеся у него деньги приобрел в Троицке небольшой сундучок, а также разукрашенную посуду, разные шкатулки. Все это он продавал в пути и по прибытии в Бухару. На вырученные деньги ему удалось снять в Бухаре жилье.”

 

Из Троицка Марджани отправился верхом на верблюде. Он наблюдал за жизнью и бытом киргизов и казахов. Находясь в седле, можно было также рассматривать и читать  книги. Он впоследствии рассказывал, что в пути заучил книгу “Акаид Насафи”. С той поры он взял в привычку брать с собой в дорогу книги и не расставался с ними всю жизнь, об этом упоминают все, кто близко знал ученого. Люди, искренне преданные знаниям , науке, для которых бесконечно дорога жизнь, поступают точно как он.

 

Во время поездки, ему удалось побывать в жилище киргиза. Прознав, что гость является ученым, хозяин попросил его прочитать суру “Табарак”. Марджани прочитал суру “Ясин”, после чего киргиз в восторге сказал: “Вот этот молодой нугай очень образован, он даже знает суру “Ясин” и стал его нахваливать.

 

Спутники Марджани – торговые люди, в селениях киргизов, останавливались на три-четыре дня, а порой в некоторых местах задерживались на неделю или даже на десять дней. Они вели торговлю, скупали сырье и скот. Потому время в пути между Троицком и Бухарой растянулось на целых три месяца. За это время он побывал на различных торжественных мероприятиях и меджлисах, где встречался и беседовал со старейшинами киргизов, слушал их рассказы и обогащался впечатлениями.

 

Уже с того времени, возможно, Марджани испытывал интерес к астрономии, в частности, обращал внимание на появление луны на небосводе, делал расчеты, позволяющие вычислить начало уразы. По этому вопросу он помечает в записях: “В Священный Рамадан мы вошли на день раньше и начали соблюдать уразу раньше”.По прошествии семи месяцев после выезда из своей деревни Ташкичу (6 шавваля 1254 года по хиджре или 12 декабря 1838 года по милади) Марджани благополучно добрался до Бухары.

 

 

Размещение в Бухаре. Учителя и наставники. Впечатления о порядках царивших в Бухаре. Учеба. Образ жизни.

 

 

   После прибытия в Бухару Марджани потребовалось пристроиться в какое-либо медресе, решить вопрос с жильем. Несмотря на то, что медресе в Бухаре и жилье для шакирдов содержалось на средства вакфа, по давнему обычаю приезжие шакирды должны были приобретать комнаты для проживания на собственные деньги. Их примеру последовал и Марджани, который на свои деньги выбрал комнату поскромнее рядом с медресе “Ишани халифа Ниязкули” стоимостью 35 рублей и позднее стал брать уроки у самого почтенного мударриса и крупного дамуллы ученого-наставника по имени Мирзасалиха Агляма ибн Надирмухаммада бин Габдуллы аль-Фиргани аль Худжанди. Однако этот дамулла Мирзасалих через некоторое время скончался, и Марджани стал брать уроки у нескольких известных в Бухаре мударрисов. Здесь считаем уместным привести некоторые сведения о тех учителях, у которых Марджани брал уроки в Бухаре:

 

-Уже упомянутый выше, дамелла Мирзасалих Аглям к тому времени был кадием Бухары. Большую часть времени он давал уроки. Благодаря своим знаниям и уровню образованности он был удостоен звания “Аглям” т.е. “самый просвещенный, самый ученый”. Он был наставником отца Марджани – Багаутдина хазрата, а также являлся наставником самого Марджани. Он достиг восьмидесяти лет и умер в 1840 году.

 

-Дамелла Мухаммад бин Сафар аль Худжанди считался крупным мударрисом Бухары, причем у него были добрые отношения с правителями. Простолюдины называли его Магруф (Хаджибай). Позднее амир Бухары Хайдар присвоил ему имя Мухаммад. Вот как характеризует его в своих записках Марджани: “Чрезвычайно развитый, пытливый, острый на язык, с изысканным вкусом в выборе одежды, был высокого мнения о себе. В намазе он выполнял все с большим прилежанием, в вопросах веры достойно передавал объяснения носителей истины. Однажды его взаимоотношения с эмиром осложнились, он был отстранен от преподавания и терпел унижения”. Марджани очень  любил своего наставника и с прилежанием относился к тем наукам, которые преподавал ему учитель. Скончался он в 1850 (1267) году.
Продолжение следует, инша Аллаh.

Источник: islam-today.ru

2 thoughts on “К 100-ЛЕТИЮ ТАТАРСКОГО УЧЕНОГО

    1. Маша Аллаh! Скажите, он был суфийским шейхом? И это медресе, названное в его честь, до сих пор существует?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *