ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы > ПЕРЕПИСАННЫЕ НАБЕЛО СТРАНИЦЫ О ДОСТОИНСТВАХ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ

ПЕРЕПИСАННЫЕ НАБЕЛО СТРАНИЦЫ О ДОСТОИНСТВАХ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ

5 урок. Некоторые рассказы о нем и его достоинствах, часть 25 УРОК. НЕКОТОРЫЕ РАССКАЗЫ О НЕМ И О ЕГО ДОСТОИНСТВАХ, часть 2

Также аль-Хатыб привел слова Абу Вахба Мухаммада ибн Музахима, который сказал: я слышал, как ’Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил:
 

 «Если бы Аллах не спас меня посредством Абу Ханифы и Суфьяна, то я был бы, как все остальные люди».

 
Передал аль-Хатыб от Худжра ибн ’Абдуль Джаббара его слова: спросили аль-Касима ибн Ма’на ибн ’Абдур Рахмана ибн ’Абдуллаха ибн Мас’уда, хотел ли бы он стать одним из учеников Абу Ханифы. Он ответил:
 

 «Люди еще не садились в более полезные кружки знания, чем кружок Абу Ханифы».

 
А когда аль-Касиму предложили пойти к нему, он пришел на его урок, и с того дня стал неразлучным с ним сказав о нем:
 

 «Я не видел подобного ему. Абу Ханифа был очень набожным и щедрым человеком».

 
Передал аль-Хатыб от Ахмада ибн ас-Саббаха его слова: я слышал, как имама аш-Шафиʼи Мухаммад ибн Идрис говорил:
 

 «Имама Малика спросили: «Скажи, видел ли ты Абу Ханифу?» Он ответил: «Да, я видел такого человека, что, если бы он решил убедить тебя, что этот столб сделан из золота, он бы убедил».

 
Передал аль-Хатыб от Рауджа ибн ’Убада: я был у Ибн Джурейджа в 150-м году, когда к нему пришло известие о смерти Абу Ханифы. Он сказал слова истирджа’а[1] и очень  опечалился, а потом сказал:
 

 «Какое знание ушло…»

 
Передал аль-Хатыб от Дырара ибн Сурада: Язида ибн Харуна спросили:
 

 «Кто более знающий в фикхе: Абу Ханифа или Суфьян ас-Саури?». На что он сказал: «Суфьян более сведущий в хадисе, а Абу Ханифа более знающий в фикхе».

 
Передал аль-Хатыб от Абу Вахба Мухаммада ибн Музахима его слова: я слышал, как ’Абдуллах ибн Мубарак говорил:
 

 «Я видел среди людей превосходящего остальных в поклонении, видел самого богобоязненного из людей, самого знающего из людей, а также больше остальных знающего фикх. Что же касается того, кто поклонялся больше остальных, то это ’Абдуль ’Азиз ибн     Абу Раууад. Самый богобоязненный – аль-Фудайль ибн ’Ияд. Самый знающий – Суфьян ас-Саури.  А лучше всего знал фикх Абу Ханифа. Я не видел в фикхе людей, подобных ему».

 
Передал аль-Хатыб от Абу аль-Вазира аль-Марвази слова: сказал ’Абдуллах ибн Мубарак:
 

    «Если сошлись во мнениях Суфьян и Абу Ханифа, тогда кто может заменить их в вынесений фетв?»

 
Передал аль-Хатыб от ’Али ибн аль-Хасана ибн Шакика, что он сказал: ’Абдуллах ибн Мубарак говорил:
 

    «Если эти двое сойдутся на одном из мнений, то это и мое мнение тоже». Имеется в виду Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури.
Передал аль-Хатыб от ’Абдур Раззака, что он сказал: я слышал как ’Абдуллах ибн Мубарак говорил:
 

    «Если кому-либо следовало высказывать свое мнение, то это Абу Ханифа».

 
Передал аль-Хатыб от Бишра ибн аль-Хариса, который сказал: я слышал, как ’Абдуллах ибн Дауд сказал:
 

    «Если тебе нужны предания (хадисы), тогда тебе к Суфьяну, а если тебе нужны детали и тонкости, тогда тебе к Абу Ханифе».

 
Передал аль-Хатыб от Мухаммада ибн Башира, который он сказал:
 

    «Я посещал Абу Ханифу и Суфьяна. Когда я приходил к Абу Ханифе, он спрашивал меня:
     
    — Откуда ты пришел?

 Я отвечал:
 
 - Я иду от Суфьяна.
 
 Тогда он говорил:
 
 - Ты пришел от такого человека, что, если бы ’Алькама и аль-Асуад были живы, они бы нуждались в нем.
 
 А когда я приходил к Суфьяну, он также спрашивал меня:
 
 - Откуда ты пришел?
 
 Я отвечал ему, что иду от Абу Ханифы. На это он говорил:
 
 - Ты пришел от самого знающего фикх человека на этой земле».

 
Передал аль-Хатыб от Яхьи ибн Заббана, что он сказал:
 

 «Абу Ханифа сказал мне: «Жители Басры! Вы более набожны, чем мы, но мы лучше знаем фикх  чем вы».

 
Передал аль-Хатыб от Абу Ну’айма, что он сказал:
 

 «Абу Ханифа был тем, кто очень глубоко разбирал различные вопросы фикха».

 
Также передаются такие слова от Мухаммада ибн Са’да аль-Катиба: я слышал что ’Абдулла ибн Дауд аль-Хурайби говорил:
 

 «Мусульманам необходимо делать дуа за Абу Ханифу в своих намазах!» Затем он рассказал, как Абу Ханифа сохранил для них сунну и фикх.

 
Передал аль-Хатыб от Ахмада ибн Мухаммада аль-Бальхи его слова: я слышал, как Шаддад ибн Хаким говорил:
 

 «Я не видел никого, более знающего, чем Абу Ханифа».

 
Передал аль-Хатыб от Исма’иля ибн Мухаммада аль-Фариси, что он сказал: я слышал, как Маккки ибн Ибрахим упомянул Абу Ханифу, сказав при этом:
 

 «Он был самым знающим среди своих современников».

 
Передал аль-Хатыб от Яхьи ибн Ма’ина, который сказал: я слышал как Яхья ибн Са’ид аль-Каттан говорил:
 

 «Мы правда не слышали ничего лучше, чем мнение Абу Ханифы, и мы выбрали для себя большую часть его мнений».

 
Яхья ибн Ма’ин сказал:
 

 «Яхья ибн Са’ид придерживался фетв ученых Куфы, и из них он выбирал мнения Абу Ханифы и следовал им».

 
[1] «Инна лиЛляхи ва инна илейхи раджиʼун» («Мы все принадлежим Аллаху, и к нему наше возвращение»). Слова, которые произносятся в моменты горя и испытаний.

 

6 УРОК. НЕКОТОРЫЕ РАССКАЗЫ О НЕМ И О ЕГО ДОСТОИНСТВАХ, часть 3

 

Передаль аль-Хатыб от ар-Раби’а, что он сказал: я слышал, как имам аш-Шафи’и говорил:
 

 «В науке фикх все люди нуждаются в Абу Ханифе»».

 
Передал аль-Хатыб от Хармаля ибн Яхьи, что он сказал: я слышал как Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и говорил:
 

 «Люди нуждаются в пяти личностях. Кто хочет углубиться в вопросы фикха, тот нуждается в Абу Ханифе. Он был из тех, кто преуспел в фикхе. Кто хочет углубиться в поэзию, тот нуждается в Зухайре ибн Абу Сульма. Кто хочет углубиться в изучение военных походов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), тот нуждается в Мухаммаде ибн Исхаке. Кто хочет углубиться  в нахву (грамматику), тот нуждается в аль-Кисаи. А кто хочет углубиться в тафсир, тот нуждается в Мукатиле ибн Сулеймане».

 
Передал аль-Хатыб от Хаммада ибн Курейша такие слова: я слышал, как Асад ибн ‘Амр говорил:
 

 «То, что запомнилось из жизни Абу Ханифы – он на протяжении сорока лет читал утреннюю молитву с омовением, оставшимся от ночной молитвы (иша). И всю ночь стоя в намазе, он прочитывал Коран в одном рака’ате. Его плач по ночам был слышен соседям так, что они жалели его и сочувствовали ему. Передается также, что он прочитал Коран на том месте, где впоследствии умер, семьдесят тысяч  раз[1]».

 
Передал аль-Хатыб от Хаммада, сына Абу Ханифы, такие слова:
 

 «Когда мой отец умер, я попросил аль-Хасана ибн ‘Умара руководить его омовением. Он согласился, и, закончив омывать его, сказал: «Пусть Аллах смилуется над тобой и простит тебя! Ты постился на протяжении тридцати лет и не ложился на бок ночью в течение сорока лет. Ты усложнил задачу тем, кто придет после тебя, и пристыдил также курра (знатоков чтения Корана)».

 
Передал аль-Хатыб от Абу Юсуфа, что тот сказал:
 

 «Как-то раз я шел рядом с Абу Ханифой и услышал, как один человек говорит другому:
 - Это Абу Ханифа, он не  спит по ночам, проводя их в поклонении.
 Тогда Абу Ханифа сказал:
 - Клянусь Аллахом, я не хочу, чтобы люди говорили обо мне то, чего я не делаю.
 После этого он перестал спать ночью, и проводил ее в смирении, совершая намазы и дуа».

 
Передал аль-Хатыб от Хафса ибн ‘Абдур Рахмана такие слова: я слышал что Мис’ар ибн Кидам говорил:
 

 «Как-то ночью я вошел в мечеть и увидел человека, стоявшего в намазе. Я наслаждался его чтением Корана. Он прочел сначала одну седьмую часть Корана, после чего я подумал, что он сейчас сделает руку’, но он продолжал. Прочитав одну треть, потом     половину и так далее, он завершил Коран полностью в одном рака’ате. Приглядевшись, я узнал Абу Ханифу».

 
Передал аль-Хатыб от Хариджа ибн Мус’аба слова:
 

    «Четверо из имамов мусульман прочитывали Коран полностью в одном рака’ате. Это ‘Усман ибн ‘Аффан, Тамим ад-Дари, Са’ид ибн Джубайр и Абу Ханифа».

 
Передал аль-Хатыб от Яхьи ибн Насра его слова:
 

    «Во время месяца Рамадан Абу Ханифа прочитывал Коран полностью, вероятно, шестьдесят раз».

 Передал аль-Хатыб от Хиббана ибн Мусы, что он сказал: я слышал, как ‘Абдуллах ибн Мубарак говорил:
 

 «Я прибыл в Куфу и начал спрашивать о самом набожном человеке города. Мне отвечали: «Это Абу Ханифа»».

 
Передал аль-Хатыб от Сулеймана ибн ар-Раби’а такие слова: я слышал, что Макки ибн Ибрахим говорил:
 

 «Я много общался с куфийцами, но не видел среди них никого более набожного, чем Абу Ханифа».

 
Передал аль-Хатыб от ‘Али ибн Хафса аль-Баззара такие слова:
 

 «Хафс ибн ‘Абдур Рахман был компаньоном Абу Ханифы в торговле. Как-то раз Абу Ханифа отправил ему товар через людей и оповестил его через них,     что в таком-то товаре есть такой-то изъян. Он велел сказать ему: «Если будешь продавать его, непременно укажи на этот дефект». Хафс продал этот товар, но забыл указать на дефект и не мог вспомнить, кому продал товар. Когда Абу Ханифа узнал об этом, то отдал всю прибыль от отправленного товара в качестве милостыни».

 
Передал аль-Хатыб от Хамида ибн Адама слова: я слышал, как ‘Абдуллах ибн Мубарак говорил:
 

    «Я не видел никого, более набожного, чем Абу Ханифа».

 
Передал аль-Хатыб от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ар-Ракы, что он сказал:

 «Ибн Хубайра (Язид ибн ‘Умар ибн Хубайра, наместник Куфы, назначенный Омеядами) пытался уговорить Абу Ханифу принять должность судьи Куфы, но Абу Ханифа отказался».

 
Передал аль-Хатыб от Мугиса ибн Будейля, что Хариджа ибн Мус’аб сказал:
 

 «Абу Джа’фар аль-Мансур (халиф) вознаградил Абу Ханифу десятью тысячами дирхемов и вызвал его, чтобы вручить их ему. Абу Ханифа решил посоветоваться со мной и сказал:
 
 - Этот человек (то есть аль-Мансур) рассердится, если я откажусь их взять, а если я приму их, в мою религию войдет то, что мне ненавистно.
 
 Я сказал ему:
 
 - Эти деньги имеют для него большое значение,     поэтому, когда тебя вызовут, скажи: «Я нисколько не надеялся на правителя правоверных[2]».
     
    После этого его вызвали, и он сказал то, что я ему посоветовал. Когда о его ответе сообщили правителю, тот передумал, оставив деньги себе. После этого случая Абу Ханифа почти всегда советовался только со мной в своих делах».

 
[1] В «Тарих» аль-Хатыба (13/354) говорится «семь тысяч раз», и это более правильно.
 
[2] Возможно, имеется ввиду: а надеялся лишь на Аллаха.

Источник: Azan.kz


This post has been viewed 134 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru